Jump to content

Маддалена Казулана

Маддалена Казулана (ок. 1544 — ок. 1590) — итальянский композитор, лютнист и певец эпохи позднего Возрождения . Она первая в истории западной музыки женщина-композитор, у которой была напечатана и опубликована целая книга ее музыки, посвященная ее покровительнице Изабелле Медичи . [ 1 ] [ 2 ]

Артемизия Джентилески , Святая Цецилия, играющая на лютне , около 1610–1612, Галерея Спада, Рим. [ а ]

Жизнь и работа

[ редактировать ]

О ее жизни известно крайне мало, кроме того, что можно судить по посвящениям и надписям на ее сборниках мадригалов . скорее всего, она родилась в Казоле д'Эльза , недалеко от Сиены Судя по ее имени, . Музыкальное образование и ранний опыт она получила во Флоренции. [ 3 ]

Ее первая работа датируется 1566 годом : четыре мадригала в сборнике Il Desiderio , который она выпустила во Флоренции . Два года спустя она опубликовала в Венеции свою первую настоящую книгу мадригалов для четырех голосов, Il primo libro di madrigali , которая является первым печатным опубликованным произведением женщины в истории западной музыки. Также в том же году Орландо ди Лассо дирижировал Nil mage iucundum при дворе Альберта V, герцога Баварии в Мюнхене ; однако музыка не сохранилась.

Очевидно, она была близка с Изабеллой Медичи и посвятила ей часть своей музыки. В 1570 , 1583 и 1586 годах она опубликовала другие книги мадригалов, все в Венеции. Где-то в этот период она вышла замуж за человека по имени Мезари, но никакой другой информации ни о нем, ни о том, где она (или они) жили, не известно. Судя по сведениям, содержащимся в посвящениях, она, очевидно, посетила Верону , Милан и Флоренцию, а также, вероятно, побывала и в Венеции, поскольку там издавалась ее музыка и многочисленные венецианцы отмечали ее способности. По крайней мере, одно путешествие она совершила ко французскому императорскому двору в 1570-х годах. [ 4 ]

Следующая строка в посвящении Изабелле Медичи к ее первому сборнику мадригалов показывает ее ощущение того, что она женщина-композитор в то время, когда такое было редкостью: «[Я] хочу показать миру не меньше, чем В этой музыкальной профессии я могу признать тщетное заблуждение мужчин, что только они обладают даром интеллекта и артистизма и что такие дары никогда не даются женщинам».

Ее стиль умеренно контрапунктичен и хроматичен , напоминает некоторые ранние произведения Маренцио , а также многие мадригалы Филиппа де Монте , но избегает крайних экспериментов композиторов феррарской школы, таких как Луццаски и Джезуальдо . Ее мелодические строки певучи и внимательно относятся к тексту. Казулана в своих полифонических вокальных произведениях отдавала предпочтение драматическому диалогу. Это продемонстрировано в ее мадригале «Morte - Che voi - Te Chiamo?», в котором она чередует разные голоса, чтобы выделить вопросы и ответы в тексте. [ 3 ]

Другие композиторы того времени, такие как Филипп де Монте, высоко ценили ее; тот факт, что Лассус дирижировал ее работой на свадьбе в Баварии, позволяет предположить, что он также был впечатлен ее способностями. Всего сохранилось 66 мадригалов Казуланы.

В 2022 году было объявлено, что к ее сохранившемуся репертуару добавились еще 17 мадригалов, причем двенадцать пьес прозвучали впервые за 400 лет 8 марта 2022 года в рамках BBC Radio 3 программы , посвященной Международному женскому дню. . [ 5 ] [ 6 ] Открытия были сделаны Лори Страс, профессором музыки в университетах Саутгемптона и Хаддерсфилда, которая идентифицировала утерянный альт-партбук книги пятиголосных мадригалов Казуланы 1583 года в Российской государственной библиотеке в Москве, предположительно украденный из Гданьска. Библиотека Польской академии наук во время Второй мировой войны, до сих пор имеющая каталожные номера Гданьска. [ 5 ]

Дискография

[ редактировать ]
  • Бондс, Марк Эван. История музыки в западной культуре. Том. 1. Pearson/Prentice Hall, 2014, 6 компакт-дисков с одноимённым текстом. Первоначально выпущен в 2010 году.
  • Бриско, Джеймс Р., комп. Новая историческая антология женской музыки. Издательство Индианского университета, 2004 г., 3 компакт-диска, сопровождающие антологию партитур. Первоначально выпущен в 1991 году.
  • I canti di Euterpe, sec. XVIЯ могу ди Эвтерпу, сек. 16 Ансамбль Laus contentus Записано в 1998 году. La bottega Discantica, Discantica 37, 1998, компакт-диск.
  • Английские и итальянские мадригалы эпохи Возрождения. Virgin 7243 5 61671 2 4, 1999 г., 2 компакт-диска. Первоначально выпущен в 1987 году.
  • Женские струны: женская сторона музыки . Ансамбль Хиллиарда и др. EMI Electrola 7243 4 78380 2 6, 1997 г., компакт-диск. Первоначально выпущен как LP в 1955 году.
  • Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения. Marquis MAR 81445, 2013 г., компакт-диск. Первоначально выпущен в 1991 году.
  • Итальянские мадригалы эпохи Возрождения. EMI Classics CDC 7 54435 2, 1992 г., компакт-диск.
  • Понимание музыки: Коллекция студенческих компакт-дисков. Sony Music Special Products A3 24952, 1996 г., 3 компакт-диска прилагаются к одноименному учебнику.
  • Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле. Capella Augusta Guelferbytana, Ганноверский женский хор ( Гудрун Шрефель , конд.); Хор мальчиков Ганновера ( Йорг Брейдинг , дир.). Записано 4–9 июля 2011 г. Rondeau ROP6054, 2011 г., компакт-диск.

Индекс работы

[ редактировать ]

В этом указателе представлен список работ Казуланы и ссылка на оригинальную публикацию. Доступные записи представлены в третьем столбце.

название работы оригинальная публикация доступен на компакт-диске
Прощай, Лидия, моя красавица. Мадригалы, кн. 2, [нет. 8] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Ах, сила любви Мадригалы, кн. 2, [нет. 4] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Любовь для какой клетки Мадригалы, кн. 2 [нет. 2] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Любовь для какой клетки Мадригалы, кн. 2 [нет. 2] Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения.
Цветок аморозетто Третья книга желаний: четырехчастные мадригалы Лассо... [нет. 7] еще не записано
Добро пожаловать к моему пастырю Мадригалы, кн. 2 [нет. 7] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Пояс цветов один день Мадригалы, кн. 2 [нет. 9] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Как среди зеленых трав Мадригалы, кн. 2 [нет. 17] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Богиня, родившаяся в море, Ла Мадригалы, кн. 2 [нет. 11] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Глаза яркие и красивые Мадригалы, кн. 2 [нет. 10] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Гран-чудо любви Мадригалы, кн. 2 [нет. 20] Раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Я ароматных ветвей Мадригалы, кн. 2 [нет. 3] Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения.
Я ароматных ветвей Мадригалы, кн. 2 [нет. 3] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Я счастливый пастырь Мадригалы, кн. 2 [нет. 12] Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения.
Горы леса фонтаны Мадригалы, кн. 2 [нет. 14] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Моё сердце не может умереть Мадригалы, кн. 1 Песни Эвтерпы, 16 век.
Моё сердце не может умереть Мадригалы, кн. 1 Английские и итальянские мадригалы эпохи Возрождения.
Моё сердце не может умереть Мадригалы, кн. 1 Женские струны: женская сторона музыки
Моё сердце не может умереть Мадригалы, кн. 1 История музыки в западной культуре
Моё сердце не может умереть Мадригалы, кн. 1 Итальянские мадригалы эпохи Возрождения
Моё сердце не может умереть Мадригалы, кн. 1 Понимание музыки: коллекция студенческих компакт-дисков
Смерть... Что ты? Я зову тебя Мадригалы, кн. 2 [нет. 6] Новая историческая антология женской музыки
Смерть... Что ты? Я зову тебя Мадригалы, кн. 2 [нет. 6] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Либо ночь, либо небо, либо море Мадригалы, кн. 2 [нет. 5] Песни Эвтерпы, 16 век.
Либо ночь, либо небо, либо море Мадригалы, кн. 2 [нет. 5] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Для нее это лежало в забвении Мадригалы, кн. 2 [нет. 13] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Теперь они смеются над ранами Мадригалы, кн. 2 [нет. 1] Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения.
Теперь они смеются над ранами Мадригалы, кн. 2 [нет. 1] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Если кто-то смотрит прямо на тебя Мадригалы, кн. 2 [нет. 16] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Я вырезаю не любовь Мадригалы, кн. 1 еще не записано
Если ты уйдешь, ты увидишь ловушку, о которой я говорю. Мадригалы, кн. 1 еще не записано
Моя прекрасная Сол стояла Гаудио (1586) Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
Среди зеленых листьев Мадригалы, кн. 2 [нет. 21] еще не записано
Дорогие любящие птицы Мадригалы, кн. 2 [нет. 15] Песни Эвтерпы, 16 век.
Veesti Amor giamai Мадригалы, кн. 1 еще не записано
Я живу пылом, живым пламенем Я живу пылом, живым пламенем Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле
твой отъезд, Иль Мадригалы, кн. 2 [нет. 19] Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта картина Артемизии Джентилески, изображающая Святую Цецилию, с 2010 года стала отождествляться с Маддаленой Казуланой. Однако нет никаких доказательств того, что это на самом деле портрет Казуланы.
  1. ^ Томас В. Бриджес. «Касулана, Маддалена» . Grove Music Online, Oxford Music Online . Проверено 10 января 2010 г.
  2. ^ Альтернативные названия: Мадалена Казулана ди Мезарии, Мадалена Казула.
  3. ^ Перейти обратно: а б Джеймс Р. Бриско (июль 2004 г.). Новая историческая антология женской музыки, Том 1 . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-21683-0 .
  4. ^ Дженис Брукс (январь 2000 г.). Куртуазная песня во Франции конца шестнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-07587-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Впервые за 400 лет прозвучат новаторские утраченные мадригалы женщины-композитора» . Хранитель . 05.03.2022 . Проверено 06 марта 2022 г.
  6. ^ «Что происходит • Kings Place» . Кингс Плейс . Проверено 06 марта 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бриджес, Томас В. «Маддалена Казулана». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Под редакцией Стэнли Сэди. Вашингтон, округ Колумбия: Музыкальные словари Гроува, 1980.
  • Бриджес, Томас В. «Маделана Казулана» в словаре женщин-композиторов Нортона / Гроува. Под редакцией Джули Энн Сэди и Риан Сэмюэл. Нью-Йорк: WW Нортон, 1995.
  • Чейтер, Джеймс. «Такая сладкая печаль»: Dialogo di partenza в итальянском мадригале». Старинная музыка 27, вып. 4 (ноябрь 1999 г.): 576–88, 590–99.
  • Марии Медичи 1605 года Гоф, Мелинда Дж. « Балет королевы и виртуозный женский голос». Женщины раннего Нового времени: Междисциплинарный журнал 7 (2012): 127–56.
  • Хадден, Нэнси. «Меняющиеся женщины: исполнители, покровители и композиторы в Европе эпохи Возрождения». Журнал IAWM 18, вып. 1 (июнь 2012 г.): 14–20.
  • Хир-Бейер, Саманта Э. «Голос претензий: Мадалена Казулана и итальянский мадригал шестнадцатого века». Диссертация ММ, Питтсбургский университет, 2009 г.
  • ЛаМэй, Томазен. «Сочинение из горла: первая книга Мадригали Мадалены Казуланы , 1568 год». В музыкальных голосах женщин раннего Нового времени: многоголовые мелодии . Под редакцией Томасена Ламэя. Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт, 2005.
  • ЛаМэй, Томазен. «Мадалена Казулана: Мое тело знает неслыханные песни». В гендере, сексуальности и старинной музыке. Под редакцией Тодда К. Боргердинга. Нью-Йорк: Рутледж, 2002, 41–72.
  • Линделл, Роберт. «Музыка и покровительство при дворе Рудольфа II». В музыке немецкого Возрождения: источники, стили и контексты . Под редакцией Джона Кметца. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994.
  • МакАуслан, Жанна и Кристан Аспен. «Выдающиеся женщины: женщины эпохи Возрождения в музыке». Горячая проволока (1993): 12–13. EBSCOhost (по состоянию на 18 октября 2016 г.).
  • Ньюкомб, Энтони. «Ранние покровители Джованни Марии Нанино в Риме». Журнал музыковедения 30, вып. 1 (2013): 103–27.
  • Пендл, Карин. «Музыкальные женщины в Европе раннего Нового времени». Женщины и музыка: история, издательство Индианского университета, 2001.
  • Пескерелли, Беатрис, изд. Мадригалы Маддалены Казуланы . Флоренция: Л.С. Ольшки, 1979.
  • Пескерелли, Беатрис. «Маддалена Казулана». В «Исторической антологии женской музыки» . Под редакцией Джеймса Р. Бриско. Блумингтон: Индиана, 1986.
  • Виллиманн, Йозеф. « Indi non piùdes io » : Отречения и желания: мадригалы Маддалены Казуланы». Музыка и эстетика 10, № 37 (2006): 71–97.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1c8b49a32a2dfa6c97d984d76d54119__1721072040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/19/b1c8b49a32a2dfa6c97d984d76d54119.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maddalena Casulana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)