Самсон Блох
Самсон Блох | |
---|---|
Рожденный | 1782 Куликов , Галиция |
Умер | 7 октября 1845 г. Куликов, Галиция | ( 1845-10-07 )
Псевдоним | СБХ ( שב״ה ) |
Литературное движение | Хаскала |
Самсон Блох ха-Леви ( идиш : שמשון בלאָך הלוי , латинизированный : Шимшон Блох ха-Леви ; 1782 – 7 октября 1845) был важной фигурой Хаскалы в Галиции . [1] Он наиболее известен своей работой «Шевилей Олам» , первой общей географией, написанной на иврите. [2]
Биография
[ редактировать ]
Самсон Блох родился в 1782 году в Куликове , близ Львова , на территории нынешней Украины . Он получил традиционное талмудическое образование, но, что необычно для того времени, также изучал Библию и грамматику иврита. Позже он изучал немецкий и другие языки, а также еврейские и нееврейские комментарии к Библии. Через своего дядю Баруха Цви Ноя он познакомился с Нахманом Крохмалем , и они стали друзьями. [3] Несмотря на отсутствие бизнес-подготовки и успеха, страсть Блоха к знаниям и решимость сделать себе имя в литературе помогли ему пережить бедность.
Блох был преданным сторонником движения Хаскала . Его первой литературной работой была публикация послания Шломо ибн Адерета против изучения философии молодыми людьми, а также знаменитый ответ Джедайи Бедерси, известный как Хитнацлут ха-Бедарш (Лемберг, 1809). В 1812 году Блоха призвали в Вену для работы корректором в еврейской типографии Антона Шмида , должность стала вакантной после смерти грамматика Бен-Зеева . Там он перевел Манассии бен Исраэля с «Vindiciæ Judæorum» немецкого перевода Маркуса Герца и опубликовал его с предисловием и биографическим очерком автора (Вена, 1813 г.).
Однако семейные дела заставили Блоха вернуться в Куликов. После нескольких лет бедности он профессионально занялся написанием книг на иврите по настоянию Крохмаля и Рапопорта . В 1822 году в Золкиеве вышел первый том его крупного труда « Шевиль Олам» — описания географии и народов Азии. Второй том, посвященный Африке, включает, среди прочего, биографии Исаака Альфаси и Маймонида . Неоконченная третья часть о Европе была опубликована посмертно в 1855 году под названием « Зехав Шебах» . [2]
Блох путешествовал по Венгрии, Богемии, Моравии и Австрии, чтобы получить подписку на свои работы. Просвещенные люди уважали его и помогали ему, но отношение к еврейским авторам со стороны широкой публики, особенно богатых и невежественных, настолько возмутило его, что он так и не закончил книгу, посвященную Европе, хотя разделы, посвященные Испании, Португалии и части Франции, были уже написано. Последние годы его прошли в бедности и одиночестве. [2] Он умер в Куликове, оставив девятилетнюю дочь на попечение своего друга Гирша Хаеса Жолькиева.
Помимо своих основных работ, Блох также перевел Цунца , к которой написал предисловие и множество примечаний (Лемберг, 1840). биографию Раши [2] Он также написал множество писем о литературе, которые появлялись в различных еврейских периодических изданиях и сборниках. Самая важная из них, вероятно, посвящена философии и Канту и опубликована в журнале «Керем Хемед» .
Публикации
[ редактировать ]- Хитнацлут ха-Бедарш . Лемберг. 1809.
- Тешуат Исраэль . Вена. 1813.
- Шевилей Олам [ Пути мира ]. Золкиев. 1822.
- Шевилей Олам [ Пути мира ]. Золкиев. 1827.
- Зехав Шеба (« Золото Шевы »). Лемберг: Н. М. Шорр. 1855.
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор; Верник, Питер (1902). «Блох, Самсон (Симсон) б. Исаак ха-Леви» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 3. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 258.
- ^ Маркс, Ричард Г. (2021). Еврейские подходы к индуизму: история идей от Иуды Ха-Леви до Якова Сапира (12–19 века) . Лондон: Рутледж. стр. 171–231. дои : 10.4324/9781003171942 . ISBN 978-1-000-43666-2 . S2CID 238776475 .
- ^ Jump up to: а б с д Элкоши, Гедалия (2007). «Блох, Самсон (Симсон) Ха-Леви» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Зинберг, Израиль (1977). Наука иудаизма и Галицкая Хаскала . Издательство колледжа Еврейского союза. стр. 111–113. ISBN 978-0-87068-491-3 .