Шломо Клюгер
Соломон бен Иуда Аарон Клюгер (1785 – 9 июня 1869) ( иврит : שלמה בן יהודה אהרן קלוגר ), известный как Маггид Бродский , был главным даяном и проповедником Бродов , Галиция . Он был последовательно раввином в Рава-Русской (Галиция), Куликове (Галичина) и Юзефове ( Люблин ), проповедником в Бродах, раввином в Брезанах (Галиция) и, снова, в Бродах (где он занимал должности Даяна и проповедника более пятидесяти лет). Он умер в Бродах 9 июня 1869 года. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Шломо Клюгер родился в Комарове (ныне Червоноградский район Украины ) .
Раввинская карьера
[ редактировать ]Будучи одним из ведущих раввинских авторитетов своего времени, Клюгер издавал постановления по многим сложным галахическим вопросам. изготовленная машинным способом, не только Одним из его наиболее примечательных решений было то, что маца, не отвечала галахическим требованиям, необходимым для правильного выполнения требования употребления мацы в Песах , но и, вполне возможно, имела статус квасного хлеба, употребление которого строго запрещено в Песах. Песах. [ 2 ] [ 3 ] Раввин Йосеф Шауль Натансон опубликовал резкое опровержение доводов, выдвинутых Клюгером, и заявил, что, наоборот, маца, изготовленная машинным способом, во всех отношениях превосходит версию, изготовленную вручную. [ 3 ] Этот вопрос превратился в серьезную полемику, многие моменты которой обсуждаются до сих пор. [ 4 ] [ 5 ] Клюгер в ходе исследования темы пришел к выводу, что получил несколько неточное описание технических деталей эксплуатации машин, и соответствующим образом изменил свою позицию.
Клюгер был хорошо известен своим яростным сопротивлением движению Хаскала и твердой приверженностью традициям. В своем ответе Клюгер обсуждает случай, когда группа собралась для изучения спорных работ Моисея Мендельсона . Вспыхнула ссора, книги Мендельсона были конфискованы и сожжены. Клюгер писал, что, хотя сожжение книг, вероятно, было неподходящим решением, они, безусловно, были правы, придя в ярость и протестуя против изучения работ Мендельсона. Клюгер объяснил, что считает целесообразным осудить Мендельсона и его работы по нескольким причинам. Среди своих аргументов он написал
...и более того, выйдите и посмотрите, что представляют собой его ученики и все те, кто изучает его книги, - все они полные злодеи... И его книги не изучают, кроме самых никчемных людей, нарушающих всю Тору ... И всякий человек, боящийся неба, бежит от него, как от змеи или скорпиона.
Опубликованные работы
[ редактировать ]За свою долгую жизнь раввин Клюгер написал огромное количество произведений — сто шестьдесят томов. Он писал по всем направлениям раввинской литературы, а также по толкованию Библии и Талмуда . [ 1 ] Многие из этих сочинений сохранились в рукописной форме. Среди его опубликованных работ:
- Сефер Ха-Хаим (Золкиев, 1825), повести о Шулхан Арухе , Орах Хаим (некоторые его повести по разделу «Евен Ха-Эзер» были опубликованы позднее под названием «Хохмас Шломо»; повести по остальным частям Шулхана) Аруха не были опубликованы)
- Мей Нидда (ib. 1834), галахические и агадические новеллы о Гемаре Нидде
- Эйн Дима (часть 1; ib. 1834), похоронная проповедь по поводу смерти раввина Эфраима Залмана Маргалиоса
- Эвел Яхид (Варшава, 1836 г.), надгробная речь раввина Менахема Маниса Мордехая Теомима
- Нидрей Зеризин (Золкиев, 1839), повести о Гемаре Недарим
- Эвел Моше (с Эйн Димой, 1843), надгробные речи раввина Моше Шрайбера (Софера) и раввина Яакова Оренштейна (автора Иешуоса Яакова часть 2; Варшава , )
- Шенос Хаим (Лемберг, 1855; первая часть содержит респонсы на Шулхан Аруха , Ораха Хаима ; вторая - респонсы и новеллы для писцов)
- Сефер Стам (ib. 1856), законы для писцов
- Модоа Ле-Бейс Исраэль (Бреслау, 1859 г.), ответ, в основном других раввинов, относительно мацы, изготовленной машиной.
- Тув Таам Ве-Даас (Лемберг, 1860; первая часть содержит законы терейфы ; вторая, озаглавленная Кинас Соферим, содержит законы для писцов и различные законы Йоре Деа )
- Чиддушей Аншей Шем (Лейпциг, 1860), повести о Шулхан Арухе , Эвен Ха-Эзер
- Маасе Йедей Йозер (Лемберг, 1863 г.), комментарий к Песахской Агаде
- Сефер Аводас Авода (Золкиев, 1865), новелла об Аводе Заре
- раввина Клюгера Такканос относительно забоя напечатаны в раввина Ганцфрида » «Тора Зевахе (Лемберг, 1848 г.), а два его ответа — в Давида Соломона Эйбешюца раввина «Неос Деше» (ib. 1861). [ 1 ]
Студенты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Клюгер, Соломон бен Иуда Аарон» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 7 декабря 2016 г. Библиография Еврейской энциклопедии:
- Ха-Маггид, xiii., нет. 25;
- Э. Кон, Кин'ат Соферим, стр. 100-111. 108а-109б, Лемберг, 1892 г.;
- Стрелискер , в Ха-Магиде, xiii., вып. 29;
- Сэмюэль ван Страален , кот. Евр. Книги Брит. Воробей. п. 125;
- Джозеф Зеднер , кот. иврит Книги Брит. Муз. стр. 414–415;
- Иуда Аарон Клюгер , Толедот Шеломо, Лемберг, 1898 г.
- ^ Клюгер, Шломо. Хаелеф Леха Шломо , симан 32 ].
- ^ Перейти обратно: а б Реклама «Бейт Исраэль» и отмена рекламы [ Модаах Лебайис Исроэль Убитуль Модаах ] (на иврите).
- ^ «Только что из старой духовки» . mishpacha.com .
Появление в середине 19-го века машин для изготовления мацы имело огромные галахические последствия и породило в то время настоящую галахическую войну... Сто пятьдесят лет спустя остатки этой борьбы продолжаются и по сей день, причем некоторые люди - особенно Йерушалмим и некоторые Брискеры - едят только машинную мацу, в то время как другие, особенно хасиды, даже не пускают машинную мацу в свои дома во время Песаха.
- ^ Сентер, Ари. «Чудесная машина для изготовления мацы: машина для изготовления мацы-мицвы: разумный вариант или квадратный колышек в круглом отверстии…?» (PDF) . kof-k.org . стр. 5–11.
- ^ Клюгер, Шломо. Алеф Леха Шломо, Йоре Деа Симан Ренц [ Responsa Haelef Lecha Shlomo, Yoreh Deah siman 257 ] (на иврите).