Китайские шашки
Жанры | |
---|---|
Игроки | 2–4, 6 |
Время установки | в. 1 минута |
Время игры | 10–30 минут |
Шанс | Никто |
Возрастной диапазон | 7+ |
Навыки | Стратегия , тактика |
Синонимы |
|
Китайские шашки (США) или китайские шашки (Великобритания) [ 1 ] — это стратегическая настольная игра немецкого происхождения, в которую могут играть два, три, четыре или шесть человек, играя индивидуально или с партнерами. [ 2 ] Игра представляет собой современную и упрощенную вариацию игры Halma . [ 3 ]
Цель состоит в том, чтобы первым пробежать все свои фигуры по доске в форме гексаграммы в «дом» - угол звезды, противоположный стартовому углу, - используя одношаговые ходы или ходы, перепрыгивающие через другие фигуры. Остальные игроки продолжают игру, чтобы определить игроков, занявших второе, третье, четвертое, пятое и последнее места. [ 4 ]
История и номенклатура
[ редактировать ]Игра была изобретена в Германии в 1892 году под названием «Штерн-Халма» как вариация более старой американской игры « Халма » . [ 5 ] Штерн ) (по-немецки « звезда» относится к звездообразной форме доски (в отличие от квадратной доски, используемой в Хальме).
Название «Китайские шашки» возникло в Соединенных Штатах как маркетинговая схема Билла и Джека Прессманов в 1928 году. Игра компании Pressman изначально называлась «Шашки Хоп Чинг». [ 6 ] Как и все игры Халма, в ней есть сходство с шашками , но она возникла не в Китае или какой-либо другой части Азии.
Эта игра на китайском языке известна как tiaoqi ( по-китайски : Jump Chess ; букв. «игра в прыжки»). В Японии есть вариант игры, называемый «игрой с бриллиантами», с немного другими правилами.
Правила
[ редактировать ]Цель состоит в том, чтобы загнать все свои фигуры в звездный угол на противоположной стороне доски, прежде чем противники сделают то же самое. Угол назначения называется домом . У каждого игрока есть 10 фишек, за исключением игр между двумя игроками, когда используется 15 фишек. [ 7 ] (На больших звездных досках используется 15 или 21 фигура. [ 8 ] )
В самом популярном варианте «прыжка через», каждый игрок начинает со своих цветных фигур на одном из шести концов или углов звезды и пытается доставить их всех домой в противоположный угол. Игроки по очереди перемещают одну фигуру, либо перемещаясь на один шаг в любом направлении к соседнему пустому пространству, либо прыгая в один или любое количество доступных последовательных прыжков через другие отдельные фигуры. Игрок не может совмещать прыжок с одношаговым ходом – ход состоит из того или другого. В китайских шашках нет взятия, поэтому перепрыгиваемые фигуры остаются активными и в игре. Повороты продолжаются по часовой стрелке вокруг доски. [ 4 ]
На диаграмме синий игрок может переместить самую верхнюю фигуру на одно поле по диагонали вперед, как показано. Прыжок состоит из прыжка через одну соседнюю фигуру, свою или противника, на пустое место прямо за ней в том же направлении. Красный может продвинуть указанную фигуру на цепочку из семи прыжков за один ход. Не обязательно делать как можно больше прыжков. (В некоторых случаях игрок может решить остановить последовательность прыжков на полпути, чтобы помешать продвижению противника, или выровнять фигуры для запланированных будущих ходов.)
Стартовые макеты
[ редактировать ]Шесть игроков
[ редактировать ]Можно играть «все против всех», либо тремя командами по два человека. При командной игре товарищи по команде обычно сидят в противоположных углах звезды, причем каждый член команды управляет своим набором цветных фигур. Победителем становится команда, первой доведшая оба сета до своих угловых. Остальные игроки обычно продолжают игру, чтобы определить игроков, занявших второе и третье места и т. д.
Четыре игрока
[ редактировать ]Игра для четырех игроков аналогична игре для шести игроков, за исключением того, что два противоположных угла не используются.
Три игрока
[ редактировать ]В игре втроем все игроки контролируют один или два набора фигур каждый. Если используется один набор, фигуры бегут по доске в пустые противоположные углы. Если используются два набора, каждый игрок управляет двумя наборами фигур разного цвета в противоположных углах звезды.
Два игрока
[ редактировать ]В игре для двух игроков каждый игрок играет одним, двумя или тремя наборами фигур. Если сыгран один сет, фигуры обычно уходят в стартовый угол соперника, а количество фигур на сторону увеличивается до 15 (вместо обычных 10). Если разыгрываются два сета, фигуры могут либо пойти в стартовые углы соперника, либо один из двух сетов игроков может пойти в противоположный пустой угол. Если сыграно три сета, фигуры обычно попадают в стартовые углы соперника.
Стратегия
[ редактировать ]Основная стратегия состоит в том, чтобы создать или найти самый длинный переходной путь, ведущий ближе всего к дому или непосредственно к нему. (Очевидно, что ходы с несколькими прыжками продвигают фигуры быстрее, чем пошаговые ходы.) Поскольку любой игрок может использовать любую созданную прыгающую «лестницу» или «цепь», более продвинутая стратегия предполагает, кроме того, препятствование игроку противника. помогать себе совершать прыжки через доску. Не менее важное значение имеют стратегии игроков по освобождению и заполнению своих стартовых и домашних углов. Исходы между лучшими игроками редко решаются более чем на пару ходов. [ нужна ссылка ]
Разное количество игроков приводит к разным стартовым расстановкам, что, в свою очередь, требует разных стратегий лучшей игры. Например, если домашний угол игрока изначально пуст (т. е. не является стартовым углом соперника), игрок может свободно построить «лестницу» или «мост» из своих фигур между двумя противоположными концами. Но если противник игрока занимает домашний угол, игроку, возможно, придется подождать, пока фигуры противника очистятся, прежде чем заполнять домашние вакансии.
Варианты
[ редактировать ]Быстрые или суперкитайские шашки
[ редактировать ]В то время как стандартные правила позволяют перепрыгивать только через одну соседнюю занятую позицию за раз (как в шашках), эта версия игры позволяет фигурам катапультироваться через несколько соседних занятых позиций в линии при прыжке.
В быстро развивающемся варианте или суперкитайских шашках , популярном во Франции, [ 9 ] фигура может перепрыгивать через несмежную фигуру. Прыжок состоит из прыжка через удаленную фигуру (друга или врага) на симметричную позицию на противоположной стороне в том же направлении. (Например, если между прыгающей фигурой и фигурой, по которой прыгают, есть две пустые позиции, прыгающая фигура приземляется, оставляя ровно две пустые позиции сразу за прыгаемой фигурой.) Как и в стандартных правилах, прыгающий ход может состоять из любого номер цепочки прыжков. (При выполнении цепочки прыжков фигуре обычно разрешается войти в пустой угол, при условии, что она снова выскочит наружу до завершения хода.)
Перепрыгивание через две и более фигур в прыжке не допускается. Поэтому в этом варианте, даже больше, чем в стандартном, иногда стратегически важно держать фигуры вместе, чтобы не допустить длительного встречного прыжка.
Альтернативный вариант позволяет выполнять переходы по любому симметричному расположению, включая пары фигур, фигуры, разделенные пустыми позициями, и т. д.
Захватывать
[ редактировать ]В варианте захвата все шестьдесят игровых фишек начинаются с шестиугольного поля в центре игрового поля. Центральное положение остается незанятым, поэтому детали образуют симметричный шестиугольный узор. В этом варианте цвет не имеет значения, поэтому игроки по очереди перебрасывают любую игровую фишку поверх любой другой подходящей игровой фишки на доске. Перепрыгнувшие фигуры захватываются (убираются из игры, как в английских шашках ) и собираются в корзину захватившего игрока. Разрешены только прыжки; игра заканчивается, когда дальнейшие прыжки становятся невозможными. Победителем становится игрок, у которого больше всего захваченных фигур.
В начале игры доска плотно упакована. По мере захвата большего количества фигур доска освобождается, что часто позволяет выполнить несколько захватов за один ход.
В этом варианте могут соревноваться два или более игроков, но если игроков больше шести, не все получат справедливый ход.
Этот вариант напоминает игру Leap Frog . [ 10 ] Основное отличие состоит в том, что в Leap Frog доска представляет собой квадратную доску.
Алмазная игра
[ редактировать ]Игра «Бриллиант» ( яп . ダイヤモンドゲーム ) — это вариант китайских шашек, в которые играют в Южной Корее и Японии. Здесь используется то же правило прыжка, что и в китайских шашках. Цель игры — ввести все свои фигуры в звездный угол на противоположной стороне доски раньше, чем противники сделают то же самое. У каждого игрока есть десять или пятнадцать фигур. Для игры в ромб из десяти фигур используется игровое поле меньшего размера, чем в китайских шашках, с 73 ячейками. В ромбе из пятнадцати фигур используется та же доска, что и в китайских шашках, со 121 полем. Чтобы сыграть в алмаз, каждый игрок выбирает один цвет и размещает свои 10 или 15 фигур на треугольнике. Соревнуться могут два или три игрока. [ 11 ]
Обычно на каждой стороне есть одна «королевская фигура» ( 王駒 ) и 14 обычных фигур ( 子駒 ). Фигура короля — это фигура на вершине каждой области, которая может перепрыгивать через обычные фигуры, но обычные фигуры не могут перепрыгивать через фигуру короля. [ 12 ]
Инь и Ян
[ редактировать ]В Инь и Ян соревнуются только два игрока, и, как и в шахматах , Го и Отелло , используются только черные и белые шарики. Для более интересной игры в начале игры треугольное расположение шариков противника не обязательно должно быть на 180 градусов по отношению друг к другу.
Порядок из хаоса
[ редактировать ]Два или более игрока выбирают свои цветные шарики, а затем эти шарики случайным образом размещаются в центре доски. Цель игры состоит в том, чтобы игроки переместили свои шарики из хаоса в свои домашние углы, создавая порядок; обратная сторона традиционной игры.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Китайские шашки» . Кембриджский словарь для продвинутых учащихся . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Пять человек не могут играть, потому что одному игроку не хватит соперника, сидящего напротив.
- ^ Шмиттбергер (1992), стр. 87–88. « Халма · Первоначальное вдохновение для китайских шашек. Халма возникла в викторианской Англии. [...] В Халму играют так же, как и в китайские шашки, за исключением того, что сетка доски квадратная, а не шестиугольная. Это усложняет игру, потому что фигуры может двигаться в восьми направлениях, то есть по любой горизонтальной, вертикальной или диагональной линии, вместо шести».
- ^ Перейти обратно: а б Белл (1983), с. 154.
- ^ Бернардо Джонс, Стефани; Этнический альманах . Издательство Даблдей (1981). ISBN 0-385-14143-2
- ^ Родни П. Карлайл: Энциклопедия игр в современном обществе, Группа 1, SAGE, 2009, стр. 137.
- ^ Парлетт (1999), с. 135.
- ^ Мор (1997), с. 76.
- ^ Шмиттбергер (1992), с. 8.
- ^ Чехарда на BoardGameGeek
- ^ (на корейском)
- ^ «Китайские шашки / Алмазная игра» . Музей абстрактных стратегических игр — Музей абстрактных игр (на японском языке) , Проверено 9 июня 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Белл, Р.К. (1983). Книга настольных игр . Эксетерские книги. ISBN 0-671-06030-9 .
- Мор, Мерилин Саймондс (1997). Сокровищница новых игр . Компания Хоутон Миффлин. ISBN 1-57630-058-7 .
- Парлетт, Дэвид (1999). Оксфордская история настольных игр . Oxford University Press Inc. ISBN 0-19-212998-8 .
- Шмиттбергер, Р. Уэйн (1992). Новые правила классических игр . John Wiley & Sons Inc. ISBN 978-0471536215 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История китайских шашек Халмы и китайских шашек Вегарда Крога Петерсена
- Исследование кратчайшей игры с 10- и 15-мраморными армиями
- Самое короткое игровое видео 10-мраморной армии
- Китайские шашки на BoardGameGeek
- Классическая китайская доска для шашек