Адам и Ева (Первородный грех) - Лукас Кранах Старший

Картина « Адам и Ева (Первородный грех)» Лукаса Кранаха Старшего (около 1538 г.) [ 1 ] является частью коллекции старого европейского искусства Национальной галереи Праги . Происходит из цистерцианского монастыря в Осеке близ Духцова, откуда он был приобретен в 1949 году. [ 2 ]
Описание и классификация
[ редактировать ]Картина маслом на панели из липы, размеры 50 х 34,5 см. Подпись справа внизу на стволе дерева (крылатая змея со сложенными крыльями). Оно происходит из мастерской Лукаса Кранаха Старшего около 1538 года. Инфракрасная рефлектография изображения обнаружила лишь контурный рисунок.
На пражской картине изображены фигуры Адама и Евы рядом с Древом познания . Ева держится за ветку левой рукой и опирается на ствол подошвой согнутой правой ноги. Коленом она касается Адама , а правой рукой протягивает ему яблоко. Адам стоит несколько на заднем плане перед густым кустом. Его левая рука лежит на плече Евы, а в правой он держит веточку, закрывающую интимные части обеих фигур. В русле реформаторской активная роль Евы теологии подчеркивается , соблазняющей Адама на грех (во всем плохом виновата женщина - "Вайбермахт"). [ 2 ] Более поздняя версия « Адама и Евы» , созданная преемником Лукаса Кранаха Старшего Антоном Хойслером около 1550 года ( Национальная галерея Праги ), композиционно меняет тему и изображает обоих персонажей совершенно обнаженными. [ 3 ]
Тема Адама и Евы неоднократно появляется в творчестве Лукаса Кранаха Старшего с 1509 года. Две фигуры он изображал либо по отдельности на створках алтаря ( «Адам и Ева» , 1528, Галерея Уффици, Флоренция), либо вместе на одном панно. В более ранних изображениях библейской истории Кранахом (1508–10, Безансон, 1510, Мюнхен, [ 4 ] 1512, Кобург [ 5 ] ), две фигуры стоят под центральным Древом Познания и не соприкасаются. Более поздние версии « Первородного греха» обычно изображают Адама и Еву в Эдемском саду в окружении зверей и приписывают Еве роль соблазнительницы. Одна из более поздних композиций Лукаса Кранаха изображает активного Адама, обнимающего Еву и предлагающего ей яблоко (1537, Музей истории искусств, Вена).
Адам и Ева (Лукас Кранах), разные версии
[ редактировать ]-
1508-1510, Музей изящных искусств Безансона.
-
1512, Весте Кобург
-
1510-16, Старая пинакотека, Мюнхен
-
1538, Центр искусств Университета Торонто , Коллекция Малкова
-
1537, Падение человека , Художественно-исторический музей , Вена
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Google Arts & Culture: Адам и Ева
- ^ Jump up to: а б Коткова О, 2007, с. 34-35
- ^ Цифровой архив Кранаха: Адам и Ева (около 1555 г.), последователь Лукаса Кранаха Старшего, Национальная галерея Праги.
- ↑ Цифровой архив Кранаха, Адам и Ева (ок. 1510–1519), Лукас Кранах Старший, Старая пинакотека, Мюнхен.
- ^ Цифровой архив Кранаха, Адам и Ева (около 1512 г.), Лукас Кранах Старший (мастерская), коллекции произведений искусства Весте Кобург
Источники
[ редактировать ]- Коткова Ольга, Кранах со всех сторон, кот. 188 стр., Национальная галерея в Праге 2016, ISBN 978-80-7035-618-0.
- Ян Ройт, Готическое панно в Северо-Западной и Северной Чехии, 1340–1550, стр. 204–206, Каролинум Прага 2015, ISBN 9788024631745
- Коткова Ольга, Немецкая и австрийская живопись XIV – XVI веков. Национальная галерея в Праге, стр. 34–35, Прага, 2007 г., ISBN 978-80-7035-358-5.