Происхождение Раштракутов
Происхождение династии Раштракута было спорной темой, которая обсуждалась историками на протяжении последних десятилетий. Различные мнения в основном вращаются вокруг таких вопросов, как место проживания самых ранних предков средневековых Раштракутов, возможная южная миграция в начале первого тысячелетия и отношения между несколькими династиями Раштракута, которые правили небольшими королевствами в северной и центральной Индии и Декан в VI-VII веках. Кроме того, также обсуждалась связь этих средневековых Раштракутов с самой важной и известной династией, Раштракутами Маньяхеты, жившими в период времени 8-10 веков. Также оспаривается вопрос о том, были ли раштракуты Маньяхеты связаны по происхождению с ранними общинами каннада и маратхов в Декане или другими этническими группами северной Индии.
Хотя история ранних Раштракутов вызвала много споров, историю Раштракутов Маньяхеты ( на территории современной Гульбарги ) VIII–X веков можно точно построить, поскольку на них ссылаются многочисленные одновременные надписи и тексты. Основная часть империи Маняхета простиралась от реки Кавери на юге до Нармады на севере. На пике своего развития они были единственной южно-индийской империей, которая завоевала регионы на крайнем севере Индии ( Каннаудж ), а также на крайнем юге ( Тамилакам ). Латская ветвь империи (на территории современного Гуджарата ) была важной династией, принадлежащей к семейной линии Маняхета, которая позже объединилась с королевством Маняхета в 9 веке.
Исследовать
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Изучение истории ранних Раштракутов и Раштракутов Маньяхеты стало возможным благодаря наличию многочисленных надписей, разбросанных по всему Декану, древней литературы на пали , [ 1 ] современная литература каннада, такая как Кавираджамарга (850 г.) и Викрамарджуна Виджая (941 г.), санскритские сочинения Сомадевы, Раджашекара, Гунабхадры, Джинасены и других, а также заметки арабских путешественников того времени, таких как Сулейман, Ибн Хаукал, Аль Масуди, Аль Истахри и другие. [ 2 ] Ученые не оставили ни одну тему неизученной, пытаясь точно представить историю Раштракута. Теории об их происхождении ( Сурья Вамса или Чандра Вамса ), родном регионе и доме предков были предложены с использованием подсказок из надписей, королевских эмблем, названий древних кланов, таких как «Раштрика», таких эпитетов, как Ратта , Раштракута , Латталура Пураварадхишвара , имен королевских особ. , монеты и современная литература. [ 3 ] [ 4 ] Эти теории известных ученых привели к утверждениям, что Раштракуты были выходцами либо из Каннадиги, либо из Каннадиги. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] (возможно, румпель Воккалига [ 10 ] ), Редди , [ 11 ] Маратха , [ 12 ] Пенджаби , [ 13 ] или другие северо-западные этнические группы Индии. [ 14 ]
Эпитеты
[ редактировать ]Появление терминов Ратика , Ристика ( Раштрика ) или Латика в сочетании с терминами Камбходжа и Гандхара в некоторых ашокских надписях II века до н.э. из Мансеры и Шахбазгархи в Северо-Западной пограничной провинции (современный Пакистан), Гирнара ( Саураштра ) и Дхавали ( Калинга ) и использование эпитета «Ратта» во многих более поздних надписях побудили Реу заявить, что самые ранние Раштракуты были потомками Араттов , уроженцев региона Пенджаб, упомянутых в тексте Махабхараты , которые позже мигрировали на юг и установили там королевства, [ 15 ] в то время как другая теория флота Дж. Х. в более общем смысле указывает на северо-западные регионы Индии. [ 16 ] Согласно этой теории, аратты, возможно, стали коренными жителями Декана, прибыв туда в первые века первого тысячелетия. [ 17 ]
Это противоречит аргументу других ученых о том, что термин Риштика , используемый вместе с Петеникой в надписях Ашока, подразумевает, что они были потомственными правящими кланами из современного региона Махараштры. [ 18 ] а термин «Ратта» подразумевал правящие семьи Махаратты из современного региона Махараштры. [ 19 ] Но это было отвергнуто на том основании, что из древних книг, таких как Дипавамша и Махавамша на языке Пали, известно, что термин Махаратта , а не Раштрика использовался для обозначения жителей современного региона Махараштры, а термины Раштрика и Петеника кажутся двумя разными. вытеснили правящие племена. [ 20 ] Флит полагал, что Раштракуты были раджпутами Ратор , но Раторы были более позднего происхождения и не считали себя родственниками Раштракутов. [ 21 ] Некоторые ученые утверждают, что попытка связать Раштакутов с маратхами , маратхи или раджпутами была вызвана необходимостью спроецировать современную политическую идентичность на гораздо более сложное прошлое, поскольку эти группы не существовали бы до тех пор, пока много столетий спустя. [ 22 ]
Другой ученый отмечает, что правящие кланы Рати и Махарати находились у власти в некоторых частях современной Карнатаки, а также в первые века христианской эры, что известно из надписей из этого региона и дополнительно подтверждается обнаружением свинцовых монет. с середины 3-го века, в котором родился Садакана Калалая Махаратхи, в самом сердце современного региона Карнатака, недалеко от Читрадурги . Перед лицом этих фактов утверждается, что больше нельзя утверждать, что семьи Ратхи и Махарати жили только на территории современной Махараштры. [ 23 ] Утверждается, что существует достаточно письменных свидетельств того, что несколько семей Махаратхи были связаны Каннадига браком с семьями и поклонялись нагам - форме поклонения, очень популярной в регионе Майсур (современная Карнатака). [ 23 ] Термины Ратхи , Махарати , Ратика , Раштрия , Раштрапати и Рашттракута имели политическое и административное значение и не использовались для обозначения каких-либо племен или этнической принадлежности. [ 24 ] Кроме того, нет никаких доказательств, подтверждающих, что эти семьи были арийскими или неарийскими. [ 25 ] Ч.В. Вайдья утверждал, что Раштракуты были предками современных маратхов. Это было отвергнуто историком А. С. Альтекаром , который показал, что они принадлежали к «канарскому» происхождению и что их родным языком был каннада . [ 26 ] По словам Э. П. Райса, северные границы региона, на котором говорят на каннада, были отодвинуты набегами и завоеваниями маратхов в более современное время. [ 27 ]
Эпитет Ратта слово Раштракута , как также утверждается, является словом каннада, от которого произошло . Использование слова Раттагудлу (означающее офис) было обнаружено в надписях современного Андхра-Прадеша, датированных до 8-го века, что указывает на то, что это было южноиндийское слово. На пластинах Деоли и записях Кархада утверждается, что жил принц по имени Ратта, а его сына звали Раштракута. Следовательно, утверждалось, что Раштракуты имели каннада происхождение. [ 28 ] Также говорится, что термин Раштракута означает «глава государства», где Раштра означает провинцию, а Кута означает вождь, или Раштра означает «королевство», а Кута означает «высокий». [ 29 ] [ 30 ]
Другим эпитетом, используемым в надписях Амогхаварши I, был Латталура Пураварадхишвара . Предполагается, что это относится к их первоначальному дому Латталуру , современному Латуру в штате Махараштра, граничащему с Карнатакой. [ 31 ] Утверждается, что в этом районе преимущественно говорили на каннада, основываясь на сохранившихся остатках топонимов, надписей и культурных реликвий. Объясняется, что Латта — это пракритский вариант Ратты , и поэтому Раттана-ур стал Латтана-уром и, наконец, Латталуром. [ 32 ] Альтернативная теория состоит в том, что Латалурапура — это современный Ратнапур в районе Биласпур в центральной Индии. [ 33 ] Однако наиболее вероятно, что это были военные аристократы каннада, поселенные в Махараштре своими повелителями в административных целях. [ 9 ]
Королевские имена и подписи
[ редактировать ]При связывании возможных связей между средневековыми семьями Раштракута и императорской семьей Маньяхеты указывалось, что только члены семьи, правившие из Эличпура ( Берар или современный округ Амравати , современная Махараштра), имели имена, очень похожие на имена царей династия Маняхета. Из надписей Тиваркхеда и Мултаи ясно, что царями этой семьи были Дургараджа, Говиндараджа, Свамикараджа и Наннараджа. Эти имена очень напоминают имена царей Маньяхета или их большой семьи, имя Говиндараджа неоднократно встречается в линии Маньяхета. Эти имена также встречаются в гуджаратской линии Раштракута, чьи семейные связи с семьей Маньяхета хорошо известны. [ 34 ]
Было отмечено, что принцы и принцессы семьи Раштракута использовали чистые имена каннада, такие как Камбараса , Асагавве, Ревакка и Аббалаббе, в качестве своих личных имен, указывая на то, что они были коренными каннадигасами . Было отмечено, что принцессы семейного происхождения, принадлежащие Гуджарату, подписывали свои королевские указы на каннаде даже с надписями на санскрите. Некоторыми примерами этого являются пластины Навсари и Барода Карки I и пластины Барода его сына Дхрувы II. Ученый засвидетельствовал, что князья Гуджарата Раштракута подписывали свои надписи на языке своего родного дома и на языке расы, к которой они принадлежали. [ 35 ] Хорошо известно, что гуджаратская линия Раштракутов происходила из той же семьи, что и линия Маньяхета. Утверждается, что если бы Раштракуты изначально были семьей, говорящей на маратхи, то Раштракуты из Гуджарата не подписывали бы свои надписи на языке каннада, причем в далеком Гуджарате. [ 36 ] Теория о том, что под властью Бадами Чалукья из страны Каннада династии, говорящие на каннада, были основаны в дальних уголках империи Чалукья (вассала Чалукья Навасарики) в Гуджарате, Андхре и Бераре (нынешний регион Видхарба в современной Махараштре) и следовательно, предками царя Дантидурги , основателя империи Маньяхета, были каннадиги. Далее утверждается, что есть доказательства того, что в местности, где жил Дантидурга, разговорным языком был каннада. [ 37 ]
Эмблемы
[ редактировать ]Несколько семей Раштракута правили Индией в период с VI по VII века. Ученые попытались понять их связь с Раштракутами Маньяхеты путем сравнительного изучения эмблем.
Единственная семья Раштракута, чья королевская эмблема похожа на эмблему правителей Маньяхеты, беркута или Гаруда ланчхана (эмблема), - это семья, которая правила из района Амравати в современной Махараштре . Было высказано предположение, что эта линия могла быть предками царей Маняхета. Их надписи (Тивархед и Мултай) были сделаны из Ачалапура (современный Эличпур), который, возможно, был их столицей. Другая семья Раштракута, правившая из Манапура с ее основателем королем Абхиманью, имела эмблему льва. Это делает маловероятным, что они были предками семьи Маняхета. [ 2 ] [ 38 ] Местоположение Манапура неизвестно. Джон Фейтфул Флит предложил отождествить его с Манпуром в Малве , а затем с Манпуром близ Бандхавгарха , но позже сам отверг обе эти теории. [ 39 ] Бхагаванлал Индраджи отождествлял его с самим Маньяхетой (Малхедом). Васудев Вишну Мираши отождествил его с Человеком, Сатарой . [ 40 ]
Хотя Гаруда обычно указывает на вайшнавскую склонность, здесь следует отметить, что на более ранних монетах, принадлежащих периоду короля Кришны I , используется легенда Парама Махешвара , которая, в свою очередь, указывает на стойкие шиваитские склонности. Это изменение символики было использовано для выдвижения теории о том, что Раштракуты, возможно, изначально были шиваитами, а позже приняли вайшнавизм. [ 41 ]
Вамша (родословная)
[ редактировать ]Что касается их вамши (принадлежали ли они к Сурья Вамше (солнечная линия) или Чандра Вамша (лунная линия), надписи Раштракута хранили молчание по этому вопросу примерно до 860 года. Ученые проследили утверждения о линии передачи Раштракута из Сатьяки ветви Яду Вамсы. . [ 42 ] После этого в Декане и Гуджарате было найдено более 75 надписей, в которых говорится об их вамше . Из них 8 прямо претендовали на принадлежность к линии Ядавов, происходящей от героя Вришни Сатьяки . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Раштракуты во всех своих записях заявляют о линии передачи Вришни Ядава. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] В одной надписи 860 года ясно говорится, что царь Дантидурга родился у Ядава Сатьяки , монеты 1800 года короля Кришны I (772 г.). В надписи царя Говинды III (808 г.) упоминается, что «с рождением этого добродетельного царя династия Раштракута стала непобедимой, так же как династия Ядава с рождением Господа Кришны». [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Язык
[ редактировать ]В то время как лингвистические наклонности ранних Раштракутов (до VIII века) вызвали серьезные споры, история и язык имперских Раштракутов Маньяхеты не содержали такой путаницы. Из надписей, чеканки монет и обширной современной литературы ясно, что двор этих Раштракутов был многоязычным и использовал санскрит и каннада в качестве административных языков. [ 54 ] [ 51 ] и поощрял литературу на санскрите и каннада. [ 7 ] [ 55 ] Надписи Раштракута за пределами Карнатаки в основном на санскрите. [ 56 ] [ 57 ] Однако этот период стал самым концом классической эпохи литературного санскрита и пракрита. [ 58 ] Таким образом, из Кавираджамарги 9-го века известно, что каннада была популярна от реки Кавери до реки Годавари, территории, охватывающей большую территорию в современной Махараштре. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
Надписи Раштракуты называют их победителями Карнатабалы , прозвище, используемое для обозначения почти непобедимости Чалукья из Бадами. Однако утверждается, что это не следует истолковывать как означающее, что сами Раштракуты не были каннадигами. Их покровительство и любовь к языку каннада очевидны в том, что большинство их надписей в современной Карнатаке выполнены на каннаде, в то время как их надписи за пределами современной Карнатаки, как правило, выполняются на санскрите. [ 55 ] Надпись короля Кришны III на классическом каннаде также была найдена даже в Джабалпуре в современном Мадхья-Прадеше, что еще раз подтверждает точку зрения на близость их языка. [ 55 ]
Адикави Пампа , Шри Понна , Шивакотиачарья и король Амогхаварша I были среди выдающихся ученых на каннаде. [ 62 ] Апабхрамши и такие поэты , Поэт Пушпаданта написал несколько произведений, а известные ученые-санскритологи, такие как Джинасена и Вирасена (оба были богословами), математик Махавирачарья как Тривикрама и Гунабхадра, украшали свои дворы. [ 63 ] самая ранняя дошедшая до нас литература каннада. К этому времени относится [ 59 ] [ 64 ] Эти цари Раштракута женились на принцессах из Северной и Южной Индии, и несколько ветвей Раштракута возникли в Северной Индии во время их империалистической экспансии в 9 веке.
Аргумент о том, что Раштракуты по происхождению были маратхами, говорящими на маратхи, или краснокожими, говорящими на телугу, был отвергнут. Реддис в тот период не приобрел военной известности даже в говорящих на телугу регионах Андхры, будучи в основном аграрным обществом земледельцев, которые лишь намного позже (в 14-15 веках) стали контролировать регионы в районах Кришна-Раджамундри. . Также невозможно изменить «Раштра» на «Ратта» или «Редди» на телугу . [ 65 ] В период Раштракуты не было никаких надписей или литературы на маратхи. [ 66 ] Кроме того, с этого периода сохранилось очень мало литературных произведений на языке пракрит. Следовательно, маратхи как язык Раштракутов, как утверждается, не является приемлемым аргументом. [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Реу 1933, стр.1
- ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), стр. 72.
- ^ Реу (1933), стр. 1-15.
- ^ Камат (2001), стр. 72-74.
- ^ А.С. Альтекар (1934), стр. 21-26.
- ^ СУ Камат в Камате 2001, стр. 72-73.
- ^ Перейти обратно: а б Далби (1998), стр. 300
- ^ Чопра, Равиндран, Субраманиан (2003), стр. 87
- ^ Перейти обратно: а б Анируд Канисетти (2022). Лорды Декана: Южная Индия от Чалукья до Чола . Индия: Джаггернаут. п. 193. ИСБН 978-93-91165-0-55 .
Наиболее вероятно, что это были военные аристократы, говорившие на каннада, поселенные в стратегической точке современной Махараштры Чалукьями или какой-либо другой могущественной группой, возможно, для того, чтобы следить за торговыми путями и различными племенными народами.
- ^ AC Burnell в Reu 1933, стр. 4
- ^ CV Vaidya (автор книги « История средневековой индуистской Индии: история Индии с 600 по 1200 год нашей эры ») и DRBhandarkar в Reu 1933, стр. 1, стр. 7
- ^ Хульч и Реу в (Reu 1933, стр. 2, стр. 4)
- ^ JF Fleet в Реу (1933), стр. 6
- ^ Hultzsch в Реу 1933, стр. 2
- ^ JHFleet в (Reu 1933, стр. 6)
- ^ Реу (1933), стр. 7
- ^ DRBhandarkar в Реу 1933, стр. 1, стр. 7.
- ^ CVVaidya в Реу 1933, стр.1, стр.7.
- ^ Б. Н. Реу утверждает, что доктор К. В. Вайдья сделал предположение, что Раштракуты жили в регионе Махараштры со времен царя Ашоки, просто основываясь на наличии надписей Ашокана из этого региона, а также надписей из других частей империи, таких как Саураштра, Калинга и Северо-Запад также использует такие названия кланов. Далее он утверждал, что Раштрика и Петеника - это не один термин, а два отдельных термина (Reu 1933, стр. 1, стр. 7).
- ^ Камат (2001), стр. 79
- ^ Анируд Канисетти (30 января 2022 г.). Лорды Декана: Южная Индия от Чалукья до Чола . Индия: Джаггернаут. п. 193. ИСБН 978-93-91165-0-55 .
Некоторые историки пытались доказать, основываясь на ненадежных доказательствах, что они были маратхами или, по крайней мере, маратхи. Некоторые даже заявляют, что они были раджпутами, хотя ни одна из этих групп или категорий не существовала в течение столетий. Эти анахроничные заявления вызваны необходимостью проецировать современную политическую идентичность на гораздо более сложное прошлое.
- ^ Перейти обратно: а б Альтекар (1934), стр. 20-21.
- ^ Альтекар (1934), стр. 24-25.
- ^ Альтекар (1934), стр. 25
- ^ Альтекар (1934), стр. 18
- ^ Эдвард Питер Райс (1921). История канарской литературы . Калькутта, Ассоциация Пресс; Лондон, Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета. п. 12. ОСЛК 586200332 .
В «Кавираджамарге» (850 г. н. э.) канарская страна описывается как простирающаяся от Кавери до Годавари; что показывает, что языковой ареал в то время простирался севернее, чем в настоящее время. Надписи, рукописи, местные имена и другие свидетельства доказывают, что Колхапур, где сейчас основным языком является маратхи, когда-то находился на территории Канареса. Также в городе и районе Шолапур есть много надписей на канарском языке. Северные пределы Канарезе, вероятно, были отодвинуты набегами и завоеваниями маратхов.
- ^ А. С. Альтекар в Камате, 2001 г., стр. 73.
- ^ Реу (1933), стр. 4
- ^ Анируд Канисетти (30 января 2022 г.). Лорды Декана: Южная Индия от Чалукья до Чола . Индия: Джаггернаут. п. 193. ИСБН 978-93-91165-0-55 .
Раштракуты (буквально «глава государства»)…
- ^ JH Fleet в Камате, 2001, стр. 72.
- ^ Альтекар (1934), стр. 23-24.
- ↑ По словам Раджваде в Реу 1933, стр. 7.
- ^ Альтекар (1934), стр. 8
- ^ Д-р Бхандаркар в Камате 2001, стр. 73
- ^ Альтекар (1934), стр. 21
- ↑ Точно так же, как более поздние правящие семьи маратхов в Бароде, Индауре и Гваллиоре использовали свой родной язык маратхи и письменность в своих личных делах, так и средневековые Раштракуты сохранили свой родной язык каннада при правлении из Берара - AS Altekar (1934), стр. 22, стр.24
- ^ Альтекар (1934), стр. 6
- ^ Epigraphia Indica (Том 37, Часть 1 - Страница 12)
- ^ Васудев Вишну Мираши и Нараян Рагхунатх Навлекар (1969). Калидаса; Дата, жизнь и творчество . Популярный. ISBN 9788171544684 .
- ↑ Эмблема позже изменилась со Льва на Гаруду (Reu 1933, стр. 14).
- ^ Мишра, Джаяшри (1 января 1992 г.). Социально-экономические условия при императорских Рашракутах, около 750–973 гг . Издательство Содружества. ISBN 9788171691715 .
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 9788131711200 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1. 300–985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1981.
- ^ Вийоги, Военно-морской флот (1 января 2002 г.). Наги, древние правители Индии: их происхождение и история . Оригиналы. ISBN 9788175362871 .
- ^ Эпиграфия Индика . Менеджер публикаций. 1963.
- ^ Махаджан, Видья Дхар (1962). Древняя Индия . С. Чанд.
- ^ История и культура индийского народа: классический век . Бхаратия Видья Бхаван. 1962.
- ^ Сирдесай, Абхиджит (1 января 2018 г.). Местное чиновничество в Западной Индии: понимание роли потомственных офицеров маратхов . Автор.
- ^ Чайтанья, Кришна (1976). История индийской живописи: традиция настенной росписи . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173106 .
- ^ Перейти обратно: а б Хубен (1996), стр. 215.
- ^ Барнетт, Лайонел Д. (30 апреля 1999 г.). Древности Индии: отчет об истории и культуре Древнего Индостана . Atlantic Publishers & Dist. ISBN 9788171564422 .
- ^ Бхандаркар, сэр Рамкришна Гопал (1928). Ранняя история Деккана: вплоть до магометанского завоевания . Чакервертти, Чаттерджи & Компания, Лимитед.
- ^ Поллок (2006), стр. 332
- ^ Перейти обратно: а б с Камат (2001), стр. 73.
- ^ Масика (1991), стр. 45-46.
- ^ Раштракуты были каннадигами из Латталуру, которые поощряли язык каннада (Чопра, Равиндран, Субрахманиан 2003, стр. 87).
- ^ Камат (2001), стр. 89
- ^ Перейти обратно: а б Шастри (1955), стр.355
- ^ Райс, EP (1921), стр. 12
- ^ Райс, Б.Л. (1897), стр. 497.
- ^ Камат (2001), с. 90
- ^ Камат (2001), стр. 88-89.
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 2, 12, 18
- ^ Альтекар (1943), стр. 18
- ^ Альтекар (1934), стр. 412.
- ^ Альтекар (1934), стр. 413
Ссылки
[ редактировать ]- Шастри, Нилаканта К.А. (2002) [1955]. История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-560686-8 .
- Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 . OCLC 7796041 .
- Реу, Пандит Бишешвар Натх (1997) [1933]. История Раштракутов (Ратходов) . Джайпур: Схема публикации. ISBN 81-86782-12-5 .
- Тапар, Ромила (2003) [2003]. История пингвинов ранней Индии: от истоков до 1300 года нашей эры . Нью-Дели: Пингвин. ISBN 0-14-302989-4 .
- Альтекар, Анант Садашив (1934) [1934]. Раштракуты и их времена; это политическая, административная, религиозная, социальная, экономическая и литературная история Декана в период с 750 по 1000 год нашей эры . Пуна: Агентство восточной книги. ОСЛК 3793499 .
- Райс, EP (1982) [1921]. Каннада Литература . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0063-0 .
- Райс, Б.Л. (2001) [1897]. Майсурский географический справочник, составленный для правительства, том 1 . Нью-Дели, Мадрас: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0977-8 .
- Поллок, Шелдон (2006) [2006]. Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-24500-8 .
- Шастри и Рао, Шама и Лакшминараян. «Южно-индийские надписи – разные надписи на каннаде» . Раштракутас . Проверено 3 февраля 2007 г.
- Нарасимхачарья, Р. (1988) [1988]. История литературы каннада . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0303-6 .
- Артикадже. «Раштракуты» . История Карнатаки . НашКарнатака.Com . Проверено 31 декабря 2006 г.
- Вайдья, резюме (1924). История средневековой индуистской Индии (история Индии с 600 по 1200 год нашей эры) . Пуна: Агентство по снабжению восточными книгами.
- Далби, Эндрю (2004) [1998]. Словарь языков: полный справочник по более чем 400 языкам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-11569-5 .
- Масика, Колин П. (1991) [1991]. Индоарийские языки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29944-6 .
- Чопра, Равиндран, Субрахманиан, ПН, ТК, Н. (2003) [2003]. История Южной Индии (древняя, средневековая и современная) . Нью-Дели: публикации Чанда. ISBN 81-219-0153-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Хубен, Ян Э.М. (1996) [1996]. Идеология и статус санскрита: вклад в историю санскритского языка . Брилл. ISBN 90-04-10613-8 .
- Анируд Канисетти (2022). Лорды Декана: Южная Индия от Чалукья до Чола . Индия: Джаггернаут. ISBN 978-93-91165-0-55 .