Акпакип Оро
Нация Орон Акпакип Оро | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1200 г. – 1909 г. н.э. | |||||||||
Девиз: Семья | |||||||||
Капитал | Акана Обио Оро [ 1 ] : 315 | ||||||||
Общие языки | Нсин Оро | ||||||||
Религия | Традиционная религия Орон | ||||||||
Правительство | Избирательная монархия | ||||||||
Вожди племен | |||||||||
Ахта Оро | |||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1200 г. н.э. | ||||||||
• Сдаться Великобритании | 1909 г. н.э. | ||||||||
• Социально-политическое возрождение | 1925 | ||||||||
Валюта | Причины | ||||||||
|
Нация Оронов (Акпакип Оро) была суверенным и эгалитарным обществом с ок. С 1200 по 1914 год, когда он был насильственно включен в состав Нигерии . Народ Орон имеет прочную родословную с народом Эфик в штате Кросс-Ривер в Нигерии. Родственные коренные группы включают народы уруан , ибено и андони (оболо), проживающие как в штате Аква-Ибом , так и в штате Риверс , а также балондо-ба-конджа . [ а ] Народ Орон — основная этническая группа, до сих пор присутствующая в Аква Ибоме.
История
[ редактировать ]К 1200 году народ Орон, состоящий из шести этнических племенных групп, поселился в устье бассейна реки Кросс и стал обществом, управляемым вождями племен .
Нация Орон привела к власти своего первого короля в конце 1200-х годов, когда легендарный охотник из Нации Орон, известный как Ахта ая-Арах, отправился на сафари и не вернулся. На следующий день люди из Нации организовали поисковую группу, чтобы найти его, но безуспешно.
Ахта был объявлен мертвым, но через два месяца после его исчезновения он снова появился с сортом сладкого ямса , известного в Оро как Ньин-Эни . Когда его спросили, где он находится, он сказал, что «из-за голода в стране я отправился к Богу, чтобы собрать этот ямс для человечества». Так Оро пришел к аксиоме , что «Ахта ая-Ара принес Оро сладкий ямс от Бога». Этот подвиг принес Ахте королевский сан Оро в конце 1200-х годов, так что для Ахты был изготовлен Королевский табурет. Этот табурет остается старейшим сохранившимся артефактом Оро и бассейна реки Лоуэр-Кросс. [ 3 ]
Ахта ая-Арах объединил шесть племен, составлявших нацию Орон, представив этот ямс различным кланам, которые посещали его ежедневно, и его влияние достигло Камеруна . Некоторые из племен включали:
- Люди Орона Укпабанга
- Окобо люди
- Два (волосы) человека
- Пьют люди
- Люди Эбугу Отонг
- Люди Эфиат/Мбо
По сей день местные жители считают себя частью народа Оронов.
Нация Оронов процветала как независимое сообщество с ротационной системой правления среди вождей различных племен. [ 1 ] : 34
В конце 1800-х годов португальские торговцы назвали регион Орон городом Тома Шоттса , регион Мбо — портом Тома Шоттса , а остров в Ибаке — островом Тома Шоттса , как это видно на нескольких португальских картах. [ нужна ссылка ]
-
Карта устья реки Кросс ок. 1820 г.
-
Река Олд-Кросс с изображением Орона в роли Тома Шоттсауна, 1885 год.
В конце 1800-х годов португальские налетчики вытеснили несколько кланов Оронов во внутренние районы. Это привело к появлению первого сарая [ нужны разъяснения ] известный как Обио Уфре («незабываемое место»). Поэтому в этом незабываемом месте было решено, что «кланы Оро объединятся, чтобы защитить свои собственные от нападения кланов, не принадлежащих к Оро». [ 3 ] Миграция из региона впоследствии привела к созданию нескольких деревень в пределах Оро.
Королевство функционировало как свободное суверенное и эгалитарное общество до конца 1800-х годов и до 1909 года. [ 4 ] когда британцы вторглись в этот регион и насильственно присоединили его к протекторату Южной Нигерии . [ 5 ] В начале 1925 года нация Оронов пережила политическое возрождение с восстановлением Союза Оронов и Ахташипа в регионе.
Тайные общества
[ редактировать ]Важнейшие тайные общества народа Орона — Экунг , Экпе, Нка и Инам , а также женские общества Абанг, Укпок и Ибан Исонг . [ 6 ]
Верно
[ редактировать ]Первоначальный способ управления деревнями у древних Оронов до появления Экпе осуществлялся через Исонг. В Ороне каждое общество участвовало в управлении, но самым важным было Экпе. Важно отметить, что, несмотря на близость Орона к народу Ибибио , Экпо не был известен в Ороне до установления колониального правления.
Существуют серьезные разногласия относительно того, как разные группы Орона приобрели Экпе. Группы Укпабанга утверждали, что приобрели свой Экпе у Усакадита в Камеруне и привезли его с собой, когда расходились, в то время как Идуа утверждали, что были первыми, кто вступил в контакт с Экпе. Первоначально Экпе принадлежала Эфут и Ушакадит, когда однажды человек по имени Нта Нья, который был в рыболовной экспедиции, встретил нескольких мужчин Эфут в Убе Осукпонг в Акпа Эдок, играющих в Экпе. Они начали переговоры о приобретении Экпе. [ 7 ] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] Окобо признают, что получили свои Экпе от Эфиксов Старого Калабара.
Экпе стал законодательной, исполнительной и полицейской системой Орона, поскольку каждый высший вождь и обладатель титула должен был быть членом общества Экпе, которое состоит из семи степеней Орона: Ньямкпе, Нканда, Усонго, Экпейонг, Эса, Ибанг. и Эямба . Помимо Ньямкпе , в Ороне есть еще два типа Экпе: Обон и Экпе Уко . Верховный глава Экпе был известен как Оффонг Экпи (глава Экпе), чья власть не могла быть оспорена ни одним другим членом.
Экунг
[ редактировать ]Экунг — мужское общество, члены которого отличались от членов Экпе тем, что носили Ияра , красную шерстяную шапку, которая была знаком большой чести и отличия на Ороне. Первоначально общество прославляло боевое мастерство своих членов в пожилом возрасте. Все деревенские вожди и старейшины формально были членами общества Экунг, призванного обеспечивать соблюдение закона и порядка в обществе посредством наложения штрафов ( ики ) на тех, кто нарушал закон сообщества.
Аван-идит (Экпри-Аката)
[ редактировать ]Аван-идит, или Экпри-Аката, представляло собой мужское общество, глубоко озабоченное нравственностью. Их считали «духами», вездесущими и способными знать каждый скандал, совершаемый в обществе. Основной функцией Аката было выявление антиобщественного поведения, предание огласке преступлений и высмеивание виновных с целью их исправления. Члены Аката прославились своей способностью сочинять песни, освещающие такие правонарушения, как аморальное общение между полами, беременность без мужа, воровство, колдовство и другие преступления, предположительно совершенные в темноте. Аката была рупором, информирующим общественность о тайных событиях в деревне.
Ибан-Исонг
[ редактировать ]Ибан-Исонг — женское общество, сыгравшее важную роль в поддержании правопорядка. Женская организация, также известная как Абанг и возглавляемая ее руководителем Оффонгом Абангом , имела неоспоримую власть над делами женщин в каждой деревне. Основная цель общества заключалась в защите женственности как дома, так и в общественных местах. В танцах Абанг, развлечении, которое время от времени проводится в деревнях, женщины разных возрастных групп демонстрировали свои танцевальные стили, способствуя единению. В других, мужских обществах мужчины готовили сухой джин ( Уфофо ), чтобы успокоить женщин. [ 8 ]
Религия
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]У народа Орона была древняя образовательная система, в которой люди были сгруппированы в возрастные группы, известные как Нка , в которой старшие дети обучали младших, используя фольклор, устное обучение, древние пристрастия и через Нсибиди . [ 9 ]
В Ороне каждый человек в общине, как мужчина, так и женщина, за исключением очень маленьких детей, должен был принадлежать к Нка . Это общество было создано для обеспечения соблюдения деревенских норм для членов, выполняемых членами сообщества того же возраста. Это учреждение социализировало членов в нормах, законах и порядке и способствовало развитию общества. В Ороне участники часто называли себя Нда (Орон) и Адами (Окобо) . Нка наказывала всех членов, которые не подчинялись нормам и традициям общества. На Нка была возложена соответствующая роль по поддержанию общественного водоснабжения и уличных рынков, а также по охране деревни.
- Нка УкпараИсонгу было поручено очистить рыночные площади, ручьи и улицы.
- Нка Уфере присматривал за святынями и приводил к присяге человека, обвиненного в колдовстве.
- Нка Ндито отвечал за общее управление деревней и обеспечивал порядок.
- Нка Эсо выполнял функции деревенских охранников.
- Среди идуа Нка Мкпарава действовал как воин, ответственный за борьбу с угрозами в деревне.
- Нка Ндито Исонг , членство в котором было открыто как для мужчин, так и для женщин, способствовало единству и развитию деревни.
- Среди укпабангов нка были: Нка Нлапп (для молодежи), Нка Икпонви (для старших), Нка Азиат, Нка Име, Нка Афе, Нка Нквак и Нка Утеге . Вместе эта группа содержала дороги, охраняла деревни, строила мосты и чистила рынки. [ 10 ]
Искусство
[ редактировать ]Культура и традиции
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Цивилизация Балондо зародилась на территории современной Демократической Республики Конго . Балондо -ба-конджа сейчас живут в юго-западном прибрежном районе Камеруна . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уя, Окон Эдет (1984). История народа оронов нижнего бассейна реки Кросс . Орон, Нигерия: Издательство Manson Publishers. ISBN 9789782451002 . OCLC 16973863 .
- ^ Оро, Аджа (2020). История Балондо-Ба-Конджа: рассказ старейшин . Издательство «Книжный стенд». ISBN 9781634989114 .
- ^ Перейти обратно: а б Крис Абаси Эйо Эсу Удоембо Эйо Антай (2 мая 2018 г.). «Историческое происхождение Оро: Обио Уфре украшен коронацией Ахташипа: наследным принцем» . Национальный NewsTrack . Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Никлин, Кейт (1999). Экпу: фигуры предков Оронов из Юго-Восточной Нигерии . (Вклад в критическую музеологию и материальную культуру). Лондон: Музей и сады Хорнимана. ISBN 9780951814154 .
- ^ Абасиаттаи, понедельник Б. (1990). «Старая провинция Калабар под колониальным правлением: колониальное подчинение и управление» . В понедельник Б. Абасиаттаи (ред.). История региона Кросс-Ривер в Нигерии . Энугу, Нигерия: Harris Publishers; Университет Калабара Пресс. стр. 161–184.
- ^ Либер, JW (1971). Эфик и Ибибио Деревни Институт образования, Университет Ибадана, Нигерия.
- ^ Устное интервью с главой Ита Усо из Идуа Орон [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
- ^ Шут, ДАФ (1932), Отчет разведки о кланах Лук и Ннунг Ндем (деревенских группах) в округе Экет , NAI, стр. 17, (CSO. CALPROF/209/30865)
- ^ Грегерсен, Эдгар А. (1977). Язык в Африке: вводный обзор . ЦРК Пресс. п. 176. ИСБН 0-677-04380-5 .
- ^ Битти, Джон (1964). Другие культуры: цели, методы и достижения социальной антропологии . Лондон: Коэн и Уэст. п. 142.
- См. также Ной, понедельник Эфионг (1980). Старый Калабар: города-государства и европейцы, 1800–1885 гг . Уйо, Нигерия: Scholars Press. п. 66. ИСБН 978-978-2275-14-1 . OCLC 1130269279 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Выпускники Морской академии Нигерии , Орон. [1] Архивировано 2 марта 2012 г. в Wayback Machine ; на Facebook
- Домашняя страница – веб-сайт правительства штата Аква Ибом , Нигерия.