Боджаги
Боджаги | |
![]() Шелковое лоскутное одеяло Бояги из коллекции Метрополитен-музея. | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | обертка |
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | Бояги |
МакКьюн-Рейшауэр | даже сын |
Боджаги бо ( корейский : 보자기 ; MR : pojagi иногда сокращается до 보 ; ; оберточная по ) — традиционная корейская ткань , . Боджаги обычно имеют квадратную форму и могут быть изготовлены из самых разных материалов, хотя шелк или рами распространены . Вышитые боджаги известны как субо , а лоскутные или лоскутные боджаги известны как джогак бо .
Боджаги имеют множество применений, в том числе в качестве упаковки для подарков , на свадьбах и в буддийских обрядах. Совсем недавно они были признаны традиционным видом искусства, часто выставленным в музеях и вдохновляющим на современные интерпретации.
История
[ редактировать ]Традиционные корейские народные религии считали, что если что-то завернуть, то это принесет удачу. [ 1 ] Считается, что самое раннее использование оберток относится к периоду Троецарствия , но экземпляров этого периода не сохранилось. [ 2 ]
Самые ранние сохранившиеся образцы, относящиеся к ранней династии Чосон (1392–1910), использовались в буддийском контексте в качестве скатертей или покрытий для сутр. Ткани особенно отмечали особые события, такие как свадьбы или помолвки, когда считалось, что использование новой ткани передает «заботу человека о том, что заворачивали, а также уважение к получателю». Для королевской свадьбы могло быть создано до 1650 боджаги. [ 2 ]
Повседневное использование боджаги сократилось в 1950-х годах, и корейцы не считали их объектами искусства до конца 1960-х годов. [ 2 ] [ 3 ] С 1980-х годов в Корее и по всему миру было организовано множество выставок, демонстрирующих красоту и значимость боджаги, изготовленных корейскими женщинами. [ 4 ] «Красота Кореи» В 1997 году в серию почтовых марок вошли четыре марки с изображением боджаги. [ 5 ]
Традиционно боджаги делали вручную, но в последнее время иногда это делают машины. [ 6 ]
Физические характеристики
[ редактировать ]Традиционно боджаги представляет собой квадрат шириной от одного пока (приблизительно 35 см) для мелких предметов до десяти поков для более крупных предметов, таких как постельное белье. [ 7 ] Материалы включали шелк, хлопок, рами и коноплю. Цвета варьировались от красного, фиолетового, синего, зеленого, желтого и розового до темно-синего, белого и черного. Боджаги иногда украшали на подкладке, без подкладки, с подкладкой, стеганой тканью или украшали росписью, золотыми листами толщиной с бумагу, вышивкой и лоскутным шитьем. [ 4 ]
Королевский боджаги ( гунбо)
[ редактировать ]
Королевские оберточные ткани были известны как гунг-бо . [ 7 ] Гунг-бо изготавливались из цельного куска ткани, и, хотя ткани гунг-бо оставались без подписи, они были изготовлены известными ремесленниками и художниками придворных канцелярий, в отличие от мин-бо поджаги, изготовленных анонимными, неизвестными художниками. [ 4 ] При королевском дворе эпохи Чосон предпочтительной тканью для изготовления боджаги была ткань отечественного производства от розово-красного до фиолетового цвета. [ 8 ] На этих тканях часто были нарисованы рисунки, например, драконы. [ 2 ]
В отличие от бережливости использованных и повторно использованных некоролевских упаковочных тканей, сотни новых боджаги были заказаны по особым случаям, таким как королевские дни рождения и Новый год. [ 2 ] Имена женщин, нанятых двором для изготовления боджаги для определенных королевских ритуалов, таких как свадебные церемонии, перечислены в официальных протоколах суда Сигве ( Королевских протоколах ). Имена нескольких женщин-рукодельниц неоднократно встречаются в этих записях, что указывает на ценность их высокого уровня мастерства. В восемнадцатом веке заработная плата женщин-рукодельниц была сопоставима с заработной платой мужчин-ремесленников. [ 9 ]
Общая собственность ( мин-бо или чогак-бо )
[ редактировать ]
Мин-бо или чогак бо (조각보) представляли собой «лоскутные» боджаги, изготовленные простыми людьми. [ 10 ] В отличие от королевских гунг-бо , которые не были лоскутными, [ 2 ] эти ткани были созданы из небольших сегментов («джогак») ткани от другого шитья, например, оставшихся от вырезания изгибов традиционной одежды ханбок . [ 3 ]
Корейские женщины, которых с раннего возраста учили быть терпеливыми и бережливыми, разделяли небольшие лоскуты ткани на разные группы в зависимости от материала, формы, цвета и веса. Этот процесс предоставил женщинам династии Чосон возможность проявить свои творческие таланты, причем фактическое шитье, вероятно, было похоже на копирование сутр. Создатели этих «лоскутных» боджаги не пытались скрыть свои швы и, возможно, верили, что благословения и удача (пок) накапливаются с каждым добавленным стежком и деталью. [ 4 ] Шили ткани как с симметричными «обычными», так и с произвольным, казалось бы, «нерегулярными» узорами, стили которых, предположительно, выбирались в соответствии с эстетическими вкусами отдельной женщины. [ 2 ]
В качестве покрытия для еды
[ редактировать ]
Чогак бо тесно связаны с пищевыми покрытиями. Образцы середины 19-го - начала 20-го веков, которые сохранились до наших дней, часто имеют небольшую петлю из ленты, прикрепленную в центре квадрата, чтобы помочь снять крышку с еды. Бояги размером со стол часто имеют ремни, прикрепленные к углам, поэтому их можно прикрепить к столу и закрепить предметы на месте при перемещении стола. [ 8 ]
Разные боджаги использовались для покрытия разных продуктов и в разное время года. В то время как легкие ткани помогали воздуху циркулировать летом, зимой для сохранения еды в тепле боджаги можно было также использовать с подкладкой и подкладкой. [ 8 ] Чтобы боджаги не испачкались от еды, нижнюю сторону часто выстилают промасленной бумагой. [ 2 ] [ 8 ]
Для переноски вещей
[ редактировать ]Боджаги использовались для транспортировки предметов, а также для укрытия или хранения вещей на складе. Одним из таких примеров является «рюкзак», когда ткань заворачивается и завязывается так, чтобы предметы можно было безопасно перевозить на спине.
Вышитые божаги
[ редактировать ]Вышитая боджаги, также называемая субо (수보) (приставка су означает вышивка), была еще одной формой украшенной ткани. Распространенным орнаментом были стилизованные деревья, стили которых варьировались от «наивных» до «наивных». [ 10 ] до подробных изображений цветов, фруктов, птиц, драконов, облаков и символов удачи. [ 11 ] [ 12 ] Эти ткани тесно связаны с радостными событиями, такими как помолвка и свадьба. [ 2 ] используется для упаковки таких предметов, как подарки семьи жениха новой невесте, а также символических деревянных свадебных гусей, которые являются метафорой верности и защиты жениха. [ 13 ] [ 2 ]
Вышивка выполнялась нитками на хлопчатобумажной или шелковой основе. Затем ткань субо была на подкладке и, возможно, набита. [ 2 ] Матери невест во времена династии Чосон часто вышивали десятки боджаги для своих дочерей, чтобы они могли взять их с собой в новый дом. Поскольку многие из них сохранились в первозданном состоянии, эти боджаги не имели практической функции, а служили знаком привязанности и добрых пожеланий. [ 2 ]
Романтический подтекст
[ редактировать ]Кироги по , или обертка для свадебного гуся, была еще одной формой боджаги, используемой для обертывания деревянного гуся, подаренного женихом семье невесты во время традиционных корейских свадебных церемоний, что символизировало верность жениха. Помимо подкладки и вышивки, кироги по часто украшались нитками радужного цвета, изображающими стебли риса, что является символом желания семьи к изобилию в семейной жизни. Деревья, цветы, фрукты, бабочки и птицы обычно изображались символами процветания, чести, счастья и радости. [ 4 ]
Современные ссылки и выставки
[ редактировать ]
В Музее корейской вышивки в Сеуле собрана коллекция из 1500 произведений боджаги, в которой особое внимание уделяется чогак бо (лоскутное одеяло в виде лоскутного одеяла). [ 3 ] Музей был основан дуэтом мужа и жены Тон Хва Ху (허동화; 1926−2018) и Пак Ён Сук (박영숙; род. 1932) с целью сохранения корейского искусства вышивки и информирования общественности о его художественном и историческом искусстве. значимость. Коллекция боджаги Ху и Пака привлекла международное внимание: шестьдесят зарубежных выставок были показаны в одиннадцати странах. [ 14 ]
В апреле 2018 года Ху и Пак пожертвовали большую часть своей коллекции Сеульскому музею ремесленного искусства. [ 14 ]
Сеульский музей ремесленного искусства построен на месте Королевской ремесленной мастерской династии Чосон, где придворные женщины создавали текстильные изделия для повседневного использования. Музей торжественно открылся в 2021 году и представляет собой открытое пространство, где сочетаются традиционные и современные ремесла. [ 14 ]
Коллекции музеев за пределами Кореи, в том числе в Киото, [ 15 ] Лондон, [ 16 ] San Francisco, [ 17 ] и Лос-Анджелес, [ 18 ] также содержат боджаги.
Лоскутный стиль чогак бо вдохновил художников, работающих в других средах, таких как дизайнер одежды Ли Чон Хи. [ 16 ] [ 19 ] и Карл Лагерфельд . [ 20 ] Сообщается, что фасад флагманского магазина французского ювелирного дома Cartier в Чхонгдамдоне также вдохновлен этим ремеслом. [ 21 ] Японские вышивальщицы также работали в этом стиле. [ 15 ]
Узоры джогак бо сравнивают с работами Пауля Клее и Пита Мондриана . [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ]

См. также
[ редактировать ]- Ханбок : традиционная корейская одежда.
- Фуросики : японская оберточная ткань.
- Китайское лоскутное одеяло
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корейская служба культуры и информации Министерства культуры (2010 г.). Путеводитель по корейской культуре . Холлим Корп. 162. ИСБН 978-1-56591-287-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ким-Рено, Янг-Ки (1 января 2004 г.). «Праздник жизни: лоскутное шитье и вышитые пагоджи неизвестных корейских женщин». Творческие женщины Кореи: с пятнадцатого по двадцатый века . Я Шарп. ISBN 9780765611895 .
- ^ Jump up to: а б с д «Красота джогакбо открыта заново» . «Корея Таймс» . 04.12.2016 . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Творческие женщины Кореи: XV-XX вв . Янг-Ки Ким-Рено. Лондон [Англия]. 2015. ISBN 978-1-315-70537-8 . OCLC 905917070 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Марки Южной Кореи 1997 г.» . 9 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 9 августа 2004 г. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Ёнсук, Чхве (3 ноября 2020 г.). Корейское лоскутное шитье: 37 современных проектов боджаги . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-2200-0 . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ким, Кымджа Пайк «Изобилие цвета: корейские костюмы и оберточная одежда династии Чосон» в книге Джулии М. Уайт и Ху Дон Хва [ред.] Обертки счастья: традиционная корейская форма искусства (Издательство Академии искусств Гонолулу: 2003 г.) )
- ^ Jump up to: а б с д Ху Дон Хва «История и искусство в традиционных упаковочных тканях» в книге Джулии М. Уайт и Ху Дон Хва [ред.] Обертки счастья: традиционная корейская форма искусства (Издательство Академии искусств Гонолулу: 2003), стр. 20–24.
- ^ Гендер, преемственность и формирование современности в искусстве Восточной Азии XVI-XX вв . Кристен Л. Хим, Лара К.В. Бланшар. Бостон. 2017. ISBN 978-90-04-34895-0 . OCLC 1000385969 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Гоуман, Филип (28 февраля 2009 г.). «Мудан и минхва: это конец» . Лондонские корейские ссылки . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Оберточная ткань Royal Purple в рамке с павлинами. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine, корейское искусство и антиквариат.
- ^ «보자기» [Наша традиционная одежда] (на корейском языке). 22 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Ли, Патрисия (2009). Революция оберточных шарфов: экологичная идея, которая изменит ваше представление о своем мире . Досуговое искусство. п. 18. ISBN 9781574861068 .
- ^ Jump up to: а б с Золотые иглы: искусство вышивки из Кореи / Суа Им МакКормик, куратор . Суа Им МакКормик, Юнг-Ва Ким, Уильям Грисволд, Сын-Хэ И, Бёнмо Чунг, Ён Че. Кливленд, Огайо. 2020. ISBN 978-1-935294-72-6 . OCLC 1175646323 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б « Боджаги» культурно связывает Корею и Японию» . «Корея Таймс» . 21 января 2014 г. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Ли Чон Хи» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Боджаги» . Музей азиатского искусства . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 г. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Боджаги: корейская упаковочная ткань» . ЛАКМА. 2 января 2014 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Члены АСД в печати: Чонхи Ли публикует книгу «Bojagi & Beyond» » . Ассоциация дизайна поверхностей. 26 сентября 2011 г. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ « Выставка «Корея от кутюр» рисует прошлое, настоящее и будущее корейской моды» . Ежедневный калифорнийец . 06.11.2017 . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ Гарсия, Кэти Роуз А. (28 сентября 2008 г.). «Cartier открывает флагманский магазин в Чхонгдаме» . «Корея Таймс» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 года . Проверено 9 марта 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Боджаги , на Викискладе?
- Ткань, цвет и не только: подкаст Корейского общества Bojagi, заархивированный 6 сентября 2015 г. на Wayback Machine
- youngminlee.com Боджаги – Корейская текстильная фабрика Ёнмина Ли
- Боджаги в Музее азиатского искусства Сан-Франциско - включает видео и несколько примеров из коллекции музея.