О путешествии фризов
De itinere Frisonum рассказ очевидца («О фризском маршруте») представляет собой написанный на латыни о путешествии фризских крестоносцев из Фрисландии в Акру во время Пятого крестового похода (1217–1218). Повествование составил анонимный участник затеи, скорее всего, представитель духовенства. Аббат Эмо Фрисландский монастыря премонстратов Блумхоф переписал его без изменений в свою хронику ( Kroniek van Wittewierum ). Версия Эмо — единственная сохранившаяся копия утерянного оригинала и хранится в библиотеке Гронингенского университета в Нидерландах . Повествование примечательно подробным описанием географии земель, с которыми столкнулись фризские крестоносцы в своем путешествии, и авторским взглядом на мотивы своих соотечественников во время путешествия. [ 1 ] Повествование идет параллельно с прибытием фризского флота в Лиссабон с рейнским текстом, известным как Gesta Crusgerorum Rhenanorum . [ 2 ]
Это повествование обычно используется историками для ссылки на религиозные аспекты фризов во время их визита в Лиссабон. [ 3 ] Здесь они намекают на местного фризского мученика, которого в повествовании называют Пупето Улинга , который, согласно повествованию, погиб во время осады Лиссабона в 1147 году. [ 4 ] Также в тексте есть раздел, в котором фризский рассказчик объясняет, почему фризы отказались помочь португальцам в их запланированном нападении на контролируемый Альмохадами город Алкасер-ду-Сал . Рассказчик утверждает, что Папа Иннокентий III сообщил епископу Соейру Вьегасу Лиссабона на Четвертом Латеранском соборе , «что освобождение Церкви должно начаться с ее главы». [ 5 ] Хотя в тексте нет никаких намеков на осаду Дамиетты (1218–1219 гг.) , завершающуюся прибытием фризского флота в Акру весной 1218 г., автор, похоже, довольствуется повествованием о крестовых походах фризов на Пиренейском полуострове . Священник-рассказчик объясняет, как его соотечественники захватили и разрушили самостоятельно, без помощи какой-либо другой христианской группы, контролируемые Альмохадом порты Фаро , Рота и Кадис . Более того, автор стремился объяснить, почему эти действия полностью считались частью крестового похода. Это было особенно актуально, когда он сообщил о них Папе Гонорию III во время зимней стоянки фризского флота в центральной Италии (октябрь 1217 г. - март 1218 г.). [ 6 ]
Редакции и переводы
[ редактировать ]- Только на латыни: Рёрихт, Рейнхольд, Quinti belli sari scriptores mineres (Женева, 1879 г.), стр. 57–70.
- Латынь и голландский: Янсен, Хубертус П.Х. и Антеунис Янсе, ред., Хроники монастыря Блумхоф в Виттевируме (Hilversum, 1991).
- Латынь и испанский: Феррейру Альмепарте, Хайме, Аррибадас де Нормандос и крестоносцы к побережью Пиренейского полуострова (Мадрид, 1999).
- Латынь и английский: Вильегас-Аристисабал, Лукас, «Фризский взгляд на крестовые походы в Иберии как часть морского путешествия в Святую Землю, 1217–1218», Исследования по истории Средневековья и Возрождения , 3-я серия 15 (2018), 110– 149.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бёрд Дж.Л., Питерс Э. и Пауэлл Дж.М., ред. Крестовый поход и христианский мир: аннотированные документы в переводе от Иннокентия III до падения Акры, 1187–1291 (Пенсильвания: Пенн, 2014).
- Брассат, Герберт, «Участие фризов в крестовых походах ultra mare, прежде всего в XII веке – вклад в историю немецкого мореплавания в XII веке» (докторская диссертация, Берлинский университет, 1970), 139–50.
- Фриджхофф, Виллем, «Соответствующая Дамиетта: память о крестовом походе, инструменте гражданской гармонии (Харлем, 16–17 века)», Revue du Nord 88 (2006): 7–42.
- Лэй, Стивен «Чудеса, мученики и культ Генриха Крестоносца в Лиссабоне», Португальские исследования 24, вып. 1 (2008): 26–30.
- Мол, Йоханнес А., «Фризские бойцы и крестовые походы», Crusades 1 (2002): 94–96.
- ван Муленбрук, Яап Дж. «Цепь Дамиетты, харлемская пила и Вильгельм I Голландский: о происхождении и стандартизации мифа о крестовом походе», Ежегодник средневековой истории 14 (2011): 113–49
- ван Муленбрук, Яап Дж., Голландские крестоносцы в Дамиате на Ниле: восемь веков истории и фантазии в словах и изображениях (Hilversum, 2016).
- Вильегас-Аристисабал, Лукас, «Фризский взгляд на крестовые походы в Иберии как часть морского путешествия в Святую Землю, 1217–1218», Исследования по истории Средневековья и Возрождения , 3-я серия 15 (2018): 69–149.
- Вильегас-Аристисабаль, Лукас «Была ли военная кампания под руководством португальцев против Алкасер-ду-Сал осенью 1217 года частью Пятого крестового похода?» Аль-Масак: Журнал средневекового Средиземноморья 31, вып. 1 (2019): 50–67.
- Уилсон, Джонатан, «Тактика привлечения: святые, паломники и воины в португальской Реконкисте» , Португальские исследования 30, вып. 2 (2014): 26–30.
- Уилсон, Джонатан, Завоевание Сантарена и Песня Госвина о завоевании Алькасер-ду-Сал (Лондон: Ратледж, 2021).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виллегас-Аристисабал, «Фризский взгляд», 118-149.
- ^ «Акты распятия Ренанорума», в Рёрихте, Quinti Belli Sacri, 31; «Рейнландские крестоносцы, 1220 год», под ред. Дж. Л. Берда, Э. Питерса и Дж. М. Пауэлла. Крестовый поход и христианский мир: аннотированные документы в переводе от Иннокентия III до падения Акры, 1187–1291 (Пенсильвания: Пенн, 2014), 156.
- ^ Меган Кэссиди-Уэлч, «Монастырь Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне как место памяти крестоносцев», Журнал средневековых монашеских исследований 3 (2014), 1-12.
- ↑ Лэй, «Чудеса, мученики и культ Генриха», 26–30; Уилсон, «Тактика привлечения» , 26–30.
- ^ Лэй, «Чудеса, мученики и культ Генриха», 28; Вильегаса-Аристисабаля «Фризская перспектива» , 89–95; Вильегас-Аристисабал, «Была ли военная кампания под руководством Португалии против Алкасер-ду-Сал», 59–60.
- ^ Виллегас-Аристисабаль «Фризский взгляд», 95–103, 128–135.