Видя свободу
![]() | Эта статья может быть несбалансированной по отношению к определенным точкам зрения . ( февраль 2024 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Видеха мукти ( санскрит : विदेहमुक्ति, что означает «освобождение после смерти или буквально освобождение от тела») относится к мокше (освобождению от цикла смерти и возрождения ) после смерти. Это концепция, встречающаяся в индуизме и джайнизме в отношении прекращения сансары (цикла смерти и возрождения ). Эта концепция контрастирует с Дживанмукти , которое относится к достижению «освобождения при жизни». [ 1 ] Концепции Дживанмукты и Видехамукты особенно обсуждаются в веданты и йоги школах индуистской философии . [ 2 ] [ 3 ]
Индуистская традиция утверждает, что человек — это, по сути, духовная душа, родившаяся в теле. Говорят , что когда душа достигает мукти , она вырывается из цикла смертей и перерождений. Согласно Адвайта Веданте , широко распространенной индуистской философии , душа может быть освобождена либо при жизни, либо после смерти. Видехамукти может означать освобождение при жизни как состояние за пределами турии, когда ум растворяется и нет ни малейшего различия или двойственности. Освобождение является целью каждой из основных мировых религий, и, таким образом, оно служит объединяющей чертой великих религий, примиряя и интегрируя то, что на первый взгляд кажется различиями во взглядах. Мехер Баба , который начинал зороастрийски и первоначально находился под влиянием мусульманской святой женщины и который объединил суфийские (исламские) и ведантические (индуистские философские) идеи и термины, дает очень подробное и полное описание освобождения в своей книге « Бог говорит» . , дополнение 24. [ 4 ] Освобождение — это конец путешествия души, и поэтому оно является конечной целью и предназначением для каждого человека, а также целью самого творения.
Дживанмукти
[ редактировать ]Дживанмукта (тот, кто находится в Дживанмукти) обрел освобождение, находясь в теле, но в этом случае человек вновь обретает полное осознание мира одновременно с осознанием состояния «Бог внутри меня и всех, всего». Согласно Адвайте, освобожденный человек (дживанмукта) осознал Брахмана как свое истинное «я» и достиг бесконечного знания. (См. Атман .) Когда Дживанмукта умирает, он становится Парамуктой.
Видеха
[ редактировать ]Видеха Мукти это обычное мукти, дарованное исключительным людям после их смерти, обычно в течение дней , по словам Мехера Бабы, — 3–4 после смерти. Души Видеха мукты испытывают бесконечное знание, бесконечную силу и бесконечное блаженство только после смерти, в то время как Дживанмукта испытывает их при жизни, а также после смерти, то есть после того, как становится Парамуктой. У Дживанмукты есть тело, а у Парамукты и Видехмукты нет тела и они чисты. [ 5 ]
![]() | Этот раздел , кажется, противоречит сам себе относительно Освобождения, достигнутого «при Жизни (не после смерти)» в трех типах Мукти . ( февраль 2020 г. ) |
В каждом из трех других типов мукти освобождение достигается при жизни, а не после смерти. Во всех случаях, после того как душа отделяется от тела , она вечно испытывает бесконечную силу, знание и блаженство. Однако после того, как душа отделяется от грубого тела и соединяется с тонким телом, самым важным аспектом переживания становится бесконечное блаженство. Поэтому, хотя существует разница в вечном опыте душ, обретающих освобождение при жизни, и опыте душ, обретающих освобождение после смерти, наиболее важный аспект этого опыта один и тот же.
Я видел
[ редактировать ]Видех мукти достигается при жизни в теле, но Мехер Баба отмечает, что видех мукти применяется тогда, когда освобожденный человек не восстанавливает осознание мира. В большинстве случаев вехе мукти душа остается связанной с телом в течение дней 3-4 затем , а отделяется . Таким образом, разница между точкой зрения Мехера Бабы и традиционной индуистской точкой зрения заключается в том, что в видех мукти душа достигает освобождения за 3–4 дня до смерти, хотя для стороннего наблюдателя это не было бы очевидно. Важность этого различия заключается в том, что такая душа буквально переживает вечное состояние «Я есть Бог», а не попадает в загробную жизнь «Я есть бесконечное блаженство». То есть душа, достигшая видех мукти, несомненно, испытывает вечную бесконечную силу, знание и блаженство, а не, возможно, квалифицируется как исключение из перевоплощения и вместо этого получает опыт вечного Бесконечного Блаженства. [ нужна ссылка ]
Различие, которое определяет, достигла ли душа обычного (видеха) мукти или видех мукти, очень тонкое. По словам Мехера Бабы, воплощенная душа достигает реализации Бога в два этапа. Сначала душа достигает нирваны , состояния бесконечного вакуума – пустоты. На втором этапе реальность божественности устремляется в пустоту состояния нирваны, и божественное состояние нирвикальпы достигается . Это состояние суфии называют Фанна-Фи-Аллах. Это состояние «Я есть Бог», в котором душа не сохраняет никакого сознания, кроме переживания «Я есть Бог». Чтобы достичь этого состояния реализации Бога (нирвикальпа самадхи или Фанна-фи-Аллах), душа должна сначала достичь нирваны и испытать это состояние небытия. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Радж Прути, Джайнизм и индийская цивилизация, Открытие, ISBN 978-8171417964 , страницы 6–7.
- ^ Эндрю Форт (1998), Дживанмукти в трансформации, State University of New York Press, ISBN 0-791439046 , страницы 91–93.
- ^ Венсус А. Джордж (2001), Самореализация Брахманубхавы: Адвайтическая перспектива Шанкары, ISBN 978-1565181540 , страницы 187-195.
- ^ Баба, Мехер (1975). Бог говорит, Тема творения и его цель . Додд Мид. стр. Доп.24.
- ^ Баба, Мехер (1975). Бог говорит, Тема творения и его цель . Додд Мид. стр. Доп.20.