Маддалена Казулана
Маддалена Казулана (ок. 1544 — ок. 1590) — итальянский композитор, лютнист и певец эпохи позднего Возрождения . Она первая в истории западной музыки женщина-композитор, у которой была напечатана и опубликована целая книга ее музыки, посвященная ее покровительнице Изабелле Медичи . [ 1 ] [ 2 ]

Жизнь и работа
[ редактировать ]О ее жизни известно крайне мало, кроме того, что можно судить по посвящениям и надписям на ее сборниках мадригалов . скорее всего, она родилась в Казоле д'Эльза , недалеко от Сиены Судя по ее имени, . Музыкальное образование и ранний опыт она получила во Флоренции. [ 3 ]
Ее первая работа датируется 1566 годом : четыре мадригала в сборнике Il Desiderio , который она выпустила во Флоренции . Два года спустя она опубликовала в Венеции свою первую настоящую книгу мадригалов для четырех голосов, Il primo libro di madrigali , которая является первым печатным опубликованным произведением женщины в истории западной музыки. Также в том же году Орландо ди Лассо дирижировал Nil mage iucundum при дворе Альберта V, герцога Баварии в Мюнхене ; однако музыка не сохранилась.
Очевидно, она была близка с Изабеллой Медичи и посвятила ей часть своей музыки. В 1570 , 1583 и 1586 годах она опубликовала другие книги мадригалов, все в Венеции. Где-то в этот период она вышла замуж за человека по имени Мезари, но никакой другой информации ни о нем, ни о том, где она (или они) жили, не известно. Судя по сведениям, содержащимся в посвящениях, она, очевидно, посетила Верону , Милан и Флоренцию, а также, вероятно, побывала и в Венеции, поскольку там издавалась ее музыка и многочисленные венецианцы отмечали ее способности. По крайней мере, одно путешествие она совершила ко французскому императорскому двору в 1570-х годах. [ 4 ]
Следующая строка в посвящении Изабелле Медичи к ее первому сборнику мадригалов показывает ее ощущение того, что она женщина-композитор в то время, когда такое было редкостью: «[Я] хочу показать миру не меньше, чем В этой музыкальной профессии я могу признать тщетное заблуждение мужчин, что только они обладают даром интеллекта и артистизма и что такие дары никогда не даются женщинам».
Стиль
[ редактировать ]Ее стиль умеренно контрапунктичен и хроматичен , напоминает некоторые ранние произведения Маренцио , а также многие мадригалы Филиппа де Монте , но избегает крайних экспериментов композиторов феррарской школы, таких как Луццаски и Джезуальдо . Ее мелодические строки певучи и внимательно относятся к тексту. Казулана в своих полифонических вокальных произведениях отдавала предпочтение драматическому диалогу. Это продемонстрировано в ее мадригале «Morte - Che voi - Te Chiamo?», в котором она чередует разные голоса, чтобы выделить вопросы и ответы в тексте. [ 3 ]
Другие композиторы того времени, такие как Филипп де Монте, высоко ценили ее; тот факт, что Лассус дирижировал ее работой на свадьбе в Баварии, позволяет предположить, что он также был впечатлен ее способностями. Всего сохранилось 66 мадригалов Казуланы.
В 2022 году было объявлено, что к ее сохранившемуся репертуару добавились еще 17 мадригалов, причем двенадцать пьес прозвучали впервые за 400 лет 8 марта 2022 года в рамках BBC Radio 3 программы , посвященной Международному женскому дню. . [ 5 ] [ 6 ] Открытия были сделаны Лори Страс, профессором музыки в университетах Саутгемптона и Хаддерсфилда, которая идентифицировала утерянный альт-партбук книги пятиголосных мадригалов Казуланы 1583 года в Российской государственной библиотеке в Москве, предположительно украденный из Гданьска. Библиотека Польской академии наук во время Второй мировой войны, до сих пор имеющая каталожные номера Гданьска. [ 5 ]
Дискография
[ редактировать ]- Бондс, Марк Эван. История музыки в западной культуре. Том. 1. Pearson/Prentice Hall, 2014, 6 компакт-дисков с одноимённым текстом. Первоначально выпущен в 2010 году.
- Бриско, Джеймс Р., комп. Новая историческая антология женской музыки. Издательство Индианского университета, 2004 г., 3 компакт-диска, сопровождающие антологию партитур. Первоначально выпущен в 1991 году.
- I canti di Euterpe, sec. XVIЯ могу ди Эвтерпу, сек. 16 Ансамбль Laus contentus Записано в 1998 году. La bottega Discantica, Discantica 37, 1998, компакт-диск.
- Английские и итальянские мадригалы эпохи Возрождения. Virgin 7243 5 61671 2 4, 1999 г., 2 компакт-диска. Первоначально выпущен в 1987 году.
- Женские струны: женская сторона музыки . Ансамбль Хиллиарда и др. EMI Electrola 7243 4 78380 2 6, 1997 г., компакт-диск. Первоначально выпущен как LP в 1955 году.
- Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения. Marquis MAR 81445, 2013 г., компакт-диск. Первоначально выпущен в 1991 году.
- Итальянские мадригалы эпохи Возрождения. EMI Classics CDC 7 54435 2, 1992 г., компакт-диск.
- Понимание музыки: Коллекция студенческих компакт-дисков. Sony Music Special Products A3 24952, 1996 г., 3 компакт-диска прилагаются к одноименному учебнику.
- Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле. Capella Augusta Guelferbytana, Ганноверский женский хор ( Гудрун Шрефель , конд.); Хор мальчиков Ганновера ( Йорг Брейдинг , дир.). Записано 4–9 июля 2011 г. Rondeau ROP6054, 2011 г., компакт-диск.
Индекс работы
[ редактировать ]В этом указателе представлен список работ Казуланы и ссылка на оригинальную публикацию. Доступные записи представлены в третьем столбце.
название работы | оригинальная публикация | доступен на компакт-диске |
---|---|---|
Прощай, Лидия, моя красавица. | Мадригалы, кн. 2, [нет. 8] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Ах, сила любви | Мадригалы, кн. 2, [нет. 4] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Любовь для какой клетки | Мадригалы, кн. 2 [нет. 2] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Любовь для какой клетки | Мадригалы, кн. 2 [нет. 2] | Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения. |
Цветок аморозетто | Третья книга желаний: четырехчастные мадригалы Лассо... [нет. 7] | еще не записано |
Добро пожаловать к моему пастырю | Мадригалы, кн. 2 [нет. 7] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Пояс цветов один день | Мадригалы, кн. 2 [нет. 9] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Как среди зеленых трав | Мадригалы, кн. 2 [нет. 17] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Богиня, родившаяся в море, Ла | Мадригалы, кн. 2 [нет. 11] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Глаза яркие и красивые | Мадригалы, кн. 2 [нет. 10] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Гран-чудо любви | Мадригалы, кн. 2 [нет. 20] | Раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Я ароматных ветвей | Мадригалы, кн. 2 [нет. 3] | Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения. |
Я ароматных ветвей | Мадригалы, кн. 2 [нет. 3] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Я счастливый пастырь | Мадригалы, кн. 2 [нет. 12] | Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения. |
Горы леса фонтаны | Мадригалы, кн. 2 [нет. 14] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Моё сердце не может умереть | Мадригалы, кн. 1 | Песни Эвтерпы, 16 век. |
Моё сердце не может умереть | Мадригалы, кн. 1 | Английские и итальянские мадригалы эпохи Возрождения. |
Моё сердце не может умереть | Мадригалы, кн. 1 | Женские струны: женская сторона музыки |
Моё сердце не может умереть | Мадригалы, кн. 1 | История музыки в западной культуре |
Моё сердце не может умереть | Мадригалы, кн. 1 | Итальянские мадригалы эпохи Возрождения |
Моё сердце не может умереть | Мадригалы, кн. 1 | Понимание музыки: коллекция студенческих компакт-дисков |
Смерть... Что ты? Я зову тебя | Мадригалы, кн. 2 [нет. 6] | Новая историческая антология женской музыки |
Смерть... Что ты? Я зову тебя | Мадригалы, кн. 2 [нет. 6] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Либо ночь, либо небо, либо море | Мадригалы, кн. 2 [нет. 5] | Песни Эвтерпы, 16 век. |
Либо ночь, либо небо, либо море | Мадригалы, кн. 2 [нет. 5] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Для нее это лежало в забвении | Мадригалы, кн. 2 [нет. 13] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Теперь они смеются над ранами | Мадригалы, кн. 2 [нет. 1] | Хорошо она пела: женская музыка средневековья и эпохи Возрождения. |
Теперь они смеются над ранами | Мадригалы, кн. 2 [нет. 1] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Если кто-то смотрит прямо на тебя | Мадригалы, кн. 2 [нет. 16] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Я вырезаю не любовь | Мадригалы, кн. 1 | еще не записано |
Если ты уйдешь, ты увидишь ловушку, о которой я говорю. | Мадригалы, кн. 1 | еще не записано |
Моя прекрасная Сол стояла | Гаудио (1586) | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Среди зеленых листьев | Мадригалы, кн. 2 [нет. 21] | еще не записано |
Дорогие любящие птицы | Мадригалы, кн. 2 [нет. 15] | Песни Эвтерпы, 16 век. |
Veesti Amor giamai | Мадригалы, кн. 1 | еще не записано |
Я живу пылом, живым пламенем | Я живу пылом, живым пламенем | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
твой отъезд, Иль | Мадригалы, кн. 2 [нет. 19] | Угасание и вечность: раритеты из библиотеки Герцога Августа в Вольфенбюттеле |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта картина Артемизии Джентилески, изображающая Святую Цецилию, с 2010 года стала отождествляться с Маддаленой Казуланой. Однако нет никаких доказательств того, что это на самом деле портрет Казуланы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас В. Бриджес. «Касулана, Маддалена» . Grove Music Online, Oxford Music Online . Проверено 10 января 2010 г.
- ^ Альтернативные названия: Мадалена Казулана ди Мезарии, Мадалена Казула.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Р. Бриско (июль 2004 г.). Новая историческая антология женской музыки, Том 1 . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21683-0 .
- ^ Дженис Брукс (январь 2000 г.). Куртуазная песня во Франции конца шестнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-07587-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Впервые за 400 лет прозвучат новаторские утраченные мадригалы женщины-композитора» . Хранитель . 05.03.2022 . Проверено 06 марта 2022 г.
- ^ «Что происходит • Kings Place» . Кингс Плейс . Проверено 06 марта 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджес, Томас В. «Маддалена Казулана». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Под редакцией Стэнли Сэди. Вашингтон, округ Колумбия: Музыкальные словари Гроува, 1980.
- Бриджес, Томас В. «Маделана Казулана» в словаре женщин-композиторов Нортона / Гроува. Под редакцией Джули Энн Сэди и Риан Сэмюэл. Нью-Йорк: WW Нортон, 1995.
- Чейтер, Джеймс. «Такая сладкая печаль»: Dialogo di partenza в итальянском мадригале». Старинная музыка 27, вып. 4 (ноябрь 1999 г.): 576–88, 590–99.
- Марии Медичи 1605 года Гоф, Мелинда Дж. « Балет королевы и виртуозный женский голос». Женщины раннего Нового времени: Междисциплинарный журнал 7 (2012): 127–56.
- Хадден, Нэнси. «Меняющиеся женщины: исполнители, покровители и композиторы в Европе эпохи Возрождения». Журнал IAWM 18, вып. 1 (июнь 2012 г.): 14–20.
- Хир-Бейер, Саманта Э. «Голос претензий: Мадалена Казулана и итальянский мадригал шестнадцатого века». Диссертация ММ, Питтсбургский университет, 2009 г.
- ЛаМэй, Томазен. «Сочинение из горла: первая книга Мадригали Мадалены Казуланы , 1568 год». В музыкальных голосах женщин раннего Нового времени: многоголовые мелодии . Под редакцией Томасена Ламэя. Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт, 2005.
- ЛаМэй, Томазен. «Мадалена Казулана: Мое тело знает неслыханные песни». В гендере, сексуальности и старинной музыке. Под редакцией Тодда К. Боргердинга. Нью-Йорк: Рутледж, 2002, 41–72.
- Линделл, Роберт. «Музыка и покровительство при дворе Рудольфа II». В музыке немецкого Возрождения: источники, стили и контексты . Под редакцией Джона Кметца. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994.
- МакАуслан, Жанна и Кристан Аспен. «Выдающиеся женщины: женщины эпохи Возрождения в музыке». Горячая проволока (1993): 12–13. EBSCOhost (по состоянию на 18 октября 2016 г.).
- Ньюкомб, Энтони. «Ранние покровители Джованни Марии Нанино в Риме». Журнал музыковедения 30, вып. 1 (2013): 103–27.
- Пендл, Карин. «Музыкальные женщины в Европе раннего Нового времени». Женщины и музыка: история, издательство Индианского университета, 2001.
- Пескерелли, Беатрис, изд. Мадригалы Маддалены Казуланы . Флоренция: Л.С. Ольшки, 1979.
- Пескерелли, Беатрис. «Маддалена Казулана». В «Исторической антологии женской музыки» . Под редакцией Джеймса Р. Бриско. Блумингтон: Индиана, 1986.
- Виллиманн, Йозеф. « Indi non piùdes io » : Отречения и желания: мадригалы Маддалены Казуланы». Музыка и эстетика 10, № 37 (2006): 71–97.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Маддалены Казуланы в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Маддалены Казуланы в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Вторая книга четырехголосных мадригалов , Венеция, 1570 г.
- Казула, Мадлен (1567). Бонаджонта из Сан-Дженези, Джулио (ред.). «Аморозетто Фиоре» . Третья книга желания. Мадригалы для четырех голосов Орландо Лассо и другие замечательные произведения. Музыканты с диалогом из восьми человек . Венеция: Галлика : 16.
- 1540-е годы рождения
- Смерти 1590-х годов
- Люди из Касоле д'Эльза
- Итальянские женщины-композиторы-классики
- Люди итальянского Возрождения
- Итальянские композиторы эпохи Возрождения.
- Итальянские композиторы XVI века.
- Композиторы-классики XVI века.
- Итальянские певицы XVI века.
- Итальянские писательницы XVI века.
- Итальянские писатели XVI века.
- Женщины-композиторы XVI века
- Женщины эпохи Возрождения
- Итальянские женщины-музыканты XVI века.