Гранты ЕЭЗ и Норвегии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Гранты ЕЭЗ и Гранты Норвегии представляют собой вклад Исландии , Лихтенштейна и Норвегии в сокращение социального и экономического неравенства в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) и укрепление двусторонних отношений с 15 странами ЕС в Центральной и Южной Европе. [1] Посредством грантов Исландия, Лихтенштейн и Норвегия также вносят свой вклад в укрепление фундаментальных европейских ценностей, таких как демократия, толерантность и верховенство закона. [2] [3] [4] [5]
Фон
[ редактировать ]Гранты ЕЭЗ и Норвегии основаны на Соглашении о ЕЭЗ. [6] [7] [8]
В соответствии с этим соглашением Исландия, Лихтенштейн и Норвегия являются частью Единого европейского рынка (ESM) , который обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей на внутреннем рынке. Соглашение о ЕЭП устанавливает общие цели совместной работы по сокращению социального и экономического неравенства в Европе и укреплению сотрудничества между европейскими странами.
С момента вступления Соглашения о ЕЭП в силу Исландия, Лихтенштейн и Норвегия внесли свой вклад в социально-экономический прогресс в ряде стран ЕС и ЕЭЗ. Эти взносы были направлены через Финансовый механизм (1994–1998 гг.), Финансовый инструмент (1999–2003 гг.), а также гранты ЕАОС и Норвегии (2004–2009, 2009–2014, 2014–2021 годы). В общей сложности Норвегия, Исландия и Лихтенштейн предоставили 3,3 миллиарда евро через последовательные схемы грантов в период с 1994 по 2014 год. Еще один вклад в размере 2,8 миллиарда евро был сделан в период финансирования 2014–2021 годов. Три страны-донора вносят свой вклад в зависимости от их размера и валового внутреннего продукта (ВВП). Следовательно, Норвегия обеспечивает 97,7%, Исландия 1,6% и Лихтенштейн 0,7% финансирования грантов ЕАОС и Норвегии на 2014–2021 годы вместе взятых.
С 2004 года существует два отдельных механизма: гранты ЕЭЗ и гранты Норвегии. Гранты ЕАОС финансируются тремя странами-донорами: Исландией, Лихтенштейном и Норвегией; в то время как норвежские гранты финансируются исключительно Норвегией. [2]
Право на участие
[ редактировать ]Право на получение грантов ЕЭЗ и Норвегии отражает критерии, установленные для Фонда сплочения ЕС , нацеленного на государства-члены, где валовой национальный доход (ВНД) на одного жителя составляет менее 90% от среднего показателя по ЕС. В период финансирования 2014–2021 годов такими странами являются Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия и Словения. Страны, вступившие в ЕС до 2004 года, не имеют права на получение финансирования в рамках Норвежских грантов; Таким образом, Греция и Португалия получают финансирование только в рамках грантов ЕЭЗ. [1] [9]
Процесс
[ редактировать ]Во-первых, ЕС и три государства-донора согласовывают Меморандум о взаимопонимании (МоВ) относительно общего взноса и распределения финансирования по странам-бенефициарам. Распределение средств по странам основано на численности населения и ВВП на душу населения. [10] Во-вторых, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия ведут переговоры с каждым государством-бенефициаром, чтобы договориться о том, какие программы создавать, их целях и размере ассигнований для каждой из них.
Соглашения основаны на национальных потребностях и приоритетах стран-бенефициаров, а также на возможностях сотрудничества со странами-донорами. В ходе переговоров проводятся консультации с Европейской комиссией, чтобы избежать дублирования и гарантировать, что финансирование будет направлено туда, где оно будет иметь наибольший эффект. Программы, реализуемые в рамках грантов ЕЭЗ и Норвегии, должны соответствовать правилам и стандартам ЕС.
Средства, предоставляемые грантами ЕС, ЕЭЗ и Норвегии, дополняют друг друга. Каждый национальный координатор отвечает за общее управление программами в своей стране-бенефициаре. Операторы программ разрабатывают и управляют программами, часто в сотрудничестве с партнерами из стран-доноров, и выделяют финансирование проектам. [11] [12]
Двустороннее сотрудничество
[ редактировать ]Одной из двух основных целей грантов ЕЭЗ и Норвегии является расширение сотрудничества и отношений между странами-бенефициарами и странами-донорами. Партнерство между организациями из стран-бенефициаров и их коллегами в Исландии, Лихтенштейне и Норвегии является фундаментальной частью Грантов и дает возможность решать общие европейские проблемы. [13]
Широко поощряется двустороннее партнерство между государственными и частными учреждениями в странах-донорах и странах-бенефициарах. Сотрудничество между людьми и учреждениями на административном и политическом уровнях, а также в частном секторе, научных кругах и гражданском обществе является предпосылкой укрепления двусторонних отношений. [14]
Гранты ЕЭЗ и Норвегии, 2014–2021 гг.
[ редактировать ]На период с 2014 по 2021 год в рамках Грантов зарезервировано 2,8 млрд евро. Гранты ЕЭЗ (1,55 миллиарда евро) совместно финансируются Исландией (3%), Лихтенштейном (1%) и Норвегией (96%) и доступны во всех 15 странах. Гранты Норвегии (1,25 миллиарда евро) финансируются исключительно Норвегией и доступны в 13 странах, присоединившихся к ЕС после 2003 года . Вклад каждой страны-донора основан на ее валовом внутреннем продукте (ВВП).
Области поддержки
[ редактировать ]Пять приоритетных секторов (ПС) и соответствующие 23 программные области (ПА), финансируемые в период 2014–2021 гг. [15] отражают приоритеты, изложенные в «Стратегии Европы 2020» – десятилетней стратегии роста Европейского Союза для разумного, устойчивого и инклюзивного роста – и 11 целей политики сплочения ЕС. Они направлены на содействие экономическому росту и созданию рабочих мест, решению проблемы изменения климата и энергетической зависимости, одновременно сокращая бедность и социальную изоляцию. Они также способствуют двустороннему и международному сотрудничеству. [16]
Новой особенностью грантов ЕЭЗ и Норвегии на 2014–2021 годы является создание Фонда занятости молодежи. [17] (65,5 млн евро) и Фонд регионального сотрудничества [18] (34,5 млн евро), которые поддерживают европейские трансграничные и транснациональные проектные инициативы по поиску решений некоторых общих проблем Европы.
Все программы в рамках грантов ЕЭЗ и Норвегии на 2014–2021 годы продлятся до 30 апреля 2024 года.
Сотрудничество и внешние партнеры
[ редактировать ]Партнеры-доноры по программе (DPP) играют стратегическую роль в планировании и реализации программ, а также в содействии партнерству по проектам. В период финансирования 2014–2021 гг. в проекте участвует 21 DPP (два из Исландии, один из Лихтенштейна и 18 из Норвегии). [19]
Партнерами донорской программы являются в основном государственные организации с национальными мандатами в своих областях и обширным международным опытом. Эти ДПП были назначены по инициативе стран-доноров.
Межправительственные организации и участники играют важную роль в грантах ЕЭЗ и Норвегии, поскольку они контролируют соблюдение международных конвенций и договоров по всей Европе. Эти организации оказывают помощь в областях, связанных с правами человека, демократией и верховенством закона. Чтобы гарантировать, что программы и проекты грантов ЕЭЗ и Норвегии соответствуют европейским и международным стандартам, доноры установили стратегическое партнерство с тремя европейскими партнерами, которые действуют как международные партнерские организации (IPO) в период финансирования 2014–2021 годов. :
- Агентство Европейского Союза по основным правам (FRA) участвует в нескольких программах и проектах, касающихся интеграции цыган и основных прав. Гранты также сотрудничают с FRA в организации мероприятий высокого уровня, связанных с фундаментальными правами. [20]
- Совет Европы (СЕ) является наиболее всеобъемлющим внешним партнером Грантов и участвует в нескольких программах. Организация предоставляет стратегические консультации, а также техническую поддержку в области прав человека, демократии и верховенства закона. [21]
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) является стратегическим партнером Грантов в области надлежащего управления, где она участвует в нескольких программах и проектах. [22] [23]
Гранты ЕЭЗ и Норвегии, 2009–2014 гг.
[ редактировать ]На период 2009–2014 годов в рамках грантов было зарезервировано 1,8 миллиарда евро. Гранты ЕЭЗ (993,5 млн евро), совместно финансируемые Исландией (3%), Лихтенштейном (1%) и Норвегией (96%), были доступны в 16 странах. Гранты Норвегии (804,6 млн евро), финансируемые исключительно Норвегией, были доступны в 13 странах, присоединившихся к ЕС после 2003 года. Испания получила только переходное финансирование в период 2009–2014 годов. После вступления в ЕС в 2013 году Хорватия стала членом ЕЭЗ в 2014 году и, следовательно, страной-бенефициаром грантов ЕЭЗ и Норвегии. [2] [24]
Страна | Гранты ЕЭЗ | Гранты Норвегии | Всего выделено | % понесенных* |
---|---|---|---|---|
Болгария | €78 600 000 | €48 000 000 | €126 600 000 | 79.49% |
Хорватия | €5 000 000 | €4 600 000 | €9 600 000 | 63.33% |
Кипр | €3 850 000 | €4 000 000 | €7 850 000 | 96.38% |
Чешская Республика | €61 400 000 | €70 400 000 | €131 800 000 | 84.13% |
Эстония | €23 000 000 | €25 600 000 | €48 600 000 | 97.12% |
Греция | €63 400 000 | €0 | €63 400 000 | 86.28% |
Венгрия | €70 100 000 | €83 200 000 | €153 300 000 | 57.76% |
Латвия | €34 550 000 | €38 400 000 | €72 950 000 | 87.66% |
Литва | €38 400 000 | €45 600 000 | €84 000 000 | 95.26% |
Мальта | €2 900 000 | €1 600 000 | €4 500 000 | 98.76% |
Польша | €266 900 000 | €311 200 000 | €578 100 000 | 91.69% |
Португалия | €57 950 000 | €0 | €57 950 000 | 90.51% |
Румыния | €190 750 000 | €115 200 000 | €305 950 000 | 82.21% |
Словакия | €38 350 000 | €42 400 000 | €80 750 000 | 79.80% |
Словения | €12 500 000 | €14 400 000 | €26 900 000 | 91.37% |
Испания | €45 850 000 | €0 | €45 850 000 | 89.46% |
Общий | €993 500 000 | €804 600 000 | €1 798 100 000 | 85.11% |
* % от суммы приемлемых расходов. Данные получены 5 сентября 2019 г. и могут быть изменены.
Сотрудничество
[ редактировать ]Сотрудничество в рамках двусторонних программ и проектов обеспечивает арену для обмена знаниями, взаимного изучения передового опыта и разработки совместной политики. 23 партнера донорской программы (DPP) [26] участвовали в период финансирования 2009–2014 гг. (20 из Норвегии, двое из Исландии и один из Лихтенштейна). Кроме того, Совет Европы участвовал в качестве DPP в некоторых программах. [21]
В более чем 30% из 7000 проектов, профинансированных в этот период, были задействованы доноры-партнеры. В проекте приняли участие около 1000 партнеров из стран-доноров (185 из Исландии, 11 из Лихтенштейна и 780 из Норвегии). [27]
Результаты
[ редактировать ]Итоговый обзор грантов ЕЭЗ и Норвегии на 2009-2014 гг. [28] проливает свет на поддержку Грантов в 16 странах ЕС. За период финансирования 2009–2014 годов были проведены следующие независимые оценки и обзоры:
- Быстрая оценка исследовательских программ [29]
- Экспресс-оценка расширения интеграции цыган [30]
- Быстрая оценка гендерных программ [31]
- Среднесрочная оценка поддержки укрепления двусторонних отношений [32]
- Оценка достойного труда и трехстороннего диалога – итоговый отчет [33]
- Среднесрочный обзор сектора культурного наследия – основной отчет [34]
- Среднесрочный обзор программ НПО – основной отчет [35]
- Гранты ЕАОС и Норвегии 2009–2014 гг.: Обзор управления рисками [36]
Портал результатов и данных грантов ЕЭЗ и Норвегии [37] предоставляет дополнительную информацию о программах и проектах, профинансированных в период 2009–2014 годов.
Гранты ЕЭЗ и Норвегии, 2004–2009 гг.
[ редактировать ]Источник: [7]
С расширением ЕС в 2004 году десять новых стран – Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения – присоединились не только к ЕС, но и к Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).
Это расширение потребовало существенного увеличения вклада в сплочение Европы. Большинство новых стран-членов ЕС были значительно ниже среднего уровня ЕС с точки зрения социального и экономического развития.
Гранты ЕЭЗ и Норвегии предоставили 1,3 миллиарда евро на период 2004–2009 годов. [38] Гранты ЕЭЗ (672 миллиона евро) были поддержаны 15 государствами-бенефициарами в Центральной и Южной Европе. Гранты Норвегии предоставили дополнительные 567 миллионов евро десяти странам, которые присоединились к ЕС в 2004 году. Помимо этих двух механизмов, Норвегия выделила 68 миллионов евро через норвежские программы двустороннего сотрудничества с Болгарией и Румынией, как только эти два государства присоединились к ЕС в 2004 году. 2007. [39]
Норвегия, как крупнейший донор, предоставила около 97% общего финансирования в 2004–2009 годах. [40]
Области поддержки
[ редактировать ]С 2004 по 2009 год 1250 проектов получили финансовую поддержку через ЕЭЗ и Норвежские финансовые механизмы. Эти проекты финансировались по следующим направлениям поддержки:
- Окружающая среда и устойчивое развитие
- Сохранение европейского культурного наследия
- Гражданское общество
- Шенген и судебная система
- Здоровье и уход за детьми
- Наращивание институционального потенциала и развитие человеческих ресурсов
- Академические исследования и стипендии
- Региональное и приграничное сотрудничество
- Наращивание институционального потенциала
Сотрудничество
[ редактировать ]Более одного из пяти поддержанных проектов представляли собой партнерские проекты между организациями в государствах-бенефициарах, а также Исландии, Лихтенштейне или Норвегии.
Результаты
[ редактировать ]Заключительный обзор грантов ЕЭЗ и Норвегии на 2004–2009 годы пришел к выводу, что «гранты ЕЭЗ и Норвегии на 2004–2009 годы способствовали сокращению неравенства в Европе […], а выгоды на местном уровне были значительными». [41] [42]
Финансовый инструмент 1999–2003 гг.
[ редактировать ]В период с 1999 по 2003 год Греция, Ирландия , Северная Ирландия , Португалия и Испания получили 119,6 млн евро от государств ЕЭЗ ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия). Поддерживались проекты в области защиты окружающей среды, обновления городов, загрязнения городских территорий, защиты культурного наследия, транспорта, образования и обучения, а также академических исследований. Около 93% финансирования было потрачено на проекты, связанные с охраной окружающей среды. [43] [7]
Финансовый механизм 1994–1998 годов
[ редактировать ]Финансовый механизм на 1994–1998 годы охватывает Грецию, Ирландию, Северную Ирландию, Португалию и Испанию. Поддержку получили проекты в области охраны окружающей среды, образования и обучения, транспорта. Помимо 500 миллионов евро на поддержку проекта, были предоставлены скидки по процентам по кредитам на сумму 1,5 миллиарда евро в Европейском инвестиционном банке (ЕИБ). [7]
Финляндия , Швеция и Австрия , которые до 1994 года были членами ЕАСТ, вышли из ассоциации, чтобы присоединиться к ЕС. Европейская комиссия взяла на себя ответственность за взносы этих трех стран в Финансовый механизм на 1994–1998 годы. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Страны | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Аарё, Лейф (2017). «Гранты ЕЭЗ и Норвегии – сокращение социального и экономического неравенства в Европе» . Журнал неравенства в отношении здоровья . 3 (1): 3–4. дои : 10.5114/jhi.2017.69154 . ISSN 2450-5927 .
- ^ Amnesty International (5 мая 2015 г.). «Проектное партнерство через гранты ЕЭЗ и Норвегии» . Amnesty International Норвегия . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года.
- ^ Джонсен, Том О.; Рикер, Пернилле (7 июня 2015 г.). «Гранты ЕЭЗ и Норвегии: источник мягкой силы?» . Журнал европейской интеграции . 37 (4): 417–432. дои : 10.1080/07036337.2014.987139 . ISSN 0703-6337 . S2CID 55101982 .
- ^ Министерство иностранных дел Норвегии (2012 г.). Гранты ЕЭЗ и Норвегии – Солидарность и сотрудничество в Европе . Норвежское правительство. стр. 5–6.
- ^ «Соглашение о ЕЭЗ | Европейская ассоциация свободной торговли» . www.efta.int . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «История | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Соглашение о Европейской экономической зоне (ЕЭЗ)» . Правительство.нет . 7 апреля 2015 года . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Какие страны получают выгоду?» . Правительство.нет . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Ресурсы | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «О грантах ЕЭЗ и Норвегии» . Правительство.нет . 5 февраля 2020 г. Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Организационная структура | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Крузе, Штейн-Эрик; Кая, Зозан (2013). Базовое исследование двусторонних отношений - Гранты ЕЭЗ и Норвегии (PDF) . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Комитет финансового механизма (2012 г.). Руководство по укреплению двусторонних отношений (PDF) . Гранты ЕЭЗ и гранты Норвегии. п. 4.
- ^ Гранты ЕЭЗ и Норвегии (2019). Синяя книга: обзор поддерживаемых программных областей . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Министерство иностранных дел Норвегии (2015 г.). «Соглашение между Норвегией и ЕС о грантах ЕЭЗ и Норвегии и беспошлинных квотах на рыбу» . Правительство.нет . Архивировано из оригинала 21 августа 2015 года.
- ^ «Фонд занятости молодежи | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Фонд регионального сотрудничества | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Партнеры донорской программы | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Агентство Европейского Союза по основным правам» . Агентство Европейского Союза по основным правам . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Гранты Совета Европы и ЕЭЗ и Норвегии» . Офис генерального директората программ . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ «Хорошее управление | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «OECD.org – ОЭСР» . www.oecd.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Гранты ЕАОС и Норвегии (2010 г.). Синяя книга: Обзор поддерживаемых программных областей (2009–2014 гг.) . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Экорис (2019). Завершение обзора грантов ЕАОС и Норвегии на 2009–2014 гг. Быстрая оценка: окончательный отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии. п. 10.
- ^ Гранты ЕЭЗ и Норвегии (2018 г.). Партнеры донорской программы по странам-бенефициарам, 2009–2014 гг. (PDF) . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ экоавантис. «Управление грантами» . Годовой отчет 2017-2018 . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Северная консалтинговая группа (2012). Конечный обзор – Гранты ЕАОС и Норвегии на 2004–2009 гг . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Коффи Интернэшнл (2017). Быстрая оценка исследовательских программ – Итоговый отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ КРЕДА; Бломейер и Санс (2017). Быстрая оценка расширения интеграции цыган – Итоговый отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ NCG Норвегия (2016). Быстрая оценка гендерных программ – Итоговый отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ КОУИ (2016). Среднесрочная оценка поддержки укрепления двусторонних отношений – Итоговый отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Северная консалтинговая группа (2016). Оценка достойного труда и трехстороннего диалога – Итоговый отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Центр услуг по стратегии и оценке (2015). Среднесрочный обзор сектора культурного наследия – Основной отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Креда Консалтинг (2014). Среднесрочный обзор программ НПО – Основной отчет . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ Эрнст энд Янг (2011). Обзор управления рисками . Гранты ЕЭЗ и Норвегии.
- ^ "Данные" . Гранты ЕЭЗ . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Северная консалтинговая группа (2012). Конечный обзор – Гранты ЕАОС и Норвегии на 2004–2009 гг . Гранты ЕЭЗ и Норвегии. п. 4.
- ^ Министерство иностранных дел Норвегии (2012 г.). Гранты ЕЭЗ и Норвегии – Солидарность и сотрудничество в Европе . Норвежское правительство. п. 22.
- ^ Министерство иностранных дел Норвегии (2014 г.). «Приостановление грантов ЕЭЗ и Норвегии для Венгрии» . Правительство.нет . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года.
- ^ Северная консалтинговая группа (2012). Гранты ЕАОС и Норвегии 2004-2009: Завершение обзора . п. 7.
- ^ Северная консалтинговая группа (2012). Гранты ЕАОС и Норвегии 2004-2009: Завершение обзора . Гранты ЕЭЗ и Норвегии. п. 53.
- ^ Гранты ЕАОС и Норвегии (2009 г.). Финансовый инструмент 1999-2003 гг. – Итоговый отчет .
- ^ «Итоговый отчет Финансового механизма за 1994–1998 годы | Гранты ЕЭЗ» . eeagrants.org . Проверено 23 марта 2021 г.