Цви Йосеф Резник
Раввин Цви (Хирш) Йосеф Ха Коэн Резник [ 1 ] (1841–1912) был известным ортодоксальным русским раввином и Рош-ешивой (деканом Талмудической академии ), также известным как Ребе Хирш Мейтшетер (как сообщается, потому, что Мейтшет — идишский термин для Молчада — был местом рождения его жены). [ 2 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Резник жил в Жетеле ( Дятлаве ), городе в Белоруссии . По крайней мере, там родился один из его детей, а вот где родился он сам - непонятно. [ 3 ] Он много лет преподавал в Слониме , где его репутация выросла до такой степени, что его часто называли Слонимером . [ 4 ] Его широко уважали как одного из величайших мудрецов Торы своего времени, способного цитировать по памяти весь Талмуд и комментарии к нему. [ 3 ] В 1894 году он был назначен деканом знаменитой ешивы в Сувалках , Польша, Охеля Ицхака , основанной раввином Исааком Вильдманом. Он занимал эту должность в периоды все более жестоких событий, о чем свидетельствует история, записанная в «Изкор-Книге Сувалк» , в которой рассказывается, как он едва избежал жестокого избиения со стороны местных евреев, которые подозревали его в царском шпионе, потому что — в результате плохого зрения в его более поздних годах лет — он всматривался в них так, что это было расценено как шпионаж. Согласно этой истории, Хона, местный пекарь, узнал в нем декана ешивы и разогнал банду, собиравшуюся напасть на него. [ 5 ]
Он оставался Рош-ешивой до своей смерти. Он был похоронен на еврейском кладбище Сувалка рядом с великими мудрецами того времени. [ 6 ] но во время Второй мировой войны нацисты разрушили кладбище, украв большую часть надгробий для строительных проектов, включая бассейн. [ 7 ]
Сын Ицхака Яакова Резника, Резник был Коэном. [ 8 ] [ 9 ] — потомок Аарона , брата Моисея , — и на его похоронах в панегирике, произнесенном раввином Моше Безалелем Лурией из Сувалка, говорилось, что, если бы Храм в Иерусалиме все еще стоял, Резник был бы достоин служить в качестве Коэна Гадола. , Первосвященник еврейского народа . [ 3 ] [ 10 ]
Статус коэнов, членов племени жрецов, был важен как для Резника, так и для его сына Рисикоффа, но из-за чувства истории и ответственности, а не гордости, и в книге Рисикоффа « Ха-Коханим в'ХаЛевиим» он вспоминает, что как его отец учил важности смирения и избеганию любых действий или слов, основанных на гордости или стремлении к престижу. Он пишет, что Резник даже запретил ему рассказывать о нем истории, которые можно было бы считать похвалой, если только не существовало какого-то мусара , этического учения, которое можно было бы вывести из этой истории. Так, например, Рисиков рассказывает в этой книге , как однажды в Слониме, когда там жил его отец, случился большой пожар — и многие жители города, в том числе и другие коэны, несли свои вещи на кладбище, находившееся в одном безопасных мест, — но его отец, основываясь на том факте, что коэнам обычно не разрешают заходить на кладбища, отказался это сделать, заявив, что лучше потерять все свое имущество, чем идти на кладбище.
Резник пользовался таким уважением, что выдающиеся раввины, в том числе раввин Йоссель Шлуфефер, раввин Слонима, приходил к Резнику каждый год перед священным днем Йом Кипур , чтобы попросить его благословения, а также известный слонимский раввин раввин Иеошуа Исаак Шапиро (известный как « Реб Эйзель Чариф») официально заявил, что любой, кто не учился у Резника, «не учёный». [ 4 ]
Резник отклонил множество просьб принять должность официального раввина общины. [ 11 ] или опубликовать его учения и комментарии, заявив, что такая работа отвлечет его от учебы. [ 2 ] Однако некоторые из его учений записаны в трудах его сына, раввина Мнахема ха-Коэна Рисикоффа , особенно в книге « МиТорат Цви Йосеф , Из Торы Цви Йосефа» . [ 12 ] [ 13 ] В этой работе Рисикофф, сам по себе известный ученый, вспоминает о своем отце, отмечая, что его собственные знания по сравнению со знаниями отца подобны «капле в море». Он пишет, что его отец избегал славы, хотя многие из его учеников впоследствии заняли должности раввинов в важных городах, и что его отец не только лишал себя времени, чтобы записать свои учения (хотя многие из его учеников действительно написали и опубликовали его учения). идеи), он даже отказывал себе во времени для переписки, включая лишь несколько кратких предложений в письма, которые ему приходилось писать, или письма, которые он писал своим детям. Он также отмечает, что его отец был известен не только своим знанием Торы (и всех еврейских учений), но и своим характером: у него никогда не было ссор или плохих отношений, и что его ученики не только уважали, но и любили его. ими же тоже.
Резник упоминался в ряде работ других авторов, в том числе раввина Авраама Аарона Юдловица в «Дараш Ав»; и в статье «Кехилат Яаков беслоним» автора слонима М. Завлуцкого, опубликованной в «Кнесет ха-Гедола» (том 4) в Варшаве в 1891 году. [ 10 ]
Семья
[ редактировать ]Помимо его сына Мнахема Рисикоффа, многие другие потомки Резника стали раввинами, в том числе внук Леон Рисикофф и правнуки Арнольд Резникофф , Стивен (Шломо Хаим) Резникофф и Джозеф Симкес . Другой сын Резника, Соломон «Шломо» Хаим Резник, был известным кантором , известным как Граево Хаззан .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Иногда используется «Ресников», как в Yizkor-Book (Мемориальная книга) Сувалка , Берла Кахана (редактор), The Suwalk & Vicinity Relief Committee of New York (издатель), 1961, 164, где упоминаются обе версии имени. «Офф» или «Ов» в конце имени обозначали «сын», поэтому имена можно было использовать как синонимы. Однако в его случае имя Резника упоминалось чаще всего. Хирш — это идишский эквивалент еврейского имени Цви .
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия иудаики , Книга Десятилетия (1973-82), Издательство Кетер, 1982, 523
- ^ Jump up to: а б с Пинкас Зетель: Мемориал еврейской общине Зетеля, Барух Каплински (редактор), Ассоциация Зетеля в Израиле (издатель), Тель-Авив, 1957, 229
- ^ Jump up to: а б Yizkor-Book (Книга памяти) Сувалк , Берл Кахан (редактор), Комитет помощи Сувалку и окрестностям Нью-Йорка (издатель), 1961, 164.
- ^ Книга Изкор Сувалк, стр. 373.
- ^ Дорот ха-Ахроним , Бен-Цион Эйзенштадт, А. Х. Розенберг (издатель), 1915, 335.
- ^ Проект еврейских кладбищ, Международная ассоциация еврейских генеалогических обществ.
- ^ Эта линия передается от отца к сыну и часто обозначается термином «ХаКоэн» в имени человека, как это было в случае Резника и его сына, Мнахема ХаКоэна Рисикоффа .
- ^ Ха Коэним вХаЛевиим , Мнахем Резник, 1940.
- ^ Jump up to: а б Мемориальная книга Мейтшет: Памяти еврейской общины, Бенцион Х. Аялон (редактор), Общество милосердия Молхадз, Израиль и за рубежом, издатель, 1973, 119
- ^ Мелицей Айш , раввин М. Стерн и Юджин Гроссман (издатели), 1962, 62.
- ^ Резник действительно включил короткую письменную заметку в книгу своего сына Шаарей Зевак , страница iv , как хаскама (раввинское одобрение) книги и возможность выразить гордость за достижения своего сына.
- ^ МиТорат Цви Йосеф , Нью-Йорк, 1925 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дорот ха-Ахроним : биографическая статья на иврите
- Введение, HaKohanim VHaLevi'im ( «Священники и левиты »), Мнахем Рисикофф, 1940. Сын Резника вспоминает решение отца, что лучше потерять все, что у них было во время пожара в Слониме, чем «пойти на кладбище», игнорируя их священнический статус и обязанности.
- Фотография и подпись в статье в журнале Mishpacha Magazine за 2022 год , в которой отмечается, что Резник был первым раввином «рава Шломо Полачека, Мейтшетера Иллуя».