Портье

Остиарий слово , , латинское иногда переводимое на английский язык как остиарий , но часто буквально переводимое как носильщик или швейцар , первоначально обозначало порабощенного человека или охранника, стоявшего у входа в здание, аналогично привратнику .
В Римско-католической церкви этот «привратник» стал низшим из четырёх второстепенных орденов, предписанных Тридентским собором . Это был первый орден, в который был принят семинарист после принятия пострига . В древние времена привратник был обязан открывать и закрывать церковные двери и охранять церковь, особенно следить за тем, чтобы во время Евхаристии не входили некрещеные люди . Позже привратник также охранял, открывал и закрывал двери ризницы , баптистерия и других помещений церкви.
Привратник не был частью священных санов, совершающих таинства, а просто подготовительной работой на пути к основным санам : субдиаконату (до его упразднения, после Второго Ватиканского Собора Папой Павлом VI ), диаконата и священства . Как и другие второстепенные ордена и субдиаконат, он сохраняется в таких обществах, как Священническое братство Святого Петра .
История
[ редактировать ]В римский период остиарий был порабощенным человеком, в обязанности которого входило охранять вход в дом гражданина высшего сословия, иногда его приковывали цепью к дверному проему, чтобы предотвратить бегство. [ 1 ] [ 2 ] Первоначально базилика . служила римским судом, и в обязанность остиария входило регулирование подхода тяжущихся сторон к судье [ 3 ]
Когда с конца второго века христианские общины стали владеть домами для проведения церковных служб и управления, вскоре стали упоминаться церковные остиарии, по крайней мере в крупных городах. Впервые они упоминаются в письме Папы Корнелия епископу Антиохийскому Фабию, написанном в 251 году: [ 4 ] где сказано, что тогда в Риме было 46 священников, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколита и 52 экзорциста, чтеца и остиария, или привратника. Согласно заявлению Liber Pontificalis , [ 5 ] остиарий по имени Роман принял мученическую смерть в 258 году одновременно со святым Лаврентием.
В Западной Европе должность остиария была низшей ступенью мелкого духовенства. В законе 377 Кодекса Феодосиана. [ 6 ] предназначенные для викариата Италии, остиарии упоминаются и среди духовенства, имеющего право на личную неприкосновенность. В своем письме от 11 марта 494 г. епископам Южной Италии и Сицилии папа Геласий говорит, что для принятия в духовенство необходимо, чтобы кандидат умел читать (следовательно, должен иметь определенное образование), ибо без этого Обязательным условием является то, что претендент может, самое большее, занять только должность остиария. [ 7 ]
В самом Риме эта должность не получила особого развития, так как большая часть этих обязанностей, а именно физическая работа, необходимая в церковном здании, которая теперь, вероятно, является обязанностью пономаря, в Риме выполнялась особняками. Духовенство трех низших степеней (второстепенных орденов) было объединено в Риме в Schola cantorum (хор) и как таковое принимало участие в церковных церемониях. нет . Особых молитв и обрядов рукоположения низшего духовенства в древнейших богослужебных книгах Римской Церкви [ 8 ]
Что касается галликанского обряда , краткие утверждения, касающиеся рукоположения низших орденов, в том числе и остиариев, можно найти в «Statuta ecclesiæ antiqua», сборнике канонов, появившемся в Арле примерно в начале шестого века. [ 9 ] «Sacramentarium Gelasianum» и «Missale Francorum» содержат один и тот же обряд с молитвами, используемыми по этому поводу.
Согласно им, остиарии сначала инструктируются в своих обязанностях архидьяконом ; после этого он приводит их к епископу, который берет ключи от церкви от алтаря и вручает их кандидату на рукоположение со словами: «Исполняй свою должность, чтобы показать, что ты знаешь, что будешь давать отчет Богу о том, что заперты под этими ключами». Затем следует молитва о кандидате и молитва по случаю, которую произносит над ним епископ. Позднее эта церемония была принята Римской церковью в ее литургии. [ 8 ]
В Латинской Западной Европе, за пределами Рима, в позднеримскую эпоху и в последующие годы остиарии все еще фактически использовались в качестве стражей церковных зданий и их содержимого. Об этом свидетельствует эпитафия некоего Урсация, остиария Трира . [ 10 ] остиарий церкви Салоны . В эпитафии также упоминается [ 11 ] Однако позднее в Латинской Церкви должность остиария повсеместно оставалась лишь одной из степеней рукоположения и собственно работа остиария была передана мирянам ( ризничим , пономарям и т. д.).
При рукоположении остиариев их обязанности так перечислены в Папском повелении: «Звонять в колокол, открывать церковь и ризницу, открывать книгу для проповедника). Формы молитвы о рукоположении аналогичны формам молитвы в древнем Галликском обряде. [ 8 ]
На Востоке тоже были привратники на службе Церкви. Они причислены к церковным лицам Лаодикийским собором (ок. 343–381). [ 12 ] Подобно аколитам и экзорцистам, они были назначены только для служения церкви, но не получили фактического рукоположения и не считались принадлежащими к церковной иерархии. Согласно «Апостольским постановлениям», относящимся к концу IV века, охрана дверей храма во время службы входила в обязанности диаконов и иподиаконов. Таким образом, привратники исполняли свои обязанности только тогда, когда не проводилась служба.
Младший орден официально больше не существует в Восточно-католических церквях и был упразднен в Римско-католической церкви Папой Павлом VI в его апостольском письме Miniria quaedam. [ 13 ] от 15 августа 1972 года. [ 14 ] [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ДеВитт, Норман В. (январь 1920 г.). «Первобытное римское хозяйство». Классический журнал . 15 (4): 219. JSTOR 3288304 .
- ^ Светоний (1914). Рольф, Джей Си (ред.). Жития Цезарей, Том II: Клавдий. Нерон. Гальба, Отон и Вителлий. Веспасиан. Тит, Домициан. Жизни выдающихся людей: грамматики и риторы. Поэты (Теренций. Вергилий. Гораций. Тибулл. Персий. Лукан). Жития Плиния Старшего и Пассиена Криспа . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 443.
- ^ «Остиарий», Словарь христианских древностей , том 2, (Уильям Смит, Сэмюэл Читэм, ред.), Дж. Мюррей, 1880 г.
- ^ Евсевий , Церковная история , VI, 43.
- ^ Дюшен, Истоки христианской религии (5-е изд., Париж, 1909 г.). Я, 155
- ^ Либ. 16, тит. II, нет. 24 ред. Гофреди, 6, 1, 57.
- ^ Патрология Латина , LVI, 691.
- ^ Перейти обратно: а б с Кирш, Иоганн Петер. "Портье." Католическая энциклопедия Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 9 ноября 2016 г.
- ^ Фридрих Массен , «Quellen des Kirchenrechts», I, 382.
- ^ Тело написано. Латинский, XIII, 3789.
- ^ Корпус надписей. Ятин., III, 13142.
- ^ Шафф, Филип , изд. (1900). «Каноник XXIV, Лаодикийский Синод». Никейские и посленикейские отцы, Серия 2 . Том. 14: Семь Вселенских Соборов.
Никто из священства, от пресвитеров до диаконов и так далее по церковному чину до иподиаконов, чтецов, певцов, заклинателей, привратников и всякого рода подвижников, не должен входить в кабак.
- ^ Папа Павел VI (15 августа 1972 г.). «Некоторые министерства» . Vatican.va (на латыни ) Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1997). «привратник» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 501 . ISBN 0-19-211655-Х .
- ^ Райли, Ти Джей; Католический университет Америки, ред. (2003). "портье". Новая католическая энциклопедия . Том. 11 (2-е изд.). Детройт: Томсон/Гейл. стр. 525–526. ISBN 0-7876-4015-8 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Швейцар, привратник ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.