Александр Спендиарян
Александр Спендиаров | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Александр Спендиарян 1 ноября 1871 г. Каховка , Таврическая губерния , ![]() |
Умер | 7 мая 1928 г. Ереван , Закавказская СФСР , ![]() | ( 56 лет
Эра | 20 век |
Работает | Ереванские этюды, Алмаст опера |
Александр Афанасьевич Спендиарян ( арм . Александр Степаноси Спендиарян , 1 ноября 1871, Каховка , Российская империя — 7 мая 1928, Ереван, Армения ) — армянский композитор, дирижёр, основоположник армянской национальной симфонической музыки.
Биография
[ редактировать ]Александр Спендиаров родился 1 ноября (20 октября) 1871 года в Каховке Таврической губернии (современная Украина). Его художественные способности сформировались еще в раннем детстве. Музыкальные способности он унаследовал от матери, игравшей на фортепиано. Когда Александру Спендиарову было семь лет, он написал вальс . В 1890 году он уехал в Москву и проучился один год на естественном факультете Московского университета , а затем в 1894 году окончил юридический факультет. [ 1 ] В то же время он продолжил занятия по игре на скрипке. В 1896 году Александр Спендиаров поехал в Петербург, чтобы показать свои сочинения Николаю Римскому-Корсакову , который очень восхищался его музыкой и побуждал его глубже погрузиться в фольклор своего народа. С 1896 по 1900 год брал частные уроки композиции у Римского-Корсакова. По словам Александра Глазунова , «Римский-Корсаков был вполне удовлетворен результатами творчества Александра Спендиарова и считал его серьезным, талантливым композитором, обладающим большим композиторским чутьем». [ 2 ]
Спендиаров трижды был удостоен премии Глинки за три своих произведения: симфоническую картину «Три пальмы» в 1908 году, легенду «Проповедник Беда» в 1910 году и мелодическую декламацию «Отдохнем» в 1912 году. Его симфонические пьесы, песни и романсы, хоровые произведения и музыкально-декламационные произведения снискали ему высокие оценки публики и профессиональных музыкантов. Спендиаров вел концерты в Харькове , Одессе , Москве , Петербурге , Дони-Ростове и Новом Нахиджеване. Большую часть времени он проводил в Ялте и Судаке . Живя в Крыму, Спендиаров познакомился с Антоном Чеховым , Максимом Горьким и Федором Шаляпиным . Александр Глазунов также был гостем в его доме.

В 1910 году Спендиаров стал участником Ялтинского Русского музыкального общества.
Симфоническая поэма «Три пальмы» занимает особое место среди симфонических сочинений Спендиарова. Поэтическим тоном, живописной природой и ярким колоритом оно напоминает восточные программные произведения « Могучей кучки» . [ 3 ] Спендиарян гастролировал за границей, исполняя это произведение в Берлине, Копенгагене, Нью-Йорке и других местах.
Среди других произведений Спендиарова - «Концертная прелюдия», «Концертный вальс» и «Этюд на еврейские темы», Кантабиле и Прелюдия для струнного квартета, Баракарола, Менуэт, Скерцо, романсы и вокально-инструментальные произведения. «О, роза» (Ай Варт) была очень известной классической пьесой в России и бывшем СССР.
В 1916 году Спендиаров выступал в Тифлисе, где познакомился с поэтом Оганесом Туманяном и решил написать оперу на основе поэмы «Взятие Тмкаберта». В 1916 году было готово либретто оперы «Алмаст» , и Спендиаров приступил к работе над оперой, а в 1923 году закончил вокальную партитуру оперы. Работу над инструментами он продолжал вплоть до своей смерти. Инструментацию четвертого акта «Алмаста» завершил композитор Максимилиан Штейнберг . [ 4 ]
10 декабря 1924 года Спендиаров, вновь прибывший в Ереван из России , дирижировал оркестром из 18 человек, состоящим из профессоров и студентов консерватории. [ 5 ] Этот первый концерт доказал, что у Армении есть потенциал для создания симфонического оркестра. В следующем году, 20 марта 1925 года, профессор Аршак Адамян , ректор Ереванской консерватории , провел первый концерт только что созданного тогда симфонического оркестра. Тогда Спендиаров точно предсказал: «Наступит время, когда наш пока скромный студенческий оркестр будет с гордостью носить почетное звание Армянского государственного оркестра». [ 6 ]
«Ереванские зарисовки (этюды)» (1925) — одни из лучших произведений Спендиарова последних лет. Эскизы сопровождаются многочисленными нотациями народных тем, экспериментами по их аранжировке и гармонизации. В эскизах Спендиаров представил дхол и дайра два армянских музыкальных инструмента .
В 1926 году правительство Советской Армении присвоило Спендиарову звание Народного артиста по случаю 25-летия его заслуг в музыкальной и общественной жизни.
Спендиаров умер после непродолжительной болезни в Ереване в 1928 году. Похоронен во дворе Ереванского государственного театра оперы и балета. Посмертная маска его лица и правой руки выставлена в его Доме-музее. «То, что он нам дал, бессмертно», - сказал поэт Аветик Исаакян о Спендиарове .
Композитор Арам Хачатурян сказал о своем предшественнике: «Я глубоко убежден, что Спендиаров и Комитас являются патриархами армянской классической музыки; они наметили основные тенденции развития армянского музыкального искусства на многие десятилетия вперед». Спендиаров и Арам Хачатурян впервые встретились в Москве. Спендиаров оценил потенциал молодого композитора.
Личная жизнь
[ редактировать ]
У Спендиарова был брат Леонид и три сестры. Когда Леонид умер, Спендиаров женился на вдове, чтобы не дать сыну брата вырасти без отца. Звали ее Варвара Мазирова; она была родственницей Ованеса Айвазовского . У них было шестеро детей – 4 дочери и 2 сына.
Музей
[ редактировать ]В 1967 году в доме, где композитор прожил последние годы жизни (квартира на втором этаже по улице Налбандяна, 21 в Ереване), был открыт Дом-музей Александра Спендиарова. Правительство Советской Армении выделило ему комнату в коммунальной квартире в 1926 году. Спендиаров наслаждался видом на гору Арарат с небольшого балкона. В музее воссоздана подлинная атмосфера учебы композитора и представлены личные вещи композитора, многочисленные документы и другие вещи. Портрет Спендиарова работы Мартироса Сарьяна , написанный в 1967 году, афиша, анонсирующая оперу «Алмаст» как первый спектакль, открывший здание Оперы в Ереване (1933), в квартире выставлены две его скрипки и фортепиано.
Работает
[ редактировать ]
Романсы и песни
[ редактировать ]- Твои черные глаза меня очаровали (П. Козлов), 1888–1889
- No Question For Many A Day (V. Soloviov), 1892
- Ты - яркое солнце - Солнце моей души (анон.), серенада, 1892 г.
- Песня утопленницы (А. Подолинский), 1895 г.
- Я не знаю почему (Л. Мэй), 1895 г.
- Та же ночь (А. Боровиковский), 1895 г.
- О, Роза моей юности (анон.), дата неизвестна.
- И глубока их любовь (Лермонтов, Гейне), опус 1, № 1, 1895 г.
- Я мечтал о твоей любви (Натсон), опус 1, № 2, 1898 г.
- Ах, Роза (А. Цатурян), опус 1, № 3, 1894 г.
Опера
[ редактировать ]- «Алмаст». Либретто Софии Парнок по мотивам поэмы Ованеса Туманяна «Осада замка Тмка». 1918–1928. Перевод на армянский П. Микаелян
Симфонический
[ редактировать ]- «Менуэт», опус 3, № 1, 1895 г.
- «Колыбельная», опус 3, № 2, 1897 г.
- «Древний танец», опус 12, 1896 г.
- «Концертная прелюдия», опус 4, 1900 г.
- «Крымские зарисовки». Первая серия, опус 9, 1903 г.
- «Три пальмы», Симфоническая поэма, опус 10, 1905 г.
- Прелюдия к «Трём пальмам».
Другой
[ редактировать ]- Вальс, 1892–1893;
- Менуэт, 1895 г.;
- Крымские размеры, 1903, 1912;
- Прорицатель, для фортепиано в четыре руки, Под ред. и аннотировано Хейгом Авакяном, Каир, Dream Press, 2000.
- Две колыбельные для фортепиано (соч. 3)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "СПЕНДИА'РОВ Александр Афанасьевич" . istoriya-teatra.ru . Retrieved 2020-12-10 .
- ^ Советская музыка, 1939, № 9–10.
- ^ Александр Шахвердян, А. Спендиарян, Ереван, 1971, с. 30
- ^ «Путь жизни. Армянский период II» . Дом-музей Александра Спендиаряна . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ "Александр Спендиаров" . Кино-Театр.РУ . Retrieved 2020-12-10 .
- ^ «АПО отмечает 80-летие симфонического мастерства в Армении» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 16 августа 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1871 рождений
- 1928 смертей
- Армянские композиторы
- Армянские оперные композиторы
- Композиторы-романтики
- Армянские дирижеры (музыка)
- Русские композиторы-мужчины-классики
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Армянские композиторы балета
- Дирижеры (музыка) из Российской Империи
- Композиторы Российской Империи.