Иоанн из Никии
Иоанн Никию ( фл. 680–690) был египетским коптским епископом Никии от (Пашати) в дельте Нила и генеральным администратором монастырей Верхнего Египта в 696 году. Он является автором Хроник, простирающихся Адама до конца мусульманское завоевание Египта . Иоанна Никию Хроники содержат важные исторические подробности, ранее неизвестные.
Жизнь
[ редактировать ]Есть два основных источника жизни Джона. Первая — « История патриархов» , Севера епископа Аль-Ашмунина ( Гелиополиса ). Это основано на двух изначально независимых биографиях, в которых упоминается Иоанн: биографии Папы Исаака Александрийского (690–692 гг. Н. Э.) и Папы Симеона I Александрийского (692–700 гг. Н. Э.). Второй источник — это «Житие Исаака Александрийского», составленное преемником Иоанна на посту епископа Никиу Меной Никиу между 697 и 700 годами нашей эры. [ 1 ] : 6
Согласно « Истории патриархов» , Иоанн жил при патриархах Иоанне III , Исааке и Симеоне . Патриарх Симеон отстранил Иоанна от должности за то, что он так строго наказал монаха, виновного в каком-то нравственном проступке, что монах умер через десять дней. [ нужна ссылка ]
Хроника
[ редактировать ]Первоначальный редактор этого текста, Зотенберг, утверждал, что Иоанн из «Хроник Никию» изначально был написан в основном на греческом языке , предполагая, что некоторые формы имени указывают на то, что Иоанн написал разделы, касающиеся Египта, на коптском языке . Однако мнение ученых сместилось в сторону убеждения, что эта хроника, вероятно, была написана на коптском языке. [ 2 ] Произведение сохранилось только в переводе на геэз . [ 3 ] В 1602 году был сделан арабский перевод оригинала. Отдельные разделы текста явно испорчены случайными пропусками. В частности, отсутствует отрывок, охватывающий тридцать лет (с 610 по 640 год). Повествование, особенно ранние части, вплоть до правления Константина, содержит множество очевидных исторических ошибок. Это может быть связано с ошибками переписчика или с политикой преднамеренного пренебрежения к языческой истории. Есть также много случаев мифов и меньше доверия к чистой истории, например, мать Юлия Цезаря разрезали, чтобы родить его, что привело к кесареву сечению. Это басня, придуманная более поздними историками и не имеющая никаких подтверждений историческим фактам. Автор, католический епископ, больше заинтересован в рассказывании морализаторских историй и истории с религиозной точки зрения, чем в изложении чистой истории. [ сомнительно – обсудить ]
Взгляд Иоанна на самые ранние периоды истории основан на таких источниках, как Секст Юлий Африканский и Иоанн Малалас . « Хроника» наиболее примечательна отрывками, относящимися к началу VII века. Иоанн подробно описывает восстание фракийских армий в 602 году и последующее свержение императора Маврикия узурпатором Фокой . Его рассказ значительно расширяет наши знания о правлении Фоки и особенно об успешном восстании против него, начатом Карфагене в Ираклием . К сожалению, раздел, посвященный решающим персидским войнам, которые вел Ираклий, не сохранился.
Возможно, самый важный раздел «Хроник Иоанна» — это тот, который посвящен вторжению и завоеванию Египта мусульманскими армиями Амра ибн аль-Ааса . Хотя Иоанн, вероятно, не был очевидцем, он, скорее всего, принадлежал к поколению, сразу же последовавшему за завоеванием, и «Хроники» предоставляют единственный почти современный отчет. Иоанн описывает основные события кампании Амра, такие как взятие Вавилонской крепости и захват Александрии . Хотя временная шкала иногда сбивает с толку, детали повествования часто яркие.
Основной английский перевод «Хроник Иоанна» принадлежит Р. Х. Чарльзу. В нем Иоанн ярко описывает страх, охвативший Египет во время мусульманских вторжений:
Тогда паника охватила все города Египта, и все их жители обратились в бегство и направились в Александрию, бросив все свое имущество, богатство и скот. [ 4 ]
Он также несколько раз упоминает предполагаемые зверства, совершенные арабами против коптов:
И пришли эти измаильтяне и безжалостно убили командующего войском и всех его товарищей. И тотчас же они заставили город открыть свои ворота, и предали мечу всех сдавшихся, и не пощадили никого, будь то старики, младенцы или женщины. [ 5 ]
Также:
И после этого мусульмане вошли в Накиус и овладели им, и, не найдя солдат (оказавших сопротивление), они начали предать мечу всех, кого они нашли на улицах и в церквях, мужчин, женщин и младенцев, и они не проявили милосердия ни к кому. [ 6 ]
Джон также сообщает о новых непомерно высоких налогах, взимаемых с коренного населения. В некоторых случаях налоги были настолько обременительными, что семьи были вынуждены продавать своих детей в рабство. Он также увещевает египтян, которые отказались от христианства в пользу ислама. Писая с миафизитской точки зрения — в отличие от диофизитской христологии, утвержденной на Халкидонском соборе в 451 году, — Иоанн описывает исламское вторжение на его родину как божественное наказание за халкидонские верования, господствовавшие в Византийской империи . В конце своей «Хроники» Иоанн описывает отчаяние, которое испытывали побежденные александрийцы, написав:
Никто не мог описать скорбь и плач, происходившие в этом городе... И не было никого, кто мог бы им помочь, и Бог разрушил их надежды и предал христиан в руки их врагов. [ 7 ]
Однако рассказ заканчивается на ноте надежды и веры:
Но сильное благодеяние Божие посрамит тех, кто огорчает нас, и Он сделает так, чтобы Своя любовь к человеку восторжествовала над нашими грехами и свела на нет злые замыслы тех, кто причиняет нам страдания, которые не хотели, чтобы Царь царей и Господь господствующих должен царствовать над ними, (даже) Иисус Христос, наш истинный Бог. Что же касается этих нечестивых рабов, то Он уничтожит их злым образом, как говорит святое Евангелие: «Врагов Моих, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите их ко Мне». [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фелеге-Селам Соломон Йирга, « Хроника Иоанна Никиу: историческое письмо в постримском Египте » (неопубликованная докторская диссертация, Университет штата Огайо, 2020).
- ^ Бут, Филипп (2011). «Оттенки синего и зеленого в летописи Иоанна Никиуского». Византийская газета . 104 (2): 557. doi : 10.1515/byzs.2011.013 . S2CID 154173454 .
- ^ Перевод Зотенберга 1883 года на французские государства, точнее, «перевод с эфиопского».
- ^ Чарльз, Роберт Х (1913). Хроника Иоанна, епископа Никиу: Перевод из эфиопского текста Зотенберга, глава CXIII: параграф 6 .
- ^ Чарльз, Роберт Х (1913). Хроника Иоанна, епископа Никиу: Перевод из эфиопского текста Зотенберга, глава CXI: параграф 10 .
- ^ Чарльз, Роберт Х (1913). Хроника Иоанна, епископа Никиу: Перевод из эфиопского текста Зотенберга, глава CXVIII: параграф 8 .
- ^ Чарльз, Роберт Х (1913). Хроника Иоанна, епископа Никиу: Перевод из эфиопского текста Зотенберга, глава CXXI: параграф 7 .
- ^ Чарльз, Роберт Х (1913). Хроника Иоанна, епископа Никиу: Перевод из эфиопского текста Зотенберга, глава CXXI: абзацы 8–9 .
Редакции и переводы
[ редактировать ]- Чарльз, Роберт Х. (1913). Хроника Иоанна, епископа Никиуского: Перевод с эфиопского текста Зотенберга . Лондон, Великобритания: Уильямс и Норгейт.
- Чарльз, Роберт Х. (2007) [1916]. Хроника Иоанна, епископа Никиуского: Перевод с эфиопского текста Зотенберга . Мерчантвилл, Нью-Джерси: Издательство Evolution. ISBN 978-1-889758-87-9 . ; Введение и английский перевод с сайта Tertullian.org; Введение и английский перевод с сайта Earlychristianwritings.com.
- «Хроника Жана де Никиу», изд. и переведен на французский язык Х. Зотенбергом в «Notices et Extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale» , t. XXIV, I, с. 125–605 (Париж, 1883 г.), а также отдельно (Париж, 1883 г.). ( Онлайн-версия на веб-сайте Gallica в « Национальной библиотеке Франции »)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Mingazov, S. 2012. Kubrat - pravitel’ Velikoy Bolgarii i Ketrades - personal Ioanna Nikiusskogo (‘Kubrat, the ruler of Great Bulgaria, and Qetrades, a character from the Chronicle of John of Nikiu’) (Kazan’: Iydatel’stvo Yaz, 2012).
- Йирга, Фелеге-Селам Соломон, « Хроника Иоанна Никиу: историческое письмо в постримском Египте » (неопубликованная докторская диссертация, Университет штата Огайо, 2020).
- Католическая энциклопедия: Иоанн Никиуский
- Английский перевод Хроник ( 1916 г.), размещенный на tertullian.org