Литературный номинализм
Литературный номинализм — это парадигма мысли, которая интересуется взаимосвязями между определенными аспектами номиналистической философии и теологии и литературными произведениями.
История термина
[ редактировать ]Хотя наличие номиналистических идей в художественной литературе и поэзии обсуждается учеными, по крайней мере, с девятнадцатого века, эта парадигма была впервые закреплена в 1985 году в эссе Джозефа Квака, который назвал немецкого писателя-модерниста Альфреда Андерша «литературным номиналистом». [1] В 1991 году Ричард Утц применил эту парадигму к Джеффри Чосера , «Троилу и Крисейду» заявив, что английский писатель позднего средневековья может продемонстрировать соответствие волне антиреалистической/номиналистической мысли, порожденной Уильямом Оккамом и его интеллектуальными современниками и последователями. в процессе создания парадигмы «литературный номинализм». [2] С начала 1990-х годов различные ученые присоединились к обсуждению парадигмы, либо для подтверждения, либо для критики ее ценности для литературоведения. Различные другие термины, особенно оккамизм , также использовались, особенно в утверждениях о влиянии Уильяма Оккама на отдельных писателей и их произведения. [3] До «Кряка и Уца» Умберто Эко роман «Имя розы» (1980; английский перевод 1983 года) возродил интерес к конфликту между позднесредневековым номинализмом и реализмом . Игривое и ироничное противостояние Эко обоих направлений мысли поставило под сомнение несколько упрощенное разделение, присутствующее в основных источниках истории философии и теологии. [4]
Основные особенности
[ редактировать ]Среди особенностей, которые писатели- номиналисты нашли привлекательными для своей практики, можно назвать:
- построение нарратива, сосредоточенного на онтологическом статусе универсалий и частностей (с предпочтением последних);
- акцент на радикальной случайности языка (подтверждающий, что нет ничего, кроме имен);
- вызов аллегорическим (отсюда: неоплатоническим «реалистическим») формам повествования, персонажей и аргументов;
- экспериментирование с неубедительными, случайными, неопределенными и фрагментарными поэтическими структурами;
- уподобление отношений между абсолютными и ординатическими силами Бога, с одной стороны, и Богом и человечеством, правителями, подданными и авторами - с другой. [5]
Большинство дискуссий о литературном номинализме сосредоточено на периоде позднего средневековья и раннем Новом времени, когда были поставлены под сомнение многие эпистемологические основы неоплатонического реализма . Большинство таких дискуссий о литературном номинализме сосредоточено на работах Джеффри Чосера . [6] но также входил Жан Молине , [7] Жемчужный поэт , [8] Франсуа Рабле , [9] Джон Скелтон , [10] Джулиан Норвичский , [11] Кристиан из Труа , [12] пьесы Йорка и Таунли, [13] пьесы эпохи Возрождения, [14] Джонатан Свифт , [15] Мигель де Сервантес , [16] и Джон Мильтон . [17] Известный писатель-постмодернист Хорхе Луис Борхес занял враждебную позицию по отношению к номинализму . в своем рассказе « Фюнес Памятный » [18]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джозеф Шарлатан, «Альфред Андерш: литературный номиналист», Neue Deutsche Hefte 32.4 (1985), 717–32.
- ^ Ричард Утц, Литературный номинализм в позднем средневековье. Исследование языка, характеристик и структуры в «Троиле и Крисейду» Джеффри Чосера (Франкфурт: Ланг, 1990).
- ^ Хелен Рут Андретта, «Троил и Крисейд» Чосера: ответ поэта оккамизму (Нью-Йорк: Ланг, 1999).
- ^ Тереза Колетти. Именование розы: эко, средневековые приметы и современная теория . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1989.
- ^ Ричард Утц, «Литературный номинализм», в: Оксфордский словарь средневековья , изд. Роберт Бьорк (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010).
- ^ Уильям Х. Уоттс и Ричард Дж. Утц, «Влияние номиналистов на поэзию Чосера: библиографический очерк», Medievalia & Humanistica 20 ns (1993), 147–73
- ^ Рэндалл, Майкл. Жана Молине «Перевернутая аналогия в «Чапелле де Дам» : Эдгар Лэрд, космический закон и литературный характер в «Истории рыцаря» Чосера», в: Литературный номинализм и перечитывание позднесредневековых текстов: новая исследовательская парадигма , изд. Ричард Утц (Льюистон, Нью-Йорк: Edwin Mellen Press , 1995), стр. 81–100. .
- ^ Дж. Ф. Макнамара, Дж. Ф. «Ответы на оккамистскую теологию в поэзии жемчужного поэта, Ленглэнда и Чосера». Докторская диссертация, Университет штата Луизиана , 1968).
- ^ Ульрих Лангер, «Благотворительность и единственное: объект любви у Рабле», в: Номинализм и литературный дискурс , под ред. Хьюго Кейпера, Ричарда Дж. Утца и Кристофа Боде (Амстердам и Атланта: Родопи , 1997), стр. 217–35.
- ^ Скелтона Дж. Стивен Рассел, « Судебный бож : номиналистская аллегория», « Записки эпохи Возрождения 2» (1980), 1–9.
- ^ Джей Рууд, «Юлиан Норвичский и вопросы номиналистов», в: « Литературный номинализм и перечитывание позднесредневековых текстов », изд. Ричард Дж. Утц (Льюистон, Нью-Йорк: Edwin Mellen Press , 1995), 31–49.
- ^ Джеральд Джеральд. «Признаки новой литературной парадигмы: «христианские» фигуры Кретьена де Труа», в: Номинализм и литературный дискурс , под редакцией Хьюго Кейпера, Ричарда Дж. Утца и Кристофа Боде (Амстердам и Атланта: Родопи, 1997), стр. . 87–109.
- ^ Уильям Ф. Мансон, «Я, действие и знак в пьесах Таунли и Йорка о крещении Христа и в оккамистской теологии спасения», в: Номинализм и литературный дискурс , изд. Хьюго Кейпер, Кристоф Боде и Ричард Утц (Амстердам: Родопи , 1997), 191–216.
- ^ Сюзанна Фендлер, «Освобождение знака: изменение значения красоты в некоторых английских пьесах эпохи Возрождения», в: Номинализм и литературный дискурс , изд. Хьюго Кейпер, Ричард Дж. Утц и Кристоф Боде (Амстердам и Атланта: Родопи, 1997), 269–82.
- ^ Николас Хадсон, «Путешествия Гулливера и радикальный номинализм Локка». 1650–1850: Идеи, эстетика и исследования в эпоху раннего Нового времени 1 (1994), 247–66.
- ^ Андреас Малер, «Дон Кихот, Гамлет, Фуко - язык, «литература» и потеря аналогизма», в: Номинализм и литературный дискурс , изд. Хьюго Кейпер, Ричард Дж. Утц и Кристоф Боде (Амстердам и Атланта: Родопи, 1997), 251–68.
- ^ Кэтрин Гимелли Мартин, «'Безграничная глубина': Милтон, Паскаль и теология относительного пространства», История английской литературы 63, № 1 (1996), 45–78.
- ^ Джон Стюарт, «Опровержение номинализма Борхеса в «Funes el memorioso»,» Variaciones-Borges 2 (1996), 68–86.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристоф Боде, «Современные дебаты по поводу универсалий? Критическая теория против «эссенциализма», Европейское наследие 2.2 (1997), 229–37.
- Джон Д. Кокс, «Номиналистская этика и новый историзм», «Христианство и литература » 39.2 (1990), 127–39.
- Роберт С. Дюпри, «Кольридж, Пирс и номинализм», в: Семиотика , изд. К.В. Спинкс и Джон Дили (Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1996), стр. 233–41.
- Мигель-Анхель Гарридо-Гальярдо, «Номинализм и литература», Anthropos: Revista de Documentacion Cientifica de la Cultura 129 (1992), 55–58.
- Йенс Ф. Ихве, Эрик Вос и Хелен Потт, Миры, созданные из слов: семиотика с номиналистической точки зрения . Амстердам: Амстердамский университет, факультет общих литературных исследований, 2002.
- Арильд Линнеберг и Гейр Морк, «Антиномии номинализма: постмодернизм в норвежской художественной литературе 1980-х годов», в: Постмодернистская художественная литература в Европе и Америке , под ред. Тео Д'Хаен и Ханс Бертенс (Амстердам: Родопи, 1988), стр. 45–62.
- Ричард Утц и Терри Баракат, «Средневековый номинализм и литературные вопросы: избранные исследования». Перспикуитас
- Ричард Утц, «Литературный номинализм», в: Оксфордский словарь средневековья . Эд. Роберт Э. Бьорк. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010. Том. III, с. 1000.