Корона Шретер


Корона Элизабет Вильгельмина Шретер (14 января 1751 — 23 августа 1802) — немецкая актриса и музыкант, наиболее известная как певица. Она также сочиняла песни, полагая на музыку тексты Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга фон Гете . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шретер родился в Губене , Священная Римская империя . В ранние годы она изучала множество инструментов, включая клавишные и гитару . [ 1 ] Ее отец, Иоганн Фридрих Шретер, гобоист , был ее первым учителем, который также обучал музыке троих своих детей. Ее братья, Иоганн Самуэль и Иоганн Генрих, были пианистами и скрипачами соответственно, а ее сестра Мария Генриетта также была певицей. Хотя она получила раннее музыкальное образование, которое способствовало ее навыкам исполнения и композиции, раннее вокальное обучение Короны нанесло ущерб ее певческому голосу.
Когда ей было тринадцать, Шретер с семьей переехала в Лейпциг . Именно там она привлекла внимание композитора Иоганна Адама Хиллера (считается, что жена Хиллера была крестной матерью Короны). Хиллер, оперный композитор и композитор -сингшпиль , был серьезно разочарован неадекватным образованием, предлагаемым женщинам. Чтобы исправить это, в 1771 году Хиллер открыл собственную школу. В рамках совместного обучения учащиеся изучали широкий спектр музыкальных предметов, включая сольфеджио, дикцию, технику, итальянский язык и игру на клавишных инструментах. Шретер процветала как певица и получила пользу от техники, которой она научилась, не причиняя вреда. Корона была мощной исполнительницей, но ее часто сравнивали с ее сокурсницей и соперницей Гертрудой Шмелинг Хиллера (Мадам Мара) в сериале «Большие концерты» . Голос Шретер был не таким сильным, как у Шмелинг, из-за ее плохой ранней подготовки. Тем не менее, она обладала силой, которую ее поклонники считали непревзойденной. [ 1 ]
Дальнейшая жизнь в Веймаре
[ редактировать ]Во время учебы в школе Хиллера Шретер подружилась с Иоганном Вольфгангом фон Гете , а когда он переехал в Веймар в 1775 году, он взял ее с собой в качестве придворной певицы герцогини Анны Амалии . Впервые она выступила при дворе 23 ноября 1776 года. Однако, пока она работала певицей, Корона стала сотрудничать с любительским придворным театром, выступив как минимум в восемнадцати постановках, многие из которых были написаны самим Гете. Корона и Гете сотрудничали во многих из его самых популярных пьес. Несколько раз он играл напротив нее, как, например, в постановке его пьесы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году, в которой она играла Ифигению. [ 1 ] Гете Зингшпиль «Фишерин» был особенно важен для Шрётера. Она не только сыграла главную роль Дортхен, но и сочинила музыку к спектаклю, в том числе знаменитую вступительную песню Der Erlkönig, которая сильно отличается от версии, написанной Францем Шубертом более 30 лет спустя - неудивительно, что версия Шрётера ближе к Ранняя классическая эпоха придерживалась традиции в стиле Цельтера, чем в романтической версии Шуберта. Корона также снялась в драме Гете «Прозерпина» , в которой она собрала толпы людей своим «виртуозным сольным произведением». [ 2 ]
Корона и Гете тесно сотрудничали над композициями, которые исполнялись в Веймарском театре, а также публиковались для их личных библиотек в период с 1776 по 1782 год. [ 3 ]
Когда в 1783 году любительский придворный театр был заменен профессиональными актерами, она продолжала петь и играть в неформальной обстановке. Она также начала преподавать пение, занялась писательством и искусством. Она официально отказалась от всех придворных выступлений в 1788 году. [ 1 ] В те годы она подружилась с Фридрихом Шиллером , стихи которого позже положила на музыку. К сожалению, эти песни утеряны, как и две ее драмы, сотни арий и дуэтов, а также автобиография, данная Гете в 1778 году. Однако ею были опубликованы два сборника песен: первый в 1786 году, а затем еще один в 1794 году. таким образом дожив до настоящего времени. Первый сборник, содержащий ее исполнение « Der Erlkönig» из пьесы Гете, пользовался большей популярностью, чем второй, вероятно, из-за своей более простой природы: второй содержал много песен на французском и итальянском языках. [ 1 ] Эти два сборника являются одними из первых и крупнейших публикаций женской литературы. Когда был выпущен первый сборник, Шретер сказала о своей работе следующее:
Мне пришлось преодолеть немало колебаний, прежде чем я всерьез принял решение издать сборник коротких стихотворений, снабженных мелодиями. На наш пол заложено известное чувство к приличию и нравственности, которое не позволяет нам появляться на публике одним и без сопровождения: Итак, как же иначе я могу представить публике это, мое музыкальное произведение, как не с робостью? Поскольку хвалебные мнения и поддержка нескольких человек… легко могут быть предвзяты из жалости. Более того, работа любой дамы действительно вызовет в той или иной степени подобную жалость в глазах других специалистов.
В обзоре этого первого сборника говорится, что композиторские способности Шретер не соответствовали ее потенциалу. Рецензент посчитал, что в песнях много духа, но они не были написаны таким образом, чтобы это подчеркнуть. Он сказал, что исполнение этих произведений помогло понять их глубину. В конечном итоге он обвинил в этом недостатке ее необразованности, что было настоящей проблемой для женщин в тот период.
Корона Шрётер была увековечена и другими способами. В 1782 году во время панегирика покойному театральному директору Гете похвалил ее за помощь в формировании театра в Веймаре и себя самого. Семью годами ранее в связи с ее известными способностями ей был посвящен труд по истории театра.
Последние восемь лет своей жизни она провела, обучая актерскому мастерству и пению. Однако проблемы с легкими и дыханием вынудили ее переехать из Лейпцига в Ильменау вместе со своей давней подругой Вильгеминой Пробст в 1801 году. Ее состояние было настолько серьезным, что она так и не выздоровела и умерла там год спустя.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Роща
- ^ Рэндалл, Энни (1994). «Таинственное исчезновение автобиографии Короны Шретер». Журнал музыковедческих исследований . 14 (1): 1–15. дои : 10.1080/01411899408574697 .
- ^ Рэндалл, Энни (1994). «Таинственное исчезновение автобиографии Короны Шретер». Журнал музыковедческих исследований . 14 (1): 3. дои : 10.1080/01411899408574697 .
Ссылки
[ редактировать ]- Цитрон, Марсия Дж. «Женщины и ложь, 1775–1850» в книге «Женщины, создающие музыку» , Джейн Бауэрс и Джудит Тик (ред.). Чикаго: Университет Иллинойса , 1986. стр. 227–234.
- Герцен, Валери Вудринг. XVIII век , в книге «От монастыря к концертному залу» , Сильвия Гликман и Марта Фурман (ред.). Вестпорт: Гринвуд, 2003. стр. 104–105.
- Джексон, Барбара Гарви. «Музыкальные женщины 17 и 18 веков» в книге « Женщины и музыка: история» , Карин Пендл (ред.). Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2001. стр. 129–130.
- Кидд, Рональд Р., «Шретер [Шретер, Шредер]. (2) Корона Элизабет Вильгемина Шретер». Grove Music Online , Л. Мэйси (ред.) (по состоянию на 29 января 2007 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine , доступ по подписке.
- Женщины в музыке , Кэрол Нойлс-Бейтс (ред.). Бостон: Издательство Северо-Восточного университета, 1996.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Короны Шретер в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
