Кассация (музыка)
Кассация — второстепенный музыкальный жанр, родственный серенаде и дивертисменту . В середине-конце XVIII века кассации обычно представляли собой свободно составленные наборы коротких частей, предназначенных для исполнения на открытом воздухе оркестровыми или камерными ансамблями. Этот жанр был популярен в южных немецкоязычных странах. Другие синонимичные названия, используемые немецкоязычными композиторами и каталогизаторами, включали Cassatio , Cassatione и Kassation . [ 1 ] Эквивалентным итальянским термином был Cassazione . Этот жанр иногда упоминается в названиях некоторых сочинений двадцатого века.
Жанр восемнадцатого века
[ редактировать ]Произведения под названием «кассация» были особенно распространены в южной Германии , Австрии и Богемии в середине-конце восемнадцатого века. [ 2 ] Некоторые ранние произведения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта носят кассационное название; Среди других композиторов классической и доклассической эпохи, составивших кассации, - Франц Йозеф Ауманн , Карл Диттерс фон Диттерсдорф , Михаэль Гайдн , Леопольд Хофманн , Антонио Розетти , Йозеф Шмитт , Йоханнес Спергер и Иоганн Баптист Ванхал . [ 1 ] [ 2 ] « Игрушечная симфония» (автор неизвестен) представляла собой редукцию более ранней «Кассации» Г. [ 3 ] Итальянский термин cassazione , по-видимому, использовался Антонио Сальери . [ 4 ]
Трудно выделить какую-либо существенную формальную характеристику, которая могла бы отличить кассации от других серенадоподобных жанров, таких как дивертисмент, нотурно или финальная музыка . [ н 1 ] [ 1 ] Кажется вероятным, что термин «кассация» использовался для обозначения предполагаемой социальной функции музыки как развлечения на свежем воздухе, а не каких-либо конкретных структурных особенностей. [ 6 ] В тематических каталогах Брайткопфа того времени такие названия, как «кассация» и «дивертисмент», использовались как синонимы, как и сами композиторы. [ 2 ] И Моцарт, и Михаэль Гайдн, похоже, использовали этот термин только для обозначения оркестровых произведений, внешне напоминающих зальцбургскую серенаду, но в целом лишенных концертных частей, тогда как Йозеф Гайдн называл свою соч. 1 и соч. 2 струнных квартета «Кассации». [ 2 ] Инструментальные и оркестровые кассации стилистически связаны с дивертисментом и серенадой соответственно. [ 2 ] К концу восемнадцатого века этот термин вышел из моды. [ 2 ]
Использование двадцатого века
[ редактировать ]Этот термин также спорадически использовался в двадцатом веке. [ 2 ] Малкольм Уильямсон сочинил серию из десяти мини-опер с участием зрителей (особенно ориентированных на детей), которые он назвал «кассациями». [ 7 ] Cassazione — название оркестровой пьесы в одной части Яна Сибелиуса . [ 8 ] и струнный секстет Риккардо Малипьеро . [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Этимология музыкального термина неясна. [ 2 ] Кассации Моцарта К. 63 и К. 99 открываются маршами, и этот термин предположительно связан с итальянским словом касса , означающим «барабан». [ 6 ] Герман Аберт был среди тех, кто считал, что этот термин происходит от итальянского cassare , что означает «увольнять». [ н 2 ] подразумевающее музыкальное прощание, или прощальную музыку . [ 2 ] Также было использовано французское слово casser (ломать), основанное на представлении о том, что движения можно свободно разбить на любой порядок. [ 2 ] Более вероятный вывод, отражающий внешний характер жанра, включает трансформацию австрийского диалектного слова gassatim : в частности, gassatim gehen было выражением, обычно используемым местными музыкантами восемнадцатого века для обозначения уличных выступлений . [ 2 ] [ 6 ] [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Finalmusik — название исполнения, данное серенадоподобным композициям, в том числе кассациям, написанным Моцартом и другими композиторами для летних выпускных церемоний Зальцбургского университета . [ 5 ]
- ^ Юридическое использование термина «кассация» (итал. cassazione ) действительно происходит от эквивалентного позднелатинского слова cassare . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вебстер, Джеймс (1974). «К истории венской камерной музыки раннего классического периода». Журнал Американского музыковедческого общества . 27 (2): 212–247. дои : 10.2307/830559 . JSTOR 830559 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Унверрихт, Хуберт ; Эйзен, Клифф . «Кассация» . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 11 августа 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Кеннеди, Майкл ; Борн, Джойс, ред. (2004). Краткий Оксфордский музыкальный словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 494 . ISBN 978-0-19-860884-4 . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ Делла Кроче, Витторио; Бланчетти, Франческо (1994). Дело Сальери (на итальянском языке). Эда. п. 564. ИСБН 9788888689197 . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ Унверрихт, Хуберт ; Эйзен, Клифф . «Финальная музыка» . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 11 августа 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с «Кассация» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ Мередит, Энтони; Харрис, Пол (2007). Малкольм Уильямсон: озорная муза . Омнибус. п. 215. ИСБН 978-1-84772-102-0 .
- ^ Тавастшерна, Эрик (1976). Сибелиус: 1865-1905 . Издательство Калифорнийского университета. п. 289 . ISBN 978-0-520-03014-5 . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ «Риккардо Малипьеро (1914-2003) - Кассация (Струнный секстет)» . Основание камеры Earsense . Earbase.org . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ "Отмена" . Треккани (на итальянском языке). Treccani.it Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ Ульрих, Гомер (1966). Камерная музыка . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08617-2 . Проверено 5 июля 2023 г.