Сексуальность в Сомали
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Литература о сексуальности в Сомали фокусируется на различных аспектах: от ухаживания до мотивов КОЖПО, длительного одиночества, брака и отношений между полами. Обычно он имеет гетеросексуальную направленность, и нормы, касающиеся сексуальности, могут различаться в зависимости от страны в зависимости от уровня религиозности, консерватизма, местоположения, а также других факторов, хотя существует общая сомалийская культура.
Обязательный
[ редактировать ]Кальмашо
[ редактировать ]Калмашо — более серьезная форма ухаживания, обычно подразумевающая брак. Процесс кальмашо может налагать большее обременение на мужчину, чем на женщину, из-за условия meher, согласно которому деньги обмениваются от мужчины к женщине, в соответствии с чем женщина может устанавливать любую цену; или для -интровертов мужчин - процесс doonasho , soo doonis или geedh fadhiisi , в соответствии с которым мужчина должен узнать о своем ухаживании у ее родственника-мужчины, обычно ее отца. Распространенной традицией является то, что от имени жениха действует старший старейшина со стороны жениха. Как только соглашение существует, создается еще один повод для его официального оформления во время процессии нике, где вместо этого «мужчина-опекун» или имам совершает выдачу невесты. За этим часто следует процесс, называемый сориё , при котором деньги помещаются в куфию , а затем делятся пополам и делятся между старейшинами жениха и невесты (или другой семьей). Если жених подтверждает свое обязательство, то «мужчина-опекун» или имам подтверждает брак, и присутствующие информируются следующим машхарадом ( улюляние ), которое разыгрывают женщины, за которым следует поздравление. Заключительная церемония включает в себя ароос (свадьбу), которая, в зависимости от конкретной общины, может проводиться в более позднее время дня. [1]
Терминология
[ редактировать ]Более либеральные или нерелигиозные сомалийцы могут использовать такие термины, как «иску биир» или «иску биирашо», что означает «связывать» или «устанавливать связи» соответственно. Такая терминология намеренно неприхотлива и используется для снижения давления и создания менее формальной атмосферы, поскольку эти термины не обязательно ориентированы на романтику и, как таковые, оставляют открытыми варианты для платонических, трансцендентных, профессиональных или интеллектуальных отношений. [2] Более религиозные сомалийцы могут прививать религиозную терминологию, такую как хунна либаасуллакум (Q2:187) или сомалийский эквивалент вейдаарсига дхарка , что примерно означает обмен одеждой , что является исламской терминологией, описывающей формирование привязанности к супругу. [3] Существует множество терминов для пары супругов, в том числе лабада искаба , афояал или сайгаяаша . Более кокетливый термин, выражающий нежность, — «гакалисо», что означает «мой возлюбленный» . [4] Те, кто считает процесс свиданий в Сомали безличным, могут называть его шукуур лааан , что примерно означает стоический или несентиментальный .
Свекровь упоминается как думааши , дерьмо или во втором лице, соддог-айди («мой зять»). При разводе слово «фуритан» (развод) произносится трижды. [5]
Платонические термины нежности, используемые между партнерами мужского и женского пола, могут включать такие слова, как wehel (друг), jaale (товарищ), jaar (сосед) или lammaane (партнер). Термин нежности между доверенными лицами включает в себя huuno , что означает дорогой . [6] Термином «брак» на сомалийском языке является «гуур» , что также означает «путешествовать» . Это относится к традиционной супружеской практике акал гал (буквально вход в комнату ), которая на практике означала, что пара переехала в дом. Тем не менее, некоторые религиозно соблюдающие сомалийцы могут заменить термины, которые избегают материализма и отдают предпочтение снисходительным постановлениям, например, «женитесь на незамужних среди вас… Если они окажутся бедными, Аллах обогатит их из Своей щедрости» (Q24:32), однако, родители часто настаивают на финансовой стабильности со стороны женихов-мужчин. [7]
Уничижительный термин для человека (обычно женщины), который якобы не имеет перспектив вступить в брак или уже вышел из типичного возраста вступления в брак, — это guumeeys , что в другом смысле означает сова и примерно переводится на английский как дева или femcel . [8] В диалектах Юго-Запада слова завадж или ароос используются для описания брака. [9]
Традиция
[ редактировать ]Существуют различные культурные традиции, специфичные для Сомали, которые имеют разную степень распространенности среди сомалийцев. К ним относится масаафо , что на сомалийском означает побег. Масаафо проводится по двум совершенно разным причинам; первое может заключаться в том, чтобы женщина избегала брака по расчету - практики, которую некоторые религиозные лидеры называют «религиозным синкретизмом» или «бидаа» (религиозным нововведением). Другой мотив масаафо заключается в том, что оно по своей природе спонтанно и как таковое усугубляет романтизм. Еще одна сомалийская культурная практика, связанная с ухаживанием, - это хирин , когда одинокая женщина входит в случайную деревню, после чего сообщает местному жителю о своей любви; таким образом, эта местная жительница должна собрать в деревне подходящих холостяков мужского пола, после чего в тот же день она выбирает себе супруга на месте. [10] Ученый и администратор колониальной эпохи заявил, что сомалийские мужчины — несентиментальные существа, заявив:
Сомалиец не является сентиментальным существом и уважает женщину, с которой он благополучно женился, не намного больше, чем своего верблюда. [11]
Наиболее распространенные брачные практики среди сомалийцев, которые являются универсальными как для южных маамулов (провинций), то есть конфуур-галбид или Джубаленд , так и для северных, таких как Пунтленд , включают следующие четыре условия: (а) мархаати (свидетели, обычно родственники), (б) хадияд (подарок), (в) согласие , (г) публичное заявление. [12]
Тщеславие
[ редактировать ]Баатилнимо является производным от арабского слова Баатил , используемого некоторыми сомалийцами для описания спорных, религиозно недействительных и неправильных практик. Одной из таких противоречивых практик является xeedho-fur, обычай, который более распространен на севере и включает в себя xeedho-fur , тип контейнера (обычно содержащего одкач ), неуклюже привязанного веревкой, который затем развязывается родственником жениха. Из-за более враждебного характера некоторых участников, особенно когда семье жениха не удается развязать веревки, ксидхо-мех можно рассматривать как противоречивый или обратный процесс. Наиболее спорной сомалийской культурной практикой, связанной с романтическими уговорами, пожалуй, является дхабаргараак , практика похищения невесты, похожая на Ала качуу в Кыргызстане. [13]
Просмотры
[ редактировать ]Встречаться
[ редактировать ]Термины шукаанси и хаасааве имеют пересекающиеся значения, и оба относятся к начальному процессу ухаживания. Когда хаасааве не преследует серьезной или четкой конечной цели, сомалийцы иногда считают это беспорядочным и, как таковое, не могут проводить открыто. Однако в период Хантивадааг (социалистический) в истории Сомали, с 1969 по 1991 год, отношение к свиданиям было более мягким, поскольку правительство отрицательно относилось к откровенно напряженной форме религиозности. [14] Тем не менее, с момента образования различных региональных государств, особенно когда у руля сравнительно прогрессивного регионального президента, наблюдается растущая склонность к свободному смешению, что можно наблюдать в городских центрах. [15]
Блуд
[ редактировать ]Термин фаасикнимо является неисчисляемой формой существительного агента фаасик , которое описывает развращенного или нечестивого человека или простительного грешника. В каждую эпоху происходили постепенные изменения в взглядах Сомали на сексуальность: от досовременных до эпохи после обретения независимости, когда межклановые отношения поощрялись для укрепления племенных связей. В современную эпоху обвинение в фаасикнимо иногда предъявляется тем, кто участвует в кабьяалад , то есть махрамам, отказывающимся совершать обряды или заключать браки из-за того, что они принадлежат к разным кланам или региональным штатам. [16] Отказы, с которыми сталкиваются претенденты, порой приводят к усилению напряженности, трений, антагонизма и недоверия между сомалийскими кланами. [17] Помимо клановых разногласий, такие дополнительные критерии свиданий и расширение требований к кандидатам обвиняются в увеличении числа поздних браков или пожизненного безбрачия среди сомалийцев из-за сужения круга свиданий. [18]
Макрукс и Зир
[ редактировать ]Макрух или макрух — это слово, используемое некоторыми сомалийцами для описания действия, юридическое или религиозное решение которого неясно, но, тем не менее, является табу, не одобряется или отвратительно. С другой стороны, Хир описывает традиционную правовую систему Сомали. Поскольку ксиер может быть основан на произвольных традиционных взглядах, некоторые из которых могут восходить к доисламским протосомалийским системам, таким как ваакизм , двойственные обстоятельства часто могут создавать трения между двумя школами мысли. Однако последующий крах юридических услуг в разгар краха правительства Хантивадаага в 1991 году привел к тому, что многие в стране отказались от наиболее распространенной и лучше всего финансируемой правовой системы того времени, которая представляла собой финансируемую нефтедолларами форму стран Персидского залива. Ислама, импортированного из стран Персидского залива , поскольку традиционная сомалийская система не была столь заметной и не финансировалась. По крайней мере, до формирования федерального правительства это приводило к более консервативному внешнему виду. [19]
Ахлул накануне
[ редактировать ]Преобладающим религиозным направлением в Сомали является суннизм, который во многих местных парадигмах и стандартах исповедуется на основе шафиитского мазхаба. Однако практикуются и многие другие конфессии, в том числе ибадизм , шиизм, суфизм, салафизм/ захиризм , внеконфессиональный ислам , а также часть непрактикующих культурных мусульман . Существует также очень небольшая часть сомалийских христиан, сомалийских ваакистов и сомалийских деистов . Тем не менее, в сомалийском обществе преобладает тенденция против распущенности как из-за религиозных нравов, так и из-за того, что потомство, которое может появиться в результате таких условий, оставляет население за пределами сомалийских клановых рамок. Исламская терминология, которая иногда внедряется в сомалийское общество, чтобы сдержать подобные настроения, включает в себя ахлул-хава , что буквально означает «люди с низменными желаниями» и обычно подразумевает тщеславное сочетание гедонизма и нигилизма . [20] Религиозный образ, восходящий к 4802 Аль-Бухари и проникший в сомалийскую культуру, выделяет четыре особенно желательных черты, которые следует искать в партнере, состоящие из (а) статуса богатства, (б) статуса родства , (в) степени привлекательности или непривлекательности , (г) уровни религиозности; хотя в настоящем хадисе приоритет отдается последней черте. [21]
Некоторые исламисты использовали склонность сомалийцев против архетипа или эталона ахлул-хава , чтобы продвигать пуританскую форму исламизма в сельских районах страны. В сельских районах юго-западного штата Сомали действовала группировка под названием «Аль-Шабааб». Ее предшественники существовали с 1990-х годов, однако сама «Аш-Шабааб» действовала в нулевых десятилетиях и в 2010-х годах. На пике своего развития оно публично забивало камнями лиц, состоящих во внебрачных отношениях. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исмаил, Абдирашид А. «Они все побуждали меня сделать это, но, в конце концов, решение за мной». (2018): 124–131.
- ^ Кирк, Джон Уильям Карнеги. Грамматика сомалийского языка: с примерами в прозе и стихах, а также описание диалектов йибир и мидган. Издательство Кембриджского университета, 2010.
- ^ Лаффин, Ксавьер. «Африка к югу от Сахары». Оксфордский справочник арабских романных традиций (2017): 411.
- ^ Накано, Акио. Базовый словарный запас стандартного сомалийского языка. Институт изучения языков и культур Азии и Африки, 1976.
- ^ Хакулинен, Туови и др. «Родится ребенок: Руководство по уходу за новорожденным». (2018).
- ^ Исса-Сальве, А. Электронное общение и устная культура: динамика сомалийских веб-сайтов и списков рассылки. Дисс. Кандидатская диссертация. Центр информационного управления. Школа вычислительной техники и технологий: Университет Темз-Вэлли, 2006 г.
- ^ Кирни, Аиша. Массовые активисты и движения против калечащих операций на женских половых органах и их обрезания, соединенные с политическими альянсами: власть агентства и потенциал добиться перемен. Государственный университет Нью-Йорка в Олбани, 2016 г.
- ^ Ахмед, Али Джимале (1995). Изобретение Сомали . ISBN 9780932415998 .
- ^ Льюис, Ян М. «Сомалийский сценарий Гадабуурси». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 21.1 (1958): 134–156.
- ^ Лулинг, Вирджиния и Анита С. Адам. «Преемственность и изменения: брак на юге Сомали и диаспора». (2015): 139–166.
- ^ Личные и исторические мемуары администратора Восточной Африки сэра Джеффри Фрэнсиса Арчера - 1963, с. 89
- ^ Лоу, Люси. «Отказ от кесарева сечения ради защиты плодородного будущего: сомалийские беженцы, материнство и нестабильная миграция». Американский этнолог 46.2 (2019): 190-201.
- ^ Шаннейк, Яфа и Марья Тииликайнен. «Суданские и сомалийские женщины в Ирландии и Финляндии: материальная религия и культура в формировании идентичности женщин-мигранток в диаспоре». Мусульмане на окраинах Европы. Брилл, 2019. 245–268.
- ^ Экли, Кэролайн. Близость и мораль в Харгейсе, Сомалиленд. Дисс. UCL (Университетский колледж Лондона), 2018.
- ^ Роуленс, Бен. Город шипов: девять человек живут в крупнейшем в мире лагере беженцев. Пикадор, 2016.
- ^ Чонка, Питер. «Карикатуры в конфликте: искусство Амина и транснациональное геополитическое воображение в общественной сфере на сомалийском языке». Критические африканские исследования 9.3 (2017): 350-376.
- ^ Барре, Угаасо Хусейн. Сексуальное и гендерное насилие в отношении внутренне перемещенных женщин в лагерях Могадишо, Сомали. Магистерская диссертация. ОслоМет-Метрополитен-университет Осло, 2018.
- ^ Либераторе, Джулия. «Представление идеального мужа: брак как место стремления благочестивых сомалийских женщин в Лондоне». Антропологический ежеквартальный журнал 89.3 (2016): 781–812.
- ^ Лайдон, Гислен. «Изобретения и переосмысление шариата в истории Африки и недавний опыт Нигерии, Сомали и Мали». Уфахаму: Журнал африканских исследований 40.1 (2018).
- ^ Роальд, Энн Софи. «Женские исламские интерпретации в эфире: фетвы и религиозное руководство женщин-ученых на арабских спутниковых каналах». СМИ и политическая конкуренция в современном арабском мире. Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, 2016. 211–231.
- ^ Асамарай, Лейла А., Кеннет Б. Сольберг и Филлис К. Солон. «Роль религиозности в выборе супруга-мусульманина и ее влияние на удовлетворенность браком». Журнал мусульманского психического здоровья 3.1 (2008): 37-52.
- ^ Маршал, Роланд. «Предварительная оценка сомалийской Харакат Аль-Шабааб». Журнал восточноафриканских исследований 3.3 (2009): 381-404.