Иоанн Фридрих I, курфюрст Саксонии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2022 г. ) |
Джон Фредерик I | |
---|---|
![]() Портрет Лукаса Кранаха Старшего , 1531 год. | |
Курфюрст Саксонии | |
Царствование | 16 августа 1532 г. - 24 апреля 1547 г. |
Предшественник | Джон |
Преемник | Морис |
герцог Саксонии | |
Царствование | 24 апреля 1547 г. - 3 марта 1554 г. |
Предшественник | Морис |
Преемник | Джон Фредерик II |
Ландграф Тюрингии | |
Царствование | 16 августа 1532 г. - 24 апреля 1547 г. |
Предшественник | Джон |
Преемник | Джон Эрнест |
Рожденный | 30 июня 1503 г. Торгау , Саксонское курфюршество , Священная Римская империя |
Умер | 3 марта 1554 г. Веймар , Саксонский электорат, Священная Римская империя | (50 лет)
Похороны | |
Супруг | Сивилла Клевская |
Проблема | Иоанн Фридрих II, герцог Саксонии Джон Уильям, герцог Саксен-Веймарский Иоанн Фридрих III, герцог Саксен-Готский |
Дом | Веттин (линия Эрнестина) |
Отец | Иоанн, курфюрст Саксонии |
Мать | София Мекленбург-Шверинская |
Религия | Римско-католический (1503-1521) Лютеранин (1521-1554) |
Подпись |
Иоанн Фридрих I (30 июня 1503 в Торгау — 3 марта 1554 в Веймаре ), прозванный Великодушным , был курфюрстом Саксонии (1532—1547) и главой Шмалькальдского союза .
Ранние годы
[ редактировать ]Джон Фридрих был старшим сыном Джона, курфюрста Саксонии , от его первой жены Софии Мекленбург-Шверинской . Его мать умерла через четырнадцать дней после его рождения, 12 июля 1503 года.
Джон Фредерик получил образование у Джорджа Спалатина , которого он очень уважал на протяжении всей своей жизни. Спалатин был другом и советником Мартина Лютера , и таким образом, благодаря обучению Спалатина, Джон Фредерик развил преданность учению Лютера. Его познания в истории были всеобъемлющими, а его библиотека, охватывающая все науки, была одной из крупнейших в Германии.
Он установил личные отношения с Лютером, начав переписываться с ним в те дни, когда против реформатора была впервые издана булла об отлучении от церкви , и показав себя убежденным приверженцем Лютера. Он внимательно наблюдал за развитием реформаторского движения. Он читал сочинения Лютера, призывал к печати первого полного (Виттенбергского) издания его сочинений, а в последние годы своей жизни способствовал составлению йенского издания. В курфюрстском замке Хартенфельс в Торгау он построил часовню, специально предназначенную для лютеранского богослужения, и пригласил Мартина Лютера произнести инаугурационную проповедь. Влияние лютеранства при дворе Джона Фредерика также заметно в переводе Фейта Уорбека французского романа « Магелона» , сделанного при подготовке к свадьбе Джона Фредерика в 1527 году; Католические элементы подавляются. [1]
Его отец познакомил его с политическими и дипломатическими делами того времени, и он провел первые переговоры о договоре с Гессеном в Кройцбурге и Фридевальде. Он принимал активное участие в волнениях, вызванных делом Стаи ( см. Иоанн Стойкий ), и Лютер был благодарен ему за его усилия, несмотря на молодость, по поддержанию мира.
Во время второго сейма Шпейера (1529 г.) он временно взял на себя бразды правления вместо своего отца. Интриги эрцгерцога Фердинанда побудили его после сейма составить императорский статут для евангелических поместий, что показывает, что он был более решительно убежден в праве и долге обороны, чем его отец. Он сопровождал последнего на Аугсбургский сейм в 1530 году, подписал с ним Аугсбургское исповедание и принимал активное участие в его работе. Его отношение не осталось незамеченным и снискало ему неприязнь императора Карла V.
Курфюрст Саксонии
[ редактировать ]В 1532 году Джон Фредерик сменил своего отца на посту курфюрста. Вначале он правил вместе со своим сводным братом Иоанном Эрнестом , но в 1542 году стал единоличным правителем.
Канцлер Грегор Брюк , который в течение многих лет умело и осмотрительно руководил внешними отношениями страны, оставался также его советником, но его открытый и импульсивный характер часто заставлял его игнорировать предложения своего более опытного советника, так что страна находилась в частая опасность, тем более что Джон Фредерик не был дальновидным политиком.
Он консолидировал Лютеранскую государственную церковь путем учреждения избирательной консистории (1542 г.) и возобновил посещение церкви. Он занял более твердую и решительную позицию, чем его отец, в пользу Шмалькальдского союза , но из-за своих строго лютеранских убеждений у него были трудности с Филиппом I, ландграфом Гессеном , который выступал за союз со швейцарскими и страсбургскими евангелистами. Он был против всех предложений пап Климента VII и Павла III поддержать созыв Генерального собора , поскольку был убежден, что это послужит только «для сохранения папского и антихристианского правления»; [2] но, чтобы быть готовым к любому событию, он попросил Лютера обобщить перед собором все статьи, которых он будет придерживаться, и Лютер написал « Шмалькальдовы статьи» . На сейме в Шмалькальдене в 1537 году в совете было отказано, а курфюрст отнесся к папскому легату с открытым пренебрежением и отверг предложения Маттиаса фон Хельда , имперского легата.

Он с подозрением следил за усилиями по достижению соглашения на конференции в Регенсбурге в 1541 году и отказался принять статью об оправдании, которая была разработана под руководством Гаспаро Контарини и удовлетворяла обе стороны, а Лютер, его постоянный советник, утвердил его в своем отвращение. Попытки достичь соглашения не увенчались успехом, и курфюрст немало способствовал расширению пропасти своим вмешательством в церковные дела Галле и помощью Реформации, которую там провел Юстус Йонас . Его позиция становилась все более и более упрямой и, несмотря на последствия, не в пользу протестантского дела.
Несмотря на предупреждения императора, Брюка и Лютера, он произвольно отменил в 1541 году избрание Юлиуса фон Пфлюга епископом Наумбурга и вместо этого назначил Николая фон Амсдорфа епископом и ввел Реформацию. В 1542 году он изгнал герцога Генриха V Брауншвейг-Вольфенбюттеля из своей страны, чтобы защитить евангелические города Гослар и Брауншвейг , и провел там Реформацию. Участие в других войнах помешало императору Карлу V вмешаться, и, очевидно уступив, ему удалось скрыть свои истинные намерения. Курфюрст лично присутствовал на сейме в Шпейере в 1544 году. Гармония императора с евангелистами никогда не казалась такой большой, как в то время. Он позволил Регенсбургской декларации 1541 года быть воплощенной в новом перерыве и признал все нововведения, которые евангелисты сделали между 1532 и 1541 годами, потому что он нуждался в помощи протестантов против Франции . Джон Фредерик действительно думал, что наступил мир, и продолжил церковные реформы в своей стране. Даже растущие разногласия среди союзников его не тревожили.
Когда Шмалькальдская война в 1546 году разразилась , он двинулся на юг во главе своих войск, но неожиданное вторжение в его страну его двоюродного брата герцога Мориса вынудило его вернуться. Ему удалось отвоевать большую часть своих владений и дать отпор Морису, но внезапно император поспешил на север и удивил курфюрста. Битва при Мюльберге 24 апреля 1547 года пошла против него и рассеяла его армию. Он получил резаную рану на левой стороне лица, оставив уродующий шрам от нижней глазницы до щеки. Он был взят в плен Карлом V и отправлен в ссылку в Вормс .
Узник
[ редактировать ]Император Карл V приговорил Джона Фредерика к смертной казни как осужденного мятежника; но, чтобы не терять времени при осаде Виттенберга, который защищала жена Джона Фредерика, Сибилла , он не исполнил приговор и вступил в переговоры.
Чтобы спасти свою жизнь, защитить жену и сыновей и предотвратить дальнейшие военные действия, Джон Фредерик признал капитуляцию Виттенберга , и, после того как он был вынужден уйти в отставку правительства своей страны в пользу Мориса, его приговор был заменен пожизненным заключением. .
Последние дни
[ редактировать ]Внезапное нападение на императора со стороны курфюрста Мориса положило конец заключению Джона Фредерика, и он был освобожден 1 сентября 1552 года. Он твердо отказался брать на себя обязательства подчиняться в вопросах религии решениям будущего совета или сейма, заявив, что он был полон решимости до самой могилы придерживаться доктрины, содержащейся в Аугсбургском исповедании.
Его обратный путь домой был триумфальным маршем. Он встретил свою семью после пятилетнего отсутствия в замке Вольферсдорф , который ранее он построил как охотничий домик, и переименовал его в Schloss Froehliche Wiederkunft («Дворец счастливого возвращения»).
Он перенес резиденцию правительства в Веймар и изменил условия жизни в своей стране, но умер через два года. Особым объектом его заботы был Йенский университет , который он планировал на месте утраченного им Виттенбергского (1547 г.). Он умер в Веймаре.
Брак и семья
[ редактировать ]
В Торгау 9 февраля 1527 года Джон Фредерик женился на Сибилле Клевской , дочери Иоанна III, герцога Клевского и сестре Анны Клевской , которая недолгое время была королевой Англии в качестве четвертой жены короля Генриха VIII . У них было четыре сына:
- Иоанн Фридрих II, герцог Саксонский (род. Торгау, 8 января 1529 г. - ум. императорским узником в замке Штайер, Верхняя Австрия, 19 мая 1595 г.)
- Джон Уильям, герцог Саксен-Веймарский (род. Торгау, 11 марта 1530 г. - ум. Веймар, 2 марта 1573 г.)
- Джон Эрнест (род. Веймар, 5 января 1535 г. - ум. Веймар, 11 января 1535 г.)
- Иоанн Фридрих III , герцог Саксен-Готский (1554–1565) (род. Торгау, 16 января 1538 г. - ум. Йена, 31 октября)
1565)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Креммельбейн, Томас (1987). «Вейт Варбек и занимательная история прекрасной Магелоны Гмюндера Фолькшохшуле». Журнал немецкой античности и немецкой литературы . 116 (2): 67–69. JSTOR 20657780 .
- ^ Хаук, Альберт (1910). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога: охват библейской, исторической, доктринальной и практической теологии, а также библейской, теологической и церковной биографии с древнейших времен до наших дней . Компания Фанк и Вагналлс. п. 212.
В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [1]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 458.
- А. Бек, Иоганн Фридрих Средний, 2 тома, Веймар, 1858 г.
- Ф. фон Безольд, История немецкой Реформации. Берлин, 1886 г.
- Биография на сайте WHKLMA
Переводы
[ редактировать ]- Ответ принца на переходный период в Аугсбурге , перевод Натаниэля Дж. Биберта ( Парсонаж из красного кирпича , 2015).
Внешние ссылки
[ редактировать ]