Лиафна

Лиятна ( араб . اللياثنة поселившееся в городе Вади-Муса ) — племя , в Иордании . [ 1 ] недалеко от руин Петры .
Ученые отметили возможное еврейское происхождение и обычаи этого племени. [ 2 ] [ 3 ] Они не бедуины . [ 4 ] К середине 20-го века их население в Петре и Вади-Мусе составляло около трех тысяч, и они были известны своим независимым характером. [ 2 ] Племя известно своими конфликтами с бедулами , небольшим бедуинским племенем, исторически населявшим пещеры и гробницы Петры. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
Сегодня племя Лиятна составляет большую часть населения Вади Мусы. Ее члены активно работали как в государственном, так и в частном секторах, особенно доминируя в местной индустрии туризма после развития Петры как крупного туристического направления, включая управление отелями и управление местной конной промышленностью. [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]В своей книге 1871 года « Пустыня Исхода » Э. Х. Палмер описывает лиятну как феллахов еврейского происхождения , которые продолжают соблюдать определенные еврейские обычаи. [ 2 ] Он пишет:
«Непосредственное соседство с Вади Мусой находится в руках Феллахинов , называемых Лиафине ; они настолько решительно относятся к еврейскому типу, что заставило доктора Уилсона и других представить их потомками тех симеонитов , которые поселились в Эдоме . ошибочно, поскольку ясно, что их иммиграция в страну датируется после мусульманских завоеваний . Они являются сыновьями Лейта, прямым потомком Кааба , и ветвью. Евреи-хейбари , проживавшие недалеко от Мекки и сыгравшие столь важную роль в ранней истории ислама... Лиафине сохраняют не только характерную физиономию, но и многие еврейские обычаи, такие как ношение фарисейских любовных локонов. ." [ 2 ]
М. Е. Роджерс в книге « Живописная Палестина, Синай и Египет» 1881 года (т. III) делает аналогичные наблюдения: [ 3 ]
«Петра и ее ближайшие окрестности находятся в руках беспокойного, но интересного племени, называемого Лиятене . По характеру они скорее феллахи, чем бедуины, и имеют исключительно еврейский тип лица. Действительно, они, по всей вероятности, являются потомками одного из еврейские племена, эмигрировавшие из Аравии после исламских завоеваний, помимо своей еврейской физиономии, они до сих пор сохраняют многие отличительные еврейские обычаи». [ 3 ]
В своей книге 1942 года « Арабское командование: биография подполковника Ф.В. Пика-паши» Клод Скадамор Джарвис описывает лиятну как племя численностью около трех тысяч человек, живущее в Петре и Вади-Муса. Он отмечает, что, хотя они имеют набатейское происхождение, широко распространено мнение, что они происходят от еврейского населения, жившего в этом регионе во времена Мухаммеда . Название племени происходит от арабского слова «лев», что означает «сыновья львов», что является отсылкой к Льву Иуды . На протяжении поколений они были известны как дикие люди, не подчинявшиеся никаким законам. В турецкую эпоху их считали нарушителями спокойствия, но до тех пор, пока они не нарушали более цивилизованные поселения в Маане и Шубаке , власти оставляли их в покое и не собирали с них налоги. [ 7 ]
Бен Цви предполагает, что племена Лиятна и Бедул являются потомками идумеев , которые обратились в иудаизм в период Хасмонеев , а затем сражались в Первой иудейско-римской войне вместе с евреями. Позже в район Петры прибыли беженцы из еврейских общин Аравии, уничтоженных Мухаммедом, и ассимилировались с этим народом. Однако их фундаментальное происхождение восходит к доарабскому населению региона, включая евреев, иудаизированных эдомитян и набатеев. [ 8 ]
Население и отрасли
[ редактировать ]Племя лиятна составляет большую часть населения Вади-Муса , города в провинции Маан в Иордании, недалеко от древнего города Петра . Племя состоит из нескольких ветвей, в том числе аль-Твейси, ан-Навафле, аль-Машале и Хлалат. [ 4 ]
Участие в туризме
[ редактировать ]В 1950-х годах, когда иорданское правительство создало дом отдыха между руинами Петры и Вади-Муса , члены племени Лиатна нашли там работу, в основном предлагая услуги по перевозке лошадей туристам, посещающим Петру. Они также начали продавать открытки, туристические книги и сувениры, извлекая выгоду из роста туризма в этом районе. [ 9 ]
Петра была объявлена ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1985 году. [ 9 ] С тех пор близлежащий город Вади-Муса претерпел значительное развитие: открылось множество отелей, ресторанов, туристических агентств и сувенирных магазинов. Этот рост особенно благоприятствовал племени Лиятна, позволяя им получать прибыль от растущего числа туристов, посещающих Петру. [ 1 ] Члены Лиятны являются основными операторами отелей и конной промышленности от Вади-Муса до входа в Сик (ущелье), ведущее в Петру. [ 10 ]
Участие лиятны в туризме привело к конфликтам, особенно с племенем бедулов , проживавшим в Петре. Эта напряженность возникает из-за неравного доступа к образованию и экономическим ресурсам между двумя племенами. Лиятна, используя свое выгодное расположение и ресурсы, доминируют в различных сферах бизнеса, связанных с туризмом, таких как аренда лошадей и продажа сувениров. Напротив, роль племени бедул в туризме была более традиционной и в основном ограничивалась продажей прохладительных напитков и предложением услуг гида. [ 1 ] [ 9 ] насильно переселило племя бедулов В 1985 году иорданское правительство из руин Петры в новое поселение на севере под названием Умм Сайхун. [ 5 ] [ 6 ] Хотя это переселение принесло некоторые преимущества, такие как улучшение доступа к образованию и здравоохранению, оно также ограничило доступ бедулов к своим традиционным землям и туристической индустрии. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Тем временем племя Лиятна продолжало процветать в Вади-Муса, еще больше укрепляя свое экономическое и социальное влияние в регионе. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Бедул , бедуинское племя, базирующееся неподалеку от Петры, известное своими конфликтами с Лиатной и возможным еврейским происхождением.
- Таамре , еще одно бедуинское племя с традициями еврейского происхождения, базирующееся в Иерусалиме и Негеве.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бедулы-бедуины Петры, Иордания: традиции, туризм и неопределенное будущее | Культурное выживание
- ^ Перейти обратно: а б с д Пустыня Исхода: пешие путешествия по пустыне сорокалетних странствий . Кембридж. 1871. стр. 432–433.
- ^ Перейти обратно: а б с «Южное Пограничье». Живописная Палестина, Синай и Египет . Том. III. Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания, 1881. стр. 213–214.
- ^ Перейти обратно: а б с Билле, Миккель (2019). Быть бедуином в окрестностях Петры: жизнь на объекте всемирного наследия в двадцать первом веке . Нью-Йорк: книги Бергана. стр. 40, 65–66. ISBN 978-1-78920-120-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Симмс, Стивен (1996). «Бедулы-бедуины Петры, Иордания: традиции, туризм и неопределенное будущее» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 19 (4): 22–25.
- ^ Перейти обратно: а б с «После классификации всемирного наследия: бедуины были насильственно переселены из Петры – FUF.se» . фуф.се . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Скадамор Джарвис, Клод (1942). Арабское командование: Биография подполковника Ф.В. Пике-паши . Хатчинсон и Ко, Лондон. стр. 120–121, 124–125.
- ^ Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). п. 380.
- ^ Перейти обратно: а б с Хусейн Мустафа, Майрна (2011). «Влияние развития туризма на археологические раскопки Петры и местные сообщества в близлежащих деревнях». Азиатская общественная наука . 7 (8): 89.
- ^ Билле, Миккель (2019). Быть бедуином в окрестностях Петры: жизнь на объекте всемирного наследия в двадцать первом веке . Нью-Йорк: книги Бергана. п. 40. ИСБН 978-1-78920-120-8 .