Разборчивость (коммуникация)
В речевом общении разборчивость является мерой того, насколько понятна речь в данных условиях. На разборчивость влияют уровень (громкий, но не слишком громкий) и качество речевого сигнала, тип и уровень фонового шума, реверберация (некоторые отражения, но не слишком большие), а для речи через устройства связи — свойства система связи. Распространенным стандартным показателем качества разборчивости речи является индекс передачи речи (STI) . Концепция разборчивости речи актуальна для нескольких областей, включая фонетику , человеческий фактор , акустическую технику и аудиометрию .
Важные влияния
[ редактировать ]Речь считается основным способом общения между людьми. Люди меняют то, как они говорят и слышат, в зависимости от многих факторов, таких как возраст, пол, родной язык и социальные отношения между говорящим и слушающим. На разборчивость речи также могут влиять такие патологии, как нарушения речи и слуха. [1] [2]
Наконец, на разборчивость речи влияет окружающая среда или ограничения канала связи. Насколько хорошо устное сообщение будет понято в комнате, зависит от
- фоновый шум ,
- реверберация , -и
- частотная характеристика помещения, а также
- уровень звукового давления и
- искажение системы звукоусиления
Уровень шума и реверберация
[ редактировать ]На разборчивость отрицательно влияет фоновый шум и слишком сильная реверберация. Взаимосвязь между уровнями звука и шума обычно описывается с точки зрения отношения сигнал/шум. При уровне фонового шума от 35 до 100 дБ порогом 100% разборчивости обычно является соотношение сигнал/шум 12 дБ. [3] 12 дБ означает, что сигнал должен быть примерно в 4 раза громче фонового шума. Речевой сигнал находится в диапазоне примерно 200–8000 Гц, а человеческий слух — в диапазоне примерно 20–20 000 Гц, поэтому эффекты маскировки зависят от диапазона частот маскирующего шума. Кроме того, разные звуки речи используют разные части частотного спектра речи, поэтому непрерывный фоновый шум, такой как белый или розовый шум, будет оказывать различное влияние на разборчивость, чем переменный или модулированный фоновый шум, такой как конкурирующая речь, речь нескольких говорящих или Лепот «коктейльной вечеринки» или промышленное оборудование.
Реверберация также влияет на речевой сигнал, размывая звуки речи с течением времени. Это приводит к усилению гласных в устойчивом состоянии, маскируя при этом остановки, скольжения и переходы гласных, а также просодические сигналы, такие как высота тона и продолжительность. [4]
Тот факт, что фоновый шум ухудшает разборчивость, используется в аудиометрическом тестировании, включающем разговорную речь, и в некоторых экспериментах по лингвистическому восприятию как способ компенсировать эффект потолка , усложняя задачи на прослушивание.
Стандарты разборчивости
[ редактировать ]Количество, подлежащее измерению | Единица измерения | Хорошие ценности |
---|---|---|
НТИ | Разборчивость (международно известная) | > 0,6 |
СНГ | Разборчивость (международно известная) | > 0,78 |
%Алконы | Потеря артикуляции (популярно в США) | < 10% |
С50 | Индекс прозрачности (распространен в Германии) | > 3 дБ |
РАСТИ (устар.) | Разборчивость (международно известная) | > 0,6 |
Артикуляция слова остается высокой, даже если только 1–2% волны не подвержено искажениям. [5]
Разборчивость речи разных типов.
[ редактировать ]Ломбардная речь
[ редактировать ]Человеческий мозг автоматически изменяет речь, произнесенную в шуме, посредством процесса, называемого эффектом Ломбардии . Такая речь имеет повышенную разборчивость по сравнению с обычной речью. Он не только громче, но и частота его фонетических основных звуков увеличена, а продолжительность гласных увеличена. Люди также склонны делать более заметные движения лицом. [6] [7]
Кричать
[ редактировать ]Кричная речь менее разборчива, чем ломбардская речь, поскольку увеличение голосовой энергии приводит к уменьшению фонетической информации. [8] Однако «бесконечное ограничение пиковой речи делает ее почти такой же разборчивой, как обычную речь». [9]
Четкая речь
[ редактировать ]Четкая речь используется при разговоре с человеком с нарушением слуха . Для него характерна более медленная скорость речи, большее количество и более длинные паузы, повышенная интенсивность речи, увеличение продолжительности слов, «целевые» форманты гласных, увеличение интенсивности согласных по сравнению с соседними гласными, а также ряд фонологических изменений (в том числе меньшее количество редуцированных гласных и больше высвобожденных гласных). остановить всплески). [10] [11]
Речь, ориентированная на младенца
[ редактировать ]Речь, обращенная к младенцу, или детский лепет , использует упрощенный синтаксис и небольшой и более понятный словарный запас, чем речь, обращенная к взрослым. [12] По сравнению с направленной речью взрослых, она имеет более высокую основную частоту, увеличенный диапазон высоты тона и более медленный темп. [13]
Цитативная речь
[ редактировать ]Цитирующая речь возникает, когда люди сознательно занимаются исследованием разговорного языка. Она имеет более медленный темп и меньше связанных речевых процессов (например, сокращение ядерных гласных, оглушение согласных в конце слова), чем нормальная речь. [14]
Гиперпространственная речь
[ редактировать ]Гиперпространственная речь, также известная как эффект гиперпространства, возникает, когда люди вводятся в заблуждение относительно присутствия окружающего шума. Он включает в себя изменение формант F1 и F2 фонетических гласных, чтобы облегчить воспринимаемые слушателем трудности при восстановлении информации из акустического сигнала. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фонтан Л., Пеллегрини Т., Олкоз Дж. и Абад А. (сентябрь 2015 г.). Прогнозирование нарушения разборчивости речи на основе оценок качества произношения . На семинаре по обработке речи и языка для ассистивных технологий (SLPAT 2015), сателлитном семинаре Interspeech 2015 (стр. стр. 1).
- ^ Фонтан, Лайонел; Ферране, Изабель; Фаринас, Жером; Пинкье, Жюльен; Тардье, Жюльен; Магнен, Синтия; Гайяр, Паскаль; Омон, Ксавье; Фюлльграбе, Кристиан (2017). «Автоматическое распознавание речи прогнозирует разборчивость и понимание речи для слушателей с имитацией возрастной потери слуха» . Журнал исследований речи, языка и слуха . 60 (9): 2394–2405. doi : 10.1044/2017_JSLHR-S-16-0269 . ПМИД 28793162 . S2CID 13849830 .
- ^ Робинсон, Г.С., и Казали, Дж.Г. (2003). Речевое общение и обнаружение сигналов в шуме. В Э. Х. Бергере, Л. Х. Ройстере, Дж. Д. Ройстере, Д. П. Дрисколле и М. Лейне (ред.), Руководство по шуму (5-е изд.) (стр. 567–600). Фэрфакс, Вирджиния: Американская ассоциация промышленной гигиены.
- ^ Гарсия Лекамберри, ML; Кук, М.; Катлер, А. (2010). «Восприятие неродной речи в неблагоприятных условиях: обзор». Речевое общение . 52 (11–12): 864–886. дои : 10.1016/j.specom.2010.08.014 . hdl : 11858/00-001M-0000-0012-BE5A-C . S2CID 8723075 .
- ^ Мур, CJ (1997). Введение в психологию слуха. Академическая пресса. 4-е изд. Академическая пресса. Лондон. ISBN 978-0-12-505628-1
- ^ Джункуа, Джей Си (1993). «Ломбардский рефлекс и его роль в людях, слушающих и автоматических распознавателях речи». Журнал Акустического общества Америки . 93 (1): 510–524. Бибкод : 1993ASAJ...93..510J . дои : 10.1121/1.405631 . ПМИД 8423266 .
- ^ Саммерс, Западная Вирджиния; Пизони, Д.Б.; Бернаки, Р.Х.; Педлоу, Род-Айленд; Стоукс, Массачусетс (1988). «Влияние шума на речевое производство: акустический и перцептивный анализ» . Журнал Акустического общества Америки . 84 (3): 917–928. Бибкод : 1988ASAJ...84..917S . дои : 10.1121/1.396660 . ПМК 3507387 . ПМИД 3183209 . PDF , заархивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Пикетт, Дж. М. (1956). «Влияние силы голоса на разборчивость звуков речи». Журнал Акустического общества Америки . 28 (5): 902–905. Бибкод : 1956ASAJ...28..902P . дои : 10.1121/1.1908510 .
- ^ Маклин, Дональд Дж. и А. Майкл Нолл, «Разборчивость кричащей речи», Труды симпозиума по аэромедицинским аспектам радиосвязи и безопасности полетов, Консультативный отчет AGARD / НАТО 19, стр. 10-1–10- 13 (декабрь 1969 г., Лондон)
- ^ Пичени, Массачусетс; Дурлах, штат Нью-Йорк; Брейда, LD (1985). «Четкая речь для слабослышащих I: Различия в разборчивости четкой и разговорной речи». Журнал исследований речи и слуха . 28 (1): 96–103. дои : 10.1044/jshr.2801.96 . ПМИД 3982003 .
- ^ Пичени, Массачусетс; Дурлах, штат Нью-Йорк; Брейда, LD (1986). «Четкая речь для слабослышащих. II: Акустические характеристики ясной и разговорной речи». Журнал исследований речи и слуха . 29 (4): 434–446. дои : 10.1044/jshr.2904.434 . ПМИД 3795886 .
- ^ Снег CE. Фергюсон Калифорния. (1977). Разговор с детьми: языковой ввод и усвоение, издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29513-0
- ^ Куль, ПК; Андруски, Дж. Э.; Чистович И.А.; Чистович, Луизиана; Кожевникова Е.В.; Рыскина В.Л.; Столярова Е.И.; Сундберг, У.; Ласерда, Ф. (1997). «Межъязыковой анализ фонетических единиц языка, обращенного к младенцам». Наука . 277 (5326): 684–686. дои : 10.1126/science.277.5326.684 . ПМИД 9235890 . S2CID 32048191 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон К., Флемминг Э., Райт Р. (1993). «Эффект гиперпространства: фонетические цели гиперартикулированы». Язык . 69 (3): 505–28. дои : 10.2307/416697 . JSTOR 416697 .