Река Морар
Река Морар | |
---|---|
![]() Причалы в верхнем течении реки | |
Расположение устья в Шотландском Хайленде | |
Расположение | |
Страна | Шотландия |
Физические характеристики | |
Источник | |
• расположение | Лох-Морар |
• координаты | 56 ° 58'01 ″ с.ш. 5 ° 48'33 ″ з.д. / 56,9669 ° с.ш. 5,8093 ° з.д. |
Рот | |
• расположение | Морар Бэй |
• координаты | 56 ° 58'12 "N 5 ° 50'14" W / 56,9700 ° N 5,8372 ° W |
Река Морар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|


Река Морар — река, вытекающая из озера Лох-Морар на западе Шотландии. Она течет от западной оконечности озера до устья залива Морар, впадения в пролив Саунд -оф-Слит . Это одна из самых коротких рек Шотландии, известная своими пляжами с белым песком, протекающими через залив Морар.
Реку пересекают три моста, и на ней расположена гидроэлектростанция, построенная в рамках первой строительной схемы, продвигаемой недавно созданным Гидроэлектрическим советом Северной Шотландии , чтобы продемонстрировать свою приверженность снабжению отдаленных районов Шотландии. районы Шотландии с электричеством. Он был введен в эксплуатацию в 1948 году.
Курс
[ редактировать ]Течение реки Морар составляет около 0,5 мили (0,8 км) в длину от озера Лох-Морар до ниже моста, по которому проходит магистральная дорога A830 , и это одна из самых коротких рек в Шотландии. Однако во время прилива она течет по одному руслу через пески залива Морар еще на протяжении 1,5 миль (2,4 км). [ 1 ] Служба артиллерийской службы обозначила этот участок как «Река Морар». [ 2 ] Уровень поверхности озера Лох-Морар находится на высоте 46 футов (14 м) над базой данных боеприпасов (AOD), и река спускается через эту высоту, чтобы достичь моря в районе Звука мокрого снега. [ 3 ]
В верхнем течении реки на правом берегу есть несколько причалов, которые служат причалом для лодок, пользующихся озером. Река направляется на юг, а затем поворачивает на запад. [ 2 ] Плотина и шлюз контролируют поток к гидроэлектростанции на левом берегу. Затем река падает по скалистому участку, известному как Водопад Морар, хотя поток с водопада значительно меньше, чем был до постройки гидроэлектростанции. Электростанция сбрасывает воду обратно в реку ниже основной части водопада, а рыбная лестница позволяет лососю и форели преодолевать подъем и достигать озера Лох-Морар. [ 4 ]
Реку пересекают три моста, самый верхний из которых представляет собой железнодорожный виадук, построенный Вест-Хайлендской железной дорогой , которая открыла свой путь из Банави в Маллайг в 1901 году. Виадук состоит из четырех арок, сделан из монолитного бетона и был завершен. в 1897 году. Сейчас он проходит по линии Вест-Хайленд и является зданием категории B, внесенным в список памятников архитектуры. [ 5 ] Главная арка, пересекающая реку, имеет высоту 90 футов (27 м), вторая арка меньшего размера проводит железную дорогу через дорогу на северном берегу реки, а на обоих концах есть арки, которые еще меньше. [ 6 ] По второму мосту проходит дорога B8008, проходящая через деревню Морар. Раньше это была часть главной дороги из Форт-Уильяма в Маллейг. Нынешний мост находится недалеко от железнодорожного виадука. [ 2 ] и построен из камня. [ 7 ] До 1915 года автомобильный мост находился немного ниже по течению, но в какой-то момент его заменили. Новый мост является обычной границей верхнего течения, до которой текут приливы. [ 8 ] Третий мост ведет по дороге A830 и был построен в 1997 году, когда дорога была модернизирована. Он вообще обходит деревню. [ 9 ]
Ниже автомобильного моста русло реки окружено белыми песчаными пляжами во время отлива, известными как Серебряные пески Морара. [ 10 ] Река Морар образует границу между приходами Гленелг на севере и Арисайг и Мойдарт на юге. [ 11 ]
Водопад Морар
[ редактировать ]Когда река Морар пересекает скальную откос в конце озера, она образует серию водопадов, известных как Водопады Морар. [ 12 ]
Гидроэлектростанция
[ редактировать ]мощностью 750 кВт гидроэлектростанция с гидравлическим напором 16 футов (4,9 м). В 1948 году на реке Морар была построена [ 13 ] [ 14 ]
был Гидроэлектрический совет Северной Шотландии создан в результате Закона о развитии гидроэнергетики (Шотландия) 1943 года. [ 15 ] Закон, отстаиваемый политиком Томом Джонстоном во время его пребывания на посту государственного секретаря Шотландии. [ 16 ] Джонстон мечтал о создании общественной организации, которая могла бы строить гидроэлектростанции по всему Хайленду. Прибыль, полученная от продажи оптовой электроэнергии в шотландские низменности, будет использоваться для финансирования «экономического развития и социального улучшения севера Шотландии». Частным потребителям будет предложена дешевая электроэнергия, и их подключение к этому энергоснабжению не будет отражать реальную стоимость ее обеспечения в отдаленных и малонаселенных районах. [ 17 ]
Лорд Эйрли , который первоначально критиковал Закон 1943 года, поскольку его сфера применения была слишком ограничена, был первым председателем нового Совета. Эдвард МакКолл , инженер с большим опытом работы в гидроэлектрических проектах и электрических распределительных сетях, был заместителем председателя и исполнительным директором. [ 18 ] Вскоре стало ясно, что Макколл намерен продвигаться вперед в реализации целей Закона с головокружительной скоростью. Всего за три месяца он составил список из 102 потенциальных объектов. [ 19 ] а в июне 1944 года была опубликована первая конструктивная схема. Это было для схемы Лох-Слой , которая имела готовый рынок для оптовых поставок в соседний Клайдсайд, но она включала две более мелкие схемы, чтобы продемонстрировать приверженность Совета по поставкам в отдаленные районы. Это были Морар и Кайл из Лохалша . Ориентировочная стоимость двух меньших проектов составила 0,5 миллиона фунтов стерлингов по сравнению с 4,1 миллионами фунтов стерлингов для проекта Sloy. Хотя против двух меньших схем не было возражений, реализация была отложена из-за резкого противодействия схеме Слоя, и для рассмотрения этого вопроса было проведено общественное расследование. [ 20 ] Джон Кэмерон К.С. решил, что возражателям не удалось убедить его в том, что эта схема не отвечает общественным интересам, и 28 марта 1945 года эти три схемы были санкционированы. [ 21 ]
Чтобы отметить начало небольших проектов, в мае 1946 года были проведены церемонии поднятия столбов в Мораре и на мосту Ности, где должна была быть построена станция Лохалш. Схема Морар будет построена рядом с водопадом Морар, и будет поднят символический электрический столб, который станет частью распределительной сети на территории, которая простирается от Маллейга на севере до озера Лох-Эйлорт на юге. [ 22 ] На церемонии присутствовали Том Джонстон и Эдвард МакКолл, а леди Гермиона Кэмерон из Лошейла помогала в церемонии. [ 23 ]

Первоначальные планы обоих объектов были кирпичными, но Джеймс Ширер , один из трех членов Группы архитектурных консультантов Совета, [ 24 ] которому поручили архитектурные работы в Лочалше, заметил, что все местные здания построены из местного камня в стиле, который он назвал коттеджной архитектурой, [ 25 ] и спросил Макколла, можно ли использовать камень для электростанции, несмотря на его дополнительную стоимость и тот факт, что работа с камнем является умирающим искусством. Макколл с готовностью согласился, и это сформировало политику большинства проектов Совета. [ 26 ] Вуд утверждает, что Ширер также был архитектором станции Морар. [ 27 ] но Ширер утверждает, что Морар спроектировал другой член Группы архитектурных консультантов, Реджинальд Фэрли . Она тоже была построена из камня, и обе станции были официально открыты 21 декабря 1948 года. [ 28 ] став первыми станциями, построенными Советом и вступившими в эксплуатацию. [ 29 ] В Мораре местный земледелец по имени Кэтрин Маккензи открыла станцию, управляя колесом, чтобы направлять воду в турбины. Она сказала на гэльском языке : «Пусть свет и сила придут на фермы». [ 30 ] [ 29 ]
Была построена небольшая плотина, которая подняла уровень озера Лох-Морар на 3 фута (0,9 м), но из-за расположения водопада напор турбин Каплана составляет 16 футов (4,9 м). [ 31 ] Небольшое изменение уровня представляет собой значительное увеличение объема хранимой воды, поскольку площадь озера составляет 10,36 квадратных миль (26,83 км²). 2 ). [ 32 ] Плотина включает в себя барабанный затвор на водосбросе, который работает автоматически. Вокруг плотины была построена рыбная лестница, чтобы форель и лосось могли добраться до озера Лох-Морар. Электростанция расположена в пещере возле водопада, видны только дверной проем и подпорная стена. [ 33 ]
Операция
[ редактировать ]В 2002 году об обязательствах по возобновляемым источникам энергии (Шотландия) был принят закон . Он был задуман как способ содействия развитию малых гидроэлектростанций, энергии волн, энергии приливов, фотоэлектрической энергии, энергии ветра и биомассы, но к тому времени, когда он вступил в силу, определение малого масштаба было расширено с Можно включить мощности от 5 МВт до 10 МВт, а затем 20 МВт, а также существующие гидроэлектростанции, которые были модернизированы для повышения эффективности. [ 34 ] Таким образом, Морар мощностью 0,75 МВт соответствовал требованиям, и в период с 2005 по 2007 год станция имела право на получение 6 833 сертификатов обязательств по возобновляемым источникам энергии, что дало SSE субсидию на сумму более 332 000 фунтов стерлингов. [ 35 ] В 2007 году станция работала при среднем коэффициенте загрузки 48,7 процента. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Река Морар» . Справочник Шотландии. Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с Обзор боеприпасов, карта масштаба 1:25000
- ^ «Водоем Лох-Морар, идентификационный номер 21466» . Британский центр экологии и гидрологии.
- ^ «Картография реки Морар» . Наследие окружающей среды Шотландии.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Морар, Железнодорожный виадук Водопад Морар через реку Морар (здание, внесенное в список памятников архитектуры категории B) (LB296)» . Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ «Виадук Морар» . РейлСкот. Архивировано из оригинала 12 июня 2023 года.
- ^ «Морар, автомобильный мост через реку Морар» . Кенмор.
- ^ Обзор боеприпасов, шестидюймовая карта, 1888-1913 гг.
- ^ «Морар» . Неизведанная Шотландия. Архивировано из оригинала 11 июня 2023 года.
- ^ «Серебряные пески Морара» . Посетите Шотландию. Архивировано из оригинала 5 марта 2022 года.
- ^ «Морар, виадук Водопад Морар» . Кенмор. Архивировано из оригинала 16 декабря 2019 года.
- ^ Шотландия . Паб Landmark. 1998. с. 219. ИСБН 978-1-901522-18-1 .
- ^ «Морарская электростанция» . scottish-places.info. Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Плотина Морар, Схема гидроэлектростанции» . https://scottlandsplaces.gov.uk. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Пейн 1988 , стр. 50, 298.
- ^ Миллер 2002 , стр. 19–20.
- ^ Вуд 2002 , стр. 58–59.
- ^ Пейн 1988 , стр. 50–51.
- ^ Пейн 1988 , с. 55.
- ^ Пейн 1988 , стр. 60–61.
- ^ Пейн 1988 , с. 63.
- ^ «Церемония поднятия гидроэлектрического столба, Морар» . Ам Бэйле - История и культура Хайленда. Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года.
- ^ «Церемония поднятия гидроэлектрического столба, Морар» . Ам Бэйле - История и культура Хайленда. Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года.
- ^ Пейн 1988 , с. 54.
- ^ Фрейзер 1956 , с. 39.
- ^ Фрейзер 1956 , с. 40.
- ^ Вуд 2002 , с. 80.
- ^ Фрейзер 1956 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Бисвас 1965 , с. 28.
- ^ «70 лет со дня первого включения гидроэлектростанций в высокогорье» . SSE Возобновляемые источники энергии. 21 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2022 г.
- ^ Пакстон и Шипвей 2007 , с. 188.
- ^ «Водоем Лох-Морар, идентификационный номер 21466» . Британский центр экологии и гидрологии.
- ^ Пакстон и Шипвей 2007 , стр. 188–189.
- ^ Своп 2005 , стр. 5–7.
- ^ Деккер 2008 , стр. 28.
- ^ Обложки 2008 г. , с. 133.
Библиография
[ редактировать ]- Бисвас, Асит К. (май 1965 г.). «Гидроэнергетические разработки в Шотландском нагорье» (PDF) . Труды Американского общества инженеров-строителей .
- Деккер, Ник (2008). «Общественная петиция № PE1184» (PDF) . Шотландский парламент. Архивировано (PDF) из оригинала 10 января 2024 года.
- Фрейзер, Норри, изд. (1956). Сэр Эдвард МакКолл – Создатель современной Шотландии . Эдинбург: Стэнли Пресс.
- Миллер, Джеймс (2002). Строители плотин — Сила из Гленса . Бирлинн. ISBN 978-1-84158-225-2 .
- Пакстон, Роланд; Шипвей, Джим (2007). Наследие гражданского строительства — нагорье и острова Шотландии . Томас Телфорд. ISBN 978-0-7277-3488-4 .
- Пейн, Питер Л. (1988). Гидро . Издательство Абердинского университета. ISBN 978-0-08-036584-8 .
- Обмен (июнь 2005 г.). «Субсидии и уловки» (PDF) . Шотландский проект оценки ветра. Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2022 года.
- Вуд, Эмма (2002). Гидробойцы . Луат Пресс. ISBN 978-1-84282-016-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с рекой Морар, на Викискладе?