Ваак
Ваак (также Вак или Ваака ) — имя Бога неба на нескольких кушитских языках, включая языки оромо и сомалийские . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Бог ( Английское произношение: [waːkʼa] ) до сих пор означает «Бог» на современном английском языке. [ 5 ] Другие кушитские языки, где это слово все еще встречается, включают «Утешение Бога» ; Рендиллский воск ; Байсо Ва — Лучшее из Байсо Ва ; Дасанах Ваг ; Хадия Вааа ; Башня Вачи [ 6 ] [ 7 ]
В современном сомалийском языке основным именем Бога теперь является арабское слово « Аллах» . [ 8 ] Термин Ваак сохранился в именах собственных и топонимах. Сомалийский клан Джидваак (что означает «Путь Бога») получил свое название от Ваак . [ 9 ] Названия городов и деревень в Сомали, в которых используется слово Ваак, включают Илваак , Аабудваак и Барваако . [ 10 ] [ 11 ]
Ваак – это также слово на арабском языке, обозначающее защитник (واق), и оно встречается в Коране . [ 12 ] [ 13 ] Некоторые традиции указывают на то, что Ваак связан с регионом Харари . [ 14 ] Суфийский мистик Ибн Араби упоминает в своей книге «Аль-Футухат аль-Маккийя» , что Ваак раньше был родовым именем Бога по сравнению с у тюркских народов догматами Тенгри . [ 15 ]
В оромо и Сомали культуре Ваак, Ваака или Ваако были именем Бога в их дохристианской и домусульманской монотеистической вере, которой, как полагают, придерживались кушитские группы. [ 16 ] Вероятно, его привезли на Рог носители протокушитского языка, прибывшие из Северного Судана в эпоху неолита. [ 2 ] В последнее время религия в основном пришла в упадок после прихода ислама и христианства на Африканский Рог . [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Сомалийская мифология , включая доисламскую культуру
- Поклонение , традиционная религия оромо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас, Дуглас; Аланаму, Темилола (31 декабря 2018 г.). Африканские религии: верования и практики на протяжении истории . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-752-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Мохамед Дирие Абдуллахи, Культура и обычаи Сомали , (Greenwood Publishing Group: 2001), стр.65.
- ^ Саматар, Саид С. «Несчастные массы и проблема политического ислама на Африканском Роге». Африканский Рог . 20 : 1–10.
- ^ Али, Авейс (2021). Понимание сомалийской церкви . Кенийская организация проектов [KENPRO]. ISBN 978-9914-9929-2-2 .
- ^ Адам, Хусейн Мохамед; Форд, Ричард (1997). Устранение разрывов в небе: варианты действий для сомалийских общин в 21 веке . Красное Море Пресс. п. 126. ИСБН 978-1-56902-073-9 .
- ^ Сассе, Ханс-Юрген (1982). «Согласные фонемы протовосточно-кушитского языка». Афро-азиатская лингвистика . 7 (1): 42.
- ^ Сассе, Ханс-Юрген. Этимологический словарь Бурджи . Гамбург: Хельмут Буске. п. 186.
- ^ Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. п. 136. ИСБН 978-1-56902-103-3 .
- ^ Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. п. 137. ИСБН 978-1-56902-103-3 .
- ^ Мохамед Дирие Абдуллахи, Культура и обычаи Сомали , (Greenwood Publishing Group: 2001), стр.65.
- ^ Льюис, IM (1956). «Суфизм в Сомелилэнде: исследование племенного ислама – II» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 18 (1): 145–160. дои : 10.1017/S0041977X00122256 . ISSN 1474-0699 .
- ^ Саматар, С.С. (2002). «Несчастные массы и вызов политическому исламу на Африканском Роге» . каталог.leidenuniv.nl . стр. 1–10.
- ^ ПоискИстины. «Поиск Корана - вак в Коране Священный Коран в английском переводе Мохсина Хана» . SearchTruth.com .
Глава: Ар-Раад. Стихи: 13:34 и 13:37.
- ^ Мохамед-Абди, Мохамед (1992). История верований в Сомали: Традиционные религии и религии Книги . Литературные летописи Безансонского университета. Полет. 465. дои : 10.3406/ista.1992.2545 . ISBN 978-2-251-60465-7 .
- ^ Ибн Араби (1240 г.). Книга мекканских завоеваний [ Мекканские откровения ] (на арабском языке). п. 1123.
- ^ Льюис, IM (3 февраля 2017 г.). Ислам в Тропической Африке . Рутледж. п. 274. ИСБН 978-1-315-31139-5 .
- ^ Мире, Сада (05 февраля 2020 г.). Божественное плодородие: преемственность в трансформации идеологии священного родства в Северо-Восточной Африке . Рутледж. ISBN 978-0-429-76924-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Черулли, Энрико (1948). «Личные имена на сомалийском языке». Ономастика. Международное обозрение топонимии и антропонимии . 2 (2): 139–142. дои : 10.3406/rio.1948.1044 .
- Этефа, Цега (2012). «Коренные и иностранные». Интеграция и мир в Восточной Африке . стр. 127–167. дои : 10.1057/9781137091635_6 . ISBN 978-1-349-29788-7 .
- Гаскон, Ален; Хирш, Бертран (1992). «Священные места как места религиозного слияния в Эфиопии» (PDF) . Тетради по Африке . 32 (128): 689–704. дои : 10.3406/cea.1992.1533 .
- Геда, Гемечу Джемаль (2013). «Иррича: местная церемония благодарения Верховному богу Вааке » В Коксе, Джеймс Л. (ред.). Критические размышления о религиях коренных народов . Рутледж. стр. 100-1 143–158. дои : 10.4324/9781315575094 . ISBN 978-1-315-57509-4 .
- Аббас Хаджи (1997). «Сила благословлять и проклинать: космология и социальная организация оромо-арси». Тетради по Африке . 37 (146): 289–318. дои : 10.3406/cea.1997.3515 .
- Келбесса, Воркине (2013). «Концепция жизни оромо: Введение». Мировоззрения . 17 (1): 60–76. дои : 10.1163/15685357-01701006 . JSTOR 43809476 .
- Мире, Сада (2015). «Вагар, Плодородие и Фаллические стелы: кушитская вера в бога неба и место святого Ав-Бархадла, Сомалиленд» . Африканский археологический обзор . 32 (1): 93–109. дои : 10.1007/s10437-015-9181-z . JSTOR 43916848 . S2CID 162114929 .
- Мохамед-Абди, Мохамед (1993). «Сомалийские антропонимы» . Коллекция Института науки и техники древности . 495 (1): 177–184.
- Мохамед-Абди, Мохамед (1993). «Деревни-дома-маршруты или сомалийское структурирование пространства» . Коллекция Института науки и техники древности . 495 (1): 137–156.
- Прюнье, Жерар (1997). «Сегментарность и насилие на пространстве Сомали, 1840-1992» (PDF) . Тетради по Африке . 37 (146): 379–401. дои : 10.3406/cea.1997.3519 .