Jump to content

Михаил Посохин

Михаил Посохин
Михаил Посохин
Посохин в 1949 году.
Рожденный ( 1910-11-30 ) 30 ноября 1910 г.
Умер 22 января 1989 г. ( 1989-01-22 ) (78 лет)
Место отдыха Vagankovo Cemetery
Национальность Русский
Гражданство советский
Альма-матер Московский Архитектурный Институт
Род занятий Архитектор, инженер-строитель
Политическая партия КПСС
Супруг Galina Posokhina
Дети Михаил Посохин
Награды Орден Ленина , Орден Трудового Красного Знамени , Орден Дружбы народов , Орден «Знак Почета» , Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» , Медаль «В память 800-летия Москвы» , , Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. » Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» , Ленинская премия , Государственная премия СССР , Народный архитектор СССР.
Здания Здание Кудринской площади , Государственный Кремлевский Дворец , резиденция посольства России в Вашингтоне.
Проекты Калинина улица

Михаил Васильевич Посохин ноября 30 ( . 1910 — 22 января 1989) — советский, российский архитектор и педагог Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1962), Государственной премии СССР (1980) и Сталинской премии второй степени (1949). Наиболее известен как главный архитектор Москвы (1960–1980). [ 1 ] Среди его основных реализованных проектов — высотное жилое здание на Кудринской площади и развитие Нового Арбата в Москве. [ 2 ] Он был членом Союза архитекторов СССР. Действительный член Академии художеств СССР (1979), член Президиума, академик-секретарь отделения архитектуры и монументального искусства Академии художеств СССР (1979). Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950–1955), Академии строительства и архитектуры (1956–1963).

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родился 30 ноября (13 декабря) 1910 года в Томске . Его родители, Василий Михайлович и Мария Александровна, принадлежали к образованным мещанам. Его отец работал в типографии, а мать работала в библиотеке.

Окончив в 1927 году среднюю школу, он поступил студентом Сибирского технологического института, одновременно посещал творческую мастерскую художника Вадима Мизерова и работал учеником декоратора в Томском драматическом театре. [ 3 ]

Вскоре он переехал в Кузнецк-Сибирский и начал работать на строительстве Кузнецкого металлургического завода. [ 2 ] Затем он поступил в Учебный центр Кузнецкстроя и в 1931 году получил диплом инженера-строителя. Он перешел на проектный факультет учреждения, где принял участие в создании «социалистического города». [ 4 ]

В 1935 году он переехал в Москву, чтобы поступить в мастерскую Алексея Щусева в Московский архитектурный институт , и за три года окончил университет экстерном. [ 2 ] Во время учебы он познакомился с молодым архитектором Ашотом Мндоянцем , который на долгие годы стал его другом и коллегой. По воспоминаниям Михаила Посохина, даже спустя много лет после знакомства два архитектора «целыми днями работали в мастерской, потом вместе шли с работы домой, по дороге продолжая обсуждать новые идеи, чаще всего они приходили к нам, ужинали, пили чай, а потом на освободившемся столе, а часто раскладывали на полу кальку и бумагу и продолжали работать, искать, обсуждать, зарисовывать». [ 5 ] В конце 1930-х их первые совместные проекты были представлены на конкурсах аэровокзала в Москве и театра в Комсомольске-на-Амуре. [ 4 ]

После начала войны его направили в инженерно-разведывательную роту части Гражданской обороны , которая занималась возведением маскировочных сооружений и оперативным восстановлением разрушенных зданий. [ 1 ] Однако уже в 1943 году к сотрудничеству молодого архитектора привлек Дмитрий Чечулин , руководивший в то время реконструкцией здания Моссовета на улице Горького . В то же время Посохину и Мндоянцу поручили реконструкцию здания бывшего Александровского училища на улице Фрунзе , в котором должен был разместиться Генеральный штаб Красной Армии. Работа над первым самостоятельным проектом была завершена в 1946 году. Здание получило типичные черты нового сталинского ампира. [ 4 ]

В 1946 году возглавил одну из конструкторских мастерских Моссовета . [ 4 ] Через два года он и Мндоянц выиграли конкурс на создание сталинской высотки — 24-этажного жилого небоскреба на площади Восстания . Фасады здания были украшены элементами, характерными для сталинского ампира: скульптурными группами, колоннадами, пилястрами и шпилем, венчающим здание. В необычном по советским меркам жилом доме были использованы многочисленные новаторские решения. На нижних этажах располагались двухзальный кинотеатр «Пламя», прачечная и крупнейший в СССР продуктовый магазин «Гастроном». В здании также имелась подземная парковка на 134 автомобиля. [ 6 ] Уникальное здание получило индивидуальную планировку, дорогую отделку и оборудование. В частности, в доме построено 28 четырехкомнатных квартир. Во всех квартирах кухни были оборудованы холодильниками, встроенной мебелью, мойками с измельчителем для уничтожения крупного мусора, предусмотрен доступ к мусоропроводу. [ 7 ]

О работе над этим зданием Посохин написал в своих воспоминаниях «Дороги жизни». Среди прочего он отметил тот факт, что архитекторам категорически запрещалось пользоваться зарубежными журналами во избежание копирования приемов западных мастеров. [ 8 ] В 1949 году за реализованный проект архитектор был удостоен Сталинской премии второй степени. [ 9 ]

Типовая жилая застройка

[ редактировать ]

Его интересовало не только создание выдающихся сооружений — он был одним из первых архитекторов в СССР, разработавших и воплотивших в жизнь проекты крупнопанельных зданий . В своей книге, вышедшей в 1953 году, он подробно изложил новые принципы жилищного строительства. Он подчеркнул, что для быстрого строительства новых жилых массивов на окраинах столицы «необходима тотальная индустриализация... на основе типизации и широкого использования конструкций, архитектурных деталей, элементов сантехнического и инженерного оборудования заводского изготовления». ». Мастер считал, что новые каркасные дома необходимо проектировать с учетом будущего размещения магазинов, детских образовательных учреждений и увеселительных организаций на первых этажах. Строителям также следует подумать об отделке задних фасадов и организации дворового пространства. [ 10 ]

Ему удалось реализовать свое видение при строительстве четырехэтажных домов на Хорошевском шоссе . Работы на участке начались в 1948 году. Это был первый в советской истории опыт комплексной застройки жилого массива панельно-каркасными домами. Следующим построенным комплексом стали десятиэтажные дома на улице Куусинен, проект которых был предложен еще в 1953 году. [ 11 ] Принципы жилого домостроения, которые пропагандировал архитектор, были близки взглядам Никиты Хрущева. Благодаря этому он избежал обвинений в «приукрашивании», которые руководство КПСС выдвинуло против советских архитекторов в середине 1950-х годов. [ 4 ]

Знаковые проекты 1950-х годов

[ редактировать ]

В середине 1950-х годов главный фасад Московского театра «Эрмитаж» по его проекту был перестроен . Здание в стиле модерн получило принципиально новый облик в стиле сталинского ампира . К небольшому зданию, ранее практически лишенному выразительных декоративных элементов, были пристроены два флигеля, соединенных колоннадой. [ 12 ]

7 сентября 1953 года вышло постановление ЦК и КПСС Совета Министров СССР «О строительстве Пантеона», куда планировалось перенести останки захороненных в Некрополе у ​​Кремлевской стены и в Ленинском соборе. Мавзолей . К участию в закрытом конкурсе были допущены 10 крупнейших архитекторов СССР, в том числе Посохин. Представленные проекты были опубликованы в сентябре следующего года в журнале «Архитектура СССР». В качестве отправной точки все конкурсанты выбрали старинный храм с колоннадой (в проекте Посохина — двухъярусной), что соответствовало принципам «сталинского ампира ». Однако уже 1 ноября 1954 года Никита Хрущев начал борьбу с «декорацией», исключавшей возможность развития помпезной сталинской архитектуры вообще и проекта Пантеона в частности. [ 13 ]

Во второй половине 1950-х годов был проведен закрытый конкурс на проект Дворца Советов . [ 3 ] Хотя архитектора не было в числе участников, ему удалось построить Кремлевский Дворец съездов – самое выдающееся здание 1960-х годов. В своем проекте он использовал мотивы, предложенные Александром Власовым и Иваном Жолтовским для Дворца Советов . [ 3 ] Центральное ядро ​​здания составляли Зал собраний и Банкетный зал, рассчитанные на 6000 и 4500 человек соответственно. Эти помещения с трех сторон окружены соединенными между собой пространствами фойе и коридоров. [ 14 ] Похожую планировку помещений он реализовал в проекте кинотеатра «Октябрь», который создан в комплексной застройке проспекта Калинина . [ 15 ]

Строительство минималистского Дворца съездов с идеей открытия внутреннего пространства наружу послужило отражением новой архитектуры хрущевской оттепели . Чтобы возвести огромное здание, пришлось разрушить часть исторических зданий Кремля . Архитектор и его коллеги постарались гармонично вписать огромный параллелепипед в существующий архитектурный ансамбль . Для этого пришлось углубить нижний уровень зала и вестибюля на 15 м. [ 16 ] Здание было сдано в эксплуатацию уже в 1961 году, а через год за реализацию проекта ему была присуждена Ленинская премия. [ 11 ]

Главный архитектор Москвы

[ редактировать ]

Development of Kalinin Avenue

[ редактировать ]

В 1960 году Михаил Посохин возглавил Архитектурно-планировочный департамент Москвы. За время его пребывания на посту архитектурный облик столицы радикально изменился. Первой крупной стройкой, которую он инициировал, стал новый проспект Калинина. После завершения работ в 1962 году шоссе стало воплощением идей советского правительства по развитию отечественной архитектуры . [ 17 ]

Первоначальный план включал в себя множество инновационных решений. Шоссе должно было пройти под поверхностью земли, и над ним пришлось проложить многочисленные пешеходные мосты. 26-этажные многоэтажки южной части проспекта представляли собой одну огромную коммуну, соединенную общим двухэтажным стилобатом, в котором предполагалось создать увеселительные заведения. По первоначальному плану эти дома предназначались исключительно для малогабаритных квартир для молодых семей. В ходе реализации плана в проект были внесены многочисленные изменения. По требованию Никиты Хрущева было проложено регулярное дорожное покрытие, поэтому комплексы северной и южной частей проспекта оказались отдельными. В 1964 году, с приходом к власти нового правительства, в южных корпусах вместо квартир были созданы офисы. [ 17 ]

В начале 1970-х годов в книге «Город для человека» архитектор писал:

Город без свободных пространств — это лабиринт, угнетающий людей. Возникает необходимость в ритмичном чередовании закрытых и открытых пространств, сочетании узких и широких улиц, больших и малых площадей, бульваров и парков... Зрительное восприятие плана города, понимание его пространственной структуры дают человеку возможность глубже постичь красоту и гармонию города

. [ 18 ]

Новый проспект стал важной вехой в развитии типового строительства, являясь ярким примером выразительного эффекта чередования высотных и малоэтажных зданий. Однако целостное восприятие комплекса возможно только при управлении автомобилем. Для пешехода ритмическая композиция выглядит слишком увеличенной и однообразной. [ 19 ] Хотя строительство проспекта Калинина было частью превращения Москвы из старого города в современный мегаполис, разрушение старинных зданий и создание высотных зданий в историческом центре вызвали критику со стороны культурного сообщества. [ 4 ]

Следующей его значимой работой стал комплекс зданий СЭВ . Главное здание высотой 31 этаж получило оригинальную форму в виде двух изогнутых пластин, соединенных прямоугольным объемом. Подобный прием логически развивал идеи застройки Нового Арбата. [ 20 ] В данном случае плавный изгиб разбавил монотонность коридоров и обеспечил зрителю снаружи комфортный блики стеклянной поверхности. [ 21 ]

Планы капитального строительства

[ редактировать ]

В 1960-е годы Посохин вместе с архитектором Николаем Улласом руководил работой над генеральным планом развития Москвы. Предполагалось, что он станет образцом развития всех советских городов начала XXI века. В 1971 году документ был утвержден и опубликован. Авторы указали достаточно строгие внешние границы Москвы. Расширение города должно было ограничиваться лесной зоной. При этом планировалось создать сеть городов-спутников в радиусе 100 км от столицы. Согласно проекту, радиально-кольцевая система дорог столицы была сохранена, но дополнена прямоугольной системой скоростных автомагистралей. [ 22 ] Четыре из них ( Ховрино — Борисово, Теплый Стан Владычино , Очаково Мытищи и Татарово — Бирюлево) должны были пройти в 5 км от центра и в дальнейшем выйти за пределы МКАД как выезды на пригородные магистрали. Для создания такой цепи дорог пришлось построить многочисленные туннели и эстакады. Эта часть проекта осталась нереализованной. [ 23 ]

Для обеспечения жизнеспособности столицы требовалась новая полицентрическая структура с историческим центром в качестве основной зоны и семью новыми, расположенными на периферии. Промышленные предприятия следовало вывести за пределы города или модернизировать производственные мощности. Реализация генерального плана оказалась неосуществимой в условиях советской экономической системы . В одном из пунктов говорилось, что население Москвы к 2000 году увеличится до 8 миллионов человек. Исходя из этого, можно будет вложить больше сил и средств в строительство общественных зданий и развитие транспортной инфраструктуры . Советские чиновники, наоборот, стремились увеличить объемы жилищной застройки, что спровоцировало быстрый рост населения, и рубеж в 8 миллионов был достигнут уже в 1980 году. При этом должного уровня организации городской среды не было. обеспечено. Основная идея плана — создание полицентричного города — также осталась нереализованной, а строительство Третье транспортное кольцо и ввод в эксплуатацию новых линий метро затянулись на долгие годы. [ 24 ]

Комплексная разработка

[ редактировать ]

В середине 1960-х годов архитектор возглавил реконструкцию Суздаля . [ 25 ] а в начале 1970-х годов он инициировал ежеквартальное обследование исторических зданий Москвы. В результате вышла многотомная книга «Памятники архитектуры Москвы». [ 4 ] первая в России пешеходная зона улица Арбат . была издана и реконструирована [ 25 ]

В начале 1970-х годов под его руководством началось строительство нового опытного района Чертаново . Создатели стремились достичь нескольких целей. Во-первых, чтобы избежать однообразия зданий, которое стало следствием промышленного производства стеновых панелей. Для этого возводились дома сложной конфигурации и переменной этажности. [ 26 ] проложены подземные паркинги и транспортная сеть, В микрорайоне чтобы частично изолировать проезжие части от пешеходных зон. Каждый дом образовывал небольшое закрытое дворовое пространство. [ 27 ]

При создании Северного Чертаново впервые в Советском Союзе при создании жилых домов из типовых конструкций был использован широкий шаг несущих стен — 7,2 м. Это позволило использовать свободную планировку: при варьировании комнат от 1 до 5 новые жильцы могли выбрать 40 вариантов квартир, в том числе – двухуровневые. [ 28 ] Из-за инерции строительство экономической системы страны одного микрорайона в Москве затянулось на 13 лет. [ 27 ]

Еще более четко разделение зон для движения автомобилей и пешеходов было реализовано в проекте Московской олимпийской деревни (1977–1980 гг.). Группа архитекторов под руководством Михаила Посохина умело использовала 11-метровую разницу высот, существующую внутри огромного сооружения. [ 29 ]

Наиболее полно идею комплексного развития архитектор реализовал в проекте Всемирного торгового центра. По замыслу архитекторов, в зданиях ВТЦ разместились отель международного класса на 600 номеров, апарт-отель на 625 номеров и 22-этажный офисный центр. Для всего комплекса был создан единый трехэтажный стилобат, в котором разместились различные общественные учреждения: от конференц-залов до ресторанов. [ 30 ]

Работает за рубежом

[ редактировать ]

В конце 1950-х годов архитектор начал работу над комплексной застройкой курорта в Абхазской Пицунде ССР . Это был первый крупномасштабный проект рекреационного комплекса, полностью разработанный в Советском Союзе. [ 11 ] Работая в Грузинской ССР , Посохин по совету Ашота Мндоянца пригласил для работы начинающего художника Зураба Церетели , который создавал скульптурные композиции, украшенные мозаичными панно. [ 5 ]

Архитектор создал два крупных посольских комплекса: в Бразилиа в 1968–1974 годах и в Вашингтоне в 1970–1993 годах. Проекты радикально отличались друг от друга. Здание в Бразилии было оформлено ярко, с контрастными цветами на стенах и балконах на главном фасаде. Здание в США получило монументальный вид в строгом стиле официальных зданий Вашингтона. [ 31 ]

С архитектурной точки зрения наиболее интересными зарубежными проектами были павильоны СССР, которые архитектор спроектировал для Всемирных выставок в Монреале (1967) и «Экспо-70» в Осаке (1970). Канадский павильон спроектирован в стиле московских построек. Здание получило остекление по всему периметру и мощный стилобат , в котором разместилась часть общественных помещений. [ 31 ] Сооружение в Японии отличалось оригинальностью: оно символизировало развевающееся красное знамя. Благодаря максимальной высоте 104 м павильон был виден со всех уголков выставки. [ 32 ]

Общественная и педагогическая деятельность

[ редактировать ]

Наряду с основной деятельностью занимался организационными и образовательными проектами. В 1963–1967 годах он создал и возглавил Государственный комитет по строительству и архитектуре при Госкомстрое , реорганизовал систему проектных организаций, объединил наиболее активные архитектурные силы страны. [ 25 ]

В течение восьми лет (1967–1975) он преподавал архитектурный дизайн в Московском архитектурном институте и открыл архитектурный факультет в Академии художеств.

Он также избирался депутатом Верховного Совета Советского Союза в 6-9 созывах. [ 11 ] Делегат XXII - XXV съездов КПСС.

Поскольку он успешно реализовал диаметрально противоположные проекты, на протяжении всей своей карьеры он пользовался уважением партийного руководства. Еще в сталинские времена его назначили заместителем начальника Архитектурно-планировочного управления Москвы. [ 25 ] Эту должность он сохранил и после прихода к власти Н. Хрущева. При Н. Хрущеве он занял пост главного архитектора Москвы и оставался на этой должности большую часть правления Брежнева. Мастер также получил признание зарубежного профессионального сообщества. В 1978 году он был избран почетным членом Американского института архитекторов. [ 3 ]

Умер 22 января 1989 года в Москве. Похоронен рядом с родителями на Ваганьковском кладбище . [ 33 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б "Посохин Михаил Васильевич" . Российская академия художеств. 2016 . Retrieved 2018-03-30 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с "Посохин Михаил Васильевич" . Энциклопедия Кругосвет. 2016. Archived from the original on 2018-01-29 . Retrieved 2018-03-30 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д "Посохин Михаил Васильевич" . Электронная энциклопедия ТПУ. 2017. Archived from the original on 2018-03-18 . Retrieved 2018-03-30 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шибин В.Э. (2016). "Посохин Михаил Васильевич" . Энциклопедия «Всемирная история». Archived from the original on 2018-03-17 . Retrieved 2018-03-30 .
  5. ^ Перейти обратно: а б "Одержимые Архитектурой и Искусством" . Московский Комсомолец. 2010-11-29. Archived from the original on 2016-10-23 . Retrieved 2018-03-30 .
  6. ^ "Высотный жилой дом на площади Восстания" . Музей архитектуры им А. В. Щусева. 2017. Archived from the original on 2017-05-03 . Retrieved 2018-03-30 .
  7. ^ Олтаржевский 1953 , с. 162.
  8. ^ Kruzhkov 2014 , p. 130.
  9. ^ Khmelnitski 2007 , p. 292.
  10. ^ Посохин 1953 , с. 25.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д "Посохин Михаил Васильевич" . Официальный сайт Мэра Москвы. 2016. Archived from the original on 2018-01-29 . Retrieved 2018-03-30 .
  12. ^ Anisimov 2014 , p. 47.
  13. ^ Khmelnitski 2007 , pp. 313–314.
  14. ^ Ikonnikov 1984 , pp. 136–137.
  15. ^ Ikonnikov 1984 , p. 150.
  16. ^ Ikonnikov 2001 , p. 643.
  17. ^ Перейти обратно: а б Ikonnikov 2002 , p. 71.
  18. ^ Посохин 1973 , с. 10.
  19. ^ Ikonnikov 1984 , p. 148.
  20. ^ Гольдштейн 1979 , с. 379.
  21. ^ Ikonnikov 2002 , p. 72.
  22. ^ Ikonnikov 2002 , pp. 34–35.
  23. ^ Ikonnikov 1984 , p. 165.
  24. ^ Ikonnikov 2002 , pp. 34–37.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д "Посохин Михаил Михайлович" . Международный Объединенный Биографический Центр. 2017. Archived from the original on 2017-08-22 . Retrieved 2018-03-30 .
  26. ^ Ikonnikov 2002 , pp. 408–409.
  27. ^ Перейти обратно: а б Ikonnikov 1984 , p. 180.
  28. ^ Ikonnikov 1984 , p. 179.
  29. ^ Ikonnikov 1984 , p. 204.
  30. ^ Ikonnikov 1984 , p. 216.
  31. ^ Перейти обратно: а б "Михаил Васильевич Посохин. К столетию со дня рождения" . LiveJournal. 2010. Archived from the original on 2018-03-10 . Retrieved 2018-03-30 .
  32. ^ Navlitskaya 1983 , p. 150.
  33. ^ "Михаил Васильевич Посохин" . Московские могилы. 2017. Archived from the original on 2018-03-24 . Retrieved 2018-03-30 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Anisimov, Aleksandr (2014). "Деформация архитектурного облика развивающихся объектов культуры". Архитектура и строительство . 2 : 44–48.
  • Goldshtein, Aleksandr (1979). Зодчество . Moscow: Просвещение.
  • Ikonnikov, Andrey (2001). Архитектура XX века: Утопии и реальность . Прогресс-традиция. ISBN  5-89826-096-Х .
  • Ikonnikov, Andrey (1984). Архитектура Москвы. XX век . Московский рабочий.
  • Posokhin, Mikhail (1973). Город для человека (in Russian). Агентства печати Новости.
  • Oltarzhevsky, Vladimir (1953). Строительство высотных зданий в Москве . Moscow: из-во лит-ры по строительству и архитектуре.
  • Navlitskaya, Galina (1983). Осака . Moscow: Наука.
  • Kruzhkov, Nikolai (2014). Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи . Moscow: Центрполиграф. ISBN  978-5-227-04542-3 .
Политические офисы
Предшественник Главный архитектор Москвы
1960—1980
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d10f7bf22c8599cf60e96cfe4a9d74b__1721194380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/4b/8d10f7bf22c8599cf60e96cfe4a9d74b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Posokhin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)