Jump to content

Федор Шаляпин

(Перенаправлено с Федора Шаляпина )
Федор Иванович Шаляпин
Федор Иванович Шаляпин, 1930-е годы.
Рожденный
Fyodor Ivanovich Shalyapin

( 1873-02-13 ) 13 февраля 1873 г.
Умер 12 апреля 1938 г. ( 1938-04-12 ) (65 лет)
Париж , Франция
Занятие Оперный певец
Годы активности 1894–1938
Супруг (а) Иола Торнаги
Марина Петсольд
Дети 9, включая Бориса и Федора-младшего ,

Feodor Ivanovich Chaliapin (Russian: Фёдор Ива́нович Шаля́пин , romanized : Fyodor Ivanovich Shalyapin , IPA: [ˈfʲɵdər ɪˈvanəvʲɪtɕ ʂɐˈlʲapʲɪn] ; 13 февраля [ OS 1 февраля] 1873 — 12 апреля 1938) — российский оперный певец. Обладая глубоким и выразительным басом , он сделал важную международную карьеру в крупных оперных театрах, и ему часто приписывают создание традиции натуралистической игры в выбранном им виде искусства. [ 1 ]

На первом этапе своей карьеры Шаляпин выдержал прямую конкуренцию со стороны трех других великих басов: мощного Льва Сибирякова [ ru ; Великобритания ; пл ; ca ] (1869–1942), более лирический Владимир Касторский (1871–1948) и Дмитрий Бучтояров (1866–1918), чей голос занимал промежуточное положение между голосами Сибирякова и Касторского. Тот факт, что Шаляпин запомнился лучше всех из этого великолепного квартета конкурирующих басов, является свидетельством силы его личности, остроты его музыкальных интерпретаций и яркости его исполнения.

Орфографическое примечание

[ редактировать ]

Сам он писал свою фамилию по-французски, Шаляпин , на Западе [ 2 ] и его имя даже появилось на ранних HMV 78 как Теодор Шаляпин . [ 3 ] В английских текстах его имя чаще всего переводится как Федор или Федор , а фамилия чаще всего встречается как Шаляпин . Однако в русском произношении начальный согласный Ш произносится как ш в шопе , а не как ч в чопе , а в справочниках фамилия иногда даётся строгой латинизации как Шаляпин . Такое написание лучше отражает и тот факт, что имя произносится с тремя слогами (Ша-ЛЯ-пин), а не с четырьмя.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Федор Шаляпин родился в крестьянской семье 1 февраля (ст. ст.) 1873 года в Казани , в флигеле дома купца Лисицына на Рыбнорядской улице (ныне улица Пушкина ) 10. Этого флигеля уже нет, а есть дом с двором, где Крыло находилось и до сих пор там. На следующий день, Сретение Господне, он был крещен в Богоявленской ( Богоявленской ) церкви на Большой Проломной улице (ныне улица Баумана ). Крестными родителями стали его соседи: сапожник Николай Тонков и 12-летняя девочка Людмила Харитонова. Жилье было дорого для его отца, Ивана Яковлевича, служившего приказчиком в Земской управе (Земской управе), и в 1878 году семья Шаляпиных переехала в село Аметьево (также Ометьево, или Ометьевские слободы, ныне слободка). в пределах Казани) за районом Суконной слободы и поселился в небольшом доме.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Его педагогом по вокалу был Дмитрий Усатов (1847-1913). Шаляпин начал свою карьеру в Тбилиси и в Императорской опере в Санкт-Петербурге в 1894 году. Затем его пригласили петь в Частную оперу Мамонтова (1896–1899); он впервые появился там в роли Мефистофеля в Гуно «Фаусте» , в этой роли добился значительного успеха.

У Мамонтова Шаляпин познакомился с Сергеем Рахманиновым (1873-1943), служившим там помощником дирижёра и с которым остался друзьями на всю жизнь. Рахманинов научил его многому в музыкальном искусстве, в том числе анализу партитуры, и настоял на том, чтобы Шаляпин выучил не только свои собственные роли, но и все другие роли в операх, в которых он должен был появиться. У Рахманинова он разучил главную роль в » Мусоргского «Борисе Годунове , которая стала его визитной карточкой. [ 4 ] Шаляпин ответил тем же, показав Рахманинову, как он строил каждую из своих интерпретаций вокруг кульминационного момента или «точки». Независимо от того, где находилась эта точка и в какой динамике этого произведения, исполнитель должен был знать, как подойти к ней с абсолютным расчетом и точностью; в противном случае вся конструкция детали может рассыпаться, и деталь может стать разобщенной. стал штатным концертирующим пианистом Рахманинов широко использовал этот подход, когда после Первой мировой войны . [ 5 ]

Благодаря его мамонтовским выступлениям Большой театр в Москве пригласил Шаляпина, и он регулярно выступал там с 1899 по 1914 год. Во время Первой мировой войны 1914–1918 годов Шаляпин также регулярно выступал в Частной опере Зимина в Москве. Кроме того, с 1901 года Шаляпин начал гастролировать по Западу, сенсационно дебютировав в том же году в Ла Скала в роли дьявола в постановке » Бойто «Мефистофеля под управлением одного из самых динамичных оперных дирижеров XX века Артуро Тосканини . В конце своей карьеры Тосканини заметил, что русский бас был величайшим оперным талантом, с которым он когда-либо работал. Дебют певца в Метрополитен-опера в сезоне 1907 года оказался разочаровывающим из-за небывалой откровенности его сценической игры; но он вернулся в Метрополитен в 1921 году и пел там с огромным успехом в течение восьми сезонов, причем с 1907 года нью-йоркская публика стала более широкой. В 1913 году Шаляпин был представлен Лондону и Парижу блестящим предпринимателем. Сергея Дягилева (1872–1929), после чего он начал давать хорошо принятые сольные концерты, на которых исполнял как традиционные русские народные песни, так и более серьезные песни. К таким народным песням относятся «По Петерской» (которую он записал с британским оркестром русских народных инструментов) и песня, прославившая его на весь мир: « Песня волжских бурлаков ». В 1925 году, когда он выступал в Нью-Йорке, его концертмейстером был молодой Гарри Любин (1906–1977), позже ставший композитором музыки для телесериала « За пределами границ» . [ 6 ]

Федор Шаляпин в гримерке, рисунок Мануэля Розенберга , 1924 год.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]
Шаляпин создает свой автопортрет в 1912 году.
Шаляпин и Торнаги

Шаляпин гастролировал по Австралии в 1926 году, дав серию сольных концертов, получивших высокую оценку. В частном порядке личные дела Шаляпина находились в беспорядке вследствие русской революции 1917 года . Поначалу к нему относились как к почитаемому художнику вновь возникшей Советской России . Однако суровые реалии повседневной жизни при новом режиме и нестабильная атмосфера, последовавшая за ней из-за последовавшей Гражданской войны , в сочетании, как сообщается, с посягательством на часть его собственности со стороны коммунистических властей, [ 7 ] заставило его навсегда остаться за пределами России после 1921 года. Однако он по-прежнему утверждал, что не был антисоветчиком. Шаляпин сначала переехал в Финляндию , а затем жил во Франции . Космополитичный Париж со значительным количеством русских эмигрантов стал его базой и, в конечном итоге, городом его смерти. Он был известен своими невероятными кутежами в этот период, но никогда не жертвовал своей преданностью своему искусству.

Привязанность Шаляпина к Парижу не помешала ему продолжить международную оперную и концертную карьеру в Англии, США и за рубежом. В мае 1931 года он появился в «Русском сезоне» под руководством сэра Томаса Бичема в лондонском театре «Лицеум» . Самой известной его ролью стала заглавная партия «Бориса Годунова» (отрывки из которой он записал в 1929–31 и ранее). Его помнят также за его интерпретации Ивана Грозного в Римского-Корсакова » «Псковитянке и Сальери в «Моцарте и Сальери» , Мефистофеля в Гуно » «Фаусте , Дон Кихота в Массне » «Дон Кихоте и короля Филиппа в Верди . Дон Карлос .

Мусоргского Во многом благодаря его пропагандистской деятельности такие русские оперы, как «Борис Годунов» и «Хованщина» , , Глинки «Иван Сусанин» « и Бородина Князь Игорь» » Римского-Корсакова «Царская невеста» и «Садко , стали хорошо известны на Западе.

Шаляпин поставил для режиссёра Г. В. Пабста 1933 года один звуковой фильм — « Дон Кихот» . Фильм был снят в трёх разных версиях — французской, английской и немецкой, как это иногда было принято. Шаляпин снялся во всех трех версиях, в каждой из которых использовался один и тот же сценарий, декорации и костюмы, но разные актеры второго плана. Чаще всего встречаются английская и французская версии, обе были выпущены в мае 2006 года на DVD. Фильм Пабста был не версией оперы Массне, а драматической адаптацией романа Мигеля де Сервантеса с музыкой и песнями Жака Ибера .

В 1932 году Шаляпин опубликовал мемуары « Человек и маска: сорок лет из жизни певца» . Во время поездки по Японии в 1936 году он страдал от зубной боли, и шеф-повар отеля придумал, как приготовить стейк, чтобы он был для него особенно нежным. известно в Японии как стейк Шаляпина [ ja ] . Это блюдо и по сей день [ 8 ]

Последнее выступление Шаляпина на сцене состоялось в Опере Монте-Карло в 1937 году в партии Бориса. Он умер в следующем году от лейкемии в возрасте 65 лет в Париже, где и был похоронен. В 1984 году его останки были перенесены из Парижа в Москву в ходе тщательно продуманной церемонии. Их перезахоронили на Новодевичьем кладбище . [ 9 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Шаляпин был женат дважды. Свою первую жену, итальянскую балерину Иолу Торнаги (1873–1965), он встретил в Нижнем Новгороде. Они поженились в России в 1898 году, у них родилось шестеро детей: Игорь, Борис (1904–1979), Ирина, Лидия и близнецы Федор-младший (1905–1992) и Тания. Игорь умер в возрасте четырех лет. Федор-младший был характерным актером, снимавшимся в западных фильмах, в том числе «Лунный в плену» и «Имя розы» с Шоном Коннери . [ 10 ] Борис был известным художником-графиком, написавшим портреты, использованные на 414 обложках журнала Time в период с 1942 по 1970 год. [ 11 ]

Будучи женатым на Торнаги, Шаляпин жил с Мариной Петсольд (1882–1964), вдовой, у которой уже было двое детей от первого брака. От Шаляпина у нее было три дочери: Марфа (1910–2003), Марина [ ru ] (1912–2009), [ 12 ] и Дася (1921–1977). Две семьи Шаляпина жили отдельно, одна в Москве, другая в Санкт-Петербурге и не взаимодействовали. Шаляпин женился на Петсольде в 1927 году в Париже. [ 13 ] [ 14 ]

Его портрет Шаляпина несколько раз писал русский художник Константин Коровин . Они были представлены друг другу в 1896 году и стали близкими друзьями. [ 15 ]

Почести и награды

[ редактировать ]
Звезда Шаляпина на Аллее славы в Голливуде
Шаляпин (в центре) с товарищами по Московской среде в 1902 году.

Автобиографические произведения

[ редактировать ]

Автобиографическое сотрудничество Шаляпина с Максимом Горьким произошло в 1917 году. К написанию автобиографии он уже приступил задолго до этого, в Крыму . В 1917 году, когда он был на юге Франции, написать такую ​​работу его уговорил французский журналист, который надеялся написать ее призраком. Горький, который был его близким другом и жил тогда на Капри , уговорил Шаляпина остаться с ним там, и с помощью секретаря был записан большой объем информации, которую Горький оформил в большую рукопись, опубликованную в России в 1917 году под названием цикл статей в журнале «Летопись» . Тем временем Шаляпин попытался продать ее американскому издателю, но тот отказался, узнав, что она издана на русском языке. С Горьким произошел разлад, и Шаляпин работал с другим редактором над созданием «новой» версии своего оригинального текста. Новая книга, опубликованная в Америке под названием «Страницы моей жизни» («Харпер и братья», Нью-Йорк, 1927), продлила историю только до 1905 года и ей не хватало глубины, стиля и жизни версии Горького. Затем, в 1932 году, Шаляпин опубликовал «Человек и маска» (Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк) в честь сорокалетия своего первого выступления на сцене. Оригинальная рукопись версии Горького была впервые переведена и опубликована на английском языке в 1967 году Ниной Фрауд и Джеймсом Хэнли под названием «Шаляпин: автобиография, рассказанная Максиму Горькому» (Штайн и Дэй, Нью-Йорк), и включала приложение к оригинальной переписке. включая раздел, посвященный Горькому. [ 21 ]

Шаляпин обладал высоким басом с безошибочно узнаваемым тембром, который хорошо записывался. Он записал огромное количество дисков для His Master's Voice , начиная с акустических записей, сделанных в России на заре 20-го века, и заканчивая ранней электрической (микрофонной) эрой. Некоторые из его выступлений в Королевском оперном театре Ковент -Гарден в Лондоне были записаны вживую в 1920-х годах, в том числе захватывающая версия «Смерти Бориса» из «Бориса Годунова » . Его последней пластинкой, сделанной в Токио в 1936 году, была знаменитая «Песня волжских бурлаков» . Многие из его записей были выпущены в США компанией RCA Victor . Его наследие записей доступно на компакт-дисках, выпущенных EMI , Preiser, Naxos и другими коммерческими лейблами. В 2018 году его полные записи были выпущены на 13 компакт-дисках Marston Records . Они состоят из песен, а также ряда арий из итальянской, французской и русской оперы.

Портретная фотография Фёдора Шаляпина, 1922 год.

Мнения о его творчестве

[ редактировать ]
  • Оперный комментатор и историк Майкл Скотт утверждает, что: «Шаляпин входит вместе с Карузо и Марией Каллас ». в число трех величайших певцов и самых сильных и влиятельных художников двадцатого века [ 22 ]
  • «В Метрополитене он исполнял партию Базилио в « Севильском цирюльнике» Россини в роли вульгарного, елейного, жирного священника, постоянно ковыряющегося в носу и вытирающего пальцы о рясу. Зрители были потрясены. Защищаясь, Шаляпин заявил в интервью, что Базилио — испанский священник. Это тип, который я хорошо знаю. Он не современный американский священник, чистый и ухоженный, он грязный и неопрятный, он зверь, и именно таким я его и представляю — комиком. зверь.' ( Гарольд К. Шонберг ) [ 23 ]
  • Некоторые обвиняли Шаляпина в драке за кулисами. Рахманинов согласился. "Федор - скандалист. Они все боятся его самого духа. Он вдруг кричит или даже кого-то бьет! А кулак у Федора мощный... Он может постоять за себя. А как еще надо себя вести? За кулисами нашего родного театра" это как салун. Кричат, пьют, ругаются самой матерной бранью». [ 4 ] В письме от ноября 1910 года в редакцию журнала «Утро России», издания, якобы цитировавшего приведенные выше высказывания и приписывающего их Рахманинову, композитор категорически отвергает эту цитату и пишет: «В статье публикуются без моего ведома мои слова о Большом театре. и Шаляпин... Я сказал, что за кулисами Большого театра у нас часто бывает досадная неразбериха... Я также сказал, что до меня дошли слухи, что с тех пор, как Шаляпин назначен режисером тех опер, в которых он поет, за кулисами становится тише. Вот и все, что я сказал... С. Рахманинов». [ 24 ]
  • Примадонна встречи Джеральдин Фаррар сказала, что у Шаляпина был голос, похожий на «мелодичный гром», но предупредила, что его необъявленные выходки могут привлечь к себе всеобщее внимание на сцене. «Шаляпин был прекрасным оперным партнером, но нужно было остерегаться резких отклонений от репетиционного плана, ноток оригинальности, благоприятных только для возвеличивания Шаляпина». [ 25 ]
  • Дейл Карнеги , ссылаясь на рассказ импресарио Сола Юрока , говорит, что Шаляпин часто был темпераментным и даже вел себя как «избалованный ребенок». Услышав жалобу концертного баса на то, что у него воспалилось горло и что он не сможет петь на запланированном выступлении в Метрополитен-опера , Хурок согласился немедленно отменить помолвку, комментируя: «Это будет стоить вам всего пару тысяч долларов». , но это ничто по сравнению с твоей репутацией. Шаляпин не исключал возможности, что он все же сможет выступить, если позже почувствует себя лучше, и Гурок дважды послушно проведал его перед концертом. В конце концов он согласился выступить при условии, что Юрок объявит публике, что Шаляпин «очень сильно простудился и у него плохой голос». Карнеги одобрительно комментирует: «Г-н. Хурок лгал и говорил, что сделает это, потому что знал, что это единственный способ вывести бас на сцену». [ 26 ]

Примечания

  1. ^ Грегори Фрейдин. Федор Шаляпин . Британская энциклопедия
  2. ^ Словарь музыки и музыкантов Grove, 5-е изд, 1954, Vol. VII., с. 734 (сноска)
  3. ^ Оперный вокал . Clara.net
  4. ^ Перейти обратно: а б Шенберг , 339.
  5. ^ Джеффри Норрис (редактор), Стэнли Сэди (1980) Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Макмиллан, с. 714. ISBN   0-333-23111-2 .
  6. ^ «Гарри Любин» . апм Музыка. Архивировано из оригинала 14 марта 2016 г. Проверено 16 марта 2016 г.
  7. ^ МНИМЫЙ БОЛЬШЕВИК И ВЕЛИКИЙ АРТИСТ . Newspaper Гражданинъ (2002)
  8. ^ «Шаляпин Донбери – Продовольственные войны» . 21 января 2021 г.
  9. ^ «Новодевичье кладбище» . Журнал «Паспорт» . Апрель 2008 года . Проверено 12 сентября 2013 г.
  10. Вольфганг Саксон (1 октября 1992 г.) Федор Шаляпин-младший умирает в возрасте 87 лет; Сын певца и давний актер . Нью-Йорк Таймс .
  11. Time Обложки журнала , автор Борис Шаляпин. Архивировано 2 января 2009 г. в Wayback Machine at Time.
  12. ^ На 98-м году жизни скончалась дочь Федора Шаляпина Archived 2020-09-25 at the Wayback Machine . tvkultura.ru. 14 July 2009
  13. ^ Maya Kern (12 February 2014) 7 малоизвестных фактов из личной жизни Шаляпина . rg.ru
  14. История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги . Аргументы и факты . 7 февраля 2014 г.
  15. ^ Polozova, Lyudmila. Portraits of the Friends of Konstantin Korovin. [1] . Tretyakov Gallery, 2012
  16. ^ Всероссийский реестр музеев. "Камерный шаляпинский зал" Archived 2009-05-05 at the Wayback Machine
  17. ^ Дэвид Юэн (1978). Музыканты с 1900 года: исполнители концертов и оперы . Компания HW Wilson. ISBN  978-0-8242-0565-2 . Вышел почетный.
  18. ^ https://lobortas.com/en/blog/art-and-style/only-birds-sing-for-nothing-feodor-chaliapin-170206
  19. ^ https://lobortas.com/en/blog/art-and-style/only-birds-sing-for-nothing-feodor-chaliapin-170206
  20. ^ https://lobortas.com/en/blog/art-and-style/only-birds-sing-for-nothing-feodor-chaliapin-170206
  21. См. примечание переводчика (Нины Фрауд) в работе 1967 года.
  22. ^ Майкл Скотт (1977) Запись пения Vol. 1. Дакворт, Лондон, с. 223.
  23. ^ Шенберг , 340.
  24. ^ Бертенсон и Лейда, Рахманинов: жизнь в музыке , с. 171. (Издательство Университета Индианы, 2001 г., с разрешения издательства Нью-Йоркского университета, которое первоначально опубликовало эту работу в 1956 г.)
  25. ^ Шенберг , 336.
  26. ^ Дейл Карнеги, Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей («Принцип 9: Сочувствуйте идеям и желаниям другого человека»), Simon & Schuster, 299 страниц. ISBN   978-0671425173 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83e6f47bc87e5a38e2e5416b2b48d704__1719108120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/04/83e6f47bc87e5a38e2e5416b2b48d704.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feodor Chaliapin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)