Закон о защите Республики
Первый закон о защите республики Первый закон о защите Республики | |
---|---|
Рейхстаг Веймарской республики | |
Цитирование | РГБл. Я С. 585 |
Прошедший | 21 июля 1922 г. |
Принят | 23 июля 1922 г. |
Подписано | Президент Эберт
Министр внутренних дел Кестер Министр юстиции Радбрух |
Подписано | 21 июля 1922 г. |
Дата истечения срока | 23 июля 1929 г. |
Представлен | Рейхсрат |
Итоги голосования |
|
Статус: Срок действия истек |
Закон о защите республики ( нем . Gesetz zum Schutze der Republik ) — название двух законов Веймарской республики , которые запрещали организации, выступающие против «конституционной республиканской формы правления», а также их печатную продукцию и собрания. Политически мотивированные акты насилия, такие как убийство членов правительства, были подвергнуты более суровому наказанию, и был создан специальный государственный суд для обеспечения соблюдения положений закона.
Непосредственным поводом для принятия первого закона стало убийство 24 июня 1922 года министра иностранных дел Вальтера Ратенау членами правоэкстремистской группировки « Организация Консул» . Первый закон о защите республики, принятый в июле 1922 года, был продлен на два года в 1927 году и истек в 1929 году. Слегка измененный Второй закон о защите республики действовал с 1930 по 1932 год.
Первый закон нарушил Веймарскую конституцию в нескольких отношениях, в первую очередь потому, что новый государственный суд технически был незаконным специальным судом, созданным наряду с Высоким судом Германии . Закон мог быть принят только потому, что он был принят в рейхстаге большинством в две трети голосов, что было необходимо для изменения конституции. Второй закон не содержал никаких антиконституционных элементов и был принят простым большинством голосов.
Первый закон
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Известие об убийстве министра иностранных дел Вальтера Ратенау 24 июня 1922 года вызвало волнения в германском рейхстаге . Гнев был направлен, в частности, против Карла Хельфериха из Немецкой национальной народной партии (DNVP), который выступил с тирадой против Ратенау за день до его убийства. [1] Его и представителей антиреспубликанских правых встретили в зале с криками «убийцы!» [2] от членов партий центра и левых. 25 июня канцлер Йозеф Вирт от Центристской партии произнес речь, в ходе которой обратился к правым членам рейхстага, в частности к Хельфериху: [3] и заявил,
Там стоит враг, который капает свой яд на раны людей. Враг стоит, и в этом нет сомнения: Враг стоит справа! [4]
Первому закону предшествовал ряд декретов о защите республики. Они были выпущены президентом Фридрихом Эбертом в 1921 году и снова в 1922 году, сразу после убийства Ратенау. Споры по поводу них возникли внутри правительства Вирта и в рейхстаге, поскольку министр юстиции Густав Радбрух и канцлер Вирт интерпретировали их как направленные только против правого радикализма. [5]
Тем не менее правительство хотело немедленно превратить содержание постановлений в закон. Проект, разработанный в министерствах юстиции и внутренних дел, поначалу был встречен с некоторым скептицизмом. Вильгельм Маркс из Центристской партии выразил обеспокоенность тем, что Рейхстаг отреагировал на исключительный случай исключительным законом, а не чрезвычайным указом. земля Бавария Самые обширные резервации имела . Министр-президент Хьюго фон Лерхенфельд утверждал, что закон был неправомерно направлен только против правого экстремизма, что он охватывает предыдущие правонарушения задним числом, что бывшие члены федерального правительства не должны быть причастны к ответственности и что законопроект ограничивает права штатов, делая федеральный орган власти, ответственный за определенные правонарушения, а не органы штата.
Критику Баварии поддержал только Вюртемберг . На встрече с министрами-президентами земель 29 июня правительство отговорили от идеи внесения законопроекта в Рейхстаг. Вместо этого оно было инициировано в Рейхсрате , представительном органе земель. После некоторых поправок рейхсрат принял законопроект 3 июля 48 голосами против 10. [2] Текст был переформулирован, чтобы убрать одностороннюю ориентацию вправо, и в него были включены и радикальные левые действия. Вместо «республиканской формы правления» или, как того хотела Бавария, «конституционной формы правления», закон защищал «конституционную республиканскую форму правления». В ходе третьего чтения в рейхстаге формулировка была окончательно сформулирована как «конституционно установленная республиканская форма правления». Правые партии в рейхстаге раскритиковали положения закона о чрезвычайном положении, Суд особых исключений и положения, направленные против бывших территориальных князей. [6] Последний предусматривал, что членам бывших правящих семей, проживавшим за границей, мог быть запрещен въезд в Германию или ограничено их место жительства – положение, которое явно включало бывшего немецкого императора Вильгельма II .
18 июля 303 депутата проголосовали за закон, 102 - против, четверо воздержались. Голоса «за» были единогласно поданы Социал-демократами (СДПГ), Независимыми социал-демократами (НСДПГ), Немецкой демократической партией (ДДП) и Центристской партией, а также большинством голосов от Немецкой народной партии (ДВП). Немецкая национальная народная партия (ДНВП), Коммунистическая партия (КПГ), Баварская народная партия (БВП) и Баварский крестьянский союз . Против проголосовали [2] Меньше поддержки получил связанный с ним Закон об обязанностях государственных служащих по защите Республики. Оба закона получили большинство в две трети голосов, что было необходимо для принятия закона, нарушающего конституцию (Рейхстаг мог внести поправки в конституцию большинством в две трети). Ретроактивная передача юрисдикции Государственному суду была неконституционной, поскольку она лишала обвиняемого (обычно ответственного) «законного судьи», а закон государственных служащих затрагивал их «законные права». [7]
Содержание
[ редактировать ]Закон [8] был разделен на шесть разделов:
I. Уголовные положения для защиты Республики
[ редактировать ]Тюремное заключение и/или штрафы были установлены для «любого, кто участвует в тайном или антигосударственном объединении, которое пытается подорвать конституционно установленную республиканскую форму правления Рейха или государства, или поддерживает ее, или… члена советами и действиями». , в частности с деньгами». Аналогичные наказания применялись к тем, кто публично оскорблял правительство, его членов или его цвета, или кто присоединился к тайной или антигосударственной ассоциации, которая без разрешения владела оружием или планировала убийство члена правительства. Любой, кто принадлежал к ассоциации, совершившей попытку убийства члена правительства, или кто знал о такой организации и не сообщил об этом, должен был быть приговорен к пожизненному заключению или смертной казни.
II. Государственный суд по защите Республики
[ редактировать ]Государственный суд рассматривал дела, наказания за которые были изложены в разделе I. В состав суда входили 3 члена Высокого суда Германии и 6 человек, назначенных президентом Германии . Применяются обычные правила уголовного процесса. Если предполагаемое преступление было совершено против государства, государство должно было потребовать, чтобы дело рассматривалось в суде штата.
III. Запрещенные ассоциации
[ редактировать ]«Митинги, шествия и демонстрации могут быть запрещены, если существуют определенные факты, которые оправдывают опасения, что на них происходят дискуссии, составляющие преступление одного из наказуемых деяний». Ассоциации, которые спонсировали такую деятельность – или которые «преследуют цель возведения на трон конкретного человека» – могут быть запрещены. По запросу правительство должно было указать причины запрета, и запрет мог быть обжалован.
IV. Конфискация и запрет печатной продукции
[ редактировать ]Печатные материалы, подпадающие под действие санкций раздела I, могли быть конфискованы, а стоящее за ними периодическое издание запрещено на срок максимум шесть месяцев. Виновный может быть лишен свободы на срок до пяти лет и оштрафован на сумму до 500 000 марок.
V. Члены бывших суверенных семей
[ редактировать ]Членам бывших правящих семей Германии, проживавшим за границей, может быть запрещен въезд в Германию или ограничено их место жительства, «если обосновано опасение, что в противном случае благополучие республики окажется под угрозой». Причины действий правительства должны были быть представлены и могли быть обжалованы.
VI. Заключительные положения
[ редактировать ]Закон вступил в силу после принятия и срок его действия истек через пять лет.
Дополнительные законы
[ редактировать ]Другие законы и постановления вступили в силу вместе с Законом о защите республики 21 июля 1922 года. Закон об обязанностях государственных служащих по защите республики требовал, чтобы государственные служащие были лояльны Веймарской конституции. Закон о криминальной полиции рейха учредил Управление криминальной полиции рейха и управления государственной полиции. Им было поручено выявление и предотвращение уголовных преступлений, в том числе по делам, связанным с защитой государства. Управление криминальной полиции Рейха занималось делами, совершаемыми в разных штатах. [7]
Закон об иммунитете от судебного преследования регулирует амнистию за государственную измену (обычно называемую «Амнистией Ратенау»). Это затрагивало дела с 1920 года, когда предыдущий закон об иммунитете был принят после Капповского путча , до конца 1921 года. Предательские предприятия, получившие амнистию, не могли быть связаны с тяжкими преступлениями, влекущими смерть или телесные повреждения. Закон был выгоден только левым радикалам и был уступкой Независимым социал-демократам и Коммунистической партии, чьи голоса были необходимы для принятия Закона о защите республики и Закона о государственных служащих. [9]
Конфликт с Баварией
[ редактировать ]Правительство земли Бавария вступило в серьезный конфликт с федеральным правительством по поводу закона. Министр-президент Лерхенфельд объявил 9 июля, что эти меры не будут применяться в Баварии. Он повторил свою прежнюю критику и пожаловался на «политизацию отправления уголовного правосудия». После вступления закона в силу 23 июля правительство земли издало собственный указ для Баварии. Он передал юрисдикцию по уголовным делам Баварскому народному суду и предоставил министру внутренних дел Баварии право запрещать ассоциации и собрания при необходимости. [10]
Берлин мог бы ответить рейхсэкзекуцией – федеральным вмешательством против государства-члена ЕС с применением военной силы в случае необходимости – или апелляцией в Высокий суд Германии. Вместо этого федеральное правительство и Бавария согласовали протокол 11 августа с уступками с обеих сторон. Бавария отказалась от своего указа, а Берлин пообещал, как действовать в отношении Закона о защите республики: [10]
- Дела незначительной важности передавались властям Баварии.
- Баварский народный суд рассматривал дела, которые уже находились на рассмотрении.
- Главный федеральный прокурор сотрудничал с властями штата и вызывал должностных лиц из-за пределов штата только с согласия властей штата.
- Государственный суд должен был быть укомплектован судьями, приехавшими из различных регионов Германии.
- Государственный суд должен был быть разделен на сенаты. это означало Де-факто создание сената южной Германии для рассмотрения дел южной Германии.
- Правительство Берлина подтвердило свою приверженность федеративному принципу и пообещало, что не будет передавать суверенные права земель Рейху. [11] [12]
Модификации
[ редактировать ]Закон о государственных служащих и Закон об уголовной полиции Рейха не имели срока действия. Закон о защите республики действовал в течение пяти лет, до 23 июля 1927 года. В марте и апреле 1926 года Рейхстаг принял два закона о внесении поправок. Государственный суд больше не обладал юрисдикцией в отношении уголовных дел, а некоторые наказания были смягчены. Например, высылка из обязательного положения превратилась в факультативную. [9]
Летом 1927 года, накануне истечения пятилетнего срока действия закона, вопрос о продлении стал предметом обсуждения в Рейхстаге. Из-за увеличения количества мест, занимаемых Немецкой национальной народной партией, которая проголосовала против закона в 1922 году, ей необходимо было поддержать продление, чтобы оно было принято. Поскольку ДНВП входила в правительственную коалицию, а канцлер Вильгельм Маркс и Центристская партия настаивали на продлении, ДНВП согласилась, добившись ряда уступок: продление продлится всего два года, а Государственный суд будет упразднен, а Верховный суд будет упразднен. Суд принимает на себя юрисдикцию. Два года спустя, когда ДНВП снова оказалась в оппозиции, она отклонила второе продление, как и нацистская партия , Имперская партия немецкого среднего класса и Коммунистическая партия. При голосовании 28 июня 1929 года предложение о продлении действия закона до 31 декабря 1930 года было отклонено 263 голосами против 166, что не соответствует 287 голосам, необходимым для большинства в две трети. Срок действия закона истек 23 июля 1929 года. [13] [14]
Второй закон о защите республики Второй закон о защите республики | |
---|---|
Рейхстаг Веймарской республики | |
Прошедший | 18 марта 1930 г. |
Принят | 26 марта 1930 г. |
Подписано | Президент Гинденбург
Министр внутренних дел Северинг Министр юстиции В. Герар |
Подписано | 25 марта 1930 г. |
Дата истечения срока | 19 декабря 1932 г. |
Представлен | Второй кабинет Мюллера |
Итоги голосования |
|
Статус: Срок действия истек |
Второй закон о защите республики
[ редактировать ]В результате роста политически мотивированного насилия правительство Германа Мюллера (СДПГ) в декабре 1929 года представило рейхстагу проект новой редакции Закона о защите республики. Поскольку шансов у законопроекта не было. получив большинство в две трети в рейхстаге, из Первого закона были исключены нарушавшие Конституцию статьи, в том числе раздел V, положение о бывших государях («Императорский параграф»). 18 марта 1930 г. был принят Второй закон о защите республики. [15] прошел в рейхстаге 265 голосами за (СДПГ, Немецкая демократическая партия (ДДП), Немецкая народная партия (ДВП), Баварская народная партия (БВП), Центр и Немецкая крестьянская партия ) и 150 голосами против (Немецкая национальная народная партия). Партия (ДНВП), Имперская партия немецкого среднего класса, Немецко-ганноверская партия , Нацистская партия и Коммунистическая партия (КПГ)). [16] [17]
Правительство не указало дату истечения срока действия в проекте, но окончательная версия закона предусматривала, что срок его действия истечет 31 декабря 1932 года. 19 декабря 1932 года президент Пауль фон Гинденбург издал чрезвычайный указ, в котором говорилось, что срок действия закона истечет на десять дней раньше. , в пользу нового, постоянного декрета о государственной защите (Указ рейхпрезидента о сохранении внутреннего мира от 19 декабря 1932 г.). [18]
Второй закон в некоторых отношениях отличался от первого, например, отменой специальной уголовно-правовой защиты для членов правительства. Однако по сути положения остались прежними. Второй закон о защите республики имел меньший эффект, чем первый, главным образом из-за политической ситуации. Повышенные угрозы наказания не имели большого эффекта, учитывая возросшую радикализацию общества, а конфликты между федеральным правительством и штатами препятствовали сотрудничеству в области конституционной защиты, на котором был основан закон. Еще большее значение имели чрезвычайные указы, изданные президентом при президентских кабинетах Генриха Брюнинга , Франца фон Папена и Курта фон Шлейхера . [19]
Использование законов
[ редактировать ]Организация Консул , группа, стоящая за убийством Ратенау, была немедленно запрещена в соответствии с Первым законом, а серия быстрых успешных обысков положила конец серии политических убийств, за которые она несет ответственность. [20] В октябре 1922 года тринадцать человек были приговорены к тюремному заключению за пособничество и подстрекательство к убийству Вальтера Ратенау, но суд постановил, что заговор недоказан. На суде 1924 года над рядом других членов Организации Консул ни один из них не был признан виновным. [21]
К началу 1923 года земли Пруссия , Саксония , Баден , Тюрингия , Шаумбург-Липпе , Мекленбург-Шверин , Гамбург , Бремен и Гессен запретили нацистскую партию в соответствии с положениями закона. В марте Верховный суд оставил в силе все запреты партии в тех местах, где она действовала в 1922 году. Нацистская газета Völkischer Beobachter также была запрещена. [22] На суде над Адольфом Гитлером за участие в неудавшемся Пивном путче 1923 года суд отказался применить положения Закона о защите республики к «человеку, который думает и чувствует себя таким же немцем, как Гитлер». Закон требовал, чтобы его депортировали в Австрию как иностранца, осужденного за государственную измену. [23]
В число других правых экстремистских организаций, запрещенных законом, входили Deutschvölkischer Schutz- und Trutzbund (Немецкая националистическая федерация защиты и неповиновения) и Молодежный немецкий орден . Среди немецких государств Пруссия была особенно решительной в введении запретов, а Бавария — наименее. [24]
В целом закон не оказал того эффекта, на который надеялись его создатели. [21] Запрещенные группы, включая нацистскую партию, часто просто маскировались под разные организации. [22] или участники присоединились к другим все еще активным группам. [21] Многие судьи, особенно после упразднения Государственного суда в 1926 году, проявили явную предвзятость в пользу правых антиреспубликанских идей и отказались осуждать обвиняемых в правой деятельности. [25]
Рекомендации
[ редактировать ]- ^ «Протокол Рейхстага от 23 июня 1922 года» [Протокол Рейхстага от 23 июня 1922 года]. Переговоры немецкого Рейхстага (на немецком языке). 23 июня 1922 г. с. 7988 ф . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «100 лет назад: Рейхстаг принимает закон о защите республики». Бундестаг Германии, онлайн-сервисы (на немецком языке). 2022 . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Петерсон, Уолтер Ф. (1988). «Хельфферих, Карл». В Бенце, Вольфганг; Грамл, Герман (ред.). Биографический словарь Веймарской республики на ( немецком языке). Мюнхен: CH Beck Verlag. п. 135.
- ^ « Враг стоит справа!» Рейхсканцлер Вирт против справа» [«Враг стоит справа!» Канцлер Вирт против правых]. Зеркало (на немецком языке). Май 2014.
- ^ Хубер, Эрнст Рудольф (1981). Конституционная история Германии с 1789 года. Том VI: Die Weimar Reichsverfassung [ Конституционная история Германии с 1789 года. Том VI: Веймарская конституция ] (на немецком языке). Штутгарт: В. Кольхаммер. стр. 660–661.
- ^ Хубер 1981 , с. 661–663.
- ^ Перейти обратно: а б Хубер 1981 , с. 664.
- ^ «[Erstes] Gesetz zum Schutze der Republik. Vom 21. июля 1922 г. (полный текст на немецком языке)» [[Первый] Закон о защите Республики от 21 июля 1922 г. (полный текст на немецком языке)]. documentArchiv.de (на немецком языке) . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хубер 1981 , с. 665.
- ^ Перейти обратно: а б Байерле, Конрад (1924). Федералистская политика рейха на ( немецком языке). Херсбрук: Пфайффер. стр. 82–83.
- ^ Хубер 1981 , с. 668–671.
- ^ Хубер, Эрнст Рудольф (1984). Конституционная история Германии с 1789 года. Том VII: Расширение, защита и падение Веймарской республики [ Конституционная история Германии с 1789 года. Том VII: Расширение, защита и падение Веймарской республики ] (на немецком языке). Штутгарт: В. Кольхаммер. п. 257.
- ^ Хубер 1981 , с. 683–684.
- ^ Хубер 1984 , с. 666.
- ^ «[Второй] Закон о защите Республики от 25 марта 1930 г.» [[Второй] Закон о защите Республики от 25 марта 1930 г. (полный текст на немецком языке)]. documentArchiv.de (на немецком языке) . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Хубер 1981 , с. 684–685.
- ^ Хубер 1984 , с. 667.
- ^ Хубер 1984 , с. 1188.
- ^ Хубер 1981 , с. 685–687.
- ^ Саброу, Мартин (8 февраля 2010 г.). «Консул организации (OC), 1920–1922 гг. Исторический лексикон Баварии, URL» . Исторический лексикон Баварии (на немецком языке) . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Штурм, Рейнхард (23 декабря 2011 г.). «Битва за Республику 1919-1923 гг. / Восстания и попытки путча / Терроризм » Федеральное агентство гражданского образования (на немецком языке) . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Яблонский, Дэвид (1989). Нацистская партия в роспуске. Гитлер и Verbotzeit, 1923–1925 гг . Лондон: Ф. Касс. п. 1. ISBN 9780714633220 .
- ^ Штурм, Рейнхард (23 декабря 2011 г.). «Битва за республику 1919–1923/Правая диктатура в Баварии/Гитлеровский путч» [Битва за республику 1919–1923/Правая диктатура в Баварии/Гитлеровский путч]. Федеральное агентство гражданского образования (на немецком языке) . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Моммзен, Ганс (1996). Взлет и падение Веймарской демократии . Перевод Форстера, Эльборг; Джонс, Ларри Юджин. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. п. 154. ИСБН 9780807847213 .
- ^ Колб, Эберхард (2012). Веймарская республика . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. п. 45. ИСБН 9781134875665 .