Шестьдесят миллионов триллионов комбинаций
« Шестьдесят миллионов триллионов комбинаций » — короткий детективный рассказ американского писателя Айзека Азимова . Впервые он был опубликован в журнале Ellery Queen's Mystery Magazine от 5 мая 1980 года под названием «64 миллиона триллионов комбинаций» и перепечатан в книгах «Банкеты черных вдовцов» (1984) и «Возвращение черных вдовцов» (2003). Первоначально Азимов назвал его «Четырнадцать букв», но вариант названия журнала был использован в последующих публикациях рассказа. [1] Эта история входит в сборник коротких загадок, персонажи которых во многом основаны на « Пауках-люках» , мальчишнике, членом которого был Азимов.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Каждый месяц семь мужчин, входящих в состав «Черных вдовцов» (шестеро, которые обедают, и официант, который их обслуживает), встречаются в прекрасном ресторане и беседуют за ужином друг с другом, со своим гостем и официантом Генри. Хозяин группы, то есть тот участник, который платит за ужин всем остальным в этом месяце, обычно приводит на вечер гостя, которого затем «приготовят на гриле» или допросят, когда десерт будет готов и ужин достигнет бренди . этап. Этот случай отличается от других: Томас Трамбалл, один из участников, хочет рассказать остальным о проблеме, с которой он сталкивается на работе.
Трамбалл работает на правительство США в загадочном качестве; однако известно, что он занимается криптоанализом .
Как обычно, Черные Вдовцы обсуждали во время коктейлей перед ужином вопрос, который окажется важным позже: казалось бы, неважную тему аллитерации , или, точнее, первых букв.
Трамбалл объясняет, что его отдел обеспокоен важными вычислениями, а затем и паранойей математика Владимира Почика, который подозревает, что его работа по гипотезе Гольдбаха была украдена. Трамбалл также признается, что чувствует себя так, будто находится на месте халдейских мудрецов, стоящих перед Навуходоносор II . Под этим он имеет в виду, что вместо решения известной криптограммы он должен выяснить, что это за криптограмма.
Почик, бывший ресторанный официант (как и Генри), оказался блестящим математиком. Он с удовольствием работал с властями, пока его соперником не стал другой математик, Сандино, причем соперник оскорбительный, приставающий - постоянно дразнивший Почика, например, за то, что он начал работать официантом. К огромному разочарованию Почика, Сандино публикует статью, показывающую ту же работу, что и Почик, и Почик уверен, что Сандино украл эту работу.
В этот момент Почик удаляется в свою комнату и читает только стихи, особенно стихи Уильяма Вордсворта . Когда власти требуют его сотрудничества, Почик угрюмо дает ключ к разгадке кода, который защищал его работу на общем компьютере; он был уверен, что никто не сможет угадать или вывести код, состоящий из четырнадцати букв.
Черные вдовцы предлагают различные группы из четырнадцати букв, такие как ВЛАДИМИР ПОЧИК и СЭР ИСААК НЬЮТОН, которые могут дать ключ к разгадке и о которых Сандино мог легко подумать, чтобы взломать компьютер и украсть работу Почика. Но Трамбалл достает свой карманный компьютер и мрачно подсчитывает, что существует около 64 миллионов триллионов различных вариантов кодового слова, начиная с ААААААААААААА.
Черные Вдовцы смогли придумать код только потому, что один из членов разделяет черты математика. Этот участник — Генри, официант, который обратил внимание на то, что Почик читает Вордсворта. Он предлагает Трамбуллу четырнадцать букв (W, E, A, L, T, M, D, I, T, E, B, I, A, T) - и Трамбулл вскакивает, звонит Почику и обнаруживает, что Генри был прав. . Но откуда Генри узнал?
Генри объясняет, что число 14 подсказало ему количество строк сонета . Он напомнил, что знаменитое стихотворение Вордсворта относится к английскому поэту Джону Мильтону , чей сонет « О его слепоте» завершается знаменитой строкой: «Они также служат тем, кто только стоит и ждет». Будучи официантом, Генри испытывал симпатию к Почику. Четырнадцать букв — это первые буквы каждой строки сонета, что, таким образом, возвращает нас к предыдущему разговору об аллитерации.
См. также
[ редактировать ]- « Девять миллиардов имен Бога » - рассказ Артура Кларка 1953 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Послесловие» к «Шестидесяти миллионам триллионов комбинаций»