сам папа
сам папа | |
---|---|
Рожденный | Шанхай , Китай | 30 сентября 1911 г.
Умер | 3 июля 2005 г. Сук , Британская Колумбия, Канада | ( 93 года
Занятие | Фотограф |
Награды | Премия за заслуги перед жизнью, Канадская ассоциация профессиональных создателей имиджа (CAPIC), 1990 г. |
Самуэль Бежан Тата RCA (30 сентября 1911 - 3 июля 2005) был китайским фотографом и фотожурналистом парсийского происхождения. Тата вырос в Шанхае , где он изучил основы фотографии у нескольких наставников, включая Лан Цзиншаня и Лю Сюцана . Из-за политических волнений в начале своей карьеры он в основном ограничивался портретной живописью в традициях пикториализма .
В 1946 году он переехал в Индию на два года, где полностью посвятил себя фотографии. Дружба, начавшаяся в Бомбее с французским фотографом Анри Картье-Брессоном, изменила его подход, сделав упор на уличную фотографию и более естественный стиль его портретов. Тата вернулся в Шанхай и в течение нескольких месяцев в сопровождении Картье-Брессона фотографировал оккупацию города новым коммунистическим режимом. Начиная с 1950-х годов Тата выполнял задания для известных журналов, таких как National Geographic . Через Гонконг и Индию Тата эмигрировал в Монреаль в 1956 году, где создавал документальные кадры для Национального совета по кинематографии и продолжал фотографировать для различных изданий. Он стал известен своими портретами канадских художников и авторов. Работы Таты были предметом книг и передвижных выставок. Его фотографии находятся в нескольких учреждениях, в том числе в Национальной галерее Канады .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Самуэль Бежан Тата родился в Шанхае, Китай, 30 сентября 1911 года в семье торговых парсов. [ 1 ] Он учился в Шанхайской государственной школе. [ 2 ] а затем два года изучал бизнес в Университете Гонконга. [ 1 ] Он начал заниматься фотографией в двадцать четыре года. [ 3 ] и был одним из основателей Шанхайского фотоклуба. [ 4 ] Друг по клубу Алекс Бухман, который работал фотожурналистом в China Press , вдохновил Тату купить свою первую Leica и бродить по улицам в поисках значимых изображений. [ 5 ] В 1939 году он изучал академическую студийную портретную живопись у Оскара Сипола, а позже учился у фотографов Лан Цзиншаня и Лю Сюцана. [ 4 ] [ 6 ] Он стал мастером своих ранних фотографий, используя освещение и аддитивные методы, предпочитаемые фотохудожниками. Его внимание к портретной живописи в эти годы было частично продиктовано японской оккупацией Шанхая в 1937 году, и Тата не мог заниматься фотографией на постоянной основе до 1946 года, когда он прибыл в Калькутту . [ 7 ] [ 8 ] Первая выставка Таты, на которой были представлены его портреты-художники и пейзажи Ланга, состоялась в 1946 году. [ 9 ]
Бомбей и Шанхай
[ редактировать ]В ноябре 1947 года стараниями индийского фотохудожника Джехангира Н. Унваллы шестьдесят фотографий Таты были представлены в Бомбее. [ 8 ] [ 10 ] В предисловии Унваллы к каталогу выставки упоминаются Джулиан Смит и Эдвард Стейхен, оказавшие влияние на Тату. [ 11 ] Несколько месяцев спустя, на другой выставке, спонсируемой Бомбейским художественным обществом, [ 12 ] Тата познакомилась с французским фотографом Анри Картье-Брессоном и благодаря его влиянию и наставничеству побудила его с новой силой заняться фотожурналистикой. [ 3 ] [ 4 ] Он начал публиковаться в периодических изданиях Бомбея, таких как Trend и Flashlight. [ 13 ]
В 1949 году он вернулся в Шанхай, где зафиксировал падение Гоминьдана и захват города коммунистическими войсками; какое-то время его сопровождал Картье-Брессон. [ 14 ] [ 15 ] Тата оставался в городе до 1952 года. В том же году он женился на 19-летней Маркете (Рите) Лангер, судентской чешке , которая, как и Тата, выросла в Шанхае. [ 12 ] [ 16 ] [ 17 ] Вскоре они сбежали в Гонконг. [ 12 ] В этот период многие ранние фотографии Таты были конфискованы китайской цензурой. [ 18 ] Однако ему удалось с помощью дипломата вывезти из Китая свои изображения революции. [ 9 ] Он совершил поездку в Кашмир и Индию в 1955 году, а его фотоочерк «Гималайское паломничество» был опубликован National Geographic в октябре 1956 года. [ 19 ]
Монреаль и последующие годы
[ редактировать ]Тата иммигрировал со своей женой и дочерью Антонией в Канаду в 1956 году и поселился в Монреале. [ 16 ] [ 20 ] Он быстро нашел работу по созданию кадров для документальных фильмов, снятых Национальным советом по кинематографии, и стал фоторедактором журнала The Montrealer . [ 21 ] Отчасти из-за разницы в возрасте брак Таты закончился разводом. [ 12 ] [ 17 ] В начале 1960-х годов, отказавшись от прежнего академического стиля, он уничтожил большую часть своих живописных работ, за исключением портретов. [ 19 ] Фотографии Таты продолжали появляться в таких изданиях, как Macleans , Chatelaine и Time . [ 3 ] [ 22 ] Он не хотел быть простым иллюстратором письменного текста, поскольку его целью было сделать изображения самостоятельными. Тата ближе всего подошел к этому идеалу в своих материалах для журнала Perspectives , где ему было разрешено выбирать из своих фотофайлов. [ 22 ]
Иногда по заданию, но чаще по собственной инициативе, он начал собирать портфолио канадских деятелей литературы и искусства, включая Мишеля Трамбле , Леонарда Коэна , Билла Рида , Ирвинга Лейтона , Джорджа Бауэринга , Дональда Сазерленда , Элис Манро и Жака де Тоннанкура. . [ 23 ] Тата предпочитал делать снимки 35-миллиметровой камерой и использовать доступное освещение в домах своих объектов, где они чувствовали бы себя более непринужденно, а их индивидуальность была бы более полно раскрыта, позируя среди своих личных вещей. Его плавный стиль разговора, изобилующий историями и анекдотами, также помогал успокоить натурщиков, которые иногда опасались фотографироваться. По опыту Таты, лучшие портреты часто начинали появляться в середине фильма, после того как испытуемые ослабили бдительность и стали активными участниками. Большинство его изображений показывают человека, находящегося в зрительном или почти зрительном контакте с фотографом. [ 24 ]
Тата накопил тысячи негативов, документирующих падение Шанхая, а в 1981 году в Национальной галерее была установлена выставка, переработанная по сравнению с версией 1970 года, под названием « Шанхай 1949: фотографии Сэма Таты» . [ 25 ] В 1983 году он в третий раз отправился в Индию, где обратил особое внимание на вездесущие символы божественности, присутствующие в повседневной жизни. [ 26 ] Пять лет спустя большая ретроспектива его жизни и творчества «Эра Тата / L'Epoque Tata» была организована Канадским музеем современной фотографии и гастролировала по стране. [ 3 ] Совета Канады Он получил Премию Виктора Мартина Линча-Стонтона (1982). [ 27 ] и стал членом Королевской канадской академии искусств . [ 28 ] В 1990 году он был награжден премией за заслуги перед жизнью от Канадской ассоциации профессиональных создателей изображений (CAPIC). [ 29 ] Сорок его фотографий появились на выставке канадских писателей 1991 года в Национальной библиотеке Канады. [ 12 ]
Книги, посвященные его фотографиям, включают «Монреаль» (совместно с Фрэнком Лоу, 1963), «Экспо 67: Скульптура» (1967), «Определенная идентичность: 50 портретов» (1983), «Шанхай 1949: Конец эпохи» (1989), «Портреты канадских писателей» ( 1991) и Индия: Земля моих отцов (2005).
Тата умерла 3 июля 2005 года в возрасте 93 лет в Сук , Британская Колумбия , Канада. [ 12 ] 8 апреля 2015 года Почта Канады выпустила постоянную внутреннюю марку с фотографией под названием « Ангелы, День Сен-Жан-Батиста» , сделанной Татой в Монреале в 1962 году. [ 30 ]
Избранные персональные выставки
[ редактировать ]- Портреты канадских писателей , Национальная библиотека Канады, Оттава, 1991 г. [ 12 ]
- Эра Тата / L'Epoque Tata , Канадский музей современной фотографии, Оттава, 1988 г. [ 12 ]
- Шанхай, 1949 год: фотографии Сэма Таты , Национальная галерея Канады, Оттава, 1981 год. [ 31 ]
- Определенная идентичность , Галерея фотографии Кентавр, Монреаль, 1974 г. [ 31 ]
- Сэм Тата: 30 фотографий , Галерея восприятия, Монреаль, 1971 г. [ 31 ]
- Фотографии Азии , Дом Джорджа Истмана, Рочестер, Нью-Йорк, 1958 год. [ 31 ]
- Фотографии Сэма Таты , Королевский музей Онтарио, Торонто, 1957 год. [ 31 ]
- Персональная выставка фотографий Сэма Б. Таты , Бомбей, 1947 год. [ 32 ]
Избранные групповые выставки
[ редактировать ]- Все происходит так быстро: контристория современной канадской окружающей среды , Художественный музей Университета Торонто, 2017 г. [ 33 ]
- Фотография в Канаде , Национальная галерея Канады, 2017. [ 34 ]
- Текущие тенденции в Квебеке: фотография , Музей современного искусства, Монреаль, 1979 г. [ 31 ]
- La Fête , Международные встречи фотографов, Арль, Франция, 1978 г. [ 35 ]
- Волшебный мир детства , Фотогалерея Национального совета по кинематографии, Оттава, 1971 год. [ 35 ]
- Три канадских фотографа: Гюнтер Каркутт — Джон Фландерс — Сэм Тата , Фотогалерея Национального совета по кинематографии, Оттава, 1970 год. [ 35 ]
- Фотография в середине века , Дом Джорджа Истмана, Рочестер, Нью-Йорк, 1959 год. [ 35 ]
- Седьмая Всеиндийская выставка фотографии, Бомбей, Индия, 1948 г. [ 35 ]
- Выставка двух человек с Лан Цзиншанем , Шанхай, 1946 год. [ 35 ]
Коллекции
[ редактировать ]- Национальная галерея Канады, Оттава [ 36 ]
- Национальный музей изящных искусств Квебека [ 37 ]
- Национальная портретная галерея, Лондон [ 38 ]
- Виннипегская художественная галерея [ 39 ]
- Университет Торонто [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дессюро 1988, с. 20.
- ^ Маклахлан и Тата 1989, с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кунард, 20 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Г-жа Колл. 00448. Коллекция Сэма Тата» (PDF) . Университет Торонто . Архивировано (PDF) из оригинала 18 октября 2020 г.
- ^ Дессюро 1988, с. 21.
- ^ Dessureault 1988, стр. 21–22.
- ^ Джеймс 1983, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Дессюро 1988, с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Басснетт, Сара; Парсонс, Сара (2023). Фотография в Канаде, 1839–1989: иллюстрированная история . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-4871-0309-5 .
- ^ Персональная выставка фотографий Сэма Б. Таты , стр. 1, 3.
- ^ Персональная выставка фотографий Сэма Б. Таты , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Боярышник, 29 августа 2005 г.
- ^ Дессюро 1988, с. 23.
- ^ Дессюро 1988, с. 24.
- ^ Джеймс 1983, с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б «Эти выходные и следующие» . Гражданин Оттавы . 11 января 1958 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Перейти обратно: а б Козинская, Дорота (21 июля 1996 г.). «Сэм Тата: за призмой легенды» . Монреальская газета . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Дессюро 1988, с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Дессюро 1988, с. 26.
- ^ Линдер, Алекс (3 июня 2016 г.). «Фотография пятницы: Сэм Тата» . Шанхайист . Архивировано из оригинала 5 ноября 2017 года.
- ^ Дессюро 1988, с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Дессюро 1988, с. 28.
- ^ Джеймс 1983, без страниц.
- ^ Джон Меткалф, в Dessureault 1988, стр. 32-33.
- ^ Dessureault 1988, стр. 25, 93-94.
- ^ Дессюро 1988, с. 30.
- ^ «Призы» . Совет Канады . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «RCA/ARC: О проекте» . Королевская канадская академия искусств. Архивировано из оригинала 1 июля 2023 года . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Награда CAPIC за заслуги перед жанром» . Оскар Каэн . Архивировано из оригинала 27 ноября 2014 года . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ «Канадская фотография» . Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дессюро 1988, с. 94.
- ^ Персональная выставка фотографий Сэма Б. Таты , с. 1.
- ^ «Групповая выставка: все происходит так быстро: контристория современной канадской окружающей среды» . Фестиваль контактной фотографии Scotiabank . Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Фотография в Канаде» . Международный журнал Уолл-стрит . 15 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дессюро 1988, с. 93.
- ^ «Сэм Тата» . Национальная галерея Канады . Архивировано из оригинала 9 июня 2017 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Тата, Сэм» . Коллекции MNBAQ . Архивировано из оригинала 5 июля 2019 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Поиск в коллекции: Сэм Тата» . Национальная портретная галерея . Архивировано из оригинала 15 октября 2015 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Эвакуация монахинь, Шанхай, 1949 год» . Виннипегская художественная галерея . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Персональная выставка фотографий Сэма Б. Таты (каталог выставки). Бомбейское художественное общество. 1947 - через бумаги Сэма Таты в Библиотеке редких книг Томаса Фишера .
- Басснетт, Сара; Парсонс, Сара (2023). Фотография в Канаде, 1839–1989: иллюстрированная история . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-4871-0309-5 .
- Дессюро, Пьер (1988). Эра Тата / L'Epoque Tata . Оттава: Канадский музей современной фотографии. ISBN 0-88884-554-5 .
- Боярышник, Том (29 августа 2005 г.). «Сэм Тата, фотограф 1911–2005» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 14 ноября 2013 года.
- Джеймс, Джеффри (1983). Предисловие. Определенная личность . Автор: Тата, Сэм. Торонто: Издательство Deneau. ISBN 0-88879-089-9 .
- Кунард, Андреа (20 ноября 2012 г.). «Жизнь и фотографии Сэма Таты» . Журнал БлэкФлэш . Архивировано из оригинала 27 сентября 2014 года.
- Маклахлан, Ян; Тата, Сэм (1989). Шанхай 1949 года: Конец эпохи . Лондон: ISBN BT Batsford Ltd. 0-88879-189-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Сэм Тата (1911–2005)» . Виртуальный Шанхай . Архивировано из оригинала 14 ноября 2013 года.
- Дубин, Зан (11 января 1990 г.). «Его камера запечатлела завоевание Шанхая Мао» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года.
- Твиди, Кэтрин (июнь 1982 г.). «Почетная грамота — Сэм Тата» . Университет Конкордия . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года.
- Архивы Сэма Таты (Sam Tata Fonds, R11097) хранятся в Библиотеке и архивах Канады .
- Коллекция фотографий канадских писателей Сэма Таты (коллекция портретов канадских писателей, R11839) хранится в Библиотеке и архивах Канады.