Аранский джемпер

Джемпер Аран ( ирландский : Geançaí Árann ), также называемый рыбацким джемпером , представляет собой стиль джемпера. [1] свое название он получил от островов Аран у западного побережья Ирландии. [2] [3] Традиционный аранский джемпер обычно имеет грязно-белый цвет, с узором в виде кос на теле и рукавах. Первоначально джемперы вязались из неочищенной шерсти , сохранявшей натуральные масла ( ланолин ), которые делали одежду водостойкой и позволяли ей оставаться пригодной для ношения даже во влажном состоянии.
Использование слова «джемпер» (или других вариантов, таких как « пуловер » и « джерси ») во многом определяется региональной версией английского языка. [1] В случае Ирландии, Великобритании и Австралии «джемпер» является стандартным словом, «джерси» используется в Южной Африке и Новой Зеландии, тогда как «свитер» в основном можно найти в туристических магазинах и в Северной Америке. В ирландском языке используется слово geansai .
Характеристики
[ редактировать ]Традиционно аранский джемпер изготавливается из неокрашенной байнин кремового цвета (произносится как «баунин»), пряжи из овечьей шерсти, иногда из шерсти «черной овцы». Первоначально они изготавливались из нестиранной шерсти, которая все еще содержала натуральный овечий ланолин , что делало одежду водоотталкивающей.
Джемпер обычно имеет 4–6 текстурных рисунков, каждый из которых имеет ширину около 5–10 см (2–4 дюйма), которые спускаются по джемперу столбцами сверху вниз. Обычно узоры симметричны центральной оси, проходящей вниз по центру передней и задней панели. Узоры также обычно распространяются и на рукава. Эту же фактурную вязку используют для изготовления носков, шапок, жилетов и юбок.
История
[ редактировать ]Ведутся споры о том, когда жители острова впервые начали заниматься прыгунами. Ошибочно считается, что некоторые узоры стежков имеют традиционную интерпретацию, часто имеющую религиозное значение. Эти интерпретации были сфабрикованы Хайнцем Эдгаром Киве, владельцем магазина пряжи, который заметил случайное сходство между аранскими стежками и кельтскими узлами и предположил, что аранское вязание было по крайней мере таким же старым, как и узелковое плетение, которое оно напоминает, если не старше. О своих предположениях он написал книгу « Священная история вязания» . [4] который содержит большую часть мифологии, связанной с аранским прыгуном. Однако его тезис был полностью опровергнут многими историками вязания, в том числе Ричардом Раттом , Элис Стармор и Вон Корриган. [5]
Большинство историков сходятся во мнении [6] Это далеко не древнее ремесло, аранское вязание было изобретено совсем недавно, в 1890-х и начале 1900-х годов, когда Совет густонаселенных районов стремился улучшить рыболовную промышленность на островах. Рыбаки и их жены из других регионов Великобритании и Ирландии приехали, чтобы помочь островитянам улучшить навыки рыбной ловли и переработки рыбы, принеся с собой существующую традицию вязания гернсийских свитеров. Эти гернсийские джемперы имеют похожие узоры стежков, но обычно только на кокетке, и выполнены из тонкой шерсти, недоступной жителям островов Аран. Предприимчивые местные женщины начали вязать свою собственную версию, используя более толстую местную шерсть, сплошной узор и другую конструкцию, такую как седловидные плечи, а не более обычные приспущенные рукава со ластовицей. Вон Корриган датирует взрослого Аранского Гэнси, каким мы его знаем сегодня, 1932 годом, когда первый из них был заказан социальным реформатором Мюриэл Гахан . [7]
Первые коммерчески доступные схемы вязания арана были опубликованы в 1940-х годах английской компанией Patons. Журнал Vogue публиковал статьи об этой одежде в 1950-х годах, а экспорт свитеров с запада Ирландии в США начался в начале 1950-х годов. Стандан из Спиддала, графство Голуэй, был первым, кто экспортировал аранский свитер в США. Это обеспечило занятость женщинам по всей Ирландии. В компании May & Mairtin Standun работало более 700 вязальщиц по всей стране, и многие люди полагались на них как на источник дохода. Стендуны были большими друзьями с братьями Клэнси и Люком Келли, и они часто носили аранские свитера от Standun's.
Развитие экспортной торговли в 1950-х и 1960-х годах произошло после того, как PA Ó Síocháin организовала инструктора, с помощью гранта Совета по густонаселенным районам Ирландии , который отправился на острова и научил вязальщиц шить одежду по стандартам. международные размеры. Он поручил ирландскому художнику Шону Китингу , который провел много времени на островах, разработать и проиллюстрировать маркетинговые брошюры. Вязание стало важной частью экономики островов. Популярность джемперов аран еще больше возросла благодаря The Clancy Brothers и Tommy Makem , ирландской группе, играющей фолк-музыку, которая начала записываться в Нью-Йорке в конце 1950-х годов и приняла араны в качестве своей торговой марки на сцене. В начале 1960-х годов они появились на шоу Эда Салливана и даже в специальном телеспектакле для президента США Джона Ф. Кеннеди . Популярность на национальном уровне и растущая популярность The Clancy Brothers и Tommy Makem еще больше подогрели спрос на джемперы из арана. В 1960-е годы, даже несмотря на то, что все доступные вязальщицы были набраны с трех островов и из других частей Ирландии, Ó Síocháin испытывала трудности с выполнением заказов со всего мира. В разгар моды на араны трикотаж даже вдохновил британскую и французскую модную сцену: уроженец Дублина, лондонский дизайнер Дигби Мортон (1906-83) впервые представил изделия ручной вязки, «вдохновленные араном», на своем осеннем показе 1955 года в Париже. В Лондоне, а к 1960 году редактор отдела моды Irish Times заметил, что ирландский стиль ручной вязки оказал влияние на шерстяные изделия парижской моды. [8] Джемпер из арана стал модным в июле 2020 года, когда Тейлор Свифт носила его в фотосессии, сопровождавшей выпуск ее альбома Folklore . [9]
Мифы
[ редактировать ]Частично привлекательность и популярность Арана Джампера обусловлена множеством мифов, распространяемых Хайнцем Эдгаром Киве:
- Говорят, что моховой стежок означает обильный рост.
- Стежок ежевики символизирует природу.
- Говорят, что соты – это удачный стежок, символизирующий изобилие.
- Решетчатые или корзиночные швы, изображающие старые узоры плетеных корзин.
- Лестница Жизни и Древо Жизни представляют этапы жизни.
Иногда говорят, что у каждого островитянина (или его семьи) был джемпер уникального дизайна, чтобы, если он утонет и будет найден, может быть, через несколько недель, на пляже, его тело можно было опознать. [10] Это заблуждение, возможно, возникло из пьесы Джона Миллингтона Синджа 1904 года « Всадники к морю », в которой тело мертвого островитянина опознают по его связанным вручную носкам. Однако даже в пьесе нет никаких упоминаний о каких-либо декоративных узорах или узорах аранского типа. Носки идентифицируются по количеству петель, причем цитата гласит: «Это вторые из третьей пары, которую я связала, я набрала три очка петель и четыре из них сбросила».
Производство Арана сегодня
[ редактировать ]Если раньше большинство джемперов и другой аранской одежды вязалось вручную, то сегодня большинство вещей, продаваемых в Ирландии и других странах, либо связаны машинной вязкой, либо производятся на ручном ткацком станке . Очень немногие люди до сих пор вяжут джемперы вручную на коммерческой основе, но джемперы ручной вязки все еще доступны в местных ремесленных инициативах.
В свитерах машинной вязки, как правило, используется более тонкая шерсть, хлопок или синтетическая пряжа, и они имеют менее сложные узоры, поскольку многие традиционные стежки невозможно воспроизвести таким образом. Они, как правило, более плоские, легкие и менее прочные, без выраженной текстуры, свойственной свитерам, связанным вручную или вытканным вручную. Свитера машинной вязки со временем ослабевают, поэтому рекомендуется покупать на размер меньше размера свитера, который обычно носят. [11] Они являются наименее дорогим вариантом. Ручное ткачество позволяет использовать более сложные стежки, в них будет меньше стежков на дюйм, и они будут толще. Джемперы самого высокого качества, сшитые вручную, практически неотличимы от связанных вручную. Джемперы ручной вязки, как правило, более плотные, имеют более сложные узоры, долговечны и требуют значительной надбавки к цене. Если подержать их на свету, станет очевидна разница между машинной вязкой и ручной вязкой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Словарь Коллинза английского языка». Словарь английского языка Коллинза, стандарт . Харпер Коллинз. 1979. ISBN 0-00-433078-1 .
- ^ Ламберт, Гейл Энн (2002). Таксономия структуры свитеров и их происхождение (PDF) (Диссертация). Роли: Университет штата Северная Каролина. Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2007 года . Проверено 4 марта 2007 г.
- ^ Гиллоу, Джон; Брайан Сентанс (1999). Мировой текстиль: наглядное руководство по традиционным технологиям . Лондон: Thames & Hudson Ltd., стр. 50–51. ISBN 0-500-01950-9 .
- ^ Киве, Хайнц Эдгар (1967). Священная история вязания . Промышленность художественного рукоделия. ASIN B000HTFOEQ .
- ^ Корриган, Вон (2019). Ирландский Аран: история, традиции, мода . О'Брайен Пресс. ISBN 9781788490207 .
- ^ «Региональное вязание на Британских островах и в Ирландии» . Лондон: Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинала 27 октября 2007 года . Проверено 24 февраля 2007 г.
- ^ Митчелл, Джеральдин (1997). Дела, а не слова: жизнь и творчество Мюриэль Гаан . Таунхаус. ISBN 9781860589072 .
- ^ Берк, Мэри (2018). « Коттедж, замок и плащ от кутюр : «традиционные» ирландские ткани и «современная» ирландская мода в Америке, c. 1952–1969». Журнал истории дизайна 31: 4, 364–82.
- ^ Мэри Берк (2020). « Взлет, падение и снова взлет модной привлекательности аранских джемперов ». Ирландская национальная телекомпания RTÉ/сайт Brainstorm, 17 августа.
- ^ Карден, Сюн (2014). «Кабельные переходы: аранская перемычка как миф и товар» . Костюм . 48 (2): 260–275. дои : 10.1179/0590887614Z.00000000053 .
- ^ «Аранские свитера» . Линксон Джек. 4 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 30 мая 2014 г.