Мэри Энн Лит
Мэри Энн Лит | |
---|---|
Рожденный | Мэри Энн Харди 1811 Англия |
Умер | Сентябрь 1890 г. Йорк , Англия |
Занятие |
|
Язык | Английский |
Национальность | Британский |
Супруг |
Ричард Бердсолл Лит
|
Дети | 9 |
Мэри Энн Лит ; после замужества (урожденная Харди миссис Р.Б. Лит ; 1811 — сентябрь 1890) — британская миссионерка, переводчица и учительница. Она путешествовала по нескольким странам со своим мужем, преподобным Р.Б. Литом, доктором медицинских наук, первым медицинским миссионером, посланным Уэслианским методистским миссионерским обществом в Лондоне . [ 1 ] Она давала базовое европейское образование на своих различных станциях и помогала мужу в качестве медсестры. [ 2 ] Она также помогала в переводе Библии и других литературных произведениях.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мэри Энн Харди родилась в Англии в 1811 году. [ 3 ] Ее отцом был Джон Харди из Престона, Ланкашир ; ее мать была дочерью Роберта Спенса из Йорка . [ 4 ] Ее братьями и сестрами были преподобный Роберт Спенс Харди (1803–1868), миссионер в Индии, [ 5 ] и Цейлон ; [ 6 ] и Джон Спенс Харди (умер в 1892 г.), архитектор. [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Приехал
[ редактировать ]В 1836 году она вышла замуж за преподобного Ричарда Бердсолла Лита, доктора медицины (1810–1887). [ 7 ] на Апперли-Бридж , Йоркшир . В сентябре того же года он был рукоположен в сан священника Уэслианской методистской церкви, а в следующем месяце они отправились на Тонгу в Южные моря . [ 5 ] [ 5 ] сначала остановимся в Хобарте , Тасмания , и Сиднее , Австралия. [ 3 ]
В Тонге г-жа Лит приобрела знание тонганского языка , которое сослужило ей большую службу в других частях Полинезии . В то время христианство охватило Тонгу, и в него обратились тысячи людей. и желание послать Евангелие фиджийцам Одним из первых проявлений этой новой жизни было миссионерское рвение . [ 1 ] [ 5 ]
Фиджи
[ редактировать ]Фиджийская миссия началась как продолжение миссии Дружественных островов. Доктор и миссис Лит были отправлены в Сомосомо в 1838 году. [ 3 ] [ 8 ] это была самая сложная станция на Фиджи В то время . Здесь г-жа Лит приобрела точное знание фиджийского языка . Миссия доктора Лита заключалась в том, чтобы заботиться о телах фиджийцев и таким образом стремиться привлечь их души для Христа. К нему привозили больных со всех сторон. В доме, предоставленном шефом под временную больницу, под присмотром миссис Лит находились пациенты, нуждавшиеся в уходе и тщательной диете. Своей заботой о больных она облегчала страдания, продлевала и спасала жизнь. Она также проповедовала Евангелие каннибалам . Она также научила туземцев ухаживать за больными и подготовила их к подобной работе. Многие извлекли пользу из ее уроков и стали опытными медсестрами. [ 9 ] Все это время вокруг бушевали межплеменные войны, тишину больницы нарушал людоедский барабан смерти, а тела тащили перед миссионерским домом, чтобы принести в жертву, прежде чем положить в печи. Однако миссис Лит никогда не жаловалась на трудности. Коммодор Чарльз Уилкс из исследовательской экспедиции Соединенных Штатов посетил Сомосомо и написал о миссис Лит и миссис Хант: [ 10 ]
«Есть несколько ситуаций, в которых требуется столько физического и морального мужества, как в тех, в которых оказались эти преданные и набожные женщины, и ничто, кроме глубокого чувства долга и твердой решимости его выполнить, не могло побудить цивилизованных людей подчиниться вид таких ужасных сцен, свидетелями которых они становятся почти ежедневно, я не знаю ни одной ситуации, в которой было бы так тяжело жить женщинам, особенно когда они приятны и хорошо информированы, как мы обнаружили в Сомосомо».
После пяти лет, проведенных в Сомосомо, д-ра Лита перевели в Лакембу , где люди стали христианами и большой спрос был на местных учителей. Весь округ был превращен в учебное заведение. Два дня в неделю местные проповедники и руководители классов приходили на миссионерскую станцию для обучения. После урока богословия план проповеди и записывался на доске объяснялся; затем его переписали, чтобы в следующее воскресенье проповедовать во всех деревнях людьми, у которых была для этого возможность. Но пока мужчины таким образом получали помощь в работе, миссис Лит держала их жен в другой комнате, обучая их шить и вязать, а также читала Библию , которую женщины повторяли, когда возвращались в деревню. Она могла сделать больше для жен учителей, потому что медсестры, обученные ею самостоятельно, могли выполнять работу больницы под ее общим руководством. [ 11 ] [ 5 ]
Восемь лет были проведены в Лакембе, а затем доктор и миссис Лит были назначены в Виву . Здесь находился печатный станок, и вскоре миссис Лит стала помогать в переводе Библии. Она была ценным помощником во всей литературной работе, так как хорошо знала язык и была готовым писателем. Именно во время ее пребывания в Виве ей пришлось взять на себя то, что она называет в своем дневнике «более тяжелым крестом, чем обычно». [ 12 ] Когда четырнадцать женщин, взятых в плен в качестве военнопленных, собирались убить и принести в жертву, а затем приготовить и съесть на празднике в честь важных гостей в Бау , миссис Лит и миссис Калверт, когда их мужья были в отъезде далекий остров, отправился спасать пострадавших. Барабан смерти, стрельба из мушкетов и пронзительные крики говорили о том, что резня началась, когда они достигли берега, но они поспешили сквозь толпы каннибалов к дому старого короля Таноа, доступ в который был запрещен все женщины, кроме домашних, с китовым зубом в каждой руке в качестве подношения бросились к нему с мольбой о пощаде. Их дерзость поразила старого короля, чей слух был тупым, и в своей серьезности они подняли голоса, умоляя сохранить жизнь женщинам-людоедам. Старый король был побежден и сказал: «Те, кто мертвы, мертвы, а те, кто жив, будут жить». Пятеро из этих женщин были спасены, и их поблагодарили за спасение жизни. [ 12 ] Офицер ВМФ после посещения их писал: [ 13 ]
«Если что и могло усилить наше восхищение их героизмом, так это непринужденная манера, с которой, когда мы потребовали рассказать об обстоятельствах их ужасного визита, они говорили о нем как о простом исполнении обычного долга».
Более поздние встречи
[ редактировать ]Они вернулись в Англию на четыре года, чтобы организовать публикацию Священного Писания на финском языке, а затем вернулись на Фиджи с фиджийскими Библиями. [ 2 ] В 1855 году они переехали в Окленд , где доктор Лит был назначен губернатором/капелланом Уэсли-колледжа , колледжа для детей миссионеров. В 1858 году они вернулись в Англию, отсутствуя 22 года. После этого доктор и миссис Лит были назначены в Гибралтар сроком на пять лет. [ 8 ] За этим последовали два года работы капелланом в лагере Шорнклифф . [ 14 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Литсов было девять детей, [ 3 ] некоторые из которых умерли в детстве [ 2 ] (один умер в Сомосомо). [ 15 ]
Пара вышла на пенсию в 1876 году и переехала в Фулфорд, Йорк , и в следующем году доктор Лит умер. [ 8 ] Миссис Лит умерла в сентябре 1890 года в Йорке в возрасте 80 лет. [ 5 ] и был похоронен 18 сентября. [ 16 ]
Некоторые из ее писем хранятся в библиотеке музея Фиджи в Суве . [ 17 ] Некоторые семейные фотографии хранятся в Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Грейси 1898 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с Ханнула 2015 , стр. 223.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Семья Лит, иллюстрированный материал, около 1800–1890 / составлено Лорел Мэй Хит» . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Григорий 1893 , с. 638.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дауконтт (ред.). 1891 , с. 6.
- ^ Лит 1885 , с. 225.
- ^ «Матаи-ни-мате, плотник болезней: преподобный Ричард Бердсолл Лит и Уэслианская миссия на Фиджи: тематическое исследование контактных отношений миссии на Фиджи до уступки, с 1839 по 1854 год» . Университет Квинсленда, Австралия . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Семейное дело Джорджа Картера, 1973» (PDF) . Публикация № 28 Исторического общества Уэсли (Новая Зеландия). п. 37 . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Грейси 1898 , с. 41.
- ^ Грейси 1898 , стр. 41–42.
- ^ Грейси 1898 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Грейси 1898 , с. 43.
- ^ Грейси 1898 , с. 44.
- ^ Григорий 1889 , с. 637.
- ^ Гарретт 1982 , с. 107.
- ^ Грейси 1898 , с. 34.
- ^ Пикман 2019 , с. 47.
Атрибуция
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Дауконтт (редактор), Джордж Д. (1891). «МИССИС РБ ЛИТ» . Двойной крест и медицинская миссионерская запись . Том. VI (Ред. Общественное достояние). Нью-Йорк: Международное медицинское миссионерское общество.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Грейси, Энни Райдер (1898). «Миссис Р.Б. Лит, миссионерка Южного моря». Выдающиеся женщины-миссионеры (ред., общественное достояние). Итон и сеть. п. 38 .
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Грегори, Бенджамин, изд. (1893). «Джон Спенс Харди» . Уэслианско-методистский журнал: продолжение арминианского или методистского журнала . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Грегори, Бенджамин, изд. (1889). «Последние дни преподобного Р.Б. Лита, MRCS, миссионера на Фиджи. Автор: преподобный Х.Дж. Фостер». . Уэслианско-методистский журнал: продолжение арминианского или методистского журнала. Первое издание. Джон Уэсли (ред., общественное достояние). Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Лит, Джон (1885). Взгляд на методизм в Йорке: и окружающий округ (изд., являющееся общественным достоянием). У. Сессии.
Библиография
[ редактировать ]- Гаррет, Джон (1982). Жить среди звезд: христианские истоки в Океании . [электронная почта защищена] . ISBN 978-2-8254-0692-2 .
- Ханнула, Ричард М. (28 апреля 2015 г.). «Мэри Энн Лит и Мэри Калверт, миссионеры каннибалов, 1811–1890 и 1814–1882» . Сияющий: пятьдесят выдающихся женщин в истории церкви . Книжная служба Canon Press. ISBN 978-1-59128-186-3 .
- Пикман, Джули (15 октября 2019 г.). Распущенные миры: секс и эксплуатация в глобальных империях . Книги реакции. ISBN 978-1-78914-173-3 .