Синдром маленького императора
![]() |
Синдром маленького императора (или эффект маленького императора ) — это аспект или взгляд на в материковом Китае , политику одного ребенка когда дети современных представителей высшего класса и более богатых китайских семей получают, казалось бы, чрезмерное количество внимания со стороны своих родителей, бабушек и дедушек. [1] В сочетании с возросшей покупательной способностью внутри семьи из-за растущей экономической мощи Китая и общим желанием родителей, чтобы их ребенок пользовался преимуществами, в которых им самим было отказано, это явление обычно считается спорным. Британский журналист Эндрю Маршалл даже утверждает, что оно неожиданным образом формирует современное китайское общество. [2] кульминацией этого может стать будущая «поведенческая бомба замедленного действия». [3]
Маленькие императоры были прежде всего городским явлением. Политика одного ребенка обычно применяется только к городским общинам, и, учитывая ценность труда, семьи с одним ребенком не распространены в сельских общинах. Экономическое развитие не оказало такого большого влияния за пределами городских территорий.
Динамика
[ редактировать ]Предпочтение сына в Китае
[ редактировать ]В Китае существует культурное предпочтение иметь сыновей, а не дочерей. [4] Утверждается, что это связано с аграрными традициями. [5] Предпочтение сыновей также было связано с конфуцианством. [6] [7]
Социально-экономические последствия
[ редактировать ]современного Китая Экономический рост значительно увеличил годовой доход на душу населения в городских районах, поскольку женщины стали все более широко представлены в составе рабочей силы, что часто приводит к появлению семей с двумя источниками дохода. [8] Такое значительное улучшение покупательной способности в сочетании с чрезмерным балованием только детей является причиной увеличения расходов на детей. [ нужна ссылка ] От игрушек до одежды родители осыпают своего ребенка материальными благами и уступают любому требованию; дети обычно являются «самыми хорошо одетыми членами своих семей». [8]
В последнее время стало обычным делом тратить большую часть дохода семьи на ребенка. [9] Этот эффект стал достаточно значительным, чтобы его можно было заметить в глобальном масштабе: маркетинговые группы приписывают почти удвоение продаж платиновых украшений в Китае «поколению китайских «испорченных отродий». [10]
Родительские ожидания
[ редактировать ]Маленькие императоры тоже несут бремя тяжелых ожиданий. Родители, которые чувствуют, что потеряли свой шанс во время Культурной революции («синдром компенсации») [2] оказывать огромное давление на этих детей, чтобы они преуспели и конкурировали в учебе. [9] С раннего возраста родители доводят своего единственного ребенка до крайности в образовании, потакая его прихотям; «Хотя многие из этих не по годам развитых детей уже к 10 годам могут произносить английский алфавит или читать газеты традиционными китайскими иероглифами, их родители часто все еще выполняют за них базовые задачи: укладывают волосы, завязывают шнурки, вытирают задницу». [11] Школа-интернат, частные уроки английского языка, уроки музыки и дополнительные внеклассные мероприятия — это обычное дело. [2]
Детский раб ( китайский : 孩奴 ; пиньинь : háinú ) — термин, используемый в Китае для описания родителей, особенно родившихся в 1980-х годах, которые испытывают финансовое, физическое или психическое давление при воспитании своих детей. Родители, являющиеся «рабами детей», могут потерять чувство цели, поскольку живут и работают исключительно ради своих детей, а сами дети обычно избалованы снисходительностью родителей. [12]
Структура домохозяйства
[ редактировать ]Одним из факторов, часто связываемых с эффектом маленького императора, является семейная структура «четыре-два-один», которая относится к распаду традиционно большой китайской семьи на четырех бабушек и дедушек и двух родителей, любящих одного ребенка. [2] Помимо очевидного дальнейшего направления ресурсов на удовлетворение прихотей и потенциала единственного ребенка, эта реконфигурация семейной структуры «четыре-два-один» имеет определенные последствия для китайского общества. Маленькие императоры политики одного ребенка исказили традиционную семью до неузнаваемости; «в прошлом власть в доме переходила от отца», который правил множеством потомков. [2]
Теперь домохозяйство полностью строится вокруг одного ребенка. Этот отход от более ранних структур, поддерживавших культуру сыновней почтительности , вызвал большую обеспокоенность; «Традиционно большое количество детей, особенно сыновей, рассматривалось как доказательство положения семьи и гарантировало преемственность обычаев поклонения предкам». [3] Самая серьезная проблема связана с беспокойством о том, кто будет присматривать за пожилыми людьми. Помимо потенциально радикального изменения культурных норм обращения с пожилыми людьми, эта новая семейная структура создает чисто демографическую проблему : «состав зависимого населения смещается от детей к пожилому населению». [13]
Религия и психология
[ редактировать ]Многие китайские семьи используют традиционные конфуцианские ценности для обучения своего единственного ребенка. Конфуцианство считает Рен (любовь и социальную ответственность) основной эмоцией , которая вдохновляет другие моральные концепции личной мотивации . Ребенку часто уделяется слишком много любви, и он крайне ограничен умственно и физически, чтобы посвятить себя тяжелой учебной работе, учитывая, что экономическое будущее семьи зависит от его успеха. Такая ситуация может напрямую привести к чрезмерному баловству ребенка, тем самым переворачивая традиционные конфуцианские ценности Жэнь (仁) и сыновнюю почтительность (сяо孝). Есть также свидетельства того, что многие молодые китайцы чувствуют себя тяжело обремененными [ нужна ссылка ] и огромное чувство ответственности перед своими родителями, понимание того, что их успех может иметь решающие последствия для их семьи. [14]
В зависимости от конкретных семейных условий и мировоззрения ребенка это бремя может привести к прилежному образу жизни молодежи или к более бунтарскому отношению к традиционным нормам или к неспособности справиться с таким давлением и развить самодисциплину. [ нужна ссылка ]
Сообщается, что сочетание огромного давления с целью добиться успеха и чрезмерного баловства привело к задержке социального и эмоционального роста. [2] Воспринимаемая неприспособленность маленьких императоров является преувеличенной темой в средствах массовой информации; «Правительство [пыталось] справиться с маленькой проблемой императора посредством частых предостерегающих историй в прессе». [3] В этих историях изображены дети, повесившиеся после того, как им отказали в сладостях, а также случаи матереубийства в отместку за ругань или поздний ужин. [2] [3] Дискуссия о маленьких императорах вызвала бурную общественную дискуссию по поводу политики одного ребенка в китайских и международных СМИ. [15]
Психологические исследования не подтверждают эту точку зрения или, в лучшем случае, дают неоднозначные результаты. Результаты более ранних исследований не согласуются с некоторыми более поздними исследованиями, которые предполагают, что нет достоверных различий между детьми, состоящими только из детей, и детьми, у которых есть братья и сестры. [16] [17] Однако опрос, опубликованный в 2013 году среди 431 взрослого пекина, показал, что тем, кто вырос после введения политики одного ребенка, не хватало «предпринимательского стремления и готовности идти на риск». Это даже оказало существенное влияние на выбор карьеры. [ нужна ссылка ]
Распространенность
[ редактировать ]Питер Хесслер , который работал учителем английского языка в Китае в период с 1990-х по 2020 год, утверждал, что «я видел мало признаков синдрома Маленького Императора, который, похоже, основан в первую очередь на западном представлении о том, каким может быть общество единственного ребенка». нравиться." [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сюэфэн, Чен. «Социальное воздействие китайской политики одного ребенка» (PDF) . Гарвардский Азиатско-Тихоокеанский обзор .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маршалл, Эндрю. «Маленькие императоры». The Times (Лондон, Англия) 29 ноября 1997 г.: 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брэнсон, Луиза. «Китайская стая мальчишек; Поколение единственных детей». Санди Таймс (Лондон, Англия) 19 июня 1988 г.
- ^ Сигер, Джони (2009). Атлас женщин мира «Пингвин» . Нью-Йорк: Нью-Йорк: Penguin Group. п. 42.
- ^ Браниган, Танин (2 ноября 2011 г.). «Великий гендерный кризис Китая» . Хранитель .
- ^ Пайк, Джон. «Традиционная китайская религия» . Глобальная безопасность . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Арнольд, Фред; Чжаосян, Лю (1986). «Половые предпочтения, фертильность и планирование семьи в Китае». Обзор народонаселения и развития . 12 (2): 221–246. дои : 10.2307/1973109 . JSTOR 1973109 .
- ^ Перейти обратно: а б Катлер, Блейн. «Маленькие императоры Китая». Американская демография , март 1988 г.: 58.
- ^ Перейти обратно: а б Шао, Пол Хербиг и Алан Т. «Маркетинговые последствия «маленьких императоров» Китая». Обзор Бизнеса 16.1: 16(5).
- ^ Гудинг, Кеннет. «Производители выигрывают от эффекта «испорченного ребенка»». «Файнэншл Таймс» , 22 июня 1998 г.
- ^ Риз, Лори. «Дворец детей: Китай справляется с политикой одного ребенка, 1980 год. Поколение маленьких императоров». Time International , 27 сентября 1999 г.: 88.
- ^ Сюй, Аньци. « Негативные последствия и эмпирическое обоснование шумихи в СМИ по поводу феномена «детей-рабов»» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2014 г. Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Хусейн, Атар. «Демографический переход в Китае и его последствия». Мировое развитие 30.10: 1823(12).
- ^ Фонг, Ванесса Л. Только надежда: достижение совершеннолетия в соответствии с китайской политикой одного ребенка . Издательство Стэнфордского университета, 2004, 256 стр.
- ^ «Политика одного ребенка: армия маленьких императоров Китая» . Независимый . 10 января 2013 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Ван и др. «Сравнение личностных качеств единственных школьников и братьев и сестер в Пекине». Журнал генетической психологии 155.4: 377 (12).
- ^ Шен, «Моральные ценности единственных детей и детей-братьев и сестер в материковом Китае». Журнал психологии 133.1: 115 (11).
- ^ Хесслер, Питер (9 мая 2022 г.). «Учитель в Китае узнает пределы свободы слова» . Житель Нью-Йорка . Проверено 10 мая 2022 г.