Ацуко Танака (художник)
Ацуко Танака | |
---|---|
![]() Ацуко Танака в 1957 году в электрическом платье. | |
Рожденный | |
Умер | 3 декабря 2005 г. | (73 года)
Известный | Живопись , Скульптура , Перформанс , Инсталляция |
Ацуко Танака (田中 敦子, Танака Ацуко ; 10 февраля 1932 — 3 декабря 2005) — японская художница -авангардистка . Она была центральной фигурой Художественной ассоциации Гутай с 1955 по 1965 год. Ее работы привлекли повышенное внимание кураторов и ученых во всем мире с начала 2000-х годов, когда она получила свою первую музейную ретроспективу в Асия , Япония, за которой последовала первая ретроспектива за рубежом, в Нью-Йорке и Ванкувере. [ 1 ] [ 2 ] Ее работы были представлены на многочисленных выставках искусства Гутай в Европе и Северной Америке. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Танака родился в Осаке , 10 февраля 1932 года. [ 3 ] У нее было четыре старшие сестры и четыре старших брата. В 1950 году она училась на факультете западной живописи Киотского муниципального колледжа искусств (ныне Киотского городского университета искусств ), а с 1951 года уехала в Художественный институт Муниципального художественного музея Осаки. [ 4 ]
Во время учебы в колледже Танака подружилась со своим старшеклассником Акирой Канаямой . Канаяма посоветовал ей изучить новые художественные языки, а позже предложил ей присоединиться к коллективу художников Zero Society (Zero-kai), который он основал вместе с другими молодыми художниками, включая Кадзуо Сирагу и Сабуро Мураками . [ 5 ] [ 6 ]
Во время длительного периода госпитализации в 1953 году Танака начал создавать нефигуративные произведения искусства. [ 7 ] Вдохновленная календарем, с помощью которого она считала дни, Танака начала создавать серию работ, состоящих из рукописных цифр на различных коллажных материалах, включая конопляную ткань, кальку и газету. [ 7 ] [ 6 ] В некоторых из этих работ Танака повторял и фрагментировал числа, чтобы лишить естественности значение числовых знаков.
В 1955 году Танака, Канаяма и другие члены «Нулевого общества» присоединились к Художественной ассоциации Гутай , группе художников-авангардистов, возглавляемой художником Ёсихарой Дзиро. [ 8 ] Присоединившись к Гутаю, Танака создал несколько знаковых работ, таких как «Электрическое платье» (1956), «Работа» ( Bell , 1956) и «Работа» ( Pink Rayon , 1955), которые заслужили как внимание общественности, так и положительные отзывы искусствоведов. [ 1 ] Она также исполнила Stage Cloth (1957) на мероприятии Gutai Art on the Stage, которое Гутай проводил в зале Санкей в Осаке. [ 1 ]
По мере того, как сольная творческая карьера Танаки стремительно росла в конце 50-х - начале 60-х годов, ее отношения с Ёсихарой Дзиро стали натянутыми. [ 1 ] Из-за своей психической нестабильности и напряжения внутри группы Танака решила покинуть Гутай в 1965 году и вышла замуж за Канаяму. [ 1 ] Они переехали в дом при храме Мёходзи в Осаке. [ 1 ] Большую часть своих работ она создавала дома и в квартире на втором этаже родительского дома, в десяти минутах от места, где она жила. [ 9 ] В 1972 году Танака с мужем переехали в Нару.
В постгутайский период Танака в основном создавала большие картины, нанося эмалевые краски из синтетической смолы на горизонтально уложенные холсты. [ 10 ] Она разработала уникальные мотивы красочных кругов и переплетающихся линий на основе своих ранних рисунков, вдохновленных «Электрическим платьем» и «Колокольчиком» . Ее картины этого периода продолжали привлекать внимание в Японии и за рубежом.
3 декабря 2005 года Танака умер от пневмонии в результате дорожно-транспортного происшествия в возрасте 74 лет. [ 11 ] [ 1 ]
Участие в движении Гутай
[ редактировать ]В 1952 году Акира Канаяма познакомил Танаку со своими коллегами по Зеро-кай (Общество Ноль), экспериментальной художественной группе, которую он основал вместе с Сирагой Кадзуо и Муракуми Сабуро . Танака вскоре присоединился к этому объединению. [ 12 ] Тем временем Дзиро Ёсихара, признанный художник и критик, предлагал частные уроки живописи маслом в западном стиле. Под влиянием абстрактного искусства, возникшего в Токио, Ёшихара задумал новый вид искусства, который «создаст то, что никогда раньше не делалось». [ 13 ] В 1954 году Ёсихара и другие молодые художники, в основном его ученики-единомышленники, основали Художественную ассоциацию Гутай. [ 3 ] Примерно в июне 1955 года Ёшихара послал художника Гутая Симамото Сёдзо пригласить членов Общества Ноль, включая Танаку, присоединиться к Гутаю. [ 8 ]
Танака, как и другие члены Общества Зеро, стали центральными фигурами Гутая после того, как присоединились к нему. Их нефигуративные художественные эксперименты способствовали дальнейшей радикализации искусства Гутая. [ 5 ] Работы Танаки были представлены на всех выставках Гутая с 1955 по 1965 год. [ 4 ] После того, как она покинула Гутай, выставки как в Японии, так и на Западе продолжали включать ее знаковые работы, такие как «Колокол» (1955) и «Электрическое платье» (1956), как символ эксперимента, проведенного Гутаем. [ 6 ]
Работа
[ редактировать ]
Абстрактные картины, скульптуры, перформансы и инсталляции Танаки бросили вызов общепринятым представлениям о том, как должны выглядеть или «исполняться» произведения искусства. [ 3 ] Использование ею повседневных материалов, таких как окрашенный на заводе текстиль, электрические звонки и лампочки, раскрывало художественную красоту обыденных предметов. [ 7 ]
Желтая ткань (1955)
[ редактировать ]В «Желтой ткани» Танака вырезал три куска простой хлопчатобумажной ткани и прикрепил их к стене галереи. Ткани нежно развевались, когда зрители проходили мимо. [ 7 ] Без особого вмешательства художника работу практически невозможно было отличить от обычных тканей массового производства. Назвав эту работу « картиной », Танака бросил вызов общепринятому определению этого слова. [ 7 ] Работа раскрыла внутреннюю красоту материалов, свободных от сложных художественных манипуляций. Коллега Танаки по Гутаи Садамаса Мотанага писал об этом: «Красота – это не техника. Люди ощущают красоту расстегивания ткани даже у себя дома. Художник отметил это как красоту. Этот поступок очень ценен». [ 14 ]
Белл (1955)
[ редактировать ]Вдохновленная своей уличной инсталляцией Pink Rayon (1955), Танака создала Bell в 1955 году. [ 15 ] Он состоял из двадцати электрических звонков и кнопки с надписью «Пожалуйста, не стесняйтесь нажимать кнопку, Ацуко Танака». [ 7 ] В ранних версиях « Колокола » колокола располагались с двухметровым интервалом друг от друга, окружая помещение галереи. [ 7 ] [ 15 ] Когда посетители нажимали кнопку, колокола звонили последовательно в течение двух минут. [ 3 ] Расположение колоколов было адаптировано к различным помещениям на более поздних выставках. [ 15 ]
Эта работа позволила посетителям нарушить табу галерейных пространств, позволив им одновременно прикасаться к произведениям искусства и издавать громкий шум в галерее. [ 7 ] , сделанном членом Gutai Ширагой Фудзико, В обзоре Bell эта работа интерпретируется как расширяющая возможности для зрителей «стоять на самом краю процесса творчества» и испытывать радость создания искусства. [ 16 ] Однако зрители также «испытывают ужас ответственности за себя». [ 16 ] Те, кого спровоцировал пронзительный шум, испытывали смущение и беспокойство под присмотром других. [ 1 ] Таким образом, работа также заставила зрителей задуматься об ограниченности их свободы воли и предполагаемом контроле над внешним миром. [ 1 ]
Электрическое платье (1956)
[ редактировать ]Знаменитое электрическое платье Танаки (1956 г.) представляло собой одежду, сделанную из 200 лампочек весом более 50 кг. На «2-й художественной выставке Гутая», проходившей в 1956 году, Танака носил электрическое платье и гулял по галерее. На фотографиях выступления видно, как Танака с головы до ног покрыта одеждой, видны только ее лицо и руки. [ 1 ] Цветные лампочки беспорядочно мерцали, создавая ощущение инопланетного существа, и, по словам Танаки, «мигали, как фейерверк». [ 17 ]
Танаку вдохновили ослепительные неоновые вывески городской Осаки На создание Electric Dress . [ 1 ] Таким образом, работа отразила меняющийся городской пейзаж в условиях быстрой урбанизации послевоенной Японии. [ 1 ] В то же время произведение ограничивало тело своего владельца и излучало угрожающий жар и ослепляющий свет. Сама Танака заметила трепет в тот момент, когда на работу включили электричество: «У меня возникла мимолетная мысль: неужели именно так будет себя чувствовать заключенный, приговоренный к смертной казни?» [ 3 ] Работа визуализировала силу устройства, сделанного из промышленных материалов, которое угрожало человеческой плоти. [ 1 ]
Насыщенные цвета Electric Dress также отсылают к моде и рекламе. [ 1 ] В послевоенной Японии однотонные костюмы военного времени постепенно уступили место яркой одежде, которую широко производили, рекламировали и носили. [ 18 ] Кроме того, шитье как хобби приобрело популярность среди японских женщин. [ 19 ] Сама Танака подала заявление в швейную школу и осталась швеей-любительницей. [ 18 ] Создав «Электрическое платье» , которое охватывало тело своего владельца, Танака критически переосмыслил ограничения, налагаемые модой на женское тело.
Сценическая одежда (спектакль 1956 года)
[ редактировать ]Спектакль Танаки «Сценическая одежда» (1956) также критически затронул вопросы моды, тела и пола. Танака разработал многослойный костюм со съемными деталями рукавов. [ 1 ] Во время выступления она снимала слои одежды один за другим, обнажая наряды под ними. [ 1 ] На заднем плане позади нее располагалось гигантское розовое платье с рукавами длиной 9,1 метра. Хотя выступление напоминало стриптиз-шоу, бесстрастное лицо Танаки и бесстрастные движения отказывались от эротизированного прочтения ее тела и действий. [ 1 ]
Выставки и коллекции
[ редактировать ]В 2000-х годах работы Танаки были представлены на многочисленных выставках в Японии и за рубежом, в том числе в Киотском национальном музее современного искусства , в Нагое галерее HAM , галерее New York Gray Art Gallery и галерее Паулы Купер, а также в Galerie im Taxispalais в Инсбрук . Галерея Grey Art Gallery посвящена периоду Танаки Гутай, а также включает видео и документацию о движении, а также реконструированную версию Electric Dress . [ 20 ] В 2005 году Университета Британской Колумбии в Художественная галерея Морриса и Хелен Белкин Ванкувере организовала крупную выставку работ Танаки под названием «Электрифицирующее искусство: Ацуко Танака, 1954–1968». Electric Dress и другие работы были представлены на выставке Documenta 12 2007 года в Касселе . Крупная ретроспективная выставка «Ацуко Танака: Искусство общения» прошла в Бирмингеме, Кастельо и Токио в 2011–2012 годах.
Работы Ацуко Танаки включены в ряд публичных коллекций международного значения, в том числе в Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. В онлайн-коллекции МоМА представлена большая безымянная работа Танаки 1964 года (синтетическая полимерная краска на холсте). Это произведение высотой почти 12 футов (3,7 м) и шириной более 7 футов (2,1 м), согласно онлайн-описанию MOMA, «развилось из перформанса Танаки «Электрическое платье »» и «ярко отражает жестовое применение художником слоев и мотков разноцветных тканей». акриловая краска на холсте, лежащем на полу». [ 21 ] [ 22 ] Центру Помпиду Танаки, в Париже, Франция, принадлежит реконструкция электрического платья сделанная в 1999 году по случаю ретроспективы Гутаи, проходившей в Jeu de Paume . [ 23 ] Танака была отмечена как пионер абстракции на выставке «Женщины в абстракции», курируемой Кристиной Масель и показанной в Центре Помпиду и Музее Гуггенхайма в Бильбао в 2021 году. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кунимото, Намико (2013). «Электрическое платье» Танаки Ацуко и цепи субъективности». Художественный вестник . 95 (3): 465–483. дои : 10.1080/00043079.2013.10786084 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 43188842 . S2CID 194131094 .
- ^ Ёсимото, Мидори (2006). «Женщины-художницы в японском послевоенном авангарде: прославление множественности». Женский художественный журнал . 27 (1): 26–32. ISSN 0270-7993 . JSTOR 20358068 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гомес, Эдвард М. (апрель 2005 г.). «Ацуко Танака: рисование электрического тела»: 80–83.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Гутай сирёсю: Dokyumento Gutai, 1954–1972 / Document Gutai, 1954–1972 (Ашия: Городской музей искусства и истории Асия, 1993), под редакцией Городского музея искусства и истории Асия
- ^ Jump up to: а б Вестгест, Хелен (1997). Дзен в пятидесятые годы: взаимодействие в искусстве между Востоком и Западом (2-е изд.). Зволле: Издательство Waanders. ISBN 90-400-9892-1 . OCLC 38315901 .
- ^ Jump up to: а б с Танака Ацуко: Искусство общения , под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тиампо, Мин. «Электрифицирующая живопись». В «Электрифицирующем искусстве» под редакцией Минг Тиампо, 64–78. Нью-Йорк и Ванкувер: Галерея Грея и Галерея Хелен и Моррис Белкин, 2001.
- ^ Jump up to: а б Ойобе, Нацу. «Человеческая субъективность и конфронтация с материалами в японском искусстве: Ёшихара Дзиро и первые годы Художественной ассоциации Гутай, 1947–1958». Докторская диссертация, Мичиганский университет, 2005 г. https://deepblue.lib.umich.edu/handle/2027.42/125466.
- ^ «Ацуко Танака» . Всемирная корпорация. 2008 год . Проверено 26 апреля 2008 г.
- ^ Юко Хасэгава, «Сетевая живопись. Пророчества настоящего», в «Танака Ацуко: Искусство соединения », под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като, 39-47. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
- ^ ООО «ПроКвест» (декабрь 2005 г.). «Ацуко Танака, 73 года, художница-авангардист» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 г. Проверено 26 апреля 2008 г.
- ^ Икегами, Юко (1 июня 2009 г.). «Интервью с Кадзуо Сирагой » Устная история Архива японского искусства . Получено 17 марта.
- ^ Ёшихара Дзиро, «Gutai Gurupu no 10 nen: sono ichi» (10 лет группы Gutai: Часть первая), Bijutsu Jyanaru 38, март 1963 г., переведено и процитировано в Ming Tiampo, «Создавайте то, что никогда не делалось раньше!» ' Историзация дискурсов оригинальности Гутаи», Третий текст , том 21, выпуск 6, 689–706. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09528820701761335?journalCode=ctte20
- ^ Садамаса Мотонага, Справочник по искусству Гутай , брошюра, напечатанная для 1-й художественной выставки Гутай, 1955 г., переведена и цитируется в Минг Тиампо, «Электрифицирующая живопись», в «Электрифицируя искусство » , под редакцией Минг Тиампо, 64-78. Нью-Йорк и Ванкувер: Галерея Грея и Галерея Хелен и Моррис Белкин, 2001.
- ^ Jump up to: а б с Като, Мизухо. «Картины Ацуко Танаки глазами работы (Белл)». В «Танака Ацуко: Искусство соединения » под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като, 39–47. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
- ^ Jump up to: а б Ширага, Фудзико, безымянный обзор инсталляции Танаки Ацуко «Колокол» (1956), Гутай , № 4 (1956), цитируется в Като, Мидзухо. «Картины Ацуко Танаки глазами работы (Белл)». В «Танака Ацуко: Искусство соединения » под редакцией Джонатана Уоткинса и Мизухо Като, 39–47. Бирмингем: Галерея Ikon, 2011.
- ^ Майерс, Терри (июнь 2012 г.). «Письмо из Токио» . Бруклинская железная дорога .
- ^ Jump up to: а б Кунимото, Намико. «Портреты Солнца: насилие, пол и нация в искусстве Шираги Кадзуо и Танаки Ацуко». Докторская диссертация, Калифорнийский университет, Беркли, 2010 г.
- ^ Гордон, Эндрю, 1952- (2012). Потребители-фабриканты: швейные машины в современной Японии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-95031-3 . OCLC 780449873 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Daily, Меган (апрель 2008 г.). «Ацуко Танака: Галерея серого искусства Нью-Йоркского университета / Галерея Паулы Купер». Артфорум Интернэшнл .
- ^ «МОМА» . www.moma.org .
- ^ «Ацуко Танака. Без названия. 1964 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ «Ацуко Танака — Денкифуку (Электрическое платье)» . 20 апреля
- ^ Масель, Кристина (2021). Женщины в абстракции . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 168–169. ISBN 978-0-500-09437-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Ацуко Танака; Минг Тиампо; Мидзухо Като; Художественная галерея Морриса и Хелен Белкин. Электрифицирующее искусство: Ацуко Танака, 1954–1968 ( Ванкувер : Художественная галерея Морриса и Хелен Белкин, 2004) (ссылка Worldcat: [1] ) ISBN 0-88865-632-7 . [Обратите внимание: хотя WorldCat указывает дату создания этой книги в 2004 году, сама выставка, согласно сайту галереи, проходила с 21 января по 20 марта 2005 года]
- Марк Стивенс (04 октября 2004 г.). «Арт-обзор: Всё освещено» . Журнал Нью-Йорк .
- Холланд Коттер (1 октября 2004 г.). «Ацуко Танака: С колокольчиками и вспышками, работа японской пионерки» . Нью-Йорк Таймс .
- Ацуко Танака. Искусство общения , Джонатан Уоткинс, Мизухо Като, ред., отл. кат., Галерея Ikon, Бирмингем, Espai d'Art Contemporani, Кастельо, Музей современного искусства Токио, 2011–2012 (Бирмингем: Галерея Ikon, 2011).
- Намико Кунимото, «Ставки разоблачения: тревожные тела - это послевоенное японское искусство», Миннеаполис: University of Minnesota Press, 2017.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись Ацуко Танаки на artnet.com
- ОТЧЕТ SAST Культура: Ацуко Танака, Гутай
- Справочные страницы Askart.com о Танаке , включая два цветных изображения работ художника.
- Galerie im Taxispalais , информация о выставке Танаки 2002 года.
- Художественная галерея Морриса и Хелен Белкин , информация о выставке Танаки 2005 года.
- Запись Ацуко Танаки на Art Mo Co.
- Музей современного искусства (Нью-Йорк) , эссе/описание работы Танаки из коллекции МОМА, с цветным изображением.