Ниси Шиничиро
Шиничиро Ниси | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Тоттори , префектура Тоттори , Япония. | 29 марта 1873 г.
Умер | 13 ноября 1943 г. | (70 лет)
Альма-матер | Токийский университет |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Японская философия |
Учреждения | Хиросимский университет науки и литературы |
Основные интересы | Философия , Этика |
Синитиро Ниси (西晋一郎, Ниси Синитиро, март 1873 — ноябрь 1943) — японский философ и специалист по этике, современник Нисиды Китаро . Хотя при жизни он был плодовитым и известным писателем, в послевоенную эпоху он впал в посмертную безвестность из-за предполагаемой идеологической поддержки японского ультранационализма . [ 1 ]
Будучи студентом, Ниси принадлежал к самой первой когорте, получившей ученые степени на недавно созданном философском факультете Токийского университета (тогда известного как Токийский императорский университет), изучая западную философию и европейские языки под руководством таких деятелей, как Рафаэль фон Кёбер . [ 1 ] Ниши стал начитанным, когда дело касалось западной философии, изучая , Спинозу , Лейбница , Руссо , Канта , Шиллера , Фихте , Шлейермахера , Гегеля , Гербарта , Лотце Вундта , Виндельбанда , Риккерта , Коэна , Бергсона , , Декарта Пуанкаре и многих других. . [ 1 ]
Вместе с Нисидой Китаро Ниси упоминался как один из «Двух Ниси» (両西, ryō-nishi ). В префектуре Хиросима, где Ниси преподавал уроки этики , он был особенно уважаемой фигурой. Ходили слухи, что «на Западе есть Ниси» («西に西あり», ниси ни, ниси ари ). [ 1 ] На этом сходство Ниши с Нисидой не заканчивается. Подобным же образом он начал и свои собственные исследования, сосредоточив внимание на Канте, а позже попытавшись преодолеть проблемы, которые он видел в кантианстве , перейдя к Бергсону. [ 1 ] Ниси даже поделился с Нисидой восхищением педагогом Ходзё Токиюки (北条時敬). Именно Ходзё порекомендовал Нисиде пройти обучение дзэн , и он фактически дал ту же рекомендацию Ниши. [ 1 ]
Фактически, Ниси заслужил определенное общественное признание раньше, чем Нисида, выпустив первый японский перевод Томаса Хилла Грина книги «Пролегомены к этике » почти за десять лет до публикации книги Нисиды «Исследование добра» (善の研究). Дзен но Кенкю .) [ 2 ] Ниси также привлек значительное внимание общественности за свой вклад в успокоение национального возмущения в 1931 году по поводу предложения правительства реструктурировать систему высшего образования и упразднить некоторые старые средние школы. [ 1 ]
Философия
[ редактировать ]Ниши представляет базовое изложение своего взгляда на «западное обучение» и «восточное обучение» во вступительной главе к своей работе 1934 года « Восточная этика» (東洋倫理). [ 3 ]
Ниши утверждает, что западное обучение в целом, включая как науку, так и философию , – это «обучение ради обучения»; абстрактный, аморальный, иностранный импорт. Между тем он утверждает, что «восточное обучение» — это принципиально другой вид обучения, исходящий из другого источника; моральное почтение к учению , а не индивидуалистическая, движимая эросом любовь к самой истине. Вопреки такому «эгоистичному» «обучению ради обучения», Ниси утверждает, что восточное обучение — это так называемое «практическое» или «настоящее» обучение (実学, джитсугаку ), связанное со всеми важными аспектами культурной общественной жизни. и существующий для удовлетворения потребностей такой жизни. Для Ниси понять, что оставили нам великие мастера или мудрецы, значит понять все, что действительно важно для правильной жизни человека.
Ниси использует методы современной науки, современного мышления, чтобы сформулировать внутренний смысл своей традиции, в то же время утверждая ее фундаментальное превосходство. [ 4 ] Однако Ниши не может добиться этого, переосмысливая свою традицию как « японскую философию » в духе Фэн Юланя и китайской философии . Ниси счел бы такую категорию одновременно недостаточной для понимания смысла традиции, а также своего рода капитуляцией. Иными словами, Ниси утверждал, что японская традиция не только не была «философской», но и превосходила ее. [ 3 ] В этом отношении его подход сильно отличается от современной точки зрения сравнительной философии , которая рассматривает философию как глобальный, транскультурный феномен. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Однако, хотя Нисида Китаро остается хорошо известным как внутри, так и за пределами Японии, а его основные произведения переведены на несколько языков, Ниси Синитиро сегодня малоизвестная фигура. Хотя он опубликовал около сорока с лишним книг и статей , лишь немногие из этих работ опубликованы, и ни одна из них не вышла на английском языке. Это потому, что, хотя репутация Нисиды в основном пережила «темную долину» эпохи ультранационализма невредимой, репутация Ниши — нет. [ 1 ] Считается, что он был гораздо более активным пропагандистом так называемого Кокутай-рон (国体論), дискурса об особом японском суверенитете, основанном на божественности императорского дома. [ 1 ] Многие из работ Ниси в 1930-е годы были опубликованы через Центр национальной духовной культуры , который был основан в 1932 году в рамках спонсируемой правительством программы по так называемой « национальной духовной мобилизации » (国民精神総動員). После капитуляции Японии центр был закрыт оккупационными властями в конце 1945 года после того, как был признан ультранационалистической организацией, а связанные с ним инструкторы были отстранены от государственных должностей. Таким образом, философское наследие Ниси неразрывно связано с национализмом 1930-х и 40-х годов. Именно из-за этой связи некоторые комментаторы (например, Ёсида Кохей) утверждали, что Ниси «преднамеренно забыли». [ 1 ]
Однако в последние годы ряд работ [ 1 ] [ 5 ] начали появляться на японском языке, обсуждая мысли и наследие Ниши в более позитивном свете.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Навада, Дзиро (2003). Ниси Синитиро но Сёгай до Сисо [ Жизнь и мысли Ниси Синитиро ] (на японском языке: Гой Сёбо (Гойо Сёбо), стр. II, 21, 28, 56, 95, 106.ISBN). 978-4434023712 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Грин, Томас Хилл (1901). Введение в этику г-на Грина [ Пролегомены к этике ] (на японском языке).
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Шиничиро, Ниси (1934) Восточная ( этика на японском языке) (1-е изд.).
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Берк, Дэниел (2020). «Ниси Шиничиро и концепция обучения». Вестник Научно-исследовательского центра истории японской философии . 16 . Киотский университет: 141–160.
- ^ Это, Ёсинори (2018). о Ниси Синъитиро: размышления о «мире и примирении» в Хиросиме ] Мысль (на японском языке: Хиросимское университетское издательство).
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )