Основная реляционная тема
Основная тема отношений – это центральное или основное значение, связанное с определенной эмоцией . [1] Основные темы отношений были представлены Ричардом Лазарусом на основе его оценочного подхода к пониманию эмоций.
Теория оценки
[ редактировать ]Теория оценки исследует ситуационные факторы, вызывающие эмоциональные реакции. Согласно оценочному подходу к эмоциям, чтобы понять определенную эмоцию, необходимо понять реляционный смысл, который ее вызвал, и то, как это значение сформировалось. [1] Эмоции являются реакциями на судьбу активных целей в повседневной жизни и обусловлены когнитивными событиями. [2] События могут относиться к различным когнитивным концепциям, таким как важные идеи, моральные ценности, проблемы с личностью и идентичностью , социальное уважение или другие люди и их благополучие. [3] Взаимосвязь между конкретными когнитивными способностями и индивидуальными эмоциями стимулировала широкий спектр исследований в области оценки и эмоций. [4]
Ричард С. Лазарус
[ редактировать ]Ричард С. Лазарус подчеркивает, что отношения между человеком и окружающей средой являются важными факторами, способствующими эмоциям и адаптации . [1] По мнению Лазаруса, отношения человека и окружающей среды являются ареной эмоций, а адаптационная встреча является основой анализа. [5] Лазарус также подчеркивает важную роль мотивации в оценке человеком определенного события как состоящего из вреда или пользы, реального или воображаемого. [2] Лазарус выделяет четыре важных вывода, которые мы можем извлечь, наблюдая за эмоциональными реакциями других людей в связи с процессом оценки.
Во-первых, качество и интенсивность определенной эмоции могут сообщить нам о продолжающихся отношениях между людьми и их окружением, которые Лазарус называет «основными темами отношений». [6]
Во-вторых, эмоции могут рассказать нам о том, что важно или не важно для человека в определенной встрече, потому что нас не волнуют неважные события. [6]
В-третьих, мы можем многое узнать об убеждениях человека в отношении себя и мира, наблюдая, как человек оценивает отношения с окружающей средой и эмоции, которые это вызывает. [6]
В-четвертых, эмоция может показать нам, как человек оценил событие в отношении его значимости для личного благополучия. [6]
Лазарус определяет оценочную теорию эмоций как имеющую две основные темы:
«Во-первых, эмоции — это реакция на оценочные суждения или значения; во-вторых, эти суждения касаются продолжающихся отношений с окружающей средой, а именно, как человек справляется с повесткой дня жизни и является ли столкновение с окружающей средой одним из причин вреда или пользы». [7]
По мнению Лазаруса, процесс оценки включает в себя набор компонентов принятия решений, которые создают оценочные модели, различающиеся для каждой эмоции. [8] Лазарус предложил два этапа процесса оценки: этап первичной оценки и этап вторичной оценки. Есть три основных компонента и три вторичных компонента, которые по-разному комбинируются для представления каждой эмоции. [1]
Первичная оценка
[ редактировать ]Тремя компонентами первичной оценки являются релевантность цели, соответствие цели и тип участия эго. [1] На этапе первичной оценки человек сначала оценивает событие с точки зрения его соответствия личным целям. [9] Если событие считается соответствующим личным целям человека, возникает эмоция; в противном случае эмоция не возникнет. [9] Затем человек оценивает происходящие события в той степени, в которой событие соответствует или не соответствует его целям. [9] Если цель конгруэнтна, последующее событие будет оценено как положительное. Если цель неконгруэнтна, то негативные эмоции . будут возникать [9] Конкретная эмоция, испытываемая человеком, зависит от вторичной оценки, связанной с первичной оценкой. [10]
Вторичная оценка
[ редактировать ]Этап вторичной оценки касается вариантов преодоления трудностей , на которых человек рассматривает причинную причину события, способы реагирования и будущие последствия различных планов действий. [1] [9] Тремя компонентами вторичной оценки являются ответственность ( обвинение или заслуга), потенциал преодоления трудностей (ориентированный на проблемы или эмоции) и будущие ожидания. [1] [11]
Лазарус назвал результат этих объединенных процессов основными реляционными темами эмоций.
Основные реляционные темы эмоций
[ редактировать ]Основная тема отношений представляет собой удобное обобщение вреда или пользы в отношениях, лежащего в основе каждого конкретного вида эмоций. [1] Каждая эмоция или семейство эмоций определяется основной темой отношений. [1] Когда человек оценивает последствия для индивидуального благополучия, возникает импульс действия, соответствующий основной теме отношений и вытекающим из нее эмоциям. [1]
Эмоции | Основная реляционная тема |
---|---|
Злость | унизительное оскорбление против меня и моих |
Беспокойство | столкнувшись с неопределенной, экзистенциальной угрозой |
Испуг | лицом к лицу с непосредственной, конкретной и подавляющей физической опасностью |
Вина | преступив моральный императив |
Стыд | не сумев соответствовать эго-идеалу |
Грусть | понеся безвозвратную утрату |
Завидовать | желая того, что есть у кого-то другого |
ревность | обида на третье лицо из-за потери или угрозы привязанности другого человека |
Отвращение | поглощение или нахождение слишком близко к неперевариваемому объекту или идее |
Счастье | достижение разумного прогресса на пути к реализации цели |
Гордость | усиление своей эго-идентичности путем присвоения себе ценного объекта или достижения, как нашего собственного, так и кого-то или группы, с которыми мы себя идентифицируем |
Облегчение | тревожное несоответствующее цели состояние, которое изменилось к лучшему или исчезло |
Надеяться | боясь худшего, но стремясь к лучшему |
Любовь | желание или участие в привязанности, обычно, но не обязательно, отвечающей взаимностью |
Сострадание | тронут чужими страданиями и желанием помочь |
Лазарь (1991)
Оценки на гнев
[ редактировать ]Основные компоненты оценки
1. Если есть актуальность цели, то возможны любые эмоции, включая гнев. Если нет, то никаких эмоций.
2. Если есть несоответствие целей, то только отрицательные эмоции возможны , в том числе гнев.
3. Если тип вовлечения эго направлен на сохранение или усиление аспекта самооценки или социальной самооценки своей эго-идентичности, тогда возможные эмоциональные возможности включают гнев, тревогу и гордость.
Вторичные компоненты оценки
4. Если есть вина, основанная на осознании того, что кто-то несет ответственность за вредные действия и их можно было контролировать, тогда возникает гнев. Если вина лежит на другом, то гнев направляется вовне; если на себя, то гнев направлен внутрь. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Если потенциал преодоления предполагает нападение как жизнеспособный , то гнев усиливается.
6. Если будущие ожидания позитивны в отношении реакции окружающей среды на нападение, то гнев усиливается. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Компоненты оценки, достаточные и необходимые для гнева: от 1 до 4. [12]
Оценки на любовь
[ редактировать ]Основные компоненты оценки
1. Если есть актуальность цели, то возможны любые эмоции, в том числе и любовь.
2. Если есть совпадение целей, то возможны только положительные эмоции, в том числе и любовь.
3. Если типом вовлеченности эго является желание взаимной оценки, подтверждающее нашу эго-идентичность, тогда эмоциональные возможности сужаются до любви (или, по крайней мере, симпатии); если к этому добавляется сексуальный интерес или страсть , то любовь носит скорее романтический, чем товарищеский характер. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Никакие вторичные компоненты оценки не задействованы, за исключением, возможно, ожидания будущего, которое, когда оно положительное, благоприятствует любви, а когда отрицательное (то есть другой не отвечает взаимностью), предотвращает или подрывает любовь. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценочные компоненты, достаточные и необходимые для любви, — это 1, 2 и 3.
Оценки для товарищеской и романтической любви неодинаковы, за исключением роли сексуальной страсти, хотя в романтической любви она по тем или иным причинам может отсутствовать». [13]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Лазарь, 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лазарь, 1991, с. 92
- ^ Оутли, Келтер и Дженкинс, 2006 г.
- ^ Беннет, Лоу и Хани, 2003 г.
- ^ Лазарь, 1991, с. 40
- ^ Перейти обратно: а б с д Лазарь, 1991, с. 23
- ^ Оатли и др., 2006, с. 168
- ^ Лазарь, 1991, с. 39
- ^ Перейти обратно: а б с д и Оатли и др., 2006 г.
- ^ Беннет и др., 2003 г.
- ^ Беннет и др., 2006 г.
- ^ Лазарь, 1991, с. 226
- ^ Лазарь, 1991, с. 278
Ссылки
[ редактировать ]- Беннетт П., Лоу Р. и Хани К. (2003). Краткий отчет. Познание и эмоции, 17, 511–520.
- Лазарь, Р.С. (1991). Эмоции и адаптация. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Оксфорд Пресс.
- Оутли К., Келтер Д. и Дженкинс Дж. М. (2006). Понимание эмоций. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing.