Jump to content

Мой цеп

(Перенаправлено из цепового танка )
Сохранившийся Sherman Crab времен Второй мировой войны, танк M4 Sherman, оснащенный цепом.

Минный цеп — это устройство, установленное на транспортном средстве, которое прокладывает безопасный путь через минное поле путем преднамеренного подрыва фугасов перед транспортным средством, которое его несет. Впервые они были использованы британцами во время Второй мировой войны .

Цеп состоит из нескольких тяжелых цепей, заканчивающихся стальными шариками (цепами) размером с кулак, которые прикреплены к горизонтальному, быстро вращающемуся ротору, установленному на двух рычагах перед машиной. Вращение ротора заставляет цепы дико вращаться и сильно бить по земле. Сила удара цепом над закопанной миной имитирует вес человека или транспортного средства и вызывает детонацию мины, но безопасным способом, который наносит небольшой ущерб цепам или транспортному средству.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Матильда Скорпион Мк 1. Позиция цепового оператора находится снаружи танка.

Эту идею обычно приписывают южноафриканскому солдату капитану Абрахаму дю Туа. В Южной Африке была построена испытательная установка, и результаты оказались настолько обнадеживающими, что Дю Туа получил повышение и был отправлен в Англию для разработки этой идеи. [ 1 ]

Прежде чем дю Туа уехать в Англию, он рассказал о своей идее капитану Норману Берри, инженеру-механику, которого в 1941 году отправили в Южную Африку для оценки системы. Позже Берри служил в Восьмой британской армии во время кампании в Западной пустыне . Он стал энтузиастом идеи минного цепа; он лоббировал старших офицеров, чтобы они разрешили разработку цепа [ 2 ] и провел свои собственные эксперименты с минными цепами весной 1942 года. Позже майору Л.А. Гирлингу было поручено разработать подобное устройство после того, как оно было независимо заново изобретено другим южноафриканским офицером. Когда Берри услышал об этом, он передал свою работу Гирлингу (который понятия не имел, что копирует текущую работу Дю Туа в Англии, поскольку она все еще была строго секретной). [ нужна ссылка ] Дэвид Густански изготовил устройство, которое крепилось к боковой части резервуара и позволяло цепу подниматься и опускаться.

Матильда Скорпион

[ редактировать ]

Разработка группой Гирлинга в Египте продолжалась летом 1942 года и привела к созданию «Матильды Скорпион» (название произошло от замечания старшего офицера о внешнем виде танка). Это был танк «Матильда» , оснащенный ротором, установленным на двух рычагах примерно в 6 футах (1,8 м) перед танком. Ротор имел 24 цепа и приводился в движение двигателем Ford V8 мощностью 105 л.с. (78 кВт). Этот второй двигатель помещался в броневой ящик, установленный на правом борту танка, в внешнем ящике предусмотрело место для члена экипажа, управлявшего устройством. Хотя процесс разминирования был медленным, «Скорпионы» при использовании в пустыне поднимали такое огромное облако пыли, что закрывали себя от немецких артиллеристов. Облако также ослепило водителей; экипажам пришлось носить противогазы, чтобы дышать. [ нужна ссылка ]

Двадцать пять «Матильда Скорпионов», находящихся на вооружении 1-й армейской танковой бригады , 42-го Королевского танкового полка и 44-го Королевского танкового полка были в наличии к октябрю 1942 года и приняли участие во Второй битве при Эль-Аламейне . Немецкие минные поля вокруг Эль-Аламейна содержали около трех миллионов мин и были названы «садами дьявола» немецким командующим Эрвином Роммелем . Прорыв этих минных полей был жизненно важен для боевого плана союзников.

В ходе битвы Скорпионы добились меньшего успеха, чем ожидалось. [ 3 ] Хотя наспех разработанная система цепов была достаточно эффективной при разминировании, она была ненадежной и часто выходила из строя. Кроме того, часто происходили отказы двигателей, поскольку воздушные фильтры перегружались из-за большого количества пыли, образующейся при движении, или двигатели перегревались из-за условий пустыни. [ 2 ] Большую часть разминирования, которая имела решающее значение для победы Содружества, по-прежнему приходилось выполнять вручную. Одним из неожиданных последствий стало то, что шум, пыль и устрашающий вид приближающегося цепного танка заставили несколько пехотных подразделений Оси сдаться без сопротивления. [ нужна ссылка ]

После боя была произведена версия «Скорпиона» Mark II путем удаления основного орудия, поскольку это считалось ненужным. Органы управления цепом были перенесены в башню, чтобы оператор цепа мог перемещаться внутри танка, занимая место наводчика. Были усовершенствованы воздушные фильтры двигателя и усилены ненадежные узлы. [ 2 ] Позже были разработаны модели Mark III и Mark IV Skorpions, основанные на M3 Grant . Этот более крупный танк был более подходящим для установки цепа, чем «Матильда», и многие из них стали доступны для модификации, поскольку к этому времени на поле боя их заменил M4 Sherman . Небольшое количество этих Грант Скорпионов было произведено и использовалось в течение оставшейся части кампании в Северной Африке, а затем во время вторжения союзников на Сицилию .

Безбашенная Матильда Барон на испытаниях - 13 августа 1943 года.

Тем временем в Британии дю Туа (так же не осведомленный о событиях в Северной Африке, как и он сам), работая с AEC Limited , разработал Matilda Baron . [ 4 ] Проблема «Барона» заключалась в том, что, как и «Скорпион», ротор приводился в движение внешними вспомогательными двигателями, которые делали его слишком широким для пересечения моста Бейли и которые приходилось снимать, если его нужно было транспортировать по железной дороге. [ 2 ] Братья Карран из Кардиффа построили 60 баронов, но они использовались только для демонстраций и тренировок. [ 4 ]

Шерман Краб

[ редактировать ]

Был произведен ряд экспериментальных цеповых танков, в том числе « Валентайн Скорпион» , основанный на танке «Валентайн» , и несколько конструкций на базе M4 «Шерман» — «Шерман Марк IV» и «Марк V Скорпионы» и «Шерман Лобстер». В конце концов один из них, « Шерман Краб» , был запущен в серийное производство по заказу генерал-майора Хобарта и поступил на действительную службу. Сам Дю Туа стал ярым сторонником концепции, получившей название « колясочный минный цеп» — автономного устройства с собственным двигателем, которое могло опережать любой доступный танк. Однако единодушное мнение отдало предпочтение танкам специального назначения со стационарно установленной цеповой системой, и в 1943 году он вернулся в Южную Африку. [ 2 ] В 1948 году Дю Туа получил награду в размере 13 000 фунтов стерлингов от Королевской комиссии по наградам изобретателям за свою работу над цепом. Девять других (включая четырех южноафриканцев) разделят еще 7000 фунтов стерлингов. [ 5 ]

Экспериментальный цеп, установленный на танке Валентайн ; «Валентайн Скорпион» никогда не использовался в боевых действиях.

В отличие от Матильды Скорпион и Матильды Барон, цеп Краба приводился в движение главным двигателем, а трансмиссия Шермана была модифицирована, чтобы добавить коробку отбора мощности и устранить необходимость во внешнем вспомогательном двигателе. Несущий винт «Краба» имел 43 цепа и приводился в движение со скоростью 142 об/мин посредством карданного вала, идущего по правой стороне танка. Добавление коробки передач требовалось для поддержания правильной скорости цепа, когда танк двигался медленнее, например, при наборе высоты. [ 6 ]

Новшеством стало добавление к ротору резаков, которые перерезали колючую проволоку и предотвращали запутывание цепа. Эта особенность сделала «Краб» очень эффективным при разрушении препятствий из колючей проволоки . В первоначальной конструкции Crab цеповые рычаги поднимались и опускались гидравлически, чтобы регулировать высоту цепа. Версия Crab Mark II, разработанная как «Contouring Crab», перешла на стрелу с противовесом, которая естественным образом принимала правильную высоту в балансе с силой, оказываемой вращающимся цепом. Это гарантировало, что мины, закопанные под провалом в земле, не будут пропущены. Противовзрывной щит между цепом и танком обеспечивал дополнительную защиту от детонации мин. Корпусной пулемет был снят, так как противовзрывной щит и цеп блокировали его поле обстрела. Краб весил 32 тонны. [ 7 ] - примерно на две тонны больше, чем у обычного Шермана.

Шерман Краб на испытаниях. Цеп опущен для работы в углублении в земле.

Большое внимание было уделено разметке расчищенного пути через минное поле. Крабы несли пару контейнеров с порошком мела, который медленно сочился, отмечая края безопасного маршрута. Они также были оснащены бункером, из которого периодически сбрасывались маркеры дымовых гранат , и системой, которая через определенные промежутки времени автоматически запускала в землю освещенные столбы. Сзади была установлена ​​пара освещенных мачт для удержания позиции, когда несколько «Крабов» сталкивались в эшелоне. Облака пыли сводили видимость к минимуму, и необходимо было тщательно контролировать, чтобы траектории танков не разошлись, оставив между ними нерасчищенную полосу земли.

На северо-западе Европы «Крабами» управляли Лотианцы и Бордер-Хорс , 22-й драгунский и Вестминстерский драгуны , все из которых входили в состав 79-й бронетанковой дивизии 30-й бронетанковой бригады ; в Италии их эксплуатировал 51-й Королевский танковый полк . [ 7 ] Цеповая эскадрилья Королевского бронетанкового корпуса, созданная 29 марта 1944 года, включала семь обычных «Шерманов» (штаб эскадрильи и пилотный отряд из четырех танков) и четыре отряда из четырех танков, оснащенных цепами. В июле 1944 года новое учреждение удалило пилотный отряд и один из цеповых отрядов; Плюсом является то, что эскадрилья получила бронированную эвакуационную машину . В 1945 году, с учетом опыта, каждый получил по пятому цеповому танку. Полки Скорпионов были сформированы из трех цеповых отрядов. [ 8 ]

В бою обычной тактикой было использование Крабов группами по пять человек. Трое должны были идти вперед эшелонами , расчищая широкий путь через минное поле. Два других будут держаться на флангах и оказывать огневую поддержку, но будут готовы двинуться вперед, чтобы заменить один из колеблющихся танков, если он выйдет из строя. [ 7 ] У Краба были недостатки; взмахами не были удалены все мины. Мина Теллера, закопанная на глубину до 5 дюймов (13 см), должна была взорваться, но в результате взрыва разрушилась бы единственная цеповая цепь, которую в какой-то момент пришлось бы заменить. [ 9 ]

«Краб» мог двигаться только со скоростью 1,25 мили в час (2 км/ч) при движении, а орудие должно было быть направлено назад, поэтому танк не мог стрелять, даже если наводчик мог видеть свою цель. Как и в случае со «Скорпионом», взмахи подняли огромное облако пыли. Несмотря на все это, это была эффективная и ценная машина во время и после «Дня Д» , особенно когда немцы широко использовали минные поля, чтобы замедлить продвижение союзников через Францию ​​и Нидерланды . К последним месяцам войны немецкие минные поля перестали быть серьезной проблемой, и было предложено снять с уцелевших «Крабов» цеповое оборудование и переоборудовать их обратно в обычные «Шерманы». [ 2 ] - идея, которая вызвала резкое негодование экипажей «Краба», считавших себя высококвалифицированной элитой. В конце концов, этого так и не произошло, и Крабы провели последнюю часть войны, расчищая старые минные поля в тылу союзников. [ 2 ]

Прототип IJA Type 97 Chi-Yu, копия варианта Crab.

Шерман Краб ограниченно использовался американской армией; Crab Mark 1 получил обозначение Mine Exploder T3 Flail , а Crab Mark II — Mine Exploder T4 . Идею цепа также скопировали японцы, которые создали прототип, известный как Type 97 Chi-Yu , основанный на танке Type 97 Chi-Ha . В 1950-х годах британская армия использовала тяжелобронированные танки Churchill, оснащенные цепами — это был Churchill Flail FV3902 или Toad .

Современное использование

[ редактировать ]
Hydrema 910 в Афганистане. Машина разминирования

Минные цепы продолжают использоваться, хотя их роль изменилась. Во время Второй мировой войны они использовались в бою для расчистки минных полей обороняющихся во время крупномасштабного штурма. Современные эквиваленты используются как армиями, так и невоенными организациями, занимающимися гуманитарным разминированием. В отличие от своих предшественников времен Второй мировой войны, современные минные цепы не предназначены для использования в зонах боевых действий; они безоружны и имеют только броню, необходимую для защиты оператора от взрывов мин. Многие современные минно-травные машины предназначены только для уничтожения противопехотных мин и получения значительных повреждений при столкновении с противотанковой миной большего размера . Минно-цеповые машины, способные справиться с противотанковыми минами, как правило, крупнее, тяжелее, громоздче и дороже в эксплуатации. [ 10 ]

Некоторые конструкции, такие как датская Hydrema 910 , основаны на шасси грузовика с бронированной кабиной и цепом, установленным сзади на месте, которое в противном случае было бы грузовым отделением. Они способны подъехать к заминированному участку, как и любое другое дорожное транспортное средство. При мачевых операциях они медленно едут задним ходом по минному полю – таким образом кабина удерживается как можно дальше от любых детонаций. Некоторые минные тралы в целях безопасности управляются дистанционно. Машины этого типа, разработанные DOK-ING, используются по всему миру на вооружении различных армий, государственных структур, гуманитарных организаций и компаний. Двумя основными продуктами являются легкий тип МВ-4 и средний тип МВ-10 . Swiss Digger DTR D-250 — это четырехтонное транспортное средство с дистанционным управлением меньшего размера, которое легче перемещать в отдаленные или труднодоступные места и которое можно использовать в более ограниченных пространствах.

Немецкая армия Keiler , цеповой танк; на базе М48 Паттон

Танки до сих пор используются для перевозки цепов; Примеры включают норвежской армии - Leopard AMCV танк Leopard , который был модифицирован компанией Hagglunds для установки цеповой системы Aardvark. Немецкая армия оснащена Keiler Minenräumpanzer Keiler (танк разминирования « дикий кабан »), созданный на базе основного боевого танка M48 Patton . [ 11 ] Первый из 24 Keiler был поставлен немецкой армии компанией Rheinmetall в 1997 году. [ 11 ]

Однако у танков есть тот недостаток, что водитель находится спереди, рядом с цепом и любыми взрывами, и они не могут двигаться достаточно медленно для эффективного разминирования. [ 12 ] Кроме того, вес танков затрудняет их транспортировку (напротив, 18-тонная Hydrema 910 достаточно легка, чтобы ее можно было перемещать по воздуху на самолете C-130 Hercules ). Используемые танки, как правило, представляли собой устаревшие модели, которые были сильно модифицированы. - некоторые работают на дистанционном управлении, у других место водителя перенесено в заднюю часть. В наше время у военных мало интереса к обновленному эквиваленту «Шермана Краба» или «Матильды Скорпиона» — практически немодифицированного танка, все еще боеспособного. В бою современные предпочитают подрывать мины с помощью взрывных устройств ( линейных зарядов разминирования ), таких как система преодоления противопехотных препятствий или « Гигантская гадюка» . Во время войны в Персидском заливе 2-я дивизия морской пехоты США предприняла попытку прорвать иракское минное поле с помощью минного цепа, установленного на бронированном бульдозере . Но цеп был разрушен, а бульдозер подорван иракской противотанковой миной. [ 13 ]

Преимущество минных цепов заключается в том, что они позволяют сравнительно быстро разминировать территорию: производитель британского Aardvark Mark 4 указывает максимальную скорость 3000 квадратных метров (0,74 акра) в час, однако 600 квадратных метров (0,15 акра) в час час более обычный. Кроме того, цепы не подвергают своих операторов значительному риску, в отличие от ручного разминирования. [ 14 ]

Однако они подверглись критике. [ 15 ] Они представляют собой большие затраты для неправительственных, гуманитарных организаций (цепы для шахты Муравьед стоят около 500 000 долларов США). Они потребляют много топлива, поскольку для привода ротора необходим мощный двигатель, чтобы цепы ударяли о землю с достаточной силой. быть эффективным. Шахтные цепы могут быть ненадежными и требуют запасных частей, которые трудно достать в отдаленных регионах. Это приводит к высоким эксплуатационным расходам и, возможно, длительным периодам простоя цепов. [ 10 ]

Božena 4 UGV с минным цепом на вооружении Польши.

Известно, что цепы не способны надежно детонировать все мины в зачищенной зоне, что делает ее потенциально опасной. Некоторые мины, такие как итальянская мина MAT/6 , спроектированы так, чтобы быть устойчивыми к цепам. Мины, закопанные в течение многих лет, могут стать ненадежными и не взорваться при подрыве, однако они все равно могут быть опасными. Кроме того, некоторые мины разрушаются, не взорвавшись. Это называется разрушительным ударом и по-прежнему делает мину безвредной, но земля загрязнена металлическими обломками и невзорвавшимся взрывчатым материалом. Это затрудняет проведение необходимой ручной проверки территории после завершения работы цепа с помощью металлодетекторов или собак-ищейщиков взрывчатых веществ . Были также анекдоты о том, как минные цепы выбрасывали боевые мины за пределы минного поля в безопасные районы. Эксперимент с инертными минами-аналогами [ 16 ] продемонстрировал, что это может произойти; некоторые мины были отброшены цепом на высоту более 10 метров (33 футов), а в одном случае - на 65 метров (213 футов).

Дополнительной проблемой является уязвимость некоторых современных минно-цеповых машин к противотанковым минам. Это означает, что в случае подозрения на наличие противотанковых мин минное поле должно, как ни парадоксально, сначала проверяться вручную, чтобы сделать его безопасным для минного цепа. [ 17 ] Эти проблемы заставили многие организации по гуманитарному разминированию отказаться от использования цепов. [ 10 ]

Степень обезвреживания минных цепов может приближаться к 100%, хотя сообщалось о таких низких показателях, как 50-60%. [ 18 ] Эффективная очистка требует как подходящих условий, так и опытных операторов цепа. Современные минные цепы неэффективно работают на уклоне более 30% или на особенно сухой или заболоченной земле. Большое количество камней диаметром более 5 сантиметров (2 дюйма) также будет мешать работе, поскольку они будут защищать мины от ударов цепами. Это особая проблема в Ливане , поэтому операции ООН по разминированию на юге этой страны запретили использование цепов. [ 18 ]

Оценить эффективность цепа сложно, поскольку трудно отличить мину, которую цеп не пропустил, от устаревшей, неисправной мины, которая была подорвана, но не взорвалась. Чтобы убедиться в этом, необходимо разобрать мину и осмотреть ее взрыватель - длительная и опасная процедура, которая почти никогда не проводится в полевых условиях. Из-за этого все явно неповрежденные мины считаются «пропущенными» цепом, и было высказано предположение, что это приводит к занижению данных о надежности разминирования цепа. [ 16 ]

Опыт Афганистана [ 17 ] предполагает, что, несмотря на недостатки, установка мин может при определенных обстоятельствах быть ценным шагом в многоэтапном процессе разминирования. Они обезвредили большую часть мин, но территорию все равно приходится проверять вручную. Это облегчается тем фактом, что цепы счищают большую часть растительности с минного поля и очень эффективны при обезвреживании мин-ловушек , срабатывающих на растяжке .

В январе 2023 года немецкий Бундесвер несколько Keiler машин разминирования передал Вооруженным силам Украины для использования в операциях по разминированию территории, отбитой украинскими войсками, а также для расчистки путей прорыва для атак бронетехники на передовые позиции России. [ 19 ] Линия фронта продолжающейся российско-украинской войны в настоящее время является наиболее заминированным участком земли на земле. [ 20 ]

Музейные автомобили

[ редактировать ]
Шерман Краб выставлен в Военном музее CFB Borden , Онтарио, Канада.
Танк разминирования Keiler в Немецком танковом музее, Мюнстер (2010 г.)

Шерман Краб

[ редактировать ]

Крабы Шермана выставлены в Военном музее CFB Borden , Онтарио, Канада; музей Яд Ла-Ширион в Латруне , Военный музей Оверлон в Нидерландах; Танковый музей , Бовингтон в Англии; и Музей кавалерийских танков в Ахмеднагаре , Махараштра , Индия. «Шерман», сохранившийся на дамбе в Весткапелле в Нидерландах в память о высадке морского десанта на Валхерен в ноябре 1944 года, изначально был «Крабом», но цепы с него сняли.

Черчилль Тоуд

[ редактировать ]

Одно время в коллекции Танкового музея в Бовингтоне имелся Цеп Черчилля FV3902 «Жаба». Однако его у них больше нет, и его нынешнее местонахождение неизвестно. Другой Toad был восстановлен до полного рабочего состояния в Англии и в мае 2008 года был приобретен Жака Литтлфилда Фондом военных транспортных средств в Калифорнии. В 2014 году фонд продал его на аукционе за 80 500 долларов США. [ 21 ] Машину купил Австралийский музей бронетехники и артиллерии ; в настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение как часть коллекции музея в Квинсленде, Австралия. [ 22 ]

Танк разминирования Кейлер

[ редактировать ]

Танк разминирования Keiler выставлен в Немецком танковом музее ( Deutsches Panzermuseum ) недалеко от Мюнстера, Германия.

Шахтные цеповые машины

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Уильям Шнек (2005). «Прорыв в сад дьявола: 6-я новозеландская бригада в операции «Лайтфут». Вторая битва при Эль-Аламейне». Министерство обороны США. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) Номер отчета: A045744
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Флетчер, Дэвид (2007). Танк «Шерман-краб-цеп» . Издательство Оспри. ISBN  978-1-84603-084-0 .
  3. ^ Латимер, Джон (2002). Аламейн . Джон Мюррей. ISBN  0-7195-6203-1 .
  4. ^ Jump up to: а б Флетчер, Дэвид (1994). Пехотный танк Матильда 1938-45 гг . Издательство Оспри. ISBN  1-85532-457-1 .
  5. ^ 20 000 фунтов стерлингов изобретателям цеповых танков - десять человек, которые поделятся . Газета «Таймс» , 11 августа 1948 г., стр. 4, колонка F.
  6. ^ Флетчер, The Universal Tank 1993 HMSO 0 11 290534 X стр. 93
  7. ^ Jump up to: а б с «M4A4 Sherman V Flail (E1949.360)» . Проверено 1 февраля 2009 г.
  8. ^ http://www.armouredacorn.com/orbatscdnww2.html. Архивировано 22 января 2009 г. в Wayback Machine. Ордена боевых действий и военных учреждений Содружества времен Второй мировой войны.
  9. ^ Делафорс, Патрик, Секретное оружие Черчилля. История ручки и меча Хобарта.
  10. ^ Jump up to: а б с Энди Смит (август 2002 г.). «Вождение машины HD в африканском Буше» . Журнал противоминной деятельности . 6 (2).
  11. ^ Jump up to: а б «Бронированная машина разминирования Rheinmetall Landsysteme Keiler (Германия)» . Военная техника и логистика Джейн . Информационная группа Джейнс. 14 августа 2008 г. Проверено 30 августа 2009 г.
  12. ^ «Продукция – Танковые цепы» . Aardvark Clear Mine Ltd. Архивировано из оригинала 16 марта 2006 года . Проверено 3 мая 2011 г.
  13. ^ Томас Хулахан (декабрь 2001 г.). «Прорыв минного поля во время бури в пустыне» . Журнал противоминной деятельности . 5 (3).
  14. ^ Уильям Э. Грин (лето 1999 г.). «ДЕЛО ДЛЯ ЦЕПА Механическое разминирование в гуманитарных целях: взгляд производителя» . Журнал противоминной деятельности . 3 (2).
  15. ^ Дэвид Хартли (декабрь 2003 г.). «Правда о цепах» . Журнал противоминной деятельности . 7 (3).
  16. ^ Jump up to: а б Ян Маклин; Ребекка Саргиссон; Йоханнес Диршерль (2005). «Выбрасывание мин: последствия цепа» (PDF) . Женевский международный центр по гуманитарному разминированию . Проверено 23 июля 2007 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  17. ^ Jump up to: а б Джон Л. Уилкинсон (декабрь 2002 г.). «Разминирование во время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане» . Журнал противоминной деятельности . 6 (3).
  18. ^ Jump up to: а б «Исследование применения механических средств при разминировании» (PDF) . Женевский международный центр по гуманитарному разминированию. 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г. Проверено 23 июля 2007 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ «Украина получила немецкие танки-разминировщики» . mil.in.ua. ​Проверено 27 июня 2024 г.
  20. ^ «Украина сейчас является самой заминированной страной. Потребуются десятилетия, чтобы сделать ее безопасной» . Вашингтон Пост . Проверено 27 июня 2024 г.
  21. ^ «FV3901 Churchill Toad цеповой танк, лот № 1086, продан с аукциона в субботу, 12 июля 2014 г.» . Аукционы Америки . Проверено 22 августа 2015 г.
  22. ^ Нэш, Марк (22 июля 2020 г.). «Цеп Черчилля FV3902 «Жаба» » . Танковая энциклопедия . Проверено 7 августа 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bcd3bc1c8719ad0998e57023284ef67d__1721381100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/7d/bcd3bc1c8719ad0998e57023284ef67d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mine flail - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)