Гонзага Камео
Гонзага Камео | |
---|---|
![]() Камея Гонзаги в Эрмитаже. | |
Высота | 15,7 см |
Ширина | 11,8 см |
Созданный | возможно, III век до н.э. |
Текущее местоположение | Санкт-Петербург , Россия |
Камея Гонзаги — эллинистическая гравированная жемчужина ; камея , разновидности capita jugata вырезанная из трех слоев индийского сардоникса , датируемая, возможно, III веком до нашей эры. [ 1 ] Он был центральным элементом коллекции древностей Гонзаги , впервые описанной в описи коллекции Изабеллы д'Эсте 1542 года как изображение Августа и Ливии . [ 2 ] Фигуры позже были идентифицированы как Александр Македонский и Олимпиада , Германик и Агриппина Старшая , Нерон и Агриппина Младшая , а также многие другие знаменитые пары древности. [ 1 ] Мужская фигура на камее облачена в атрибуты Александра, включая увитый лавровым венком шлем , и носит горгонейон . Другая его эгида представляет собой бородатую голову, вероятно, голову Зевса Аммона . [ 3 ] мужчины Лавровый венок увенчан змеей, напоминающей урей . Контрастные мужские и женские профили, по всей вероятности, были призваны напоминать Зевса и Геру . [ 4 ] Коричневое ожерелье — более позднее дополнение, маскирующее тот факт, что камея в какой-то момент была сломана пополам.
Владельцы
[ редактировать ]Молодой Питер Пауль Рубенс , тогда находившийся на службе у мантуанского герцога, восхищался камеей Гонзаги как лучшей из существующих. [ 2 ] Во время Войны за Мантуанское наследство он был увезён императорскими войсками в Вену и сохранялся в сокровищнице Пражского Града до конца Тридцатилетней войны . [ 5 ] В конце конфликта шведы вошли в Прагу и разграбили имперскую казну.
Несколько лет спустя камея вновь появилась в коллекции королевы Швеции Кристины . О его последующей истории сохранилось мало сведений. Предполагается, что королева увезла его с собой в Италию, завещав своему фавориту кардиналу Децио Аццолини . Впоследствии он был приобретен вместе с остальной частью коллекции произведений искусства Кристины Ливио Одескальки , герцогом Браччано и племянником Иннокентия XI . [ 6 ]
В 1794 году камея была частью Пия VI коллекции в Ватикане . Вторгшиеся французы увезли его с собой в Париж , где он поступил в коллекцию Наполеона и императрицы Жозефины . После падения Наполеона Александр I из России посетил замок Мальмезон и предложил Жозефине всю возможную помощь. В знак благодарности она преподнесла камею царю. [ 7 ]
С тех пор так называемая камея Мальмезона хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге . В Вене есть конкурирующая эллинистическая камея, но менее высокого качества. [ 8 ] [ 9 ] которую Габсбурги также описали как «камею Гонзаги», вероятно, исходя из предположения, что она не была украдена шведами в 1648 году. Это приводит к значительной путанице между ними.
Предмет
[ редактировать ]На фоне темного слоя их величественные белые профили, ее мягкие и женственные, его решительные и мужественные, являются воплощением власти, которая принесет процветание их подданным.
Диана Скэрисбрик [ 7 ]
В камее показаны профили мужчины и женщины, предположительно обладающие фамильным сходством. Этот тип портрета capita jugata , показывающий два наложенных друг на друга профиля, известен по монетам, выпущенным Птолемеем II Филадельфом в эллинистическом Египте . На таких портретах изображен Птолемей с сестрой и женой Арсиноей II . Птолемей был первым эллинистическим правителем, женившимся на своей сестре; и именно при его дворе получил распространение образ божеств-близнецов, theoi adelphoi . Чтобы подтвердить идентификацию, утверждалось, что голова женщины на камее покрыта своего рода фатой.
Дж. Дж. Поллитт из Йельского университета считает, что именно венская камея представляет Птолемея и Арсиною. [ 3 ] Что касается камеи в Санкт-Петербурге, Поллитт утверждает, что резко выраженное качество «неоклассического» исполнения указывает на более позднюю дату, чем обычно считается. [ 3 ] Он идентифицирует фигуры как Тиберия и Ливию, представленных «в очень обобщенной форме, чтобы они одновременно вызывали образы камеи Птолемея и, через нее, образы Александра». [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б История камеи Гонзаги. Архивировано 24 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б "Сто великих сокровищ // Камея Гонзага (Н. А. Ионина)" . Archived from the original on 2009-05-08 . Retrieved 2009-05-15 .
- ^ Jump up to: а б с д Поллитт, Джером Джордан. Искусство в эллинистическую эпоху . Издательство Кембриджского университета, 1986. ISBN 0-521-27672-1 . Страницы 23-24.
- ^ Портреты Птолемея II и Арсинои II. Архивировано 2 апреля 2009 г. в Wayback Machine . Эрмитаж. Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
- ^ Древнего Рима . Сайт
- ^ Jump up to: а б Скарисбрик, Диана. Жизнь в Мальмезоне. Архивировано 30 мая 2009 г. в Wayback Machine . // Аполлон , 5 ноября 2007 г.
- ^ Карл Готфрид Мюллер. Древнее искусство и его остатки . Лондон, 1852 г. Страница 136.
- ^ Иоганн Георг Хек. Иконографическая энциклопедия науки, литературы и искусства . Нью-Йорк, 1851 год. Страница 24.

Библиография
[ редактировать ]- де Граммонд, Нэнси Т. (октябрь 1974 г.). «Настоящая камео Гонзаги». Американский журнал археологии . 78 (4): 427–429. дои : 10.2307/502757 . JSTOR 502757 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.cammeogonzaga.it — сайт, посвященный камее и ее выставке в Палаццо дель Те , Мантуя.