W25 (ядерная боеголовка)
Ядерная боеголовка W25 | |
---|---|
![]() Боеголовка W25 загружается на ракету АИР-2 Genie. | |
Тип | Ядерное оружие |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История производства | |
Дизайнер | Лос-Аламосская национальная лаборатория |
Разработанный | 1954 по 1956 год |
Произведено | Май 1957 г. - май 1960 г. [1] |
№ построено | 3150 [1] |
Варианты | 2 |
Технические характеристики | |
Масса | 220 фунтов (100 кг) |
Длина | 26 дюймов (660 мм) |
Диаметр | 17,25 дюйма (438 мм) |
Взрывная мощность | 1,7 килотонны в тротиловом эквиваленте (7,1 ТДж) [1] |

W25 представляла собой небольшую ядерную боеголовку, разработанную Лос-Аламосской научной лабораторией для использования в системе ПВО. Это было устройство деления номинальной мощностью 1,7 кт. [1]
W25 использовался для MB-1 «Ding Dong» , неуправляемой ракеты класса «воздух-воздух», используемой американскими Northrop F-89 «Скорпион» , F-101 «Вуду» и F-106 «Дельта Дарт» самолетами-перехватчиками , а также канадскими самолетами-перехватчиками CF-101. Самолеты Вуду , как часть ядерного обмена НАТО . [2] MB-1 поступил на вооружение в 1957 году и в конечном итоге был переименован в AIR-2 Genie . Ограниченное количество перевозилось ВВС Национальной гвардии самолетами F-106 до декабря 1984 года . [1] [3]
История
[ редактировать ]Джинн-приложение
[ редактировать ]Программа W25 началась в марте 1951 года, когда Отдел военного применения предложил изучить возможность использования ядерного оружия для отражения атак авиации противника. Однако немедленных действий предпринято не было, поскольку современное состояние как боеголовок, так и ракет еще не было достаточно развито, чтобы это предложение стало практически осуществимым. [4]
Вскоре технология улучшилась, и к февралю 1952 года Объединенный комитет начальников штабов потребовал, чтобы Объединенный совет авиации изучил этот вопрос. Исследование было завершено в январе 1953 года и показало, что возможны боеголовки на артиллерийских, ракетных и ракетных носителях, запускаемые с самолетов-перехватчиков и бомбардировщиков. Совет особо рекомендовал разработку ядерных боеголовок для RIM-8 Talos , CIM-10 Bomarc и MIM-3 Nike Ajax ракет класса «земля-воздух» . Во время обсуждений отчета считалось, что потребуются десятки тысяч боеголовок ПВО, и поэтому боеголовки должны быть экономичными по ядерным материалам, чтобы снизить их стоимость. [5]
В то же время ВВС США хотели иметь высокоскоростную ядерную ракету класса «воздух-воздух» . Военно-воздушные силы считали, что, поскольку средства противовоздушной обороны действовали в условиях мирного времени, желательно иметь возможность человека подтвердить, что неопознанный самолет действительно является враждебным, прежде чем атаковать его. [6]
Сандийская национальная лаборатория изучала действие ядерного оружия на большой высоте с 1952 года и в августе 1953 года пришла к выводу, что единственной серьезной проблемой является пробой высокого напряжения при низком давлении. Это означало, что существующие комплекты стрельбы оказались непригодными, поэтому были рассмотрены возможные решения. Вскоре было решено, что проблему можно решить за счет использования герметичного ядерного оружия, наполненного воздухом под высоким давлением для предотвращения возникновения электрической дуги . [6]
В октябре 1953 года программы создания боеголовок ПВО приняли необычный поворот: они избежали тогдашней тенденции к строгой стандартизации ядерных и неядерных компонентов оружия. Это было оправдано тем, что боеголовки ПВО должны быть легко доступны для использования, иметь высокую устойчивость к преждевременной детонации и обеспечивать экономию использования ядерных материалов. Сандиа провел исследование оптимального размера боеголовки ракеты «воздух-воздух», а в мае 1954 года Комиссия по атомной энергии начала разработку ядерной боеголовки «воздух-воздух». [7]
В мае 1954 года военные характеристики были уточнены для боеголовки диаметром 15 дюймов (380 мм). [8] Он будет способен оставаться в готовом состоянии в течение 30 дней, иметь 50-часовое время полета на высоте до 100 000 футов (30 000 м) и выдерживать температуры от -90 до 165 ° F (от -68 до 74 ° C). ). Боеголовка сможет выдерживать ускорение 100 g (980 м/с). 2 ) вдоль продольной оси и 20 г (200 м/с 2 ) вдоль перпендикулярных осей. [9]
В июне 1954 года были официально приняты названия боеголовок Mark 25, Mark 30 и Mark 31 . [8] Военно-воздушные силы будут отвечать за ракетные системы, включая систему взведения и взрывателя, а AEC будет поставлять боеголовку и связанное с ней оборудование для сборки, испытаний и обращения. Ракета для боевой части изначально носила название Ding Dong и была оптимизирована для перевозки на F-86 Sabre , F-89 Scorpion и F-100 Super Sabre . Ракета должна была иметь диаметр 15,5 дюймов (390 мм), но предстояло исследовать отклонения до 18 дюймов (460 мм). [10]
Исследование вероятности поражения было опубликовано в ноябре 1954 года. Хотя более высокая мощность увеличивала смертельный радиус оружия, более высокая мощность требовала увеличения дальности запуска, чтобы обеспечить безопасный выход запускающего самолета. Это снизило точность оружия, что в конечном итоге свело на нет преимущество повышенной мощности. Также была изучена стоимость уничтожения ядерного материала, и было обнаружено, что самый большой диаметр оружия - 18 дюймов (460 мм) был наиболее эффективным с ядерным материалом. Однако более крупное вооружение требовало более крупной ракеты и вызывало проблемы совместимости с самолетами. В конечном итоге был выбран диаметр 17,25 дюйма (438 мм). [11]
В январе 1955 года совместная исследовательская группа была распущена и преобразована в Совместную проектную группу по ракетам класса «воздух-воздух». К этому моменту оружие весило примерно 230 фунтов (100 кг). [12]
В марте 1955 года помощник министра обороны санкционировал полную разработку ракеты и ее боеголовки. [12] В том же месяце военно-воздушные силы выразили срочное желание ввести оружие в эксплуатацию к 1957 году. Из-за требуемого количества они потребовали начать серийное производство оружия, но, поскольку не было получено твердой директивы о производстве, AEC отклонило предложение. запрос. [13] Впоследствии комитет военной связи потребовал, чтобы боеголовка была запущена в производство к дате готовности ракеты в январе 1957 года. [14]
Оружие должно было иметь максимальную взаимозаменяемость компонентов с другим оружием при условии, что это не будет нарушать герметичность конструкции оружия. Оружие будет способно храниться в готовом к использованию состоянии не менее 30 дней, желательно 90 дней, при условии, что такое требование не приведет к задержке даты производства. Боеголовка будет способна работать на высоте до 75 000 футов (23 000 м), желательно - на высоте 100 000 футов (30 000 м). Диаметр составит 17,25 дюйма (438 мм), при этом длина и вес будут минимальными. [14]
В то время была выражена обеспокоенность по поводу использования в оружии тепловых батарей, поскольку все компоненты, необходимые для создания детонации, будут присутствовать внутри боеголовки. Поэтому была проведена оценка и в апреле 1955 года был опубликован отчет, в котором описывались несколько вариантов безопасности, которые можно было использовать. В конце концов было выбрано автоматическое предохранительное устройство, которое отключало высоковольтные соединения с детонаторами. Разместив его внутри боеголовки, а не в комплекте адаптации боеголовки, система получила возможность также закорачивать конденсатор блока Х и тепловую батарею. [15]
К маю 1955 года ракета АИР-2 Джинн обрела форму. Неуправляемая ракета будет иметь дальность полета от 3 до 5 миль (от 4,8 до 8,0 км) и скорость, превышающую скорость запуска на 3000 футов в секунду (910 м/с). Длина составит 114 дюймов (2900 мм), диаметр со втянутыми ребрами - 22 дюйма (560 мм) и с выдвинутыми ребрами - 34 дюйма (860 мм). [16] На заводе в боеголовке было создано давление 15 фунтов на квадратный дюйм (100 кПа), чтобы предотвратить возникновение высоковольтной дуги на высоте. [17]
В июне 1955 года ВВС запросили ускорение программы производства боеголовок, в рамках которой будет произведена временная боеголовка для краткосрочного развертывания, которая будет заменена серийными боеголовками Mark 25 по мере их появления. [18] Промежуточные боеголовки должны были называться EC -25 (боеголовка аварийного потенциала), а серийные боеголовки должны были называться боеголовкой Mark 25 Mod 0 или W25-0 . [19] Выпуск проекта был запланирован на июль 1956 года, а первые серийные боеголовки были произведены в июне 1957 года. [20] Боеголовки аварийного потенциала производились начиная с декабря 1956 года. [21] Первоначально ракета была сертифицирована для F-86 Sabre, а позже, ее можно было использовать с F-101 Voodoo и F-106 Delta Dart . когда самолет стал доступен, [17]
Это оружие было названо крупным достижением, поскольку считалось, что оно относится к оружию нового поколения, которое не требует особого обслуживания или проверки - «деревянная» бомба, которую можно сравнить с бомбой, требующей ухода за сосновым блоком. [22]
В январе 1961 года Сандиа попросили разработать экологически безопасное устройство для оружия. Это было достигнуто с помощью инерционного переключателя, создавшего боеголовку Mark 25 Mod 1 . Оружие поступило на склад в марте 1962 года. [23]
W25 был снят с производства в 1984 году. [1]
Атомный подрывной боеприпас
[ редактировать ]В октябре 1953 года было рекомендовано легкий атомный боеприпас подрывного действия разработать (АДМ). Устройство будет иметь диаметр 15 дюймов (380 мм), длину 30 дюймов (760 мм), весить менее 200 фунтов (91 кг) и разбираться на упаковки по 40 фунтов (18 кг). Заявка была отменена в пользу ADM на базе Mark 30 и Mark 31 в феврале 1956 года. [23]
Маленький Джон
[ редактировать ]В сентябре 1954 года армия США приступила к изучению боеголовок для ракеты MGR-3 Little John (первоначально называвшейся Honest John Junior). Военные характеристики боеголовки были предоставлены в апреле 1955 года, и на эту роль вкратце рассматривалась боеголовка W25. В феврале 1956 года заявка была отменена в пользу более мощного оружия меньшего диаметра. [24] боеголовка W45 . В конечном итоге для ракеты была выбрана [25]
Усиленная и полностью урановая боеголовка
[ редактировать ]В июне 1956 года прозвучали неофициальные комментарии по поводу отсутствия форсированной боеголовки W25. Оперативное управление Альбукерке ответило, что официального запроса на такое оружие никогда не поступало, и военные незамедлительно предоставили такой запрос. В июле 1956 года было завершено предварительное исследование, в котором говорилось, что из-за ограничений размера приложения Genie потребуется полная переработка конструкции, позволяющая фактически создать новую боеголовку. [26]
За этим исследованием последовали опасения по поводу плутониевой опасности W25 и вопросы о производстве полностью уранового оружия. Была созвана исследовательская группа, которая в ноябре 1956 года сообщила, что, хотя опасность плутония может быть в некоторой степени снижена, в пределах имеющихся пространственных ограничений, создание полностью урановой боеголовки невозможно без использования устройства пушечного типа. В мае 1957 года AEC было поручено изучить способы минимизировать опасность плутония без увеличения требований к делящимся материалам. [27] Результаты этого исследования остаются засекреченными, но заявка была отменена в ноябре 1957 года. [28]
Дизайн
[ редактировать ]W25 имел диаметр 17,4 дюйма (44 см), длину 26,6 дюйма (68 см) и заявленный вес от 218 до 221 фунта (от 99 до 100 кг). [1] Боеголовка представляла собой имплозионное оружие. [10] и имел герметичную конструкцию. [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Субквартира, Кэри (12 июня 2020 г.). «Полный список всего ядерного оружия США» . Архив ядерного оружия . Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 года . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ «Информационный бюллетень: Обзор Канады» . Инициатива по ядерной угрозе . Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
Второй системой доставки ядерного оружия, развернутой в Канаде, стала ракета класса «воздух-воздух» Genie. Канадский самолет-перехватчик CF-101 Voodoo мог нести эти ракеты вместе с боеголовками W25 мощностью 1,5 килотонны.
- ^ Роблин, Себастьян (11 января 2022 г.). «Эти истребители когда-то несли ядерные ракеты для атаки советских бомбардировщиков» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ История боеголовки Mark 25 (Отчет). Сандия Национальная лаборатория. Август 1967 г. с. 8. СК-М-67-663. Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 8-9.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 10.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 10-11.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 5.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 11-12.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 12.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 14.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 16.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 17.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 18-19.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 22.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 19.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 20.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 6.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б История боеголовки Mark 25 , с. 24.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 24-25.
- ^ История боеголовки Mark 45 (Отчет). Национальные лаборатории Сандии. п. 7. СК-М-67-677. Архивировано из оригинала 31 августа 2021 года.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 25-26.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 26.
- ^ История боеголовки Mark 25 , с. 7.