Фивские таблички
![]() |
Фиванские таблички с надписями на микенском греческом языке с использованием линейного письма B были обнаружены в Фивах, Греция . Они принадлежат к позднеэлладскому контексту IIIB, современнику находок в Пилосе . Первая группа из 21 фрагмента была найдена в кампании 1963–64 гг.; [1] Еще 19 таблеток были найдены в 1970 и 1972 годах. [2] Используя ближневосточные цилиндрические печати, связанные с находками, редакторы опубликованного корпуса всего архива теперь датируют разрушение Кадмеона , микенского дворцового комплекса в Фивах, и, таким образом, написание табличек, некоторые из которых были еще влажными, когда они были непреднамеренно уволены вскоре после 1225 г. до н.э. три узнаваемых эллинских божества: Геру , Гермеса и Потнию Чедвик определил среди получателей шерсти «Хозяйку». Он обосновал, что ко-ма-ве-те-джа , также засвидетельствованное в Пилосе, является именем богини.
Довольно рано, еще до более поздних открытий, Фридрих Аль выдвинул провокационное предположение относительно φοινικήια γράμματα «финикийских» или «пальмовых» ( phoinix ) букв: « Кадм действительно принес письменность в Фивы, но эта письменность не была финикийским алфавитом, но линейное письмо Б». [3]
Открытие
[ редактировать ]Значительная дополнительная часть, около 250 табличек, составляющая примерно 5% всего микенского корпуса со всех мест, была обнаружена на улице Пелопиду и в «Арсенале» Василисом Л. Аравантиносом, нынешним руководителем археологических раскопок Фив, с 1993 по 1995 год. , на спасательных раскопках. В 1996 году еще несколько табличек были обнаружены в музее среди находок из раскопок 1963–1964 годов в Фивах.
Количество «таблеток», приведенное редакцией, на самом деле вводит в заблуждение. Например, как независимо продемонстрировали Том Палайма и Сара Джеймс, «123 таблички» серии Fq на самом деле представляют собой множество фрагментов текстов, которые первоначально составляли от 15 до 18 табличек.
Публикация
[ редактировать ]бельгийским и итальянским профессорам и филологам Луи Годару и Анне Саккони Обвинение в публикации этих табличек было предъявлено . В последующие годы их предварительное знакомство с содержанием позволило предположить, что новые таблички могут раскрыть новый взгляд на микенскую религию , когда таблички были опубликованы в 2001 году. [4] эффект от их общего содержания был воспринят некоторыми учеными разочаровывающим. [5]
Выводы
[ редактировать ]Многие фиванские таблички можно считать содержащими информацию о божествах и религиозных обрядах; другие упоминают количества различных товаров. По упомянутым местам можно оценить границы региона, контролируемого фиванским дворцом: фиванский дворец контролировал остров Эвбея и имел гавань в Авлиде . Таблички содержат ряд важных терминов, ранее не встречавшихся в линейном письме B, таких как ra-ke-da-mi-ni-jo /Lakedaimnijos/ «человек из Лакедемонии ( Спарты )» или ma-ka /Mā Gā/ «Мать». Гея » (богиня, еще почитаемая в Фивах в V веке до нашей эры, о чем сообщается, например, в « Эсхила » Семерых против Фив ). Также ku-na-ki-si /gunaiksi/ «для женщин» имеет своеобразную наклонную основу древнегреческого языка : γυνή «женщина».
Василис Л. Аравантинос , Луи Годар и Анна Саккони прочитали таблички, чтобы указать на культовую деятельность, посвященную Деметре , Зевсу, покровителю сельскохозяйственных культур, и Коре , и они предполагают, что корни Элевсинских мистерий можно проследить до микенских Фив. [6] Томас Г. Палайма , однако, раскритиковал их предложения как «подверженные очень сомнительным интерпретациям» и «весьма подозрительные с лингвистической и экзегетической точки зрения». [7] Другие аргументы против выявления культовой деятельности в текстах были выдвинуты Сарой Джеймс и Ивом Дюу. [ нужна ссылка ]
Палайма придает значение одной табличке (Uo 121) как свидетельству связи жертвенных животных с продуктами питания в конце LHIIIB. То же явление, являющееся частью ритуального микенского пиршества, встречается на современных табличках из Пилоса .
Венский симпозиум
[ редактировать ]Фивские таблички обсуждались на симпозиуме лингвистов, проходившем в Вене 5–6 декабря 2002 г., результаты которого были опубликованы. [8] Гюнтер Нейман (стр. 125–138) утверждает, что животные на фивских табличках не являются священными или «божественными», а являются животными, которые, естественно, были бы частью повседневной жизни как микенцев, так и более поздних греков. Он собирает исторические свидетельства, в том числе упоминания о животных, которых кормили зерном.
Михаэль Мейер-Брюггер (стр. 111–118) утверждает, что де-ко-но как «мастер банкетов» не имеет четкого языкового происхождения, но может быть deipnon «главным ужином», как у Гомера; что ди-ви-джа-ме-ро может относиться не к «части богини Дивии», а к «двухдневному периоду» (как ранее утверждала Мелена и в том же томе Киллен). Мейер-Брюггер также утверждает, что си-то - это не ранее неизвестный бог Сито (Зерно), а ситон «зерно».
Хосе Луис Гарсиа Рамон (стр. 37–69) утверждает, что с лингвистической точки зрения а-ко-ро-да-мо не может быть агородамос «мистическим собирателем людей». Он предлагает греческое мужское имя Акродамос. Он считает, что о-по-ре-и , согласно микенскому использованию имен и эпитетов богов, не могло означать «Зевс осенней жатвы». Вместо этого он утверждает, что о-по-ре-и — это личное имя, параллельное другому имени в Фивских табличках — ме-то-ре-и ; названия означают соответственно «на горе» и «за горой».
Джон Т. Киллен (стр. 79–110) особо заключает (стр. 103), что «тот факт, что ма-ка , о-по-ре- и и ко-ва никогда не встречаются все вместе, и что это требует особого Гипотеза, объясняющая этот факт, в сочетании с, как мне кажется, сохраняющимися трудностями с объяснением о-по-ре-и как теонима /Опо:рехи/, заставляет меня в настоящее время неохотно принимать ма -ка = Ма:и Га. :i [то есть уравнение Матери-Земли]».
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Они были опубликованы Джоном Чедвиком в Minos 10 1970:115-37.
- ^ Теодор Г. Спиропулос и Джон Чедвик. Фивские таблички II (Саламанка: Университет Саламанки)
- ^ Аль, Фредерик М. «Кадм и таблички из пальмовых листьев», Американский филологический журнал , 88.2 (апрель 1967, стр. 188–194), стр. 188–194. 188.
- ^ В. Аравантинос, Л. Годарт и А. Саккони. Фивы: Раскопки Кадмеи I. Пиза/Рим, 2001 г.
- ^ Т. Палайма в AJA 107, стр. 113–115; Си Джей Руйдж в «Мнемозине» , четвертая серия, Vol. 56, Фаск. 2 (2003), стр. 219–228; и Синтия В. Шелмердин, Журнал эллинских исследований , Vol. 128 (2008), стр. 266–268. Впоследствии возражения были также зарегистрированы Гарсией Рамоном, Килленом, Мейером-Брюгге, Палаймой и другими авторами журнала «Die Neuen Linear B-Tabletten aus Theben» (2006; полную информацию см. в примечании 7 ниже).
- ^ Аравантинос, Василис Л .; Годар, Луи ; Саккони, Анна (2005). Фивы: Тексты Фив (1-433). Транслитерация и письменные таблицы . Международные издательские и полиграфические институты. ISBN 978-88-8147-434-9 .
- ^ Палайма, Томас (апрель 2004 г.). «Жертвенный пир в документах линейного письма Б». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 73 (2): 218. JSTOR 4134894 . , цитируя свои собственные обзоры «Преподобный Аравантинос, Годарт и Саккони 2001», в Minos 35–36, стр. 475–486; обзор Aravantinos, Godart и Sacconi 2001, в AJA 107, стр. 113–115.
- ^ С. Дегер-Ялкоци и О. Панагль, Новые линейные B-тексты из Фив (Вена: Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2006); Онлайн реферат .
Источники
[ редактировать ]- В. Л. Аравантинос, Л. Годар, А. Саккони, Фивы: Раскопки Кадмеи I: Таблички с линейным письмом B Одоса Пелопиду: Издание и комментарии. Пиза и Рим: Istituti editoriali e poligrafici Internationali, 2001. ISBN 88-8147-228-7
- В. Л. Аравантинос, Л. Годар, А. Саккони, А. Саккони, Фивы: Листы Кадмеи III: Корпус онлайн-архивных документов B Фив (1-433). Пиза и Рим: Международные издательские и полиграфические институты, ISBN 88-8147-354-2 ISBN 88-8147-301-1
- В. Л. Аравантинос, М. дель Фрео, Л. Годар, Фивы: Fouilles de la Cadmée IV: Тексты Фив (1–433): Транслитерация и таблицы писцов. Пиза и Рим: Международные издательские и полиграфические институты, 2005. ISBN 88-8147-421-2 ISBN 88-8147-434-4
- Обзор Bryn Mawr Classics Review 20 : обзор всех трех томов, 2005 г.
- Дюу, Ив, «Боги или люди? Кто такие «ма-ка», «о-по-ре-и» и «ко-ва» в табличках с линейным письмом B в Фивах», Минос, стр. 37–38 (2002–2003 [2006]), стр. 173-254.
- С.А. Джеймс, «Фивские таблички и серия Fq: контекстуальный анализ», Minos 37–38 (2002–2003 [2006]), стр. 397–418.
- С. Дегер-Ялкоци и О. Панагль, Новые тексты с линейным письмом B из Фив (Вена: Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2006). ISBN 978-3-7001-3640-8