СМ Султан
СМ Султан | |
---|---|
Шейх Мухаммад Султан | |
![]() Автопортрет | |
Рожденный | Шейх Мохаммед Султан 10 августа 1923 г. |
Умер | 10 октября 1994 г. | (71 год)
Место отдыха | Нараил , Кхулна , Бангладеш |
Национальность | Британский индеец (1923–1947) Пакистанец (1947–1971) Бангладеш (1971–1994) |
Образование | Государственная школа искусств |
Известный | Живопись, рисунок |
Заметная работа |
|
Награды | Экушей Падак 1982 Премия Бангладеш Чару Шилпи Сангсад 1993 |
Шейх Мохаммед Султан ( бенгальский : শেখ মহম্মদ সুলতান ; 10 августа 1923 — 10 октября 1994), широко известный как С. М. Султан , был бенгальским художником деколониального периода, работавшим в области живописи и графики. Его слава основана на ярких изображениях чрезмерно мускулистых бенгальских крестьян, занятых повседневной жизнью. [ 1 ] На ранние работы Султана повлияли западные техники и формы, особенно импрессионизм, однако в его более поздних работах, особенно в работах, выставленных в 1976 году, мы обнаруживаем постоянный искушение деколонизировать его художественные техники и формы. [ 2 ]
награжден премией « Экушей Падак» За достижения в изобразительном искусстве в 1982 году . премия Бангладеш Чару Шилпи Сангсад в 1986 году; и премия Дня независимости в 1993 году. [ 3 ] Его работы хранятся в нескольких крупных коллекциях Бангладеш, в том числе в Национальном музее Бангладеш , Национальной художественной галерее (Бангладеш) , Мемориальном музее С.М. Султана и Бенгальском фонде.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Султан родился в деревне Мачимдия, в тогдашнем округе Джессор, Британская Индия (ныне округ Нараил , Бангладеш), 10 августа 1923 года. После пяти лет начального образования в университетской школе Виктории в Нараиле он пошел работать на своего отца, каменщик. Еще в детстве он чувствовал сильную тягу к творчеству. Он использовал любую возможность рисовать углем и развивал свой талант, изображая здания, над которыми работал его отец. [ 4 ] Султан хотел изучать искусство в Калькутте (Калькутта) , но у его семьи не было средств отправить его. В конце концов, он заручился финансовой поддержкой местного заминдара и в 1938 году отправился в Калькутту. [ 5 ]
Тем временем Султан присоединился к движению Хаксар Алламы Машрики в Британской Индии. Мустафа Заман в своей статье, озаглавленной «Возвращение к видению Лал Миа», писал: «Его плавные перемещения по бесчисленным социальным географическим регионам и его близость к некоторым уникальным личностям, его участие в движении Хаксар Алламы Машрики, которое стремилось организовать «самость» и «мусульманскую социальность». заложить основу для деколонизации, а его пребывание в Америке и Европе подготовило его к работе над полотнами, которые вскоре были заполнены мускулистыми мужчинами и женщинами. очевидные ссылки на крестьянское население, частью которого он стал». [ 6 ]
Там поэт и искусствовед Хасан Шахид Сухраварди переименовал его в С.М. Султана и предложил ему проживание в своем доме и пользование своей библиотекой. [ 4 ] Султан не соответствовал вступительным требованиям Государственной школы искусств , но в 1941 году сумел поступить с помощью Сухраварди, который входил в состав руководящего органа школы. [ 5 ] [ 7 ] Под руководством директора Мукула Чандры Дея школа преуменьшила значение копирования старых мастеров и вышла за рамки индийских мифологических, аллегорических и исторических предметов. Студентам было предложено нарисовать современные пейзажи и портреты, отражающие оригинальные темы из их собственного жизненного опыта. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Индийский и пакистанский период
[ редактировать ]Султан бросил художественную школу через три года, в 1944 году, и путешествовал по Индии. Он зарабатывал на жизнь рисованием портретов солдат союзников, стоявших лагерем вдоль его маршрута. Его первая выставка была персональной в Шимле, Индия, в 1946 году. [ 4 ] Затем, после раздела , прошли две индивидуальные выставки в Пакистане: в Лахоре в 1948 году и в Карачи в 1949 году. Ни одно из его произведений этого периода не сохранилось, в основном из-за собственного безразличия Султана к сохранению своих работ. [ 5 ] [ 8 ]
Институт международного образования (IIE) в Нью-Йорке реализовал международную программу искусств, в рамках которой исключительно многообещающие иностранные художники в возрасте от 25 до 35 лет, отобранные совместно министерством образования своей страны и IEE, приехали в Соединенные Штаты на срок несколько недель. Институт предоставил транспорт туда и обратно и гранты на проживание. В программу входило посещение музеев, период творческой работы или учебы в школе, консультации с ведущими американскими художниками, выставка работ посетителей. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Официальный выбор Султана правительством в Карачи позволил ему посетить Соединенные Штаты в начале 1950-х годов. [ примечание 1 ] [ 12 ] и выставить свои работы на выставке IEE в Нью-Йорке; в YMCA в Вашингтоне, округ Колумбия; [ 13 ] в Бостоне; в Международном доме Чикагского университета; и в Мичиганском университете, Анн-Арбор. Позже он отправился в Англию, где принял участие в ежегодной групповой выставке под открытым небом в садах набережной Виктории, Хэмпстед, Лондон. [ 4 ] [ 5 ]
В следующем году, преподавая искусство в школе в Карачи, он познакомился с ведущими пакистанскими художниками Абдуром Рахманом Чухтаем и Шакиром Али , с которыми у него сложилась прочная дружба. После периода жизни и рисования в Кашмире Султан вернулся в свой родной Нараил в 1953 году. Он поселился в заброшенном здании с видом на реку Читра , где жил с эклектичной коллекцией домашних животных. [ 5 ] [ 14 ] Следующие двадцать три года он жил недалеко от земли и вдали от внешнего мира искусства, заработав репутацию причудливого отшельника и представителя богемы. [ 4 ] [ 15 ]

Рисунки Султана, такие как его автопортрет, отличаются экономностью и компактностью. Линии мощные и полностью развитые. Его ранние картины находились под влиянием импрессионистов. В своих работах маслом он использовал технику импасто Ван Гога. Его акварели, преимущественно пейзажи, яркие и живые. [ 5 ] [ 16 ]
Темы его картин – природа и сельская жизнь. [ 5 ] С. Амджад Али, писавший в 1952 году для «Пакистанского квартала», описал Султана как «художника-пейзажиста». Любые человеческие фигуры в его сценах были второстепенными. По мнению Али, Султан рисовал по памяти в стиле, который не имел определенной идентичности или происхождения. [ 16 ]
Бангладешский период
[ редактировать ]Между индивидуальной выставкой Султана в 1969 году в клубе Кхулна, Кхулна, и первой Национальной художественной выставкой (групповой выставкой) в Дакке в 1975 году. [ 17 ] в его творчестве произошла трансформация. [ 8 ] [ 16 ]

Центральное место на его полотнах занимали сельскохозяйственные рабочие, занятые повседневными делами, такими как пахота, посев, молотьба и рыбная ловля. Пейзаж – сельхозугодья, реки, деревни – все еще присутствовал, но в качестве фона. Что отличало его фигуры, например, в Чар Дахале (1976), так это их чрезмерно мускулистое телосложение. Таким образом, он продемонстрировал внутреннюю силу крепких, трудолюбивых крестьян, опоры Бангладеш, то, что осталось бы скрытым в более реалистичном изображении. [ 1 ] [ 8 ] [ 12 ] [ 15 ]
Султан сделал некоторые из своих лучших работ в 1970-х и 1980-х годах. В 1976 году Бангладешская академия Шилпакала провела индивидуальную выставку его работ. Это была его первая крупная выставка и первая в Дакке. [ 1 ] [ 14 ] В следующем году он был выбран членом судейской коллегии Биеннале азиатского искусства в Дакке. [ 12 ] В каталоге его персональной выставки в Немецком культурном центре в Дакке в 1987 году описывалось, как он видел свои предметы:
Эти люди, жившие близко к земле, несшие на своих плечах бремя цивилизации, не представлялись султану слабыми, изнуренными, голодающими существами, заслуживающими жалости и сочувствия. Наоборот, он видел их выпуклые мускулы, их энергичные торсы, их непреодолимую жизненную силу, их округлые ягодицы и набухшие груди, готовые вступить в борьбу с жизнью. [ 4 ]
Крестьяне были для него героями. Он описал их место в своем искусстве:
Тема моих картин – символ энергии. Мышца используется для борьбы, борьбы с почвой. Сила этих рук вгоняет плуг в почву и выращивает урожай. Труд является основой, и благодаря этому труду наших фермеров эта земля выживает на протяжении тысячелетий. [ 17 ]
Картины Султана никогда не включали городские элементы или что-либо, созданное с помощью современных технологий, которые он считал импортированными. Это современное искусство в том смысле, что он порвал с художественными условностями прошлого, но они остались фигуративным искусством с повествованием. Он мало интересовался абстрактным искусством . [ 1 ] [ 16 ]

Наследие
[ редактировать ]Профессор Лала Рукх Селим, заведующий кафедрой скульптуры Университета Дакки, описал Султана как одного из четырех пионеров бангладешского модернизма, наряду с Зайнулом Абедином , Сафиуддином Ахмедом и Квамрулом Хасаном . [ 1 ]
В 1982 году Султан получил Экушей Падак, высшую гражданскую награду Бангладеш за вклад в область искусства; премия Бангладеш Чару Шилпи Сангсад в 1986 году; и Премия Дня независимости, высшая государственная награда, вручаемая правительством Бангладеш в 1993 году за вклад в изобразительное искусство. [ 3 ] [ 7 ]
Сбор урожая (1986 г.) внесен в список Национального музея Бангладеш как один из 100 известных объектов. [ 18 ]
Султан основал Институт изящных искусств Куриграм в Нараиле в 1969 году и еще одну художественную школу, которая теперь называется Чарупит, в Джессоре в 1973 году. [ 4 ] [ 7 ]
В 1989 году Тареке Масуд снял 54-минутный документальный фильм о жизни Султана под названием « Адам Сурат» («Внутренняя сила»). Масуд начал снимать его в 1982 году с помощью художника и путешествовал с ним по Бангладеш. По словам Масуда, Султан согласился сотрудничать только при условии, что «... вместо того, чтобы быть героем фильма, он будет выступать в качестве катализатора, раскрывающего истинного главного героя фильма, бенгальского крестьянина».
В 2005 году фотограф Насир Али Мамун опубликовал книгу «Гуру» с 68 фотографиями Султана. Они были отобраны из тысяч фотографий, сделанных Мамуном в период с 1978 года, когда он впервые встретился с Султаном, до его смерти. [ 19 ]
Золотая медаль СМ Султана
[ редактировать ]Бангладешская академия Шилпакала учредила награду «Золотая медаль С.М. Султана», названную в честь С.М. Султана. Премия вручается выдающемуся артисту ежегодно во время фестиваля, посвященного годовщине рождения С.М. Султана. [ 20 ] По состоянию на январь 2020 года лауреатами премии являются Фарида Заман , Мустафа Монвар , Кайюм Чоудхури , Рафикун Наби , Фердоуси Приябхашини , Хашем Хан , Абдул Маннан , Калидас Кармакар , Хамидузаман Хан , Самарджит Рой Чоудхури и Муртаджа Басир . [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ С.М. Султан, его картины и Банглапедия указывают 1950 год как дату визита Султана в Соединенные Штаты. В «Подробных сведениях о Премии Независимости» говорится, что это был 1951 год. Согласно годовым отчетам IEE и Фонда Рокфеллера, 1951–1952 учебный год был первым, в котором Пакистан участвовал в Международной программе искусств IEE.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Селим, Лала Рукх (2014). «Искусство Бангладеш: меняющаяся роль традиций, поиск идентичности и глобализация» . Междисциплинарный академический журнал Южной Азии [онлайн] (9). Ассоциация исследований в Южной Азии: 10–19. Архивировано из оригинала 4 августа 2014 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ Низар, Сайед (2017). Колонизация индийского искусства и султан Силхет, Бангладеш: Издательство Чайтанья. ISBN 978-98-49-271154 .
- ^ Перейти обратно: а б «Годовщина СМ Султана Среда» . бдньюс24 . 9 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 г. Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г С.М. Султан и его картины . Немецкий институт культуры, Дакка. 1987. стр. 11–35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ислам, Сайед Манзурул (2012). «Султан, СМ» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Мустафа, Заман (10 августа 2019 г.). «Возвращение к видению Лал Миа» . Нью Эйдж .
- ^ Перейти обратно: а б с «СМ Султан» . Бенгальский фонд. Архивировано из оригинала 4 августа 2014 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Типу, Шахават (2010). «Сопротивляющийся корпус: реконтекстуализация общественного видения Лал Миа» . Отправление, 2-й выпуск . Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ 32-й годовой отчет Института международного образования (PDF) . Нью-Йорк: Институт международного образования. 1951. с. 28,31 . Проверено 30 июля 2014 г.
- ^ Годовой отчет Фонда Рокфеллера за 1950 год (PDF) . Нью-Йорк: Фонд Рокфеллера. 31 декабря 1950 г. с. 256 . Проверено 30 июля 2014 г.
- ^ Годовой отчет Фонда Рокфеллера за 1951 год (PDF) . Нью-Йорк: Фонд Рокфеллера. 31 декабря 1951 г. с. 84 . Проверено 30 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Подробности списка Премии Независимости» . Кабинет министров правительства Бангладеш (на бенгали). Архивировано из оригинала 23 августа 2011 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ↑ Речь Фатимы Джинны на церемонии открытия выставки С.М. Султана в YWCA.
- ^ Перейти обратно: а б Чакрабарти, Кунал; Чакрабарти, Шубхра (2013). Исторический словарь бенгальцев . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 444–445. ISBN 978-0810853348 . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хан, Хасем; Малакар, Аделина (2013). Моновар, Мустафа (ред.). «Искусство и ремесла: 9–10 классы» (PDF) . Национальный совет по учебным программам и учебникам . стр. 23–24. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2014 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дастагир, Сайед Голам (2010). «Султан и его энергичное крестьянское население» . Отправление, 2-й выпуск . Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Художник в Бангладеш» . Галерея Нри . Архивировано из оригинала 27 ноября 2013 года.
- ^ «100 известных вещей» . Национальный музей Бангладеш . Проверено 29 июля 2016 г.
- ^ Ахмед, Афсар (13 июля 2005 г.). "Объектив на легендарного художника С.М. Султана" . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 28 июня 2006 года . Проверено 8 августа 2005 г.
- ^ Премия «Султан Сварна Падак 2020» Академии искусств Бангладеш была вручена профессору доктору К. Фарида Заман (на бенгали). Бангладешская академия Шилпакала . 13 июля 2005 г. Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ «Фарида Заман получает золотую медаль Султана» . Нью Эйдж . 29 января 2020 г. Проверено 17 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хук, Лотта; Сундерасон, Санджукта (2019). «Путешествие через модернизм: путешествия и транзиты художников Восточного Пакистана в постимперском Лондоне» . Британские искусствоведения (13). doi : 10.17658/issn.2058-5462/issue-13/hoek-sunderason . hdl : 20.500.11820/857e3972-6bf7-407b-8c17-024d7fae2087 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]