Михаил Посохин
Михаил Посохин | |
---|---|
Михаил Посохин | |
![]() Посохин в 1949 году. | |
Рожденный | |
Умер | 22 января 1989 г. | (78 лет)
Место отдыха | Vagankovo Cemetery |
Национальность | Русский |
Гражданство | советский |
Альма-матер | Московский Архитектурный Институт |
Род занятий | Архитектор, инженер-строитель |
Политическая партия | КПСС |
Супруг | Galina Posokhina |
Дети | Михаил Посохин |
Награды | Орден Ленина , Орден Трудового Красного Знамени , Орден Дружбы народов , Орден «Знак Почета» , Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» , Медаль «В память 800-летия Москвы» , , Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. » Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» , Ленинская премия , Государственная премия СССР , Народный архитектор СССР. |
Здания | Здание Кудринской площади , Государственный Кремлевский Дворец , резиденция посольства России в Вашингтоне. |
Проекты | Калинина улица |
Михаил Васильевич Посохин ноября 30 ( . 1910 — 22 января 1989) — советский, российский архитектор и педагог Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1962), Государственной премии СССР (1980) и Сталинской премии второй степени (1949). Наиболее известен как главный архитектор Москвы (1960–1980). [ 1 ] Среди его основных реализованных проектов — высотное жилое здание на Кудринской площади и развитие Нового Арбата в Москве. [ 2 ] Он был членом Союза архитекторов СССР. Действительный член Академии художеств СССР (1979), член Президиума, академик-секретарь отделения архитектуры и монументального искусства Академии художеств СССР (1979). Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950–1955), Академии строительства и архитектуры (1956–1963).
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился 30 ноября (13 декабря) 1910 года в Томске . Его родители, Василий Михайлович и Мария Александровна, принадлежали к образованным мещанам. Его отец работал в типографии, а мать работала в библиотеке.
Окончив в 1927 году среднюю школу, он поступил студентом Сибирского технологического института, одновременно посещал творческую мастерскую художника Вадима Мизерова и работал учеником декоратора в Томском драматическом театре. [ 3 ]
Вскоре он переехал в Кузнецк-Сибирский и начал работать на строительстве Кузнецкого металлургического завода. [ 2 ] Затем он поступил в Учебный центр Кузнецкстроя и в 1931 году получил диплом инженера-строителя. Он перешел на проектный факультет учреждения, где принял участие в создании «социалистического города». [ 4 ]
В 1935 году он переехал в Москву, чтобы поступить в мастерскую Алексея Щусева в Московский архитектурный институт , и за три года окончил университет экстерном. [ 2 ] Во время учебы он познакомился с молодым архитектором Ашотом Мндоянцем , который на долгие годы стал его другом и коллегой. По воспоминаниям Михаила Посохина, даже спустя много лет после знакомства два архитектора «целыми днями работали в мастерской, потом вместе шли с работы домой, по дороге продолжая обсуждать новые идеи, чаще всего они приходили к нам, ужинали, пили чай, а потом на освободившемся столе, а часто раскладывали на полу кальку и бумагу и продолжали работать, искать, обсуждать, зарисовывать». [ 5 ] В конце 1930-х их первые совместные проекты были представлены на конкурсах аэровокзала в Москве и театра в Комсомольске-на-Амуре. [ 4 ]
После начала войны его направили в инженерно-разведывательную роту части Гражданской обороны , которая занималась возведением маскировочных сооружений и оперативным восстановлением разрушенных зданий. [ 1 ] Однако уже в 1943 году к сотрудничеству молодого архитектора привлек Дмитрий Чечулин , руководивший в то время реконструкцией здания Моссовета на улице Горького . В то же время Посохину и Мндоянцу поручили реконструкцию здания бывшего Александровского училища на улице Фрунзе , в котором должен был разместиться Генеральный штаб Красной Армии. Работа над первым самостоятельным проектом была завершена в 1946 году. Здание получило типичные черты нового сталинского ампира. [ 4 ]
В 1946 году возглавил одну из конструкторских мастерских Моссовета . [ 4 ] Через два года он и Мндоянц выиграли конкурс на создание сталинской высотки — 24-этажного жилого небоскреба на площади Восстания . Фасады здания были украшены элементами, характерными для сталинского ампира: скульптурными группами, колоннадами, пилястрами и шпилем, венчающим здание. В необычном по советским меркам жилом доме были использованы многочисленные новаторские решения. На нижних этажах располагались двухзальный кинотеатр «Пламя», прачечная и крупнейший в СССР продуктовый магазин «Гастроном». В здании также имелась подземная парковка на 134 автомобиля. [ 6 ] Уникальное здание получило индивидуальную планировку, дорогую отделку и оборудование. В частности, в доме построено 28 четырехкомнатных квартир. Во всех квартирах кухни были оборудованы холодильниками, встроенной мебелью, мойками с измельчителем для уничтожения крупного мусора, предусмотрен доступ к мусоропроводу. [ 7 ]
О работе над этим зданием Посохин написал в своих воспоминаниях «Дороги жизни». Среди прочего он отметил тот факт, что архитекторам категорически запрещалось пользоваться зарубежными журналами во избежание копирования приемов западных мастеров. [ 8 ] В 1949 году за реализованный проект архитектор был удостоен Сталинской премии второй степени. [ 9 ]
Типовая жилая застройка
[ редактировать ]Его интересовало не только создание выдающихся сооружений — он был одним из первых архитекторов в СССР, разработавших и воплотивших в жизнь проекты крупнопанельных зданий . В своей книге, вышедшей в 1953 году, он подробно изложил новые принципы жилищного строительства. Он подчеркнул, что для быстрого строительства новых жилых массивов на окраинах столицы «необходима тотальная индустриализация... на основе типизации и широкого использования конструкций, архитектурных деталей, элементов сантехнического и инженерного оборудования заводского изготовления». ». Мастер считал, что новые каркасные дома необходимо проектировать с учетом будущего размещения магазинов, детских образовательных учреждений и увеселительных организаций на первых этажах. Строителям также следует подумать об отделке задних фасадов и организации дворового пространства. [ 10 ]
Ему удалось реализовать свое видение при строительстве четырехэтажных домов на Хорошевском шоссе . Работы на участке начались в 1948 году. Это был первый в советской истории опыт комплексной застройки жилого массива панельно-каркасными домами. Следующим построенным комплексом стали десятиэтажные дома на улице Куусинен, проект которых был предложен еще в 1953 году. [ 11 ] Принципы жилого домостроения, которые пропагандировал архитектор, были близки взглядам Никиты Хрущева. Благодаря этому он избежал обвинений в «приукрашивании», которые руководство КПСС выдвинуло против советских архитекторов в середине 1950-х годов. [ 4 ]
Знаковые проекты 1950-х годов
[ редактировать ]В середине 1950-х годов главный фасад Московского театра «Эрмитаж» по его проекту был перестроен . Здание в стиле модерн получило принципиально новый облик в стиле сталинского ампира . К небольшому зданию, ранее практически лишенному выразительных декоративных элементов, были пристроены два флигеля, соединенных колоннадой. [ 12 ]
7 сентября 1953 года вышло постановление ЦК и КПСС Совета Министров СССР «О строительстве Пантеона», куда планировалось перенести останки захороненных в Некрополе у Кремлевской стены и в Ленинском соборе. Мавзолей . К участию в закрытом конкурсе были допущены 10 крупнейших архитекторов СССР, в том числе Посохин. Представленные проекты были опубликованы в сентябре следующего года в журнале «Архитектура СССР». В качестве отправной точки все конкурсанты выбрали старинный храм с колоннадой (в проекте Посохина — двухъярусной), что соответствовало принципам «сталинского ампира ». Однако уже 1 ноября 1954 года Никита Хрущев начал борьбу с «декорацией», исключавшей возможность развития помпезной сталинской архитектуры вообще и проекта Пантеона в частности. [ 13 ]
Во второй половине 1950-х годов был проведен закрытый конкурс на проект Дворца Советов . [ 3 ] Хотя архитектора не было в числе участников, ему удалось построить Кремлевский Дворец съездов – самое выдающееся здание 1960-х годов. В своем проекте он использовал мотивы, предложенные Александром Власовым и Иваном Жолтовским для Дворца Советов . [ 3 ] Центральное ядро здания составляли Зал собраний и Банкетный зал, рассчитанные на 6000 и 4500 человек соответственно. Эти помещения с трех сторон окружены соединенными между собой пространствами фойе и коридоров. [ 14 ] Похожую планировку помещений он реализовал в проекте кинотеатра «Октябрь», который создан в комплексной застройке проспекта Калинина . [ 15 ]
Строительство минималистского Дворца съездов с идеей открытия внутреннего пространства наружу послужило отражением новой архитектуры хрущевской оттепели . Чтобы возвести огромное здание, пришлось разрушить часть исторических зданий Кремля . Архитектор и его коллеги постарались гармонично вписать огромный параллелепипед в существующий архитектурный ансамбль . Для этого пришлось углубить нижний уровень зала и вестибюля на 15 м. [ 16 ] Здание было сдано в эксплуатацию уже в 1961 году, а через год за реализацию проекта ему была присуждена Ленинская премия. [ 11 ]
Главный архитектор Москвы
[ редактировать ]Development of Kalinin Avenue
[ редактировать ]В 1960 году Михаил Посохин возглавил Архитектурно-планировочный департамент Москвы. За время его пребывания на посту архитектурный облик столицы радикально изменился. Первой крупной стройкой, которую он инициировал, стал новый проспект Калинина. После завершения работ в 1962 году шоссе стало воплощением идей советского правительства по развитию отечественной архитектуры . [ 17 ]
Первоначальный план включал в себя множество инновационных решений. Шоссе должно было пройти под поверхностью земли, и над ним пришлось проложить многочисленные пешеходные мосты. 26-этажные многоэтажки южной части проспекта представляли собой одну огромную коммуну, соединенную общим двухэтажным стилобатом, в котором предполагалось создать увеселительные заведения. По первоначальному плану эти дома предназначались исключительно для малогабаритных квартир для молодых семей. В ходе реализации плана в проект были внесены многочисленные изменения. По требованию Никиты Хрущева было проложено регулярное дорожное покрытие, поэтому комплексы северной и южной частей проспекта оказались отдельными. В 1964 году, с приходом к власти нового правительства, в южных корпусах вместо квартир были созданы офисы. [ 17 ]
В начале 1970-х годов в книге «Город для человека» архитектор писал:
Город без свободных пространств — это лабиринт, угнетающий людей. Возникает необходимость в ритмичном чередовании закрытых и открытых пространств, сочетании узких и широких улиц, больших и малых площадей, бульваров и парков... Зрительное восприятие плана города, понимание его пространственной структуры дают человеку возможность глубже постичь красоту и гармонию города
. [ 18 ]
Новый проспект стал важной вехой в развитии типового строительства, являясь ярким примером выразительного эффекта чередования высотных и малоэтажных зданий. Однако целостное восприятие комплекса возможно только при управлении автомобилем. Для пешехода ритмическая композиция выглядит слишком увеличенной и однообразной. [ 19 ] Хотя строительство проспекта Калинина было частью превращения Москвы из старого города в современный мегаполис, разрушение старинных зданий и создание высотных зданий в историческом центре вызвали критику со стороны культурного сообщества. [ 4 ]
Следующей его значимой работой стал комплекс зданий СЭВ . Главное здание высотой 31 этаж получило оригинальную форму в виде двух изогнутых пластин, соединенных прямоугольным объемом. Подобный прием логически развивал идеи застройки Нового Арбата. [ 20 ] В данном случае плавный изгиб разбавил монотонность коридоров и обеспечил зрителю снаружи комфортный блики стеклянной поверхности. [ 21 ]
Планы капитального строительства
[ редактировать ]В 1960-е годы Посохин вместе с архитектором Николаем Улласом руководил работой над генеральным планом развития Москвы. Предполагалось, что он станет образцом развития всех советских городов начала XXI века. В 1971 году документ был утвержден и опубликован. Авторы указали достаточно строгие внешние границы Москвы. Расширение города должно было ограничиваться лесной зоной. При этом планировалось создать сеть городов-спутников в радиусе 100 км от столицы. Согласно проекту, радиально-кольцевая система дорог столицы была сохранена, но дополнена прямоугольной системой скоростных автомагистралей. [ 22 ] Четыре из них ( Ховрино — Борисово, Теплый Стан — Владычино , Очаково — Мытищи и Татарово — Бирюлево) должны были пройти в 5 км от центра и в дальнейшем выйти за пределы МКАД как выезды на пригородные магистрали. Для создания такой цепи дорог пришлось построить многочисленные туннели и эстакады. Эта часть проекта осталась нереализованной. [ 23 ]
Для обеспечения жизнеспособности столицы требовалась новая полицентрическая структура с историческим центром в качестве основной зоны и семью новыми, расположенными на периферии. Промышленные предприятия следовало вывести за пределы города или модернизировать производственные мощности. Реализация генерального плана оказалась неосуществимой в условиях советской экономической системы . В одном из пунктов говорилось, что население Москвы к 2000 году увеличится до 8 миллионов человек. Исходя из этого, можно будет вложить больше сил и средств в строительство общественных зданий и развитие транспортной инфраструктуры . Советские чиновники, наоборот, стремились увеличить объемы жилищной застройки, что спровоцировало быстрый рост населения, и рубеж в 8 миллионов был достигнут уже в 1980 году. При этом должного уровня организации городской среды не было. обеспечено. Основная идея плана — создание полицентричного города — также осталась нереализованной, а строительство Третье транспортное кольцо и ввод в эксплуатацию новых линий метро затянулись на долгие годы. [ 24 ]
Комплексная разработка
[ редактировать ]В середине 1960-х годов архитектор возглавил реконструкцию Суздаля . [ 25 ] а в начале 1970-х годов он инициировал ежеквартальное обследование исторических зданий Москвы. В результате вышла многотомная книга «Памятники архитектуры Москвы». [ 4 ] первая в России пешеходная зона — улица Арбат . была издана и реконструирована [ 25 ]
В начале 1970-х годов под его руководством началось строительство нового опытного района Чертаново . Создатели стремились достичь нескольких целей. Во-первых, чтобы избежать однообразия зданий, которое стало следствием промышленного производства стеновых панелей. Для этого возводились дома сложной конфигурации и переменной этажности. [ 26 ] проложены подземные паркинги и транспортная сеть, В микрорайоне чтобы частично изолировать проезжие части от пешеходных зон. Каждый дом образовывал небольшое закрытое дворовое пространство. [ 27 ]
При создании Северного Чертаново впервые в Советском Союзе при создании жилых домов из типовых конструкций был использован широкий шаг несущих стен — 7,2 м. Это позволило использовать свободную планировку: при варьировании комнат от 1 до 5 новые жильцы могли выбрать 40 вариантов квартир, в том числе – двухуровневые. [ 28 ] Из-за инерции строительство экономической системы страны одного микрорайона в Москве затянулось на 13 лет. [ 27 ]
Еще более четко разделение зон для движения автомобилей и пешеходов было реализовано в проекте Московской олимпийской деревни (1977–1980 гг.). Группа архитекторов под руководством Михаила Посохина умело использовала 11-метровую разницу высот, существующую внутри огромного сооружения. [ 29 ]
Наиболее полно идею комплексного развития архитектор реализовал в проекте Всемирного торгового центра. По замыслу архитекторов, в зданиях ВТЦ разместились отель международного класса на 600 номеров, апарт-отель на 625 номеров и 22-этажный офисный центр. Для всего комплекса был создан единый трехэтажный стилобат, в котором разместились различные общественные учреждения: от конференц-залов до ресторанов. [ 30 ]
Работает за рубежом
[ редактировать ]В конце 1950-х годов архитектор начал работу над комплексной застройкой курорта в Абхазской Пицунде ССР . Это был первый крупномасштабный проект рекреационного комплекса, полностью разработанный в Советском Союзе. [ 11 ] Работая в Грузинской ССР , Посохин по совету Ашота Мндоянца пригласил для работы начинающего художника Зураба Церетели , который создавал скульптурные композиции, украшенные мозаичными панно. [ 5 ]
Архитектор создал два крупных посольских комплекса: в Бразилиа в 1968–1974 годах и в Вашингтоне в 1970–1993 годах. Проекты радикально отличались друг от друга. Здание в Бразилии было оформлено ярко, с контрастными цветами на стенах и балконах на главном фасаде. Здание в США получило монументальный вид в строгом стиле официальных зданий Вашингтона. [ 31 ]
С архитектурной точки зрения наиболее интересными зарубежными проектами были павильоны СССР, которые архитектор спроектировал для Всемирных выставок в Монреале (1967) и «Экспо-70» в Осаке (1970). Канадский павильон спроектирован в стиле московских построек. Здание получило остекление по всему периметру и мощный стилобат , в котором разместилась часть общественных помещений. [ 31 ] Сооружение в Японии отличалось оригинальностью: оно символизировало развевающееся красное знамя. Благодаря максимальной высоте 104 м павильон был виден со всех уголков выставки. [ 32 ]
Общественная и педагогическая деятельность
[ редактировать ]Наряду с основной деятельностью занимался организационными и образовательными проектами. В 1963–1967 годах он создал и возглавил Государственный комитет по строительству и архитектуре при Госкомстрое , реорганизовал систему проектных организаций, объединил наиболее активные архитектурные силы страны. [ 25 ]
В течение восьми лет (1967–1975) он преподавал архитектурный дизайн в Московском архитектурном институте и открыл архитектурный факультет в Академии художеств.
Он также избирался депутатом Верховного Совета Советского Союза в 6-9 созывах. [ 11 ] Делегат XXII - XXV съездов КПСС.
Поскольку он успешно реализовал диаметрально противоположные проекты, на протяжении всей своей карьеры он пользовался уважением партийного руководства. Еще в сталинские времена его назначили заместителем начальника Архитектурно-планировочного управления Москвы. [ 25 ] Эту должность он сохранил и после прихода к власти Н. Хрущева. При Н. Хрущеве он занял пост главного архитектора Москвы и оставался на этой должности большую часть правления Брежнева. Мастер также получил признание зарубежного профессионального сообщества. В 1978 году он был избран почетным членом Американского института архитекторов. [ 3 ]
Умер 22 января 1989 года в Москве. Похоронен рядом с родителями на Ваганьковском кладбище . [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Посохин Михаил Васильевич" . Российская академия художеств. 2016 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ Перейти обратно: а б с "Посохин Михаил Васильевич" . Энциклопедия Кругосвет. 2016. Archived from the original on 2018-01-29 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ Перейти обратно: а б с д "Посохин Михаил Васильевич" . Электронная энциклопедия ТПУ. 2017. Archived from the original on 2018-03-18 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шибин В.Э. (2016). "Посохин Михаил Васильевич" . Энциклопедия «Всемирная история». Archived from the original on 2018-03-17 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ Перейти обратно: а б "Одержимые Архитектурой и Искусством" . Московский Комсомолец. 2010-11-29. Archived from the original on 2016-10-23 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ "Высотный жилой дом на площади Восстания" . Музей архитектуры им А. В. Щусева. 2017. Archived from the original on 2017-05-03 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ Олтаржевский 1953 , с. 162.
- ^ Kruzhkov 2014 , p. 130.
- ^ Khmelnitski 2007 , p. 292.
- ^ Посохин 1953 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с д "Посохин Михаил Васильевич" . Официальный сайт Мэра Москвы. 2016. Archived from the original on 2018-01-29 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ Anisimov 2014 , p. 47.
- ^ Khmelnitski 2007 , pp. 313–314.
- ^ Ikonnikov 1984 , pp. 136–137.
- ^ Ikonnikov 1984 , p. 150.
- ^ Ikonnikov 2001 , p. 643.
- ^ Перейти обратно: а б Ikonnikov 2002 , p. 71.
- ^ Посохин 1973 , с. 10.
- ^ Ikonnikov 1984 , p. 148.
- ^ Гольдштейн 1979 , с. 379.
- ^ Ikonnikov 2002 , p. 72.
- ^ Ikonnikov 2002 , pp. 34–35.
- ^ Ikonnikov 1984 , p. 165.
- ^ Ikonnikov 2002 , pp. 34–37.
- ^ Перейти обратно: а б с д "Посохин Михаил Михайлович" . Международный Объединенный Биографический Центр. 2017. Archived from the original on 2017-08-22 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ Ikonnikov 2002 , pp. 408–409.
- ^ Перейти обратно: а б Ikonnikov 1984 , p. 180.
- ^ Ikonnikov 1984 , p. 179.
- ^ Ikonnikov 1984 , p. 204.
- ^ Ikonnikov 1984 , p. 216.
- ^ Перейти обратно: а б "Михаил Васильевич Посохин. К столетию со дня рождения" . LiveJournal. 2010. Archived from the original on 2018-03-10 . Retrieved 2018-03-30 .
- ^ "Михаил Васильевич Посохин" . Московские могилы. 2017. Archived from the original on 2018-03-24 . Retrieved 2018-03-30 .
Библиография
[ редактировать ]- Anisimov, Aleksandr (2014). "Деформация архитектурного облика развивающихся объектов культуры". Архитектура и строительство . 2 : 44–48.
- Goldshtein, Aleksandr (1979). Зодчество . Moscow: Просвещение.
- Ikonnikov, Andrey (2001). Архитектура XX века: Утопии и реальность . Прогресс-традиция. ISBN 5-89826-096-Х .
- Ikonnikov, Andrey (1984). Архитектура Москвы. XX век . Московский рабочий.
- Posokhin, Mikhail (1973). Город для человека (in Russian). Агентства печати Новости.
- Oltarzhevsky, Vladimir (1953). Строительство высотных зданий в Москве . Moscow: из-во лит-ры по строительству и архитектуре.
- Navlitskaya, Galina (1983). Осака . Moscow: Наука.
- Kruzhkov, Nikolai (2014). Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи . Moscow: Центрполиграф. ISBN 978-5-227-04542-3 .