Jump to content

Ацуко Танака (художник)

Ацуко Танака
Ацуко Танака в 1957 году в электрическом платье.
Рожденный ( 1932-02-10 ) 10 февраля 1932 г.
Умер 3 декабря 2005 г. (03 декабря 2005 г.) (73 года)
Известный Живопись , Скульптура , Перформанс , Инсталляция

Ацуко Танака (田中 敦子, Танака Ацуко ; 10 февраля 1932 — 3 декабря 2005) — японская художница -авангардистка . Она была центральной фигурой Художественной ассоциации Гутай с 1955 по 1965 год. Ее работы привлекли повышенное внимание кураторов и ученых во всем мире с начала 2000-х годов, когда она получила свою первую музейную ретроспективу в Асия , Япония, за которой последовала первая ретроспектива за рубежом, в Нью-Йорке и Ванкувере. [ 1 ] [ 2 ] Ее работы были представлены на многочисленных выставках искусства Гутай в Европе и Северной Америке. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Танака родился в Осаке , 10 февраля 1932 года. [ 3 ] У нее было четыре старшие сестры и четыре старших брата. В 1950 году она училась на факультете западной живописи Киотского муниципального колледжа искусств (ныне Киотского городского университета искусств ), а с 1951 года уехала в Художественный институт Муниципального художественного музея Осаки. [ 4 ]

Во время учебы в колледже Танака подружилась со своим старшеклассником Акирой Канаямой . Канаяма посоветовал ей изучить новые художественные языки, а позже предложил ей присоединиться к коллективу художников Zero Society (Zero-kai), который он основал вместе с другими молодыми художниками, включая Кадзуо Сирагу и Сабуро Мураками . [ 5 ] [ 6 ]

Во время длительного периода госпитализации в 1953 году Танака начал создавать нефигуративные произведения искусства. [ 7 ] Вдохновленная календарем, с помощью которого она считала дни, Танака начала создавать серию работ, состоящих из рукописных цифр на различных коллажных материалах, включая конопляную ткань, кальку и газету. [ 7 ] [ 6 ] В некоторых из этих работ Танака повторял и фрагментировал числа, чтобы лишить естественности значение числовых знаков.

В 1955 году Танака, Канаяма и другие члены «Нулевого общества» присоединились к Художественной ассоциации Гутай , группе художников-авангардистов, возглавляемой художником Ёсихарой ​​Дзиро. [ 8 ] Присоединившись к Гутаю, Танака создал несколько знаковых работ, таких как «Электрическое платье» (1956), «Работа» ( Bell , 1956) и «Работа» ( Pink Rayon , 1955), которые заслужили как внимание общественности, так и положительные отзывы искусствоведов. [ 1 ] Она также исполнила Stage Cloth (1957) на мероприятии Gutai Art on the Stage, которое Гутай проводил в зале Санкей в Осаке. [ 1 ]

По мере того, как сольная творческая карьера Танаки стремительно росла в конце 50-х - начале 60-х годов, ее отношения с Ёсихарой ​​Дзиро стали натянутыми. [ 1 ] Из-за своей психической нестабильности и напряжения внутри группы Танака решила покинуть Гутай в 1965 году и вышла замуж за Канаяму. [ 1 ] Они переехали в дом при храме Мёходзи в Осаке. [ 1 ] Большую часть своих работ она создавала дома и в квартире на втором этаже родительского дома, в десяти минутах от места, где она жила. [ 9 ] В 1972 году Танака с мужем переехали в Нару.

В постгутайский период Танака в основном создавала большие картины, нанося эмалевые краски из синтетической смолы на горизонтально уложенные холсты. [ 10 ] Она разработала уникальные мотивы красочных кругов и переплетающихся линий на основе своих ранних рисунков, вдохновленных «Электрическим платьем» и «Колокольчиком» . Ее картины этого периода продолжали привлекать внимание в Японии и за рубежом.

3 декабря 2005 года Танака умер от пневмонии в результате дорожно-транспортного происшествия в возрасте 74 лет. [ 11 ] [ 1 ]

Участие в движении Гутай

[ редактировать ]

В 1952 году Акира Канаяма познакомил Танаку со своими коллегами по Зеро-кай (Общество Ноль), экспериментальной художественной группе, которую он основал вместе с Сирагой Кадзуо и Муракуми Сабуро . Танака вскоре присоединился к этому объединению. [ 12 ] Тем временем Дзиро Ёсихара, признанный художник и критик, предлагал частные уроки живописи маслом в западном стиле. Под влиянием абстрактного искусства, возникшего в Токио, Ёшихара задумал новый вид искусства, который «создаст то, что никогда раньше не делалось». [ 13 ] В 1954 году Ёсихара и другие молодые художники, в основном его ученики-единомышленники, основали Художественную ассоциацию Гутай. [ 3 ] Примерно в июне 1955 года Ёшихара послал художника Гутая Симамото Сёдзо пригласить членов Общества Ноль, включая Танаку, присоединиться к Гутаю. [ 8 ]

Танака, как и другие члены Общества Зеро, стали центральными фигурами Гутая после того, как присоединились к нему. Их нефигуративные художественные эксперименты способствовали дальнейшей радикализации искусства Гутая. [ 5 ] Работы Танаки были представлены на всех выставках Гутая с 1955 по 1965 год. [ 4 ] После того, как она покинула Гутай, выставки как в Японии, так и на Западе продолжали включать ее знаковые работы, такие как «Колокол» (1955) и «Электрическое платье» (1956), как символ эксперимента, проведенного Гутаем. [ 6 ]

Tokyo Work (1955 г.), реконструирован в 2007 г.

Абстрактные картины, скульптуры, перформансы и инсталляции Танаки бросили вызов общепринятым представлениям о том, как должны выглядеть или «исполняться» произведения искусства. [ 3 ] Использование ею повседневных материалов, таких как окрашенный на заводе текстиль, электрические звонки и лампочки, раскрывало художественную красоту обыденных предметов. [ 7 ]

Желтая ткань (1955)

[ редактировать ]

В «Желтой ткани» Танака вырезал три куска простой хлопчатобумажной ткани и прикрепил их к стене галереи. Ткани нежно развевались, когда зрители проходили мимо. [ 7 ] Без особого вмешательства художника работу практически невозможно было отличить от обычных тканей массового производства. Назвав эту работу « картиной », Танака бросил вызов общепринятому определению этого слова. [ 7 ] Работа раскрыла внутреннюю красоту материалов, свободных от сложных художественных манипуляций. Коллега Танаки по Гутаи Садамаса Мотанага писал об этом: «Красота – это не техника. Люди ощущают красоту расстегивания ткани даже у себя дома. Художник отметил это как красоту. Этот поступок очень ценен». [ 14 ]

Белл (1955)

[ редактировать ]

Вдохновленная своей уличной инсталляцией Pink Rayon (1955), Танака создала Bell в 1955 году. [ 15 ] Он состоял из двадцати электрических звонков и кнопки с надписью «Пожалуйста, не стесняйтесь нажимать кнопку, Ацуко Танака». [ 7 ] В ранних версиях « Колокола » колокола располагались с двухметровым интервалом друг от друга, окружая помещение галереи. [ 7 ] [ 15 ] Когда посетители нажимали кнопку, колокола звонили последовательно в течение двух минут. [ 3 ] Расположение колоколов было адаптировано к различным помещениям на более поздних выставках. [ 15 ]

Эта работа позволила посетителям нарушить табу галерейных пространств, позволив им одновременно прикасаться к произведениям искусства и издавать громкий шум в галерее. [ 7 ] , сделанном членом Gutai Ширагой Фудзико, В обзоре Bell эта работа интерпретируется как расширяющая возможности для зрителей «стоять на самом краю процесса творчества» и испытывать радость создания искусства. [ 16 ] Однако зрители также «испытывают ужас ответственности за себя». [ 16 ] Те, кого спровоцировал пронзительный шум, испытывали смущение и беспокойство под присмотром других. [ 1 ] Таким образом, работа также заставила зрителей задуматься об ограниченности их свободы воли и предполагаемом контроле над внешним миром. [ 1 ]

Электрическое платье (1956)

[ редактировать ]

Знаменитое электрическое платье Танаки (1956 г.) представляло собой одежду, сделанную из 200 лампочек весом более 50 кг. На «2-й художественной выставке Гутая», проходившей в 1956 году, Танака носил электрическое платье и гулял по галерее. На фотографиях выступления видно, как Танака с головы до ног покрыта одеждой, видны только ее лицо и руки. [ 1 ] Цветные лампочки беспорядочно мерцали, создавая ощущение инопланетного существа, и, по словам Танаки, «мигали, как фейерверк». [ 17 ]

Танаку вдохновили ослепительные неоновые вывески городской Осаки На создание Electric Dress . [ 1 ] Таким образом, работа отразила меняющийся городской пейзаж в условиях быстрой урбанизации послевоенной Японии. [ 1 ] В то же время произведение ограничивало тело своего владельца и излучало угрожающий жар и ослепляющий свет. Сама Танака заметила трепет в тот момент, когда на работу включили электричество: «У меня возникла мимолетная мысль: неужели именно так будет себя чувствовать заключенный, приговоренный к смертной казни?» [ 3 ] Работа визуализировала силу устройства, сделанного из промышленных материалов, которое угрожало человеческой плоти. [ 1 ]

Насыщенные цвета Electric Dress также отсылают к моде и рекламе. [ 1 ] В послевоенной Японии однотонные костюмы военного времени постепенно уступили место яркой одежде, которую широко производили, рекламировали и носили. [ 18 ] Кроме того, шитье как хобби приобрело популярность среди японских женщин. [ 19 ] Сама Танака подала заявление в швейную школу и осталась швеей-любительницей. [ 18 ] Создав «Электрическое платье» , которое охватывало тело своего владельца, Танака критически переосмыслил ограничения, налагаемые модой на женское тело.

Сценическая одежда (спектакль 1956 года)

[ редактировать ]

Спектакль Танаки «Сценическая одежда» (1956) также критически затронул вопросы моды, тела и пола. Танака разработал многослойный костюм со съемными деталями рукавов. [ 1 ] Во время выступления она снимала слои одежды один за другим, обнажая наряды под ними. [ 1 ] На заднем плане позади нее располагалось гигантское розовое платье с рукавами длиной 9,1 метра. Хотя выступление напоминало стриптиз-шоу, бесстрастное лицо Танаки и бесстрастные движения отказывались от эротизированного прочтения ее тела и действий. [ 1 ]

Выставки и коллекции

[ редактировать ]

В 2000-х годах работы Танаки были представлены на многочисленных выставках в Японии и за рубежом, в том числе в Киотском национальном музее современного искусства , в Нагое галерее HAM , галерее New York Gray Art Gallery и галерее Паулы Купер, а также в Galerie im Taxispalais в Инсбрук . Галерея Grey Art Gallery посвящена периоду Танаки Гутай, а также включает видео и документацию о движении, а также реконструированную версию Electric Dress . [ 20 ] В 2005 году Университета Британской Колумбии в Художественная галерея Морриса и Хелен Белкин Ванкувере организовала крупную выставку работ Танаки под названием «Электрифицирующее искусство: Ацуко Танака, 1954–1968». Electric Dress и другие работы были представлены на выставке Documenta 12 2007 года в Касселе . Крупная ретроспективная выставка «Ацуко Танака: Искусство общения» прошла в Бирмингеме, Кастельо и Токио в 2011–2012 годах.

Работы Ацуко Танаки включены в ряд публичных коллекций международного значения, в том числе в Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. В онлайн-коллекции МоМА представлена ​​большая безымянная работа Танаки 1964 года (синтетическая полимерная краска на холсте). Это произведение высотой почти 12 футов (3,7 м) и шириной более 7 футов (2,1 м), согласно онлайн-описанию MOMA, «развилось из перформанса Танаки «Электрическое платье »» и «ярко отражает жестовое применение художником слоев и мотков разноцветных тканей». акриловая краска на холсте, лежащем на полу». [ 21 ] [ 22 ] Центру Помпиду Танаки, в Париже, Франция, принадлежит реконструкция электрического платья сделанная в 1999 году по случаю ретроспективы Гутаи, проходившей в Jeu de Paume . [ 23 ] Танака была отмечена как пионер абстракции на выставке «Женщины в абстракции», курируемой Кристиной Масель и показанной в Центре Помпиду и Музее Гуггенхайма в Бильбао в 2021 году. [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кунимото, Намико (2013). «Электрическое платье» Танаки Ацуко и цепи субъективности». Художественный вестник . 95 (3): 465–483. дои : 10.1080/00043079.2013.10786084 . ISSN   0004-3079 . JSTOR   43188842 . S2CID   194131094 .
  2. ^ Ёсимото, Мидори (2006). «Женщины-художницы в японском послевоенном авангарде: прославление множественности». Женский художественный журнал . 27 (1): 26–32. ISSN   0270-7993 . JSTOR   20358068 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Гомес, Эдвард М. (апрель 2005 г.). «Ацуко Танака: рисование электрического тела»: 80–83. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Jump up to: а б Гутай сирёсю: Dokyumento Gutai, 1954–1972 / Document Gutai, 1954–1972 (Ашия: Городской музей искусства и истории Асия, 1993), под редакцией Городского музея искусства и истории Асия
  5. ^ Jump up to: а б Вестгест, Хелен (1997). Дзен в пятидесятые годы: взаимодействие в искусстве между Востоком и Западом (2-е изд.). Зволле: Издательство Waanders. ISBN  90-400-9892-1 . OCLC   38315901 .
  6. ^ Jump up to: а б с Танака Ацуко: Искусство общения , под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тиампо, Мин. «Электрифицирующая живопись». В «Электрифицирующем искусстве» под редакцией Минг Тиампо, 64–78. Нью-Йорк и Ванкувер: Галерея Грея и Галерея Хелен и Моррис Белкин, 2001.
  8. ^ Jump up to: а б Ойобе, Нацу. «Человеческая субъективность и конфронтация с материалами в японском искусстве: Ёшихара Дзиро и первые годы Художественной ассоциации Гутай, 1947–1958». Докторская диссертация, Мичиганский университет, 2005 г. https://deepblue.lib.umich.edu/handle/2027.42/125466.
  9. ^ «Ацуко Танака» . Всемирная корпорация. 2008 год . Проверено 26 апреля 2008 г.
  10. ^ Юко Хасэгава, «Сетевая живопись. Пророчества настоящего», в «Танака Ацуко: Искусство соединения », под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като, 39-47. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
  11. ^ ООО «ПроКвест» (декабрь 2005 г.). «Ацуко Танака, 73 года, художница-авангардист» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 г. Проверено 26 апреля 2008 г.
  12. ^ Икегами, Юко (1 июня 2009 г.). «Интервью с Кадзуо Сирагой » Устная история Архива японского искусства . Получено 17 марта.
  13. ^ Ёшихара Дзиро, «Gutai Gurupu no 10 nen: sono ichi» (10 лет группы Gutai: Часть первая), Bijutsu Jyanaru 38, март 1963 г., переведено и процитировано в Ming Tiampo, «Создавайте то, что никогда не делалось раньше!» ' Историзация дискурсов оригинальности Гутаи», Третий текст , том 21, выпуск 6, 689–706. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09528820701761335?journalCode=ctte20
  14. ^ Садамаса Мотонага, Справочник по искусству Гутай , брошюра, напечатанная для 1-й художественной выставки Гутай, 1955 г., переведена и цитируется в Минг Тиампо, «Электрифицирующая живопись», в «Электрифицируя искусство » , под редакцией Минг Тиампо, 64-78. Нью-Йорк и Ванкувер: Галерея Грея и Галерея Хелен и Моррис Белкин, 2001.
  15. ^ Jump up to: а б с Като, Мизухо. «Картины Ацуко Танаки глазами работы (Белл)». В «Танака Ацуко: Искусство соединения » под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като, 39–47. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
  16. ^ Jump up to: а б Ширага, Фудзико, безымянный обзор инсталляции Танаки Ацуко «Колокол» (1956), Гутай , № 4 (1956), цитируется в Като, Мидзухо. «Картины Ацуко Танаки глазами работы (Белл)». В «Танака Ацуко: Искусство соединения » под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като, 39–47. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
  17. ^ Майерс, Терри (июнь 2012 г.). «Письмо из Токио» . Бруклинская железная дорога .
  18. ^ Jump up to: а б Кунимото, Намико. «Портреты Солнца: насилие, пол и нация в искусстве Шираги Кадзуо и Танаки Ацуко». Докторская диссертация, Калифорнийский университет, Беркли, 2010 г.
  19. ^ Гордон, Эндрю, 1952- (2012). Потребители-фабриканты: швейные машины в современной Японии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-95031-3 . OCLC   780449873 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Daily, Меган (апрель 2008 г.). «Ацуко Танака: Галерея серого искусства Нью-Йоркского университета / Галерея Паулы Купер». Артфорум Интернэшнл .
  21. ^ «МОМА» . www.moma.org .
  22. ^ «Ацуко Танака. Без названия. 1964 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 13 ноября 2019 г.
  23. ^ «Ацуко Танака — Денкифуку (Электрическое платье)» . 20 апреля
  24. ^ Масель, Кристина (2021). Женщины в абстракции . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 168–169. ISBN  978-0-500-09437-2 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Ацуко Танака; Минг Тиампо; Мидзухо Като; Художественная галерея Морриса и Хелен Белкин. Электрифицирующее искусство: Ацуко Танака, 1954–1968 ( Ванкувер : Художественная галерея Морриса и Хелен Белкин, 2004) (ссылка Worldcat: [1] ) ISBN   0-88865-632-7 . [Обратите внимание: хотя WorldCat указывает дату создания этой книги в 2004 году, сама выставка, согласно сайту галереи, проходила с 21 января по 20 марта 2005 года]
  • Марк Стивенс (04 октября 2004 г.). «Арт-обзор: Всё освещено» . Журнал Нью-Йорк .
  • Холланд Коттер (1 октября 2004 г.). «Ацуко Танака: С колокольчиками и вспышками, работа японской пионерки» . Нью-Йорк Таймс .
  • Ацуко Танака. Искусство общения , Джонатан Уоткинс, Мизухо Като, ред., отл. кат., Галерея Ikon, Бирмингем, Espai d'Art Contemporani, Кастельо, Музей современного искусства Токио, 2011–2012 (Бирмингем: Галерея Ikon, 2011).
  • Намико Кунимото, «Ставки разоблачения: тревожные тела - это послевоенное японское искусство», Миннеаполис: University of Minnesota Press, 2017.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5338e3b864448a4fc2bb6e693b40e0b__1721858760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/0b/b5338e3b864448a4fc2bb6e693b40e0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atsuko Tanaka (artist) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)