Вашингтон Гладден
Вашингтон Гладден | |
---|---|
![]() Фотография Глэдден | |
Рожденный | Поттсгроув, Пенсильвания , США | 11 февраля 1836 г.
Умер | 2 июля 1918 г. | ( 82 года
Место отдыха | Кладбище Зеленой Лужайки Колумбус, Огайо , США |
Занятия |
|
Супруг | Дженни О. Кохун |
Дети | 4 |
Вашингтон Глэдден (11 февраля 1836 — 2 июля 1918) был ведущим американской конгрегации пастором и одним из первых лидеров движения социального евангелия . Он был ведущим членом Прогрессивного движения , в течение двух лет был членом городского совета Колумбуса, штат Огайо , и проводил кампанию против Босса Твида в качестве религиозного редактора New York Independent . Глэдден, вероятно, был первым ведущим религиозным деятелем США, поддержавшим объединение рабочей силы в профсоюзы; он также выступал против расовой сегрегации . Он был плодовитым писателем, написавшим сотни стихов, гимнов, статей, редакционных статей и книг.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Глэдден родился 11 февраля 1836 года в Поттсгроуве, штат Пенсильвания , в семье Соломона и Аманды (Дэниелс) Глэдден. [1] Ему дали имя Соломон Вашингтон Глэдден. Когда Глэддену было шесть лет, умер его отец. После этого он жил со своим дядей на ферме недалеко от Овего, штат Нью-Йорк . Там он изучал и практиковал фермерское « ручное искусство » и использовал любое свободное время для серьезного чтения, включая Библию. [2]
В годы становления Глэддена западная часть штата Нью-Йорк была известна как Сгоревший район, потому что он был центром ряда религиозных возрождений. [3] Глэдден слышал многих проповедников в бесплодных поисках «гарантии божественного благоволения», пока, когда ему исполнилось 18 лет, «ясномыслящий служитель» не помог ему «довериться любви Небесного Отца» к нему. С тех пор Глэдден считал, что религия «обобщается словом Дружба... с Отцом наверху и братом рядом с нами». [4]
В 16 лет Глэдден покинул ферму своего дяди, чтобы стать учеником в газете Owego Gazette . [4] [5] Два года спустя (1854 г.), в возрасте 18 лет, он стал частью движения за трезвость, присоединившись к ордену Добрых тамплиеров . [4]
Во время ученичества в газете Глэдден сделал свой «выбор призвания»: стать рукоположенным служителем конгрегационалистской церкви. Поскольку призвание требовало дальнейшего обучения, он поступил в Свободную академию Овего, а затем поступил в колледж Уильямс и окончил его в классе 1859 года. [4]
В Уильямсе Глэдден написала свою альма-матер песню «The Mountains». [6]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В начале своей карьеры Глэдден занимал пять должностей в пасторстве и журналистике.
В 1860 году, решающем году для Глэддена, он получил свой первый призвание на пастырство, за которым последовали рукоположение, женитьба, отделение южных штатов и надвигающаяся гражданская война.
Его первый звонок был в Конгрегационалистскую церковь Стейт-Стрит в Бруклине, Нью-Йорк . [7] Он начал свое пасторское служение в июне 1860 года и был рукоположен в ноябре. [8]
5 декабря 1860 года Глэдден и Дженни О. Кохун, одноклассница Свободной академии Овего, поженились. [9] У пары было две дочери, два сына и одна внучка. [10]
Эти события в жизни Глэддена произошли во время того, что он назвал «зловещими и захватывающими событиями» в жизни нации. Южная Каролина вышла из Союза, а в течение двух месяцев за ней последовали шесть других штатов. [4] [11]
В июне 1861 года он подал в отставку и принял призыв в Конгрегационалистскую церковь в Моррисании, штат Нью-Йорк , где служил до 1866 года. [8] В 1863 году он взял отпуск для службы в христианском капелланском корпусе. Однако он заразился малярией, что вынудило его вернуться домой для выздоровления и возобновить свои пасторские обязанности. [12]
Третий пасторский пост Глэддена находился в Норт-Адамсе, штат Массачусетс , где он служил с 1866 по 1871 год. [7]
Его следующей должностью был религиозный редактор газеты New York Independent с 1871 по 1875 год. Тираж еженедельной газеты по всей стране составил один миллион человек. Его роль заключалась в написании новостных статей и редакционных статей по практическому богословию и актуальным социальным проблемам. С этой позиции Глэдден добился национальной известности. [7] особенно за помощь в разоблачении коррумпированной организации Босса Твида . [13]
В 1875 году Глэдден на семь лет стал пастором Северной конгрегационалистской церкви в Спрингфилде, штат Массачусетс . [14] Во время своего пастырства он также работал редактором журнала Sunday Afternoon (1878–1880). [15] Sunday Afternoon называл себя «Ежемесячным журналом для дома». Помимо редактирования, он также писал статьи. [16]
Активная поддержка Глэдденом рабочих и их права на организацию началась во время его работы в Норт-Адамсе и Спрингфилде. Его позиция вызвала сопротивление владельцев фабрик и фабрик, но его это не остановило, и он продолжал бороться за справедливость до конца своей жизни. [12] Хотя он был глубоко обеспокоен благополучием рабочих, ученые отметили, что в его ранних лекциях 1875 и 1876 годов не хватало понимания промышленной системы, которое было характерно для его более поздних работ. В ту эпоху Глэдден признавал, что экономические проблемы были также и моральными, но «внесли мало вклада в то, чего не признал бы самый консервативный из промышленных лидеров». [17]
В 1876 году он опубликовал книгу «Рабочие люди и их работодатели» , в которой выступал за объединение служащих в профсоюзы, и был первым известным американским священнослужителем, одобрившим профсоюзы. Глэдден не поддерживал социализм или политику невмешательства, а вместо этого выступал за применение «христианского закона» к проблемам. [18]
Его книга 1877 года « Христианский путь: куда он ведет и как идти дальше » стала его первым национальным призывом к «распространению христианских ценностей в повседневную жизнь» и положила начало его лидерству в движении социального евангелия . [19]
В Колумбусе
[ редактировать ]Глэдден стал пастором Первой конгрегационалистской церкви в Колумбусе, штат Огайо, в 1882 году и прослужил на этой должности тридцать шесть лет. За это время он укрепил свою национальную репутацию религиозного лидера и общественного лидера своими проповедями, лекциями, писательством и активным участием. В его конгрегацию входили законодатели и другие люди, обладающие властью бороться с социальной несправедливостью, о которой проповедовал Глэдден. [20]
Каждое воскресенье он произносил две 45-минутные проповеди. Утром он проповедовал о христианской жизни. Вечером он проповедовал о социальных проблемах. Вечерняя проповедь была напечатана в журнале штата Огайо на следующий день на первой странице. [10] Во время празднования золотого юбилея Первой церкви в 1902 году Глэдден сказал в своей проповеди, что «вы не всегда соглашались со мной; вы не могли; но когда мои слова, а иногда и мое поведение противоречили вашим мыслям и интересам, вы никогда не пытались заткнуть мне рот. ." [21]
К середине 1880-х годов он привлек аудиторию по всей стране, чтобы услышать, как он выступает за «торговые права в отношении труда, более короткую рабочую неделю, фабричные инспекции, налог на наследство и регулирование естественных монополий». Его целью было «постепенное развитие к кооперативному общественному порядку». [18]
С теологической точки зрения Глэдден классифицируется как «евангелистский либерал». Таким образом, он был основан на Библии и сосредоточен, но всегда стремился «приспособить христианство к современности». [22] Он помогал продвигать свой евангелический либерализм в таких книгах, как «Жгучие вопросы» (1890 г.) и «Кто написал Библию» (1891 г.). В книге «Кто написал Библию » Глэдден заявил: «бесполезно пытаться привести повествование Бытия в точное соответствие с геологической наукой». [23]
В 1885 году он принял участие в создании Американской экономической ассоциации и входил в ее совет. Заявленная цель ассоциации заключалась в «поддержке независимых экономических исследований и распространении экономических знаний». [24]
В 1886 году он поехал в Кливленд во время забастовки трамвая, выступил на общественном собрании на тему «Мир это или война» и поддержал право рабочих на создание профсоюза для защиты своих интересов. [25] Он также выступал за общественную собственность на трамваи и коммунальные услуги. [26]
Чем больше Глэдден занимался социальными проблемами, тем больше росла его церковь: с 500 в 1883 году до 1200 в 1914 году. Когда члены не соглашались с ним, вместо того, чтобы пытаться убедить их согласиться с ним, он стремился найти общую почву, на которой они могли бы стоять вместе. [27]
В 1893 году бывший президент США Резерфорд Б. Хейс представил Глэддена на должность президента Университета штата Огайо, но правление отклонило его как «слишком прокатолического» из-за его противодействия антикатолической Американской защитной ассоциации . Однако Университет Нотр-Дама присвоил Глэддену степень почетного доктора за его позицию. [28] [29]
Глэдден совершил несколько лекционных туров в Великобританию. Во время войны 1898 года он защищал вступление Соединенных Штатов в испано-американскую войну как «гуманное». [15]
Он оказал международное влияние как «отец» движения социального евангелия . [30] Его озабоченность социальными проблемами была основана на его либеральном богословии, согласно которому миссия Церкви заключалась в применении христианских ценностей к светским институтам. [31]
Глэдден служил в городском совете Колумбуса с 1900 по 1902 год и стал сторонником муниципальной собственности на общественные работы. Он также возглавил движение за перенос выборов в Огайо с октября на ноябрь. [15]
Он был одним из «самых прогрессивных лидеров» своей страны, стремившихся решить то, что он называл «негритянской проблемой», как в экономическом, так и в политическом плане. [26] Он был вице-президентом Американской миссионерской ассоциации с 1894 по 1901 год и был ее президентом с 1901 по 1904 год. В этом качестве он отправился в Атланту, штат Джорджия, чтобы посетить Университет Атланты и встретиться с У. Э. Б. Дюбуа . Он был шокирован положением чернокожих южан и начал выступать против расизма. [32] Знаменитая проповедь Глэддена 1903 года «Убийство как эпидемия» осуждала линчевание . [26]
Он ушел с поста президента Американской миссионерской ассоциации, чтобы занять должность модератора Национального совета конгрегационалистских церквей Соединенных Штатов в 1904 году. [33]
В 1905 году он попал в общенациональные новости, назвав подарок конгрегационалистам в размере 100 000 долларов от Джона Д. Рокфеллера «испорченным». [34]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1914 году Глэдден вышел в отставку и стал «почетным служителем» Первой конгрегационалистской церкви. [21] Он оставался активным и в других отношениях, пока не умер от инсульта 2 июля 1918 года. Он был похоронен на кладбище Грин-Лоун в Колумбусе. [21] Газета « Нью -Йорк Таймс» сообщила о смерти «Глэддена, общенационально известного служителя Конгрегации». [35]
Глэдден умерла раньше Дженни, его 49-летней жены, которая умерла 8 мая 1909 года. Последние четыре года своей жизни она страдала атеросклерозом, который довел ее до состояния прикованного к постели слабоумия. [36] Никогда не находившаяся в центре внимания, Дженни «тихо поддерживала публичную карьеру своего мужа». [25]
У Глэдденов было две дочери (одна из которых умерла в 24 года) и два сына. Алкоголь и личные проблемы преследовали сыновей, и они оба умерли молодыми. [10] Трудности с сыновьями Глэдденов возникли в более широком контексте. Америка после Гражданской войны была отмечена «внутренними проблемами в семейной жизни среднего класса». Молодежь чувствовала «большую неуверенность» в отношении своей личности и дела своей жизни. Это мешало им «определиться с карьерой». Большое количество людей пережили «нервные срывы». [37]
Историки, оценивающие карьеру Глэддена, подчеркивают важность его роли в движении социального евангелия. Он стал «самым почитаемым и уважаемым представителем социального евангелия». [38] Глэдден не только пропагандировал «Социальное Евангелие практических действий» в своих письмах и выступлениях, но и участвовал в практических действиях, работая над поиском решений. [39] Он поддерживал право рабочих на объединение в профсоюзы и выступал против расовой сегрегации. [13]
Эти оценки историков коррелируют с целью, которую Глэдден поставил перед своим служением. В своей автобиографии «Воспоминания» 1909 года он написал, что, будучи министром, он хотел исповедовать «религию, которая опиралась на жизнь и предлагала прежде всего реализовать Царство Божие в этом мире». [4]
Почести
[ редактировать ]Глэдден так и не получил богословской степени, но получил 35 почетных докторских степеней. [40]
Библиография
[ редактировать ]Глэдден написал сотни стихов, гимнов, статей, редакционных статей и книг. [7] Гимн Глэддена « О Мастер, позволь мне идти с тобой» опубликован в 470 сборниках. [41] Его книги следующие:
- Простые мысли об искусстве жизни , 1868 г.
- От Хаба до Гудзона , 1869 год.
- Быть христианином и с чего начать , 1876 г.
- Рабочие и их работодатели , 1876 г.
- Христианский путь: куда он ведет и как идти дальше , 1877 г.
- Молитва Господня: семь проповедей , 1880 г.
- Христианская лига Коннектикута , 1883 г.
- Вещи новые и старые: беседы о христианской истине и жизни , 1884 г.
- Молодые люди и церкви: почему некоторые из них находятся снаружи и почему им следует войти , 1885 г.
- Прикладное христианство: моральные аспекты социальных вопросов , 1887 г.
- Проблемы прихода: советы и помощь для жителей церквей , 1887 г.
- Жгучие вопросы о жизни, которая есть сейчас, и о том, что будет , 1891 г.
- Кто написал Библию?: Книга для народа , 1891 г.
- Городской клуб «Космополис» , 1893 год.
- Санта-Клаус на жаворонке: и другие рождественские истории , 1894 г.
- Инструменты и человек: собственность и промышленность по христианскому закону , 1894 г.
- Церковь и Царство , 1894 г.
- Правящие идеи современности , 1895 г.
- Семь загадочных библейских книг: дополнение к книге «Кто написал Библию» , 1897 г.
- Отношения искусства и морали , 1897 г.
- Социальные факты и силы (фабрика, профсоюз, корпорация, железная дорога, город, церковь), 1897 г.
- Наша нация и ее соседи , 1898 г.
- Христианский пастор и рабочая церковь , 1898 г.
- Сколько осталось от старых доктрин? , 1899 г.
- Кто написал Библию? , 1900 г.
- Социальное спасение , 1902 год.
- Организованный труд и капитал; лекции Уильяма Л. Булла в 1904 году с Талкоттом Уильямсом , Джорджем Ходжесом и Фрэнсисом Гринвудом Пибоди.
- Христианство и социализм , 1905 г.
- Церковь и современная жизнь , 1908 год.
- Воспоминания , 1909 год.
- Рабочий вопрос , 1911 год.
- Современное богословие , 1913 год.
- Первый день: книга для выпускников 1916 г.
- Развилка дорог , 1917 год.
- Стихи из календаря , 1918 год, опубликовано McClelland Co., Колумбус, Огайо.
- Переводчик , 1918 год.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Национальная циклопедия американской биографии . Джей Ти Уайт. 1900.
- ^ Вашингтон Гладден (1909). Воспоминания . Хоутон Миффлин. стр. 23–37 .
- ^ «Обзор сгоревшего района Джона Х. Мартина» . www.crookedlakereview.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Глэдден, Вашингтон (12 января 1909 г.). «Воспоминания» . Хоутон Миффлин – через Google Книги.
- ^ Кингман, Лерой Уилсон (12 января 1904 г.). «Эскизы Owego от авторов Owego» . Общество помощи женщинам баптистской церкви - через Google Книги.
- ^ Эдвин Партридж Леман и Джулиан Парк, составители, Антология Уильямса: Сборник стихов и прозы колледжа Уильямс, 1798–1910 (частное издание, 1910), 1.
- ^ Jump up to: а б с д «Вашингтонское радостное общество» . www.washingtongladdensociety.org .
- ^ Jump up to: а б «Восьмой» . www.panix.com .
- ^ 1859 г., класс колледжа Уильямс (12 января 1884 г.). «Четыре года в колледже и двадцать пять лет после окончания колледжа» . Смит и Брюс – через Google Книги.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Преподобный Тимоти К. Аренс, «Вашингтон Рад: Пророк истины и справедливости» (2011), 3., по состоянию на 4 февраля 2015 г.» (PDF) .
- ^ http://www.historyplace.com/civilwar/æ [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Преподобный Тимоти К. Аренс, «Вашингтон Гладден: Пророк истины и справедливости» (2011), 6. по состоянию на 4 февраля 2015 г.» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Вальтер Раушенбуш, Вашингтон Гладден и Джейкоб Риис» . satucket.com .
- ^ «Преподобный Тимоти К. Аренс, «Вашингтон рад: Пророк истины и справедливости» (2011). По состоянию на 4 февраля 2015 г.» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с «Национальная циклопедия американской биографии: история Соединенных Штатов, иллюстрированная жизнью основателей, строителей и защитников республики, а также мужчин и женщин, которые выполняют работу и формируют мысли настоящего». Время" . Компания Джей Ти Уайт. 12 января 1900 г. - через Google Книги.
- ^ «Воскресный полдень» . ЭФ Мерриам. 12 января 1878 г. - через Google Книги.
- ^ Робертс, Р.Р. (1956). «Социальное Евангелие и нарушители доверия». История Церкви . 25 (3): 241. дои : 10.2307/3161244 . JSTOR 3161244 . S2CID 159885347 .
- ^ Jump up to: а б «Социальное Евангелие | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ Джеффри Паркер, Ричард Сиссон, Уильям Рассел Койл, редакторы, Огайо и мир, 1753-2053: Очерки новой истории Огайо (Университет штата Огайо, 2005), 106.
- ^ Джеффри Паркер, Ричард Сиссон, Уильям Рассел Койл, редакторы, Огайо и мир, 1753–2053: Очерки новой истории Огайо (Университет штата Огайо, 2005), 107–108.
- ^ Jump up to: а б с "Наследство" . www.first-church.org . Архивировано из оригинала 14 января 2021 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Преподобный Тимоти К. Аренс, «Вашингтон Гладден: Пророк истины и справедливости» (2011), 12. По состоянию на 4 февраля 2015 г.» (PDF) .
- ^ Кто написал Библию (Хоутон, Миффлин, 1891), 352.
- ^ Ассоциация Американской экономики; Эли, Ричард Теодор (12 января 1887 г.). «Отчет Организации Американской экономической ассоциации» . Дж. Мерфи и компания - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б «Обучение Кливленду в цифровом формате – www.teachingcleveland.org» .
- ^ Jump up to: а б с Джеффри Паркер, Ричард Сиссон, Уильям Рассел Койл, редакторы, Огайо и мир, 1753–2053: Очерки новой истории Огайо (Университет штата Огайо, 2005), 107.
- ^ Джеффри Паркер, Ричард Сиссон, Уильям Рассел Койл, редакторы, Огайо и мир, 1753-2053: Очерки новой истории Огайо (Университет штата Огайо, 2005), 108.
- ^ «Преподобный Тимоти К. Аренс, «Вашингтон Гладден: Пророк истины и справедливости» (2011), 12. По состоянию на 4 февраля 2015 г.» (PDF) .
- ^ Родни П. Карлайл, изд., Позолоченный век: 1870–1900 (Infobase Publishing, 2009), 61.
- ^ Робертс, Р.Р. (1956). «Социальное Евангелие и нарушители доверия». История Церкви . 25 (3): 241. дои : 10.2307/3161244 . JSTOR 3161244 . S2CID 159885347 .
- ^ Ричард Д. Кнудтен, Систематическая мысль Вашингтона Гладдена (Humanities Press, 1968), vii.
- ^ Рональд К. Уайт-младший, Свобода и справедливость для всех: расовая реформа и социальное евангелие, 1877–1925 (Вестминстер Джон Нокс, 2002), 135–141.
- ^ «Вашингтон Гладден - Центр истории Огайо» . сайт ohiohistorycentral.org .
- ^ Промышленность Джеймс С. Олсон, Революция: ключевые темы и документы (ABC-CLIO, 2014), 193.
- ^ «ПРЕПОДОБНЫЙ Д-Р ГЛЭДДЕН, ОТМЕТНЫЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ, УМИРАЕТ; министр конгрегации, реформатор и писатель скончался на 82 году жизни. ПРОТИВОРЕЧНЫЙ ПОДАРОК РОКФЕЛЛЕРА подвергся нападению как испорченные деньги. Взнос в размере 100 000 долларов на зарубежные миссии - его объемистые сочинения. (Опубликовано в 1918 году)» . Нью-Йорк Таймс . 3 июля 1918 года.
- ^ «Преподобный Тимоти К. Аренс, «Вашингтон Гладден: Пророк истины и справедливости» (2011), 5. По состоянию на 4 февраля 2015 г.» (PDF) .
- ^ Сьюзан Кертис, Всепоглощающая вера: социальное Евангелие и современная американская культура (Университет Миссури, 2001), 75-76.
- ^ Гэри Скотт Смит, В поисках социального спасения: социальное христианство и Америка, 1880-1925 (Лексингтон, 2000), 441.
- ^ Рональд К. Уайт-младший, Свобода и справедливость для всех: расовая реформа и социальное евангелие, 1877-1925 (Вестминстер Джон Нокс, 2002), 142. Также «Вашингтон рад» в Энциклопедии мировой биографии . 2004. Получено 29 января 2015 г. с сайта Encyclepedia.com.
- ^ «Преподобный Тимоти К. Аренс, «Вашингтон Гладден: Пророк истины и справедливости» (2011), 2. По состоянию на 4 февраля 2015 г.» (PDF) .
- ^ «О Мастер, позволь мне идти с Тобой» . Гимнари.орг .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойер, Пол. «Лидер движения социального евангелия из Огайо: переоценка радости Вашингтона», истории Огайо том 116 № 1 , 2009 г., стр. 88–100 в Project MUSE.
- Дорн, Джейкоб Х. «Социальное евангелие и социализм: сравнение мыслей Фрэнсиса Гринвуда Пибоди, Вашингтона Глэддена и Уолтера Раушенбуша», Church History, vol. 62, нет. 1 (1993), стр. 82–100.
- Дорн, Джейкоб. Вашингтон Гладден: Пророк социального Евангелия. 1968.
- Энгс, Рут К. Движение за реформу здравоохранения прогрессивной эпохи: исторический словарь. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 2003.
- Хэнди, Роберт Т. Социальное Евангелие в Америке 1870-1920 гг., 1966 г.
- Хопкинс, Чарльз Х. Расцвет социального Евангелия в американском протестантизме 1865-1915 (1940)
Первоисточники
[ редактировать ]- Вашингтон Гладден, Воспоминания , 1909 г.
- Вашингтон Гладден, «Испорченные деньги», 1895 г., журнал The Outlook Magazine , 30 ноября 1895 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Вашингтона Гладдена в Project Gutenberg
- Работы Вашингтона Гладдена или о нем в Internet Archive
- Кембриджская история английской и американской литературы в 18 томах (1907–21). ТОМ XVII. Поздняя национальная литература, Часть II.
- Поступление в Колумбийский университет, 2004 г.
- Статья CyberHymnal для Washington Gladden
- Статья Корнельского университета о Вашингтоне Гладдене
- Книга биографии Рэгса
- Отсылка журнала Commentary Magazine к Джону Рокфеллеру
- Статья в Центре истории Огайо о Вашингтоне Гладдене
- 1836 рождений
- 1918 смертей
- Политики из округа Монтгомери, штат Пенсильвания
- Американские министры-конгрегационалисты
- Американские христианские социалисты
- Американские христианские авторы гимнов
- Американские авторы гимнов
- Писатели-конгрегационалисты
- Министры-конгрегационалисты XIX века
- Министры-конгрегационалисты 20-го века
- Члены городского совета Колумбуса
- Американские писатели XIX века
- Гонка в США
- Конгрегационалистские социалисты
- Американские политики XIX века
- Похороны на кладбище Грин-Лоун (Колумбус, Огайо)
- Авторы песен из Пенсильвании
- Американское духовенство 20-го века
- Американское духовенство XIX века
- Президенты Ассоциации религиозного образования