Житие святой Марии Блудницы
«Житие святой Марии Блудницы» (ок. 370 г.) — это агиография , которую можно найти в первой книге Розвейда «Vitae Patrum» . [ 1 ]
Авторство
[ редактировать ]Работа представляет собой отрывок из произведения «Жизнь Авраама» . Самая ранняя сирийская рукопись, содержащая его (пятый или шестой век), оставляет авторство анонимным. [ 2 ]
«Житие святой Марии Блудницы» позже приписывается Ефрему, диакону Эдессы , и, вероятно, было написано ближе к концу его жизни. [ 3 ] хотя были претензии к авторству Ефрема. [ 4 ] Были замечены определенные параллели между Ефремом и Авраамом, дядей Святой Марии, в частности, то, что оба были отшельниками, которые оставили свое жилище для работы в мире только для того, чтобы вернуться незадолго до своей смерти. [ 5 ] Персонаж Авраама может быть полуавтобиографическим изображением Ефрема, или Ефрем был мотивирован их личным сходством, чтобы записать эту историю.
Ефрем пишет, что он рассказывает эту историю в ответ на единодушную просьбу своих братьев, хотя эта практика утверждения о том, что человек был вынужден писать, является обычным явлением среди авторов-аскетов как выражение смирения. [ 6 ]
Переводчик текста с сирийского на греческий и латынь неизвестен.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Глава 1
[ редактировать ]Пролог, в котором автор рассказывает эту историю, служит уроком «раскаяния и смирения». [ 7 ] для тех, кто в преклонном возрасте.
Глава 2
[ редактировать ]У Авраама-отшельника был брат, который умер, оставив семилетнюю дочь. Сироту Марию друзья отца привели жить к Аврааму. Он поместил ее в внешней комнате кельи, а сам жил во внутренней комнате. Через небольшое окно между двумя комнатами Авраам учил ее псалтири и аскетическим дисциплинам. Мария стала великой в духовной добродетели, пока не стала самостоятельной подвижницей.
Отец Мэри оставил ей большую сумму денег. Авраам, не желая, чтобы она попала в ловушку мирских дел, представленных ее наследством, отдал деньги бедным. Она прожила с ним двадцать лет.
Глава 3
[ редактировать ]Монах, которого называют «монахом только по профессии». [ 8 ] пришел навестить Авраама по своему обыкновению. Когда он увидел Мэри, он возжелал ее. Он нашептывал ей что-то через окно, пытаясь соблазнить ее. Наконец, через год она открылась ему, и они занялись сексом.
Мэри немедленно пожалела об этом поступке. Она начинает монолог о своем грехе, в какой-то момент делая завуалированный намек на имя предполагаемого автора, желая, чтобы она была верна его произведениям. Наконец, она заключила: «Я грешница, полная отвратительной нечистоты – как мне вообще попытаться поговорить с моим святым дядей? Если бы я даже осмелилась попытаться это сделать, не вырвалась ли из него струя огня, чтобы сжечь меня дотла?» ?" [ 9 ] Поэтому она уехала от дяди в чужую страну.
Глава 4
[ редактировать ]Авраам не заметил, что Мария ушла. Вместо этого правда о случившемся открылась ему в череде двух снов. В первом сне к его камере приблизился огромный дракон. Найдя там голубя, дракон проглотил его целиком. Авраам истолковал этот сон как означающий, что церковь постигнет какая-то великая ересь, и умолял Бога предотвратить это.
Два дня спустя ему приснился второй сон, в котором дракон вернулся с разорванной кишкой. Авраам увидел, что голубь все еще был жив в желудке зверя, поэтому он протянул руку и вытащил его. Только тогда он понял, что сны были о тяжелом положении Марии: дракон представлял дьявола , голубь представлял Марию, а два дня между снами символизировали два года, которые Авраам ждал, прежде чем преследовать свою племянницу.
Глава 5
[ редактировать ]Через два года Авраам обнаружил местонахождение Марии и послал друга доложить ему о том, что она делает. Когда он обнаружил, какую позорную жизнь она вела, он переоделся солдатом, взяв напрокат лошадь и форму, и поехал ее искать.
Автор прерывает повествование, чтобы провести аналогию между патриархом Авраамом , который отправился воевать с царями, чтобы спасти Лота , и отшельником Авраамом, который отправился воевать с сатаной, чтобы спасти Марию.
Глава 6
[ редактировать ]Авраам прибыл в гостиницу, где работала Мэри, где убедил трактирщика послать к нему Марию под видом старого солдата, ищущего компанию. Появилась Мария, одетая проституткой, и не узнает Авраама. Аврааму приходится сдерживать слезы, чтобы она не узнала его и не убежала.
Главы 7–8
[ редактировать ]Мария попыталась соблазнить Авраама, но когда она почувствовала «знакомый запах воздержанного тела», [ 10 ] она очень разволновалась. Авраам и трактирщик стараются ее успокоить, пока, наконец, она не села и не насладилась ужином с ним. Когда они поели, Мария снова стала уговаривать монаха, и Авраам согласился подняться с ней в комнату Марии.
Автор делает паузу в повествовании, чтобы подробно воздать хвалу Богу за силу монаха, прекратившего свой аскетический путь ради спасения Марии.
Главы 9–10
[ редактировать ]Когда они остались одни и дверь была заперта, Авраам открылся ей. Мария сидела окаменевшая всю ночь, пока Авраам плакал, молился и умолял ее вернуться с ним. Наконец он убедил ее уйти, и она вернулась вместе с ним, всю дорогу совершая епитимью.
Когда они вернулись в дом Авраама, Мария жила во внутренней комнате, а Авраам занимал внешнюю. Мария проводила дни, плача и молясь о прощении и спасении. Людей начинает тянуть к Марии из-за ее религиозного рвения.
Главы 11–14
[ редактировать ]Оставшаяся часть повествования повествует о последних годах жизни Авраама и Марии с восхвалением обоих. Авраам прожил десять лет после их возвращения, а Мария на пять лет дольше его. Об Аврааме говорили, что он оставался неизменным во всех добродетелях и «жил каждый день так, как будто он был его последним». [ 11 ] Мария прославилась не только своим благочестием, но и особенно своим трауром.
Главы 15-16
[ редактировать ]Автор завершает рассказ, проводя неблагоприятное сравнение между собой и Авраамом и Марией, ему не нравится отсутствие полной веры в Бога. Он начинает с заявления: «О, какой я негодяй» и завершает: «Я скорблю о днях своего небрежения, потому что у меня нет никаких оправданий». [ 12 ]
Св. Молитва Ефрема
[ редактировать ]В конце жития прилагается молитва святого Ефрема , имеющая богословский смысл в контексте четвертого века:
Помилуй меня, Ты один, безгрешный, и спаси меня, одного жалостливого и доброго, ибо пред Тобою Отец блаженнейший, и Сын Твой Единородный, ставший плотью для нас, и Дух Святый, дающий жизнь всему сущему, я не знаю другого и ни во что не верю. И ныне вспомни обо мне, Человеколюбец, и выведи меня из темницы грехов моих, ибо и то и другое в руке Твоей, Господи, в то время, когда Ты повелишь мне выйти из нее в другом месте. Помяни меня, беззащитного, и спаси меня грешного: и да соберет меня под свои крылья благодать Твоя, бывшая в этом мире моей помощью, моим прибежищем и моей славой, в тот великий и страшный день. Ибо Ты знаешь, Испытывающий сердца и поводья, что я избегал многого зла и окольных путей его, тщеславия дерзких и защиты ереси. И это не от меня самого, но от Твоей благодати, которой осветился мой разум. А потому, святый Господи, умоляю Тебя, введи меня в Царствие Твое и соизволи благословить меня всеми, обрелы благодать пред Тобою, ибо с Тобою великолепие, поклонение и честь, Отец, Сын и Святой Дух. [ 13 ]
Большая часть содержания молитвы, судя по всему, направлена на арианскую ересь , против которой боролся Ефрем.
Почитание
[ редактировать ]В 2022 году Марьям Кидунская была официально добавлена в литургический календарь Епископальной церкви с праздником 30 октября. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Название страницы» . Vitae-patrum.org.uk . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ Брок, Себастьян П.; Харви, Сьюзан Эшбрук (1987). Святые женщины Сирийского Востока . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21366-1 .
- ^ Хеллен Уодделл, Введение в жизнь Святой Марии Блудницы, в книге «Отцы пустыни» (Лондон: Constable and Company, Ltd., 1936), 285–287.
- ^ Брок, Себастьян П.; Харви, Сьюзан Эшбрук (1987). Святые женщины Сирийского Востока . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21366-1 .
- ^ «Уодделл, 286» . Ньюадвент.орг. 1 мая 1909 г. Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ «Другие примеры этой практики см. во введении к произведениям Иоанна Лествичника или Ансельма» . Vitae-patrum.org.uk . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ «Название страницы» . Vitae-patrum.org.uk . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ↑ Жизнь святой Марии Блудницы, в «Отцах пустыни» , 290.
- ^ «Название страницы» . Vitae-patrum.org.uk . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ «Название страницы» . Vitae-patrum.org.uk . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ «Название страницы» . Vitae-patrum.org.uk . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ «Название страницы» . Vitae-patrum.org.uk . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ↑ Жизнь святой Марии Блудницы, в «Отцах пустыни» , 302.
- ^ «Виртуальная папка Генеральной конвенции» . www.vbinder.net . Проверено 22 июля 2022 г.