Амрам из Майнца
Амрам Майнцский или Амрам Майнцский — легендарный раввин , о котором рассказывается следующая легенда.
Побывав главой ешивы в Майнце , своем родном месте, он отправился в Кельн, чтобы основать школу. Когда его конец приближался, он выразил своим ученикам желание быть похороненным вместе со своими отцами в Майнце, но, опасаясь препятствий, они не решались пообещать исполнить его желание. После этого он приказал им положить его гроб на лодку по Рейну и позволить ему отправиться в путь один. Они так и сделали, но как только тело святого было положено в лодку, она, к великому удивлению всего народа, поплыла вверх по Рейну и без лодочников и руля направилась к городу Майнцу и повернула к Майнцу. берег. Все жители пришли посмотреть на дивное зрелище и дивились, кто же это за святой, который, даже будучи мертвым, творил такие чудеса. Наконец евреи узнали о смерти кельнского магистра и вынесли тело на берег, желая почтить его торжественными похоронами в синагоге . Но христианский архиепископ Майнца возразил, объявив его святым Церкви и приказав похоронить его как христианина. Затем последовало еще одно чудо. Тело стало настолько тяжелым, что никто не мог сдвинуть его с места. Сразу же епископ приказал, чтобы церковь надо построить прямо над телом святого и поставить сторожей для ее охраны, чтобы иудеи не украли ее тайно. Тогда святой явился в видении своим ученикам в Кёльне и велел им взять тело его в полночь, пока стражи спали, и положить на его место другой труп; что они и сделали.
Эту легенду еще в начале XIX века рассказывали как реальное событие; и для иллюстрации этого факта было показано графическое изображение на старом доме возле одних из ворот Майнца, недалеко от берега реки. Название церкви было Св. Емерана Церковь . Тендлау ( Buch d. Sagen u. Legenden Jüdischer Vorzeit ; «Die Amram's Kirche», стр. 9–15) ссылается в примечании (стр. 354) на «Шалшелет ха-Каббала» и другие источники, задаваясь вопросом, как та же история могла иметь говорилось О раввине Амраме из Регенсбурга (а не из Кельна) в одной из Ma'ase bücher (книг легенд) . Он, конечно, не знал о том странном факте, что в отношении церкви Св. Эммерана близ Регенсбурга ту же самую историю рассказывали христиане; а именно: что святой Эммеран умер в Мюнхене , и что его тело с поразительной быстротой перевезли на лодке без лодочников из реки Изар вверх по Дунаю в Регенсбург, где в честь святого была воздвигнута часовня (см. Panzer , Байрише Саген , я. 221). Как ни странно, особенно упрекали в неверии в это чудо в отношении церкви св. Эммерана евреев (см. Перц , Monumenta Germaniæ , vi. 549, цит. по Касселю , статья Juden , в Ersch und Gruber , стр. 67, прим. 56). ). По всей вероятности, еврейская легенда была заимствована у христианской, и Эммеран превратился в Амрама; больше ничего не известно о раввине Амраме ни в Майнце, ни в Кёльне , ни в Регенсбурге . Моисей Софер принимает его за Амрама Гаона и говорит, что видел его могилу в Майнце ( Хатам Софер , Ора Хайим , стр. 16).
О происхождении старой тевтонской легенды см.:
- Феликса Либрехта Издание Гервасия Тилберийского Otia Imperialia , с. 149
- Вильгельм Маннхардт , Германские мифы, с. 360
- сравните также легенды Германа Узенера о потопе
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Амрам Майнцский (Ментц)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.