Jump to content

Митра (имя)

Мемориальная стела с именем.

Имя Митра (лат., эквивалент греческого «Μίθρας», [1] ) — форма Митры , имени иранского бога, [2] эта точка зрения признавалась исследователями Митры еще со времен Франца Кюмона . [3] Греческая форма имени появляется в Ксенофонта биографии Кира , «Киропедии» . [4] произведение, написанное в четвертом веке до нашей эры.

Слово Митра встречается как имя достойного похвалы существа в зороастрийском тексте Зенд Авеста . [5] [6] Подобные имена божеств в родственных индоевропейских языках включают Митру , «मित्रः», встречающийся в Ригведы . гимнах [7] [8] [9] На санскрите «митра» означает «друг» или «дружба». [10]

В подписанном мирном договоре ок. 1400 г. до н.э. между хеттами и хурритским царством Митанни в районе к юго-востоку от озера Ван на Армянском нагорье , форма ми-ит-ра- появляется как имя бога, вызываемого вместе с четырьмя другими божествами в качестве свидетелей и хранителей пакта. . [11] Роберт Цуркан описывает эту надпись как «самое раннее свидетельство существования Митры в Малой Азии». [10] [12]

Точная форма латинского или классического греческого слова варьируется в зависимости от грамматического процесса склонения . Есть археологические свидетельства того, что на латыни верующие писали именительный падеж имени бога как «Митра». Однако в Порфирия греческом тексте «De Abstinentia» (Περὶ αποχης εμψγχων) есть ссылка на ныне утерянные истории митраистских мистерий Евбула и Паллада, формулировка которых предполагает, что эти авторы трактовали имя «Митра» как несклоняемое иностранное слово. [13]

В поздней античности греческое имя Митра (Μίθραϲ) встречается в тексте, известном как « Литургия Митры» , входящем в состав Большого Парижского магического папируса (Paris Bibliothèque Nationale Suppl. gr. 574); здесь Митре дан эпитет «великий бог», и он отождествляется с богом Солнца Гелиосом . [14] [15] Среди ученых существуют разные мнения относительно того, является ли этот текст выражением митраизма как такового. Франц Кюмон утверждал, что это не так; [16] Марвин Мейер думает, что да; [17] в то время как Ганс Дитер Бец рассматривает это как синтез греческой, египетской и митраистской традиций. [18] [19]

Персидские ассоциации имени Митра признаются такими учеными, как Дэвид Уланси, которые интерпретируют римский митраизм как нечто новое. Сценарий, обсуждаемый Уланси, заключается в том, что «римский культ Митры на самом деле был новой религией», которая «позаимствовала имя иранского бога, чтобы придать себе экзотический восточный колорит». [20]

По словам другого историка митраизма, Джона Р. Хиннеллса: «Бог уникален тем, что ему поклоняются в четырех различных религиях: индуизме (как Митре), в иранском зороастризме и манихействе (как Митре) и в Римской империи (как Митре). ." [21] Мэри Бойс , исследователь древних иранских религий, пишет, что хотя митраизм Римской империи, кажется, имел меньше иранского содержания, чем привыкли думать историки, тем не менее, «как показывает одно имя Митра, это содержание имело определенное значение». [22]

  1. ^ Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт. Латинский словарь
  2. ^ Уланси, Дэвид (1991). Истоки митраистских мистерий . Нью-Йорк: Оксфорд UP. п. 90. ИСБН  0-19-506788-6 . Поэтому весьма вероятно, что именно в контексте союза Митридата с киликийскими пиратами возникла синхретическая связь между Персеем и Митрой, которая привела к тому, что богу Митры было присвоено имя Митра (греческая форма имени Митра). новый культ.
  3. ^ Уланси, Дэвид (1991). Истоки митраистских мистерий . Нью-Йорк: Оксфорд UP. п. 8. ISBN  0-19-506788-6 . Аргумент Кюмона... был прост и может быть кратко изложен: имя бога культа Митра является латинской (и греческой) формой имени древнего иранского бога Митры; кроме того, римляне считали, что их культ связан с Персией (так римляне называли Иран); поэтому мы можем предположить, что римский митраизм есть не что иное, как иранский культ Митры, перенесенный в Римскую империю.
  4. ^ Ксенофонт, Киропедия 7.5.53. Цитируется в книге Генри Джорджа Лидделла и Роберта Скотта, Греко-английский лексикон.
  5. ^ Например, в Авесте: Ясна: 1:3 Авеста: Ясна: 1:11.
  6. Уэр пишет, что римляне заимствовали имя «Митра» у авестийского Митры . Уэр, Джеймс Р.; Кент, Роланд Г. (1924). «Староперсидские клинописные надписи Артаксеркса II и Артаксеркса III». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 55 : 52–61. дои : 10.2307/283007 . JSTOR   283007 . стр. 52–61.
  7. ^ Например, в Ригведе 3, Гимн 59.
  8. ^ Майкл Спейдель (1980). Митра-Орион: греческий герой и бог римской армии . Брилл. п. 1. ISBN  978-90-04-06055-5 . Священная литература Индии упоминает его начиная с гимнов Риг Веды. Но именно в Иране Митра приобрел наибольшую известность: восстановившись после реформ Заратустры, Митра стал одним из великих богов ахеменидских императоров, и до сих пор ему поклоняются в Индии и Иране парсы и заратустрийцы.
  9. ^ Хопфе, Льюис М.; Ричардсон, Генри Нил (сентябрь 1994 г.). «Археологические указания на происхождение римского митраизма» . В Льюисе М. Хопфе (ред.). Обнаружение древних камней: очерки памяти Х. Нила Ричардсона . Айзенбрауны. п. 150. ИСБН  978-0-931464-73-7 . Проверено 19 марта 2011 г. Все теории происхождения митраизма признают связь, пусть и неопределенную, с фигурой Митры/Митры древней арийской религии.
  10. ^ Перейти обратно: а б Цуркан, Роберт (1996). Культы Римской империи . Уайли-Блэквелл. стр. 196 –. ISBN  978-0-631-20047-5 . Проверено 19 марта 2011 г. Имя Митра происходит от корня мей- (который подразумевает идею обмена), сопровождаемого инструментальным суффиксом. Таким образом, это было средство обмена, «контракт», который регулирует человеческие отношения и является основой социальной жизни. На санскрите митра означает «друг» или «дружба», как михр на персидском. В Зенде митра означает именно «контракт», который в конечном итоге стал обожествляться по той же процедуре, что и Венера , «оберег» для римлян. Мы находим, что он упоминается вместе с Варуной в соглашении, заключенном ок. 1380 г. до н.э. между царем хеттов Суббилулиумой и царем Митанни Мативазой... Это самое раннее свидетельство существования Митры в Малой Азии.
  11. ^ Тиме, Пол (1960), «Арийские» боги Митаннийских договоров», Журнал Американского восточного общества , 80 (4). стр. 301-317.
  12. ^ «Митраизм» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2011 г. Прежде всего, он был богом договора и взаимных обязательств. На клинописной табличке XV века до нашей эры, содержащей договор между хеттами и митанни, Митра упоминается как бог клятвы. Более того, в некоторых индийских ведических текстах бог Митра (индийская форма имени Митра) выступает и как «друг», и как «контракт». ... Короче говоря, Митра может означать любой вид общения между людьми и все, что устанавливает между ними хорошие отношения.
  13. ^ Гордон, Ричард Л. (1978). «Дата и значение CIMRM 593 (Британский музей, Коллекция Таунли». Журнал митраистических исследований II : 148–174 . стр. 160: «Обычный западный именительный падеж имени Митры в мистериях оканчивался на -s, как мы можем видеть это по единственному подлинному посвящению в именительном падеже, переработанному поверх посвящения Сарапису (463, Термы Каракаллы), а также по случайным грамматическим ошибкам, таким как deo inviato Metras (1443). Но вполне вероятно, что по крайней мере Эвбул и Паллада. использовал имя Митра как несклоняемое (ап. Порфирий, De abstinentia II.56 и IV.16)».
  14. ^ Мейер, Марвин (2006). «Литургия Митры». В Эй Джей Левине; Дейл К. Эллисон-младший; Джон Доминик Кроссан (ред.). Исторический Иисус в контексте . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 180. ИСБН  0-691-00991-0 . (Ссылка находится на строке 482 Великого магического папируса Парижа . Литургия Митры включает строки 475–834 Папируса.)
  15. См. греческий текст с немецким переводом в книге Альбрехта Дитриха, Митраическая литургия, 2-е издание, стр. 1-2.
  16. ^ «Литургия Митры»: Текст, перевод и комментарии (Тюбинген: Мор Зибек, 2003). стр.12
  17. ^ Мейер, Марвин (2006). «Литургия Митры». В Эй Джей Левине; Дейл К. Эллисон-младший; Джон Доминик Кроссан (ред.). Исторический Иисус в контексте . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 180–182. ISBN  0-691-00991-0 .
  18. ^ «Литургия Митры»: текст, перевод и комментарии (Тюбинген: Мор Зибек, 2003)
  19. ^ Ричард Гордон, «Вероятно, не Митра», The Classical Review Vol. 55, № 1 (март 2005 г.), стр. 99–100.
  20. ^ Уланси, Дэвид. «Космические мистерии Митры» . Проверено 30 марта 2011 г. Однако в 1971 году в Манчестере, Англия, состоялся Первый международный конгресс по митраистическим исследованиям... Разве не возможно, спрашивали ученые на Конгрессе, что римский культ Митры на самом деле был новой религией и просто заимствовал название Иранский бог для того, чтобы придать себе экзотический восточный колорит?
  21. ^ Хиннеллс, Джон Р. (1990), «Введение: вопросы, которые задаются и которые будут заданы», в книге Хиннеллс, Джон Р. (ред.), Исследования митраизма , Рим: L'Erma di Bretschneider, стр. 11
  22. ^ Бойс, Мэри; Грене, Франц (1975). Зороастризм под властью Македонии и Рима, Часть 1 . Брилл. стр. 468, 469. ISBN.  90-04-09271-4 . Проверено 16 марта 2011 г. Теория о том, что сложную иконографию характерных памятников (самые старые из которых относятся ко второму веку нашей эры) можно интерпретировать путем прямой ссылки на иранскую религию, в настоящее время широко отвергается; и недавние исследования имели тенденцию значительно уменьшать то, что, по-видимому, является действительным иранским содержанием этой «застенчивой «персидской» религии», по крайней мере, в той форме, которую она приобрела во времена Римской империи. Тем не менее, как показывает одно имя Митра, это содержание имело определенное значение; и персидская принадлежность мистерий признается в самых ранних литературных упоминаниях о них.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 935d69bdfc6e3320a93494bfa6c2dfea__1705837320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/ea/935d69bdfc6e3320a93494bfa6c2dfea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mithras (name) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)