Вест Хайленд Лайн
Вест Хайленд Лайн | |||
---|---|---|---|
Обзор | |||
Статус | Оперативный | ||
Владелец | Сетевая железная дорога | ||
Местный | |||
Условия | |||
Станции | 33 | ||
Услуга | |||
Тип | Сельская железная дорога [ 1 ] | ||
Система | Национальная железная дорога | ||
Оператор(ы) | |||
Подвижной состав | |||
Технический | |||
Длина линии |
| ||
Количество дорожек | Однопутный | ||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | ||
Рабочая скорость | максимум 70 миль в час (110 км/ч) [ 1 ] | ||
|
Западная линия Хайленда ( шотландский гэльский : Rathad Iarainn nan Eilean – «Железная дорога на острова») — железнодорожная линия, соединяющая порты Маллайг и Обан в Шотландском Хайленде с Глазго в Центральной Шотландии . признали эту линию лучшим железнодорожным сообщением в мире В 2009 году читатели независимого туристического журнала Wanderlust , опередив знаменитую Транссибирскую линию в России и линию Куско-Мачу-Пикчу в Перу. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Веб-сайт ScotRail с тех пор сообщил, что эта линия второй год подряд признана самой живописной железнодорожной линией в мире. [ 5 ]
Линия Вест-Хайленд — одна из двух железнодорожных линий, ведущих к отдаленному гористому западному побережью Шотландии, вторая — линия Кайла-оф-Лочалша , которая соединяет Инвернесс с Кайлом-оф-Лочалшем . Эта линия является самой западной железнодорожной линией Великобритании.
По крайней мере частично, линия Вест-Хайленд — это та же железнодорожная линия, что и железная дорога Вест-Хайленд .
История
[ редактировать ]Маршрут построен из нескольких участков:
- Глазго Куин-стрит до перекрестка Коулэрс - железная дорога Эдинбурга и Глазго
- Перекресток Коулэрс с Боулингом - железная дорога Глазго, Дамбартона и Хеленсбурга (позже вошла в состав железной дороги Эдинбурга и Глазго )
- Боулинг до Центрального Дамбартона - Ланаркшир и Дамбартонширская железная дорога , которой управляет Каледонская железная дорога.
- Центральный Дамбартон - Далреоч - железнодорожный узел Каледонии и Дамбартоншира
- От Далриоха до Крейгендорана - железная дорога Глазго, Дамбартона и Хеленсбурга
- От Крейгендорана до Форт-Уильяма (открыт 11 августа 1894 г.) [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] - Вест-Хайлендская железная дорога, спонсируемая Северной Британской железной дорогой.
- Крианларих в Обан [ 9 ] - Железная дорога Калландер и Обан , которой управляет Каледонская железная дорога.
Существует дополнительный участок от Форт-Уильяма (или развязки возле Форт-Уильяма) до Маллейга, построенный как удлинительная железная дорога Маллейга . [ 10 ] Железная дорога Вест-Хайленд одобрила строительство линии на своем ежегодном собрании в январе 1895 года. [ 11 ]
Линия могла быть закрыта в рамках сокращений Beeching в 1963 году. [ 12 ] и снова в 1995 году из-за снижения доходов. [ 13 ] [ 14 ]
Описание маршрута
[ редактировать ]Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2023 г. ) |
Вскоре после выхода из станции Глазго Квин-стрит и за туннелем Квин-стрит линия расходится с основного магистрального маршрута на Эдинбург-Уэверли и Перт в Коулэрсе и следует по северо-западному курсу через пригороды Мэрихилл и Келвиндейл . Между Вестертоном и Дамбартоном маршрут разделяется с линией Норт-Клайд до центра Хеленсбурга , а затем разветвляется на север у перекрестка Крейгендоран в сторону Гарелоххеда , участка, где обычно считается началом самой линии Вест-Хайленд. С него открывается вид на Гар-Лох и Лох-Лонг, а затем он выходит вдоль северо-западных берегов Лох-Ломонд , а затем поднимается на Глен-Фаллок до Крианлариха .
Ветка, ведущая на Обан, расходится в Крианларихе, важном высокогорном узле автомобильных и железных дорог, и проходит через Глен Лочи до Далмалли и через перевал Брандер, чтобы добраться до соленой воды в Тайнуилте и Коннел-Ферри, прежде чем совершить последний подъем через холм в Обан . Примерно в трех милях (пяти километрах) от Крианлариха маршруты Маллайг и Обан проходят через деревню Тиндрам , но они обслуживаются отдельными станциями, что делает это самое маленькое поселение в Великобритании, обслуживаемое более чем одной железнодорожной станцией.
После моста Орчи линия, ведущая на Маллейг, поднимается на Раннох-Мур , мимо бывшего пункта пересечения Гортон-Кроссинг до станции Раннох . Зимой болота часто покрыты снегом. [ примечание 1 ] и можно увидеть оленей, бегущих от приближающегося поезда. Станция в Корруре на болоте — одна из самых отдаленных станций в Великобритании, до нее нельзя добраться ни по одной дороге общего пользования. Это вершина линии на высоте 1347 футов (410 м) над уровнем моря. Продолжая путь на север, линия спускается над берегами озера Лох-Трейг и проходит через узкое ущелье Монесси. Конечная остановка перед Форт-Уильямом — Спин-Бридж . Участок между Форт-Уильямом и Маллайгом проходит через Гленфиннан , через Арисейг с видами на Малые острова Ром виадук , Эйгг , Мук и Канна , а также белые пески Морара , прежде чем добраться до самого Маллайга.
За исключением маршрута между Глазго Квин-стрит и Хеленсбург-Аппер, а также короткого участка между Форт-Уильям-Джанкшен и станцией Форт-Уильям о железной дороге осуществляется , сигнализация с помощью радиоэлектронного жетонного блока , управляемого из сигнальной будки на станции Банави .
Услуги
[ редактировать ]Пассажирские перевозки на линии осуществляют компании ScotRail и Caledonian Sleeper . По состоянию на май 2021 года схема обслуживания следующая:
- 3 тонны в день в одну сторону Маллайг – Глазго Квин-стрит
- 1 т/день в одну сторону Маллайг - Форт-Уильям
- 1 тпд Обан - Далмаллы
- 6 тонн в день в одну сторону Обан — Глазго Квин-стрит. Кроме того, 1-я улица Глазго Квин-стрит – Обан (только в одну сторону).
Все рейсы из Глазго Квин-стрит - Маллайг сочетаются с услугами до Обана, разделяясь на Крианларих. Аналогичным образом, две службы возврата объединяются в Crianlarich. [ 18 ]
В течение летнего сезона с мая по октябрь « ежедневное обратное сообщение между Форт-Уильямом и Маллейгом, известное как Якобит», осуществляется компанией West Coast Railways . Ходит один поезд в день в мае, сентябре и октябре и два поезда в день с июня до конца августа.
Caledonian Sleeper выполняет ночные рейсы из Форт-Уильяма в лондонский Юстон . [ 19 ]
Далее паромное сообщение, обслуживаемое компанией Caledonian MacBrayne, доступно из Маллейга на остров Скай , на небольшие острова Ром , Эйгг , Мак и Канна , в Саут-Уист и в Инвери на полуострове Кнойдарт . Из Обана паромы ходят на острова Лисмор , Колонсей , Колл , Тири , Малл и Барра .
По состоянию на 2021 год на линии осуществляется единственная регулярная грузовая операция, состоящая из перевозок глинозема из Норт-Блита на металлургический завод недалеко от Форт-Уильяма. [ 20 ] [ 21 ]
Время маршрута
[ редактировать ]После улучшения магистральных дорог Шотландии в 1980-х годах поездка на поезде может занять значительно больше времени, чем эквивалентная поездка по дороге. Для этого есть несколько причин. Линия становится полностью однопутной после того, как она покидает пригородную сеть Норт-Клайда в Крейгендоране, и поезда должны ждать на станциях с перекрестками , чтобы пройти поезда в противоположном направлении. Даже если переезд не запланирован, каждый поезд должен останавливаться в различных пунктах обмена жетонов, пока машинист связывается с главным центром сигнализации в Банавие, чтобы обменять жетоны в электронном виде и получить разрешение на движение. Поездам необходимо выделить до 15 минут на разделение или объединение на узловой станции в Крианларихе , в то время как поезда, направляющиеся в / из Маллайга, также должны развернуться в Форт-Уильяме и пересечь разводной мост Банави на низкой скорости. Еще одна проблема - найти подходящие маршруты для поездов Обана и Маллайга на оживленной линии Норт-Клайд, где интенсивные местные остановки. Поскольку поезда Вест-Хайленда на этом участке останавливаются только в Думбартон-Сентрал и Далмюре, они нередко задерживаются на предшествующий пригородный поезд, поэтому время на восстановление необходимо включить в их расписание, чтобы уменьшить вероятность позднего прибытия в Глазго.
На большей части участка Раннох-Мур ограничение скорости составляет 60 миль в час (95 км/ч) для Sprinter и 70 миль в час (110 км/ч) на подходе к станции Раннох. Caledonian Sleeper движется со скоростью максимум 40 миль в час (65 км/ч), замедляясь на некоторых мостах на маршруте из-за большого веса локомотива класса 67 , который буксировал поезд до конца действия старой франшизы в апреле 2015 года. С момента своего прихода к власти оператор спальных вагонов Serco заменил их отремонтированными класса 73 электродизельными двигателями , которые имеют меньшую нагрузку на ось ; пока неясно, будут ли новые локомотивы допущены к работе на более высоких скоростях после того, как они войдут в эксплуатацию. [ 22 ]
Подвижной состав
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Оператор | Маршрут | Максимальная скорость | Строитель/Построен | В эксплуатации на линии | В аренде у | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
миль в час | км/ч | ||||||||
Прошлый подвижной состав (с 1980 г.) | |||||||||
Класс 37 | Британская железная дорога (до 1983 г.) BR ScotRail (с 1983 г.) |
Глазго Куин-стрит до Обана / Маллейга (до 1989 г.) Лондон Юстон — Форт Уильям (Заменяет электровоз в Эдинбурге) Груз |
80 | 130 | Английский электрический 1960-1965 |
1981-1985 | Н/Д | Класс 37/0 | |
БР СкотРейл | Глазго Куин-стрит до Обана / Маллейга (до 1989 г.) Лондон Юстон — Форт Уильям (Заменяет электровоз в Эдинбурге) Груз |
90 | 145 | 1985-2006 | Класс 37/4 | ||||
БР Стандартный класс 4 2-6-0 | Железные дороги Западного побережья | Форт-Уильям в Маллейг | 60 | 96 | Хорвичский завод, 1957 г. | Якобит | |||
ЛНЭР Класс К4 2-6-0 | Дарлингтонский завод, 1938 год. | ||||||||
Пассажирский вагон Марк 1 | Британская железная дорога (до 1983 г.) BR ScotRail (с 1983 г.) Королевский шотландец (1985–1989) |
Глазго Куин-стрит до Обана или Маллейга | 100 | 160 | 1951-1963 | 1961-1989 | Н/Д | ||
Пассажирский автобус Марк 2 | Каледонский спящий | Лондон Юстон — Форт Уильям | 100 | 160 | BREL 1963-1975 | 1964-2019 | Его заменил пассажирский вагон Марк 5 . | ||
Спальный вагон Mark 3 | Каледонский спящий | Лондон Юстон — Форт Уильям | 125 | 200 | BREL 1979-1980 | 1980-2019 | Его заменил спальный вагон Mark 5 . | ||
Текущий автопарк | |||||||||
Класс 66 | Груз | 75 | 120 | Электромоторный дизель 1998-2015 гг. | 2000- | Н/Д | Класс 66/7 | ||
Белмонд Лимитед | Специальные пассажирские работы ( Королевский шотландец ) |
ГБ Железнодорожные перевозки | |||||||
Класс 67 | Первый ScotRail (до 2015 г.) Каледонский спящий |
Лондон Юстон — Форт Уильям (Заменил электровоз в Эдинбурге) |
125 | 200 | Альстом 1999-2000 гг. | 2006-2016, 2023- | ДБ Карго Великобритания | ||
Класс 73 | 90 | 145 | Британские железные дороги, завод Истли, 1962 г. Английский электрик 1965-1967 гг. Реконструирован в 2014-2016 гг. |
2016- | ГБ Железнодорожные перевозки | Заменен класс 67, когда истек срок аренды у DB Cargo UK класса 73/9. | |||
Класс 153 | ScotRail (2021 – настоящее время) | Глазго Куин-стрит до Обана / Маллейга | 75 | 120 | Автобус Leyland 1987–1988 годов, класс 155 [ 23 ] Преобразован в класс 153 компанией Hunslet-Barclay в 1991–1992 гг. [ 24 ] |
2021– | Н/Д | В эксплуатации с 19 июля. | |
Класс 156 | BR ScotRail (до 1997 г.) Национальный экспресс (1997–2004) Первый ScotRail (2005–2015 гг.) СкотРейл (2015-настоящее время) |
Метро-Каммелл 1987–1989 гг. | 1989– | ||||||
LMS Станье Класс 5 4-6-0 | Железные дороги Западного побережья | Форт-Уильям в Маллейг | 60 | 96 | Армстронг Уитворт (45212 и 45407) 1935 и 1937 гг.
Завод Крю (44871), 1945 г. |
- | Якобит | ||
Перец горошком класса К1 | 60 | 96 | Северо-Британская локомотивная компания 1949-1950 гг. | - | |||||
Марк 1 Пассажирский вагон | 100 | 160 | Крейвенс 1951–1963 гг. | ||||||
Пассажирский автобус Марк 2 | 100 | 160 | BREL 1963–1975 | ||||||
Pullman Тренер Mark 3 | Белмонд Лимитед | Специальные пассажирские работы ( Королевский шотландец ) |
125 | 200 | BREL 1979–1980 | ||||
Спальный вагон Mark 3 | Белмонд Лимитед | Специальные пассажирские работы ( Королевский шотландец ) |
125 | 200 | BREL 1979–1980 | ||||
Пассажирский автобус Марк 5 | Каледонский спящий | Лондон Юстон — Форт Уильям | 100 | 160 | КАФ 2016–2018 гг. | Октябрь 2019– | Лизинг Каледонских шпал | Он заменил пассажирский вагон Марк-2 . | |
Спальный тренер Mark 5 | Он заменил спальный вагон Mark 3 . |
В начале 2018 года широко сообщалось, что самолеты класса 158 будут использоваться с третьего по четвертый квартал 2018 года для замены самолетов класса 156. Однако в результате расследования было обнаружено, что линия не имеет достаточного габарита для данного класса. По состоянию на август 2018 г. [update] исследования все еще продолжались. [ 25 ]
Некоторые примечательные особенности, связанные с железной дорогой
[ редактировать ]- Кривая подковы, между Верхним Тиндрамом и мостом Орчи.
- Снежный покров на скале Круах , между Раннохом и Корруром.
- Виадук Гленфиннан , между Лохейлсайдом и Гленфиннаном.
- Каменные сигналы перевала Брандер , между Далмалли и Тайнуилтом.
- Арисейг — самая западная железнодорожная станция Великобритании.
Две ветви линии подробно описаны Джоном Томасом в двух его книгах (см. Источники).
Маршрут в деталях
[ редактировать ]Вест Хайленд Лайн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ниже перечислены места, обслуживаемые по маршруту от Глазго Квин-стрит. Однако услуги спальных мест до Форт-Уильяма начинаются в лондонском Юстоне с заходом в Эдинбург-Уэверли и на нижний уровень Квин-стрит (чтобы забрать или сесть в зависимости от направления).
Вест-Хайленд-Лайн в фильме
[ редактировать ]- Виадук Гленфиннан , расположенный на линии между Форт-Уильямом и Маллейгом, является местом съемок Хогвартс-экспресса в Гарри Поттере . серии фильмов о [ 26 ]
- Эдди МакКоннелла Поэтический документальный фильм «Линия на все времена» (1970) демонстрирует линию и ее историю на фоне пейзажей западного высокогорья, меняющихся в зависимости от сезона. [ 27 ]
- Коррур фигурирует в фильме «На игле» (1996), режиссер Дэнни Бойл .
Музей
[ редактировать ]находится музей, посвященный истории Вест-Хайленд-Лайн На станции Гленфиннан .
Будущее
[ редактировать ]В Национальной транспортной стратегии правительства Шотландии , опубликованной в феврале 2020 года, было указано, что линия не будет электрифицирована воздушными линиями . Вместо этого будет найдена альтернатива дизельной тяге. [ 28 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Грузовой поезд, направляющийся на юг по линии Вест-Хайленд.
-
Служба Scotrail пересекает озеро Лох-Аве в 2017 году.
-
Мост станции Орчи в 1961 году.
-
Железнодорожный мост возле замка Инверлочи
-
Приближаемся к виадуку Гленфиннан
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сетевая железная дорога. «Доставка для вас — планы маршрутов на 2007 год» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2012 года . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ «Лучшая в мире линия высокогорных поездов» . Новости Би-би-си . 6 февраля 2009 года . Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ «Объявлена премия Wanderlust Travel Awards» . Страсть к путешествиям . 5 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2010 года . Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ Доннелли, Брайан; Тейлор, Марианна (6 февраля 2009 г.). «Хайленд-Лайн признан самым живописным поездом в мире» . Вестник . Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ «Железнодорожная линия Вест-Хайленд | Обан | Форт-Уильям | Маллейг | ScotRail» . www.scotrail.co.uk . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ «Открытие Вест-Хайлендской железной дороги» . Наблюдатель . Лондон. 12 августа 1894 г. с. 7 – через Newspapers.com.
- ^ «Новая Хайлендская железная дорога» . Рекламодатель газет Bristol Mercury и Daily Post, Западные страны и Южный Уэльс . Бристоль, Англия. 13 августа 1894 г. с. 5 – через Newspapers.com.
- ^ Хорошо, Мэри Джейн (26 января 2003 г.). «Флинг: Хайлендский поезд» . Рекорд . Хакенсак, Нью-Джерси. п. 145 – через Newspapers.com.
- ^ «Железнодорожное предприятие на Севере - расширение железной дороги в Вест-Хайленде» . Курьер и Аргус . Данди, Шотландия. 15 августа 1895 г. с. 6 – через Newspapers.com.
- ^ «Законопроект о железной дороге Вест-Хайленд (расширение Маллейг)» . Глазго Геральд . 28 апреля 1894 г. с. 3 – через Newspapers.com.
- ^ «Железнодорожные встречи - Вест-Хайлендская железная дорога» . Глазго Геральд . 18 января 1895 г. с. 10 – через Newspapers.com.
- ^ Ашерсон, Нил (13 января 1963 г.). «Мост жизни под угрозой» . Наблюдатель . Лондон. п. 21 – через Newspapers.com.
- ^ Джонсон, Морин (14 мая 1995 г.). «Шотландская железная дорога может быть закрыта» . Джонсон Сити Пресс . Джонсон-Сити, Теннесси. Ассошиэйтед Пресс. п. 44 – через Newspapers.com.
- ^ О'Келли, Лиза (14 мая 1995 г.). «Дирсталкер видит свет в конце туннеля» . Наблюдатель . Лондон. п. 7 – через Newspapers.com.
- ^ «Погода — Снежные глыбы в Шотландии — Проход, пересекающий линию Вест-Хайленд» . Шеффилд и Ротерхэм Индепендент . Шеффилд, Англия. 10 января 1895 г. с. 5 – через Newspapers.com.
- ^ «(без названия)» . Глазго Геральд . 8 февраля 1895 г. с. 6 – через Newspapers.com.
- ^ «Штормовые катастрофы» . Aberdeen Journal и генеральный рекламодатель на севере Шотландии . 9 января 1895 г. с. 6 – через Newspapers.com.
- ^ «Расписание Вест-Хайлендс на май 2021 г.» (PDF) . Скотрейл . Май 2021 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Расписание из Лондона в Форт-Уильям» . Каледонский спящий . Май 2021 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Конец груза на линии Гарри Поттера» . RailFreight.com . 18 февраля 2021 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Манро, Алистер (2 февраля 2021 г.). «Конец линии? Опасения по поводу грузоперевозок West Highland Line» . Пресса и журнал . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Класс 73 для спальных поездов» . Друзья Вест-Хайленд-Лайн . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ Дэйв Коксон. «Супер Спринтер DMU класса 155» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Класс 153 — поезда Arriva, Уэльс, Great Western Railway, поезда East Midlands, Arriva Rail North» . Ангельские поезда . Архивировано из оригинала 25 января 2018 года . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ «Отчет общего собрания акционеров за 2018 год» . Друзья Вест-Хайленд-Лайнс . Архивировано из оригинала 23 августа 2018 года . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Хоукс, Уилл (16 февраля 2020 г.). «Награды медленного поезда прямо за окном» . Филадельфийский исследователь . Служба новостей Вашингтон Пост. п. H14 – через Newspapers.com.
- ^ «Полная запись «LINE FOR ALL SEASONS, a» » . Архив шотландского экрана . Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ Ширрес, Дэвид. «Декарбонизация железных дорог Шотландии» . Инженер путей сообщения . № 190. С. 46–53 . Проверено 3 июля 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Томас, Джон (1965). Вест-Хайлендская железная дорога . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз (Издательство) Ltd. ISBN 0-7153-7281-5 .
- Томас, Джон (1966). Железная дорога Калландер и Обан (1-е изд.). Ньютон Эббот, Девон: Дэвид и Чарльз. ОСЛК 2316816 .
- Томас, Джон; Фаррингтон, Дж. Х. (1990). Калландер и городская железная дорога (2-е изд.). Ньютон Эббот, Девон: Дэвид Сент-Джон Томас. OCLC 60059451 .
- Томас, Джон (2000). Железная дорога Калландер и Обан (3-е изд.). Ньютон Эббот, Девон: Дэвид Сент-Джон Томас. ISBN 0-9465-3761-5 . OCLC 228266316 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- МакГрегор, Джон (2013). Великие железнодорожные путешествия во времени: линия Вест-Хайленд . Издательство Эмберли. ISBN 9781445613369 . OCLC 839316369 .
- Келли, Питер (сентябрь 1983 г.). «Жемчуг вне цены». Железнодорожный энтузиаст . Национальные публикации EMAP. стр. 23–33. ISSN 0262-561X . OCLC 49957965 .
- Белласс, Эдди (июнь 1984 г.). «Линия Обана». Железнодорожный энтузиаст . Национальные публикации EMAP. стр. 35–37, 39. ISSN 0262-561X . OCLC 49957965 .