Культурная черта
Культурная черта — это единственный идентифицируемый материальный или нематериальный элемент внутри культуры , который можно представить как объект сам по себе. [1] [2] [3]
Сходные черты могут быть сгруппированы как компоненты или подсистемы культуры; [4] термины социофакт и ментифакт (или психофакт ) [5] были придуманы биологом Джулианом Хаксли как две из трех подсистем культуры (третья — артефакты ) для описания того, как культурные черты обретают собственную жизнь, охватывающую поколения. [2]
Другими словами, культурные черты можно разделить на три взаимосвязанных компонента: [3] [4]
- Артефакты — объекты, материальные предметы и технологии, созданные культурой, или просто вещи, которые создают люди. Они обеспечивают предметы первой необходимости, отдых, развлечения и большинство вещей, которые облегчают жизнь людям. Примеры включают одежду, еду и кров.
- Социофакты — межличностные взаимодействия и социальные структуры ; [6] т.е. структуры и организации культуры, которые влияют на социальное поведение . Сюда входят семьи, правительства, системы образования, религиозные группы и т. д.
- Ментифакт (или психофакт) — абстрактные понятия , или «вещи в голове»; [1] т.е. общие идеи, ценности и убеждения культуры. Это может включать религию, язык и идеи.
Более того, некоторые считают социофакты ментифактами, передаваемыми через артефакты. [7] Эта формулировка связана с меметикой. [8] [9] и меметическая концепция культуры . [7] Эти концепции оказались полезны антропологам при уточнении определения культуры . [10]
Разработка
[ редактировать ]Эти концепции были полезны антропологам при уточнении определения культуры , которую Хаксли рассматривает как созерцание артефактов, ментифактов и социофактов. [10] Например, Эдвард Тайлор , первый академический антрополог, включил в как артефакты, так и абстрактные концепции, такие как системы родства культуру . Однако антрополог Роберт Аунгер объясняет, что такое всеобъемлющее определение в конечном итоге поощряет плохую антропологическую практику, потому что «становится трудно отличить, что именно не является частью культуры». [1] Оунгер далее объясняет, что после когнитивной революции в социальных науках в 1960-х годах среди антропологов существует «значительное согласие» в том, что ментифактуальный анализ, предполагающий, что культура состоит из «вещей в голове» (т.е. ментифактов), является наиболее подходящим способом определения понятия культуры. [1]
Социофакт
[ редактировать ]Идея социофакта была широко развита Дэвидом Бидни в его учебнике «Теоретическая антропология» 1967 года , в котором он использовал этот термин для обозначения объектов, состоящих из взаимодействий между членами социальной группы . [11] «Социофакт» Бидни включает нормы, которые «служат для регулирования поведения человека внутри общества». [12]
С тех пор эта концепция использовалась другими философами и социологами в их анализе различных типов социальных групп. Например, при обсуждении семиотики мелодии « Taps » семиотик музыки Шарль Буалес утверждает, что, хотя это единое музыкальное произведение, его можно рассматривать как три различных музыкальных социофакта: как сигнал «последнего звонка» в таверны, посещаемые солдатами; как сигнал «конца дня» на военных базах; и, следовательно, символически, как часть военных похорон . [5] Утверждалось, что социально-фактический анализ может сыграть решающую роль в эффективности работы организаций и сотрудничестве внутри них. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Роберт Аунгер (2002). Электрический мем: новая теория того, как мы думаем . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 0-7432-0150-7 .
- ^ Jump up to: а б Хаксли, Джулиан С. 1955. «Приглашенная редакционная статья: эволюция, культура и биология». Ежегодник антропологии , 2–25.
- ^ Jump up to: а б "Тема" . Maps.unomaha.edu . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б https://www.heritage.nf.ca/nl-studies-2205/chapter-1-topic-1.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Jump up to: а б Буалес, Шарль Л. (1982). «Процессы музыкального семиозиса». Ежегодник традиционной музыки . 14 : 24–44. дои : 10.2307/768069 . JSTOR 768069 . S2CID 191399003 .
- ^ Хейлер, М. (07 мая 2015 г.). Вызов явлениям технологии . Спрингер. ISBN 9781137377869 .
- ^ Jump up to: а б Пим, Джоам Эванс (2009). На пути к парадигме неубийства . Центр глобального неубийства. п. 260. ИСБН 9780982298312 .
- ^ Брибиеска, Луис Б. (2001). «Меметика: опасная идея». Интерсиенсия . 26 (1): 29–31.
- ^ Гноли, Клаудио (13 августа 2018 г.). «Ментефакты как недостающий уровень теории информатики» . Журнал документации . 74 (6): 1226–1242. дои : 10.1108/jd-04-2018-0054 . ISSN 0022-0418 . S2CID 52159757 .
- ^ Jump up to: а б Шрираман, Бхарат; Гудчайлд, Саймон (2009). Относительно и философски серьезно: Фестиваль в честь 65-летия Пола Эрнеста . Шарлотта, Северная Каролина: Издательство Information Age. п. 135. ИСБН 9781607522416 .
- ^ Бидни, Дэвид (1967). Теоретическая антропология (2-е изд.). Нью-Йорк: Шокен.
- ^ Ингольд, Тим (2016). Эволюция и социальная жизнь . Оксон: Рутледж. п. 283. ИСБН 9781138675858 .
- ^ Уве В. Рисс; Йоханнес Магенхайм; Вольфганг Рейнхардт; Тобиас Нелкнер; Кнут Хинкельманн (март 2011 г.). «Дополнительная ценность анализа социофактов для гибкости бизнеса» . Публикации AAAI, серия весенних симпозиумов AAAI 2011 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 5 августа 2011 г.