Jump to content

Акпакип Оро

Нация Орон
Акпакип Оро
1200 г. – 1909 г. н.э.
Девиз: Семья
Карта реки Калабар, нарисованная португальцами, на которой Акпакип Оро изображен как Том Шоттс на юго-западе, Бакасси как Бакасси на юго-востоке (который является частью Акпакип Оро) и королевство Эфик Аква Акпа выше.
Карта реки Калабар, нарисованная португальцами, на которой Акпакип Оро изображен как Том Шоттс на юго-западе, Бакасси как Бакасси на юго-востоке (который является частью Акпакип Оро) и королевство Эфик Аква Акпа выше.
Капитал Акана Обио Оро [ 1 ] : 315 
Общие языки Нсин Оро
Религия
Традиционная религия Орон
Правительство Избирательная монархия
Вожди племен  
Ахта Оро  
История  
• Учредил
1200 г. н.э.
1909 г. н.э.
• Социально-политическое возрождение
1925
Валюта Причины
Предшественник
Преемник
Экпу Оро
Протекторат побережья Нигера

Нация Оронов (Акпакип Оро) была суверенным и эгалитарным обществом с ок. С 1200 по 1914 год, когда он был насильственно включен в состав Нигерии . Народ Орон имеет прочную родословную с народом Эфик в штате Кросс-Ривер в Нигерии. Родственные коренные группы включают народы уруан , ибено и андони (оболо), проживающие как в штате Аква-Ибом , так и в штате Риверс , а также балондо-ба-конджа . [ а ] Народ Орон — основная этническая группа, до сих пор присутствующая в Аква Ибоме.

К 1200 году народ Орон, состоящий из шести этнических племенных групп, поселился в устье бассейна реки Кросс и стал обществом, управляемым вождями племен .

Нация Орон привела к власти своего первого короля в конце 1200-х годов, когда легендарный охотник из Нации Орон, известный как Ахта ая-Арах, отправился на сафари и не вернулся. На следующий день люди из Нации организовали поисковую группу, чтобы найти его, но безуспешно.

Ахта был объявлен мертвым, но через два месяца после его исчезновения он снова появился с сортом сладкого ямса , известного в Оро как Ньин-Эни . Когда его спросили, где он находится, он сказал, что «из-за голода в стране я отправился к Богу, чтобы собрать этот ямс для человечества». Так Оро пришел к аксиоме , что «Ахта ая-Ара принес Оро сладкий ямс от Бога». Этот подвиг принес Ахте королевский сан Оро в конце 1200-х годов, так что для Ахты был изготовлен Королевский табурет. Этот табурет остается старейшим сохранившимся артефактом Оро и бассейна реки Лоуэр-Кросс. [ 3 ]

Ахта ая-Арах объединил шесть племен, составлявших нацию Орон, представив этот ямс различным кланам, которые посещали его ежедневно, и его влияние достигло Камеруна . Некоторые из племен включали:

  • Люди Орона Укпабанга
  • Окобо люди
  • Два (волосы) человека
  • Пьют люди
  • Люди Эбугу Отонг
  • Люди Эфиат/Мбо

По сей день местные жители считают себя частью народа Оронов.

Нация Оронов процветала как независимое сообщество с ротационной системой правления среди вождей различных племен. [ 1 ] : 34 

В конце 1800-х годов португальские торговцы назвали регион Орон городом Тома Шоттса , регион Мбо — портом Тома Шоттса , а остров в Ибаке островом Тома Шоттса , как это видно на нескольких португальских картах. [ нужна ссылка ]

В конце 1800-х годов португальские налетчики вытеснили несколько кланов Оронов во внутренние районы. Это привело к появлению первого сарая [ нужны разъяснения ] известный как Обио Уфре («незабываемое место»). Поэтому в этом незабываемом месте было решено, что «кланы Оро объединятся, чтобы защитить свои собственные от нападения кланов, не принадлежащих к Оро». [ 3 ] Миграция из региона впоследствии привела к созданию нескольких деревень в пределах Оро.

Королевство функционировало как свободное суверенное и эгалитарное общество до конца 1800-х годов и до 1909 года. [ 4 ] когда британцы вторглись в этот регион и насильственно присоединили его к протекторату Южной Нигерии . [ 5 ] В начале 1925 года нация Оронов пережила политическое возрождение с восстановлением Союза Оронов и Ахташипа в регионе.

Тайные общества

[ редактировать ]

Важнейшие тайные общества народа Орона — Экунг , Экпе, Нка и Инам , а также женские общества Абанг, Укпок и Ибан Исонг . [ 6 ]

Первоначальный способ управления деревнями у древних Оронов до появления Экпе осуществлялся через Исонг. В Ороне каждое общество участвовало в управлении, но самым важным было Экпе. Важно отметить, что, несмотря на близость Орона к народу Ибибио , Экпо не был известен в Ороне до установления колониального правления.

Существуют серьезные разногласия относительно того, как разные группы Орона приобрели Экпе. Группы Укпабанга утверждали, что приобрели свой Экпе у Усакадита в Камеруне и привезли его с собой, когда расходились, в то время как Идуа утверждали, что были первыми, кто вступил в контакт с Экпе. Первоначально Экпе принадлежала Эфут и Ушакадит, когда однажды человек по имени Нта Нья, который был в рыболовной экспедиции, встретил нескольких мужчин Эфут в Убе Осукпонг в Акпа Эдок, играющих в Экпе. Они начали переговоры о приобретении Экпе. [ 7 ] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] Окобо признают, что получили свои Экпе от Эфиксов Старого Калабара.

Экпе стал законодательной, исполнительной и полицейской системой Орона, поскольку каждый высший вождь и обладатель титула должен был быть членом общества Экпе, которое состоит из семи степеней Орона: Ньямкпе, Нканда, Усонго, Экпейонг, Эса, Ибанг. и Эямба . Помимо Ньямкпе , в Ороне есть еще два типа Экпе: Обон и Экпе Уко . Верховный глава Экпе был известен как Оффонг Экпи (глава Экпе), чья власть не могла быть оспорена ни одним другим членом.

Экунг — мужское общество, члены которого отличались от членов Экпе тем, что носили Ияра , красную шерстяную шапку, которая была знаком большой чести и отличия на Ороне. Первоначально общество прославляло боевое мастерство своих членов в пожилом возрасте. Все деревенские вожди и старейшины формально были членами общества Экунг, призванного обеспечивать соблюдение закона и порядка в обществе посредством наложения штрафов ( ики ) на тех, кто нарушал закон сообщества.

Аван-идит (Экпри-Аката)

[ редактировать ]

Аван-идит, или Экпри-Аката, представляло собой мужское общество, глубоко озабоченное нравственностью. Их считали «духами», вездесущими и способными знать каждый скандал, совершаемый в обществе. Основной функцией Аката было выявление антиобщественного поведения, предание огласке преступлений и высмеивание виновных с целью их исправления. Члены Аката прославились своей способностью сочинять песни, освещающие такие правонарушения, как аморальное общение между полами, беременность без мужа, воровство, колдовство и другие преступления, предположительно совершенные в темноте. Аката была рупором, информирующим общественность о тайных событиях в деревне.

Ибан-Исонг

[ редактировать ]

Ибан-Исонг — женское общество, сыгравшее важную роль в поддержании правопорядка. Женская организация, также известная как Абанг и возглавляемая ее руководителем Оффонгом Абангом , имела неоспоримую власть над делами женщин в каждой деревне. Основная цель общества заключалась в защите женственности как дома, так и в общественных местах. В танцах Абанг, развлечении, которое время от времени проводится в деревнях, женщины разных возрастных групп демонстрировали свои танцевальные стили, способствуя единению. В других, мужских обществах мужчины готовили сухой джин ( Уфофо ), чтобы успокоить женщин. [ 8 ]

Образование

[ редактировать ]

У народа Орона была древняя образовательная система, в которой люди были сгруппированы в возрастные группы, известные как Нка , в которой старшие дети обучали младших, используя фольклор, устное обучение, древние пристрастия и через Нсибиди . [ 9 ]

Нсибиди письмо

В Ороне каждый человек в общине, как мужчина, так и женщина, за исключением очень маленьких детей, должен был принадлежать к Нка . Это общество было создано для обеспечения соблюдения деревенских норм для членов, выполняемых членами сообщества того же возраста. Это учреждение социализировало членов в нормах, законах и порядке и способствовало развитию общества. В Ороне участники часто называли себя Нда (Орон) и Адами (Окобо) . Нка наказывала всех членов, которые не подчинялись нормам и традициям общества. На Нка была возложена соответствующая роль по поддержанию общественного водоснабжения и уличных рынков, а также по охране деревни.

  • Нка УкпараИсонгу было поручено очистить рыночные площади, ручьи и улицы.
  • Нка Уфере присматривал за святынями и приводил к присяге человека, обвиненного в колдовстве.
  • Нка Ндито отвечал за общее управление деревней и обеспечивал порядок.
  • Нка Эсо выполнял функции деревенских охранников.
  • Среди идуа Нка Мкпарава действовал как воин, ответственный за борьбу с угрозами в деревне.
  • Нка Ндито Исонг , членство в котором было открыто как для мужчин, так и для женщин, способствовало единству и развитию деревни.
  • Среди укпабангов нка были: Нка Нлапп (для молодежи), Нка Икпонви (для старших), Нка Азиат, Нка Име, Нка Афе, Нка Нквак и Нка Утеге . Вместе эта группа содержала дороги, охраняла деревни, строила мосты и чистила рынки. [ 10 ]

Искусство

[ редактировать ]

Культура и традиции

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цивилизация Балондо зародилась на территории современной Демократической Республики Конго . Балондо -ба-конджа сейчас живут в юго-западном прибрежном районе Камеруна . [ 2 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Уя, Окон Эдет (1984). История народа оронов нижнего бассейна реки Кросс . Орон, Нигерия: Издательство Manson Publishers. ISBN  9789782451002 . OCLC   16973863 .
  2. ^ Оро, Аджа (2020). История Балондо-Ба-Конджа: рассказ старейшин . Издательство «Книжный стенд». ISBN  9781634989114 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Крис Абаси Эйо Эсу Удоембо Эйо Антай (2 мая 2018 г.). «Историческое происхождение Оро: Обио Уфре украшен коронацией Ахташипа: наследным принцем» . Национальный NewsTrack . Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  4. ^ Никлин, Кейт (1999). Экпу: фигуры предков Оронов из Юго-Восточной Нигерии . (Вклад в критическую музеологию и материальную культуру). Лондон: Музей и сады Хорнимана. ISBN  9780951814154 .
  5. ^ Абасиаттаи, понедельник Б. (1990). «Старая провинция Калабар под колониальным правлением: колониальное подчинение и управление» . В понедельник Б. Абасиаттаи (ред.). История региона Кросс-Ривер в Нигерии . Энугу, Нигерия: Harris Publishers; Университет Калабара Пресс. стр. 161–184.
  6. ^ Либер, JW (1971). Эфик и Ибибио Деревни Институт образования, Университет Ибадана, Нигерия.
  7. ^ Устное интервью с главой Ита Усо из Идуа Орон [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
  8. ^ Шут, ДАФ (1932), Отчет разведки о кланах Лук и Ннунг Ндем (деревенских группах) в округе Экет , NAI, стр. 17, (CSO. CALPROF/209/30865)
  9. ^ Грегерсен, Эдгар А. (1977). Язык в Африке: вводный обзор . ЦРК Пресс. п. 176. ИСБН  0-677-04380-5 .
  10. ^ Битти, Джон (1964). Другие культуры: цели, методы и достижения социальной антропологии . Лондон: Коэн и Уэст. п. 142.
    • См. также Ной, понедельник Эфионг (1980). Старый Калабар: города-государства и европейцы, 1800–1885 гг . Уйо, Нигерия: Scholars Press. п. 66. ИСБН  978-978-2275-14-1 . OCLC   1130269279 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 950844145b268994b47b77c3f73615f6__1722588540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/f6/950844145b268994b47b77c3f73615f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Akpakip Oro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)