Железнодорожный вокзал Эдинбург-Уэверли
![]() Вид на Эдинбург-Уэверли с востока | |||||
Общая информация | |||||
Расположение | Эдинбург Шотландия | ||||
Координаты | 55 ° 57'08 "N 3 ° 11'21" W / 55,9521 ° N 3,1893 ° W | ||||
Ссылка на сетку | NT257737 | ||||
Владелец | Сетевая железная дорога | ||||
Платформы | 20 | ||||
Другая информация | |||||
Код станции | ЕАБР | ||||
Код ИАТА | ZXE | ||||
Классификация | Категория А по DfT | ||||
Веб-сайт | www | ||||
История | |||||
Оригинальная компания | Эдинбург, Лейт и Ньюхейвенская железная дорога Эдинбург и Глазго железная дорога Северо-Британская железная дорога | ||||
Ключевые даты | |||||
22 июня 1846 г. | Северный мост построен NBR [1] | ||||
17 мая 1847 г. | Главный вокзал, построенный E&GR [1] | ||||
17 мая 1847 г. | Канал-стрит, построенная EL&NR [1] | ||||
Апрель 1866 г. | NBR снесла существующие станции; заменен на Эдинбург Уэверли [1] | ||||
18 апреля 1966 г. | Переименован в Эдинбург. [1] | ||||
? | Переименован в Эдинбург Уэверли. | ||||
Пассажиры | |||||
2018/19 | ![]() | ||||
Развязка | ![]() | ||||
2019/20 | ![]() | ||||
Развязка | ![]() | ||||
2020/21 | ![]() | ||||
Развязка | ![]() | ||||
2021/22 | ![]() | ||||
Развязка | ![]() | ||||
2022/23 | ![]() | ||||
Развязка | ![]() | ||||
Внесенное в список зданий – Категория А | |||||
Особенность | Железнодорожная станция | ||||
Назначен | 12 ноября 1991 г. | ||||
Справочный номер. | LB30270 [2] | ||||
|
Эдинбург-Уэверли (также известный просто как Эдинбург ; [3] Шотландский гэльский : Waverley Dune Èdinág ) — главная железнодорожная станция, обслуживающая Эдинбург , Шотландия. [4] [5] Это вторая по загруженности станция в Шотландии после Glasgow Central . Станция служит северной конечной станцией главной линии Восточного побережья , в 393 милях 13 цепей (393,16 миль; 632,7 км) от лондонского Кингс-Кросс , хотя некоторые поезда, которыми управляет Северо-Восточная железная дорога Лондона , продолжают курсировать в другие шотландские пункты назначения за пределами Эдинбурга. [6]

Расположение
[ редактировать ]

Станция Уэверли расположена в крутой узкой долине между средневековым Старым городом 18 века и Новым городом . Принсес-стрит , главная торговая улица, проходит недалеко от его северной стороны. Долину пересекает Северный мост , перестроенный в 1897 году в трехпролетный мост из железа и стали на огромных опорах из песчаника. Он проходит высоко над центральной частью станции, причем большая половина станции находится к западу от Северного моста.
Центральный зал бронирования находится к западу от северной массивной каменной опоры моста и ловко скрывает его внутри своей массы. Мост Уэверли расположен в западном конце станции (хотя платформы простираются под ним), и именно эта дорога с помощью пандусов раньше обеспечивала доступ к станции для транспортных средств и до сих пор обеспечивает два из шести пешеходных входов на станцию.
Долина к западу от станции, бывшая территория Нор-Лоха , является общественной парковой зоной Princes Street Gardens . Непосредственно к востоку от вокзала находятся Дом Святого Андрея , в котором размещается часть здания шотландского правительства, и Дом губернатора .
Предыдущие станции
[ редактировать ]
Старый город Эдинбурга, расположенный на крутом склоне хребта, был ограничен на севере долиной, в которой образовалось Нор-Лох. В 1750-х годах перенаселенность привела к предложениям соединить эту долину, чтобы обеспечить развитие на севере. «Ядовитое озеро» должно было сузиться до «канала проточной воды» с мостом через восточную оконечность озера, примыкающего к физическому саду . Это сообщение было построено в 1766 году как Северный мост, и в то же время планы строительства Нового города начали развиваться на севере, с Принсес-стрит, откуда открывался беспрепятственный вид на юг, на наклонные сады и предлагаемый канал. Озеро было осушено в ходе работ по строительству моста. В 1770 году производитель кузовов начал работу над объектами недвижимости на углу между мостом и Принсес-стрит, а жители на другой стороне улицы категорически возражали против того, чтобы это строительство закрывало им вид на юг. Ряд судебных дел завершился решением о том, что здания, близящиеся к завершению, могут остаться, непосредственно к западу от этого, некоторые мастерские будут разрешены ниже уровня Принсес-стрит, а дальше на запад парк будет «сохраняться и сохраняться навечно в качестве удовольствия». земля» на месте, которое впоследствии стало садами Принцесс-Стрит. [7]
В середине 1830-х годов предложения о строительстве железной дороги от Глазго, проходящей вдоль садов до станции у Северного моста, были изложены в проспекте с заверениями, что поезда будут скрыты от глаз, а дым от них «почти не будет виден». Ассоциация «владельцев Принсес-стрит», которые враждовали с домами на улице и потратили большие суммы на превращение «грязного и отвратительного болота» Нор-Лоха в тихие сады, решительно выступала против железной дороги и в конце 1836 года выдвинула свои аргументы против Акт парламента о железной дороге. Железная дорога Эдинбурга и Глазго открылась в 1842 году с конечной станцией Хеймаркет , недалеко от Принсес-стрит. Во время железнодорожной мании 1840-х годов железная дорога добивалась принятия парламентского акта, разрешающего доступ вдоль садов, и в то же время две другие железные дороги предложили конечные станции на участке Северного моста. К тому времени некоторые объекты недвижимости на Принсес-стрит представляли собой магазины или отели, заинтересованные в развитии, и в 1844 году было достигнуто соглашение о строительстве стен и насыпей, чтобы скрыть железнодорожную линию Эдинбург и Глазго в резка с компенсацией владельцам почти в 2000 фунтов стерлингов. [8]
Станция Норт-Бридж была открыта 22 июня 1846 года Северо-Британской железной дорогой как конечная остановка ее линии из Бервик-апон-Твид . Главный вокзал Эдинбургской и Глазгоской железной дороги открылся 17 мая 1847 года, в тот же день, что и станция Канал-стрит железной дороги Эдинбург, Лейт и Ньюхейвен , обслуживающая Лейт и Грантон через длинный канатный туннель под Новым городом. Коллективное название «Уэверли», в честь Уэверли « романов сэра Вальтера Скотта », использовалось для этих троих примерно с 1854 года, когда открылся сквозной маршрут «Уэверли» в Карлайл. Станция Канал-стрит также была известна как Эдинбургская Принсес-стрит. [1] не путать с Каледонской железной дороги, железнодорожной станцией позже построенной в Вест-Энде, которая с 1870 года называлась станцией Принсес-стрит.
Нынешняя станция Уэверли
[ редактировать ]
С 1866 по 1868 год Северо-Британская железная дорога приобрела станции своих конкурентов, снесла все три и закрыла туннель на Скотланд-стрит, ведущий на Канал-стрит. На этом месте была построена нынешняя викторианская станция. Вдоль путей этой первой станции Ханна, Дональд и Уилсон построили очень впечатляющие крыши. Станция была расширена в конце 19 века. В 1897 году был добавлен впечатляющий стеклянный купол. [9] Уэверли постоянно использовался с тех пор, как под эгидой North British, LNER , British Railways (переименованного в British Rail после 1965 года), Railtrack и, наконец, Network Rail . С момента открытия в его нынешнем виде на восточном туннеле от Хеймаркета Уэверли был главной железнодорожной станцией в Эдинбурге. С 1870 по 1965 год в городе была вторая крупная станция, Принсес-стрит , которой управляла конкурирующая Каледонская железная дорога , но она никогда не была такой важной, как Уэверли.
British Rail провела электрификацию железных дорог в 1991 году, запустив электропоезда по главной линии Восточного побережья до Центрального Глазго и через Йорк до лондонского Кингс-Кросс .
Большой размер станции и необычная топография ее окрестностей означают, что она содержит большое количество ценных земель, расположенных в центре. Последующие владельцы станции, British Rail , Railtrack и ее нынешний владелец Network Rail, подверглись критике. [ по мнению кого? ] за недостаточное использование имеющихся внутри ценных пространств в центре города, поскольку существует юридическое соглашение, запрещающее любое расширение вверх, которое могло бы затруднить вид на Трон Артура с Принсес-стрит . Надземный переход, соединяющий ступеньки Уэверли (от Принсес-стрит до Маркет-стрит), был модернизирован за счет повторного ввода в эксплуатацию пригородных платформ (на юге) и установки дополнительных сквозных платформ на севере для обслуживания возросшей доли сквозного железнодорожного движения.
В 2006 и 2007 годах части Уэверли были капитально отремонтированы, включая две новые сквозные платформы и электрификацию платформ с 12 по 18 в рамках подготовки к электрификации железной дороги Эйрдри -Батгейт и будущих линий в Шотландии, которые будут электрифицированы EGIP (Эдинбург). /Проект улучшения Глазго). [10]
С 2010 по 2012 год остекление крыши станции Уэверли было полностью заменено новыми панелями из усиленного прозрачного стекла взамен старых 34 000 м2. 2 (370 000 кв. футов) смешанных поверхностей, включая войлок, мутное армированное стекло и пластиковый лист. Это часть модернизации стоимостью 130 миллионов фунтов стерлингов, которая значительно увеличила количество естественного света на станции. [11] [12] [13]
Последние события
[ редактировать ]
С 2012 по 2014 год улучшения включали: новый набор крытых эскалаторов на Уэверли-Степс, ведущих на Принсес-стрит (сужение огромного набора ранее открытых ступенек); перестроенный и расширенный вход с Маркет-стрит; реконструкция навесов южной пригородной линии; реставрация центрального пространства билетного зала; и значительные улучшения доступа к Калтон-роуд. Внутри здания несколько новых лифтов и эскалаторов значительно облегчили циркуляцию. [14]
В 2014 году на въезде на Калтон-роуд была добавлена новая точка высадки и парковка / доступ для инвалидов.
В середине 2017 года в рамках программы улучшения состояния Эдинбурга до Глазго платформа 12 была расширена. В то же время бывшие платформы Motorail Bay были расширены до бывшей автостоянки и стоянки такси, что позволило расширить платформы 5 и 6 для размещения дополнительных услуг Северо-Восточной железной дороги Лондона . [15] Платформы 5 и 6 были введены в эксплуатацию 28 февраля 2019 года. [16]
В 2020 году начались работы по открытию коридора от кассы до восточного вестибюля; при этом также будут заменены туалеты и установлены приспособления для переодевания . [17]
Норт Британский Отель
[ редактировать ]
Железнодорожная компания построила рядом со своей станцией гостиницу. Отель North British , расположенный рядом со станцией на углу между Принсес-стрит и Северным мостом, на месте кузовного завода, открылся в 1902 году. [7] Он закрылся в 1988 году, но был вновь открыт новыми владельцами как отель Balmoral в 1991 году. [18]
Услуги
[ редактировать ]
Станцию обслуживают несколько железнодорожных компаний. Типичное количество поездов в час (т/ч) и поездов в день (тпд) в непиковое время на момент изменения расписания в декабре 2022 г. выглядит следующим образом:
- 1 тонна в час до лондонского вокзала Кингс-Кросс через Ньюкасл и Йорк
- 1 тонна в час до лондонского Кингс-Кросс полубыстрым маршрутом через Ньюкасл , Дарем , Йорк и Ньюарк-Нортгейт.
- 1 тонна в день в Лидс через Ньюкасл и Йорк
- 4 тонны в день в Абердин через Данди
- 1 тонна в день в Инвернесс через Стерлинг , Перт и Авимор
- 1 тонна в день до Центрального Глазго через Мазервелл
- 1 т/ч до Плимута через Ньюкасл , Лидс , Шеффилд , Бирмингем-Нью-Стрит и Бристоль Темпл-Мидс , 2 т/ч до Пензанса
- 1 тонна в день до Центрального Глазго через Мазервелл
- 1 тонна в день в Абердин через Данди
- 1 поездка в 2 часа до лондонского Юстона через Карлайл , Престон и Бирмингем Нью-стрит.
- 1 поездка в 2 часа до аэропорта Манчестера через Карлайл и Престон.
- 5 тонн в день в Ньюкасл и еще 2 тонны в день в Бервик-апон-Твид
- 5 тонн в день до лондонского Кингс-Кросс через Морпет , Ньюкасл и Стивенидж.
- 2 тонны в день в Лондон Юстон (шпалы Highland и Lowland)
- 1 тонна в день до Абердина , Инвернесса и Форт-Уильяма (поезд разделяется по прибытии в Эдинбург).
- 2 тонны в час до Глазго Квин-стрит через школу Фолкерк (Scotrail Express)
- 2 тонны в час до Центрального Хеленсбурга через Эйрдри и Глазго Квин-стрит, низкий уровень
- 1 тонна в час до Центрального Глазго через Shotts
- 1 поездка в 2 часа до Центрального Глазго через Карстерс и Мазервелл.
- 1 tp2h до Данбара через Массельбург
- 1 тонна в час в Норт-Бервик через Массельбург
- 2 тонны в час в Твидбанк через Ньютонгрейндж
- 2 тонны в час до Данблейна через Фолкерк-Грэмстон и Стерлинг
- 1 тонна в час до Данди через Кирколди
- 1 тонна в час в Перт через Киркалди
- 1 тонна в час до Кауденбита через Данфермлин-Сити
- 1 тонна в час до Гленротеса с Торнтоном через Данфермлин-Сити и Кауденбит
- 1 тонна в час в Абердин через Данди и Арброт
- 1 тонна в час в Левен через Инверкейтинг
- 5 тонн в день в Инвернесс через Стерлинг , Перт и Авимор
Северо-Восточная железная дорога Лондона также отправляет свой рейс Flying Scotsman один раз в день в Лондон, только в южном направлении, с отправлением в 05:40, заходом только в Ньюкасл и прибытием в лондонский Кингс-Кросс ровно четыре часа спустя в 09:40.
Lumo начала выполнять рейсы из лондонского Кингс-Кросс в Эдинбург-Уэверли через Стивенидж , Ньюкасл и Морпет в октябре 2021 года. [26] [27]
Маршруты – настоящие и прошлые
[ редактировать ]Макет
[ редактировать ]
Основные сооружения станции расположены в центре большой островной платформы , окруженной платформами со всех четырех сторон. Есть 20 пронумерованных платформ, расположенных по часовой стрелке с северо-востока. Есть три пары платформ, которые используют одни и те же пути.
- С северной стороны есть два пути. Самый северный путь разделен между Платформой 20 (запад) и Платформой 1 (восток), а другой - между Платформой 19 (запад) и Платформой 2 (восток).
- Есть четыре платформы залива, обращенные на восток, платформы 3–6.
- С южной стороны четыре пути. С севера на юг это:
- Путь, разделенный между платформой 11 (запад) и платформой 7 (восток).
- Платформа 10.
- Платформа 9, разделенная на секции «9w» (запад) и «9e» (восток).
- Платформа 8, которая подразделяется аналогично.
- Есть семь платформ бухты, обращенных на запад, платформы 12–18.
Прочее транспортное сообщение
[ редактировать ]Хотя в настоящее время прямой пересадки нет, ближайшая трамвайная остановка эдинбургского трамвая между аэропортом Эдинбурга и Ньюхейвеном - это площадь Сент-Эндрю. Трамвайная остановка также обслуживает соседний автовокзал Эдинбурга , расположенный примерно в 200 метрах от вокзала Уэверли. [28] Некоторые автобусы также останавливаются возле станции на Принсес-стрит, а стоянки такси расположены снаружи, на Маркет-стрит.
Будущие разработки
[ редактировать ]В марте 2019 года компания Network Rail объявила о предложениях по реконструкции станции Уэверли, чтобы удовлетворить ожидаемый рост пассажиропотока к 2048 году. Генеральный план Уэверли, разработанный инжиниринговой фирмой Arup Group, предусматривает создание нового вестибюля мезонина над основными платформами для облегчения пассажиропоток внутри станции с сообщением до соседнего Waverley Mall торгового центра . В рамках реконструкции въездные пандусы с моста Уэверли на станцию будут удалены, а новый вестибюль будет закрыт зеркальным стеклом, чтобы обеспечить панорамный вид на Старый город. В планах также упоминается «транспортный узел», хотя прямая развязка с эдинбургскими трамваями не указана. [29] [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Батт (1995), стр. 89
- ^ «Станция Уэверли (мост Уэверли, 4), бывшая служба посылок (мост Уэверли, 17) и мост Уэверли (исключая ступеньки Уэверли), Эдинбург (Lb30270)» . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ «Эдинбургский вокзал» .
- ↑ Network Rail: Наши станции - Эдинбург-Уэверли. Архивировано 28 августа 2013 г. в Wayback Machine , 27 августа 2013 г.
- ^ Эдинбург | Scotrail. Архивировано 15 июня 2015 г. в Wayback Machine 14 июня 2015 г.
- ^ «Коммерческая информация» (PDF) . Полное расписание национальных железных дорог . Лондон: Network Rail. Май 2013. с. 43. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2013 года . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Янгсон, Эй Джей (1966). Создание классического Эдинбурга . Издательство Эдинбургского университета. стр. 12–14, 86–90.
- ^ Янгсон 1966 , стр. 275–278.
- ^ «Защита купола станции Уэверли» . Миллар-Каллаган. 11 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2020 г. . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Вокзал Эдинбург-Уэверли» . ЭдинбургГид.com. Архивировано из оригинала 10 августа 2013 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ ред. (13 января 2010 г.). «Новая крыша станции Уэверли становится на шаг ближе» . ЭдинбургГид.com. Архивировано из оригинала 8 сентября 2013 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ «Эдинбург Уэверли» . Сетевая железная дорога. Архивировано из оригинала 19 августа 2013 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Далтон, Аластер (15 апреля 2009 г.). «Более прочная крыша Уэверли убережет публику от прыжков с моста» . Шотландец . Эдинбург. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ ред. (28 сентября 2009 г.). «Начинаются работы по реконструкции Эдинбургского Уэверли стоимостью 130 миллионов фунтов стерлингов» . ЭдинбургГид.com. Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ «EGIP — Выпущены новые изображения расширенных платформ Waverley» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ «Две новые расширенные платформы открываются в Эдинбурге-Уэверли» . Глобальный обзор железных дорог. 1 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 г. Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «Модернизация пассажирских помещений Эдинбурга-Уэверли» . Медиа-центр Network Rail . Архивировано из оригинала 18 ноября 2020 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Исторические вехи» . Отели Рокко Форте . Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ «Загрузите наши актуальные расписания | LNER» . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Обновленные расписания и расписания поездов в Великобритании | CrossCountry» (PDF) . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ «Расписание поездов | Расписание поездов | Аванти Западное побережье» . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Расписания | Скачать расписания | Первый Транспеннинский экспресс» . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Расписание поездов | Расписание и плановые работы | Люмо» . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Расписания | Каледонский спящий» . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Расписание поездов ScotRail | Планируйте свое путешествие | ScotRail» . Проверено 24 января 2023 г.
- ↑ Заявки на главную линию Восточного побережья. Архивировано 3 июня 2016 г. в офисе Wayback Machine компании Rail & Road , 12 мая 2016 г.
- ^ Из Лондона в Эдинбург на поезде Lumo: первый поезд , получено 29 декабря 2021 г.
- ^ «Площадь Святого Андрея | Эдинбургские трамваи» . Эдинбургские трамваи . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Суонсон, Ян (26 марта 2019 г.). «Генеральный план Эдинбурга-Уэверли: при капитальной реконструкции будет мезонин над платформами» . Эдинбургские вечерние новости . Шотландец. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Генеральный план Эдинбурга-Уэверли» . Сетевая железная дорога . 21 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 27 марта 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брейлсфорд, Мартин, изд. (декабрь 2017 г.) [1987]. Схемы железнодорожных путей 1: Шотландия и остров Мэн (6-е изд.). Фром: Карты маршрутов. ISBN 978-0-9549866-9-8 .
- Батт, RVJ (октябрь 1995 г.). Справочник железнодорожных вокзалов: подробно описывает каждую общественную и частную пассажирскую станцию, остановку, платформу и место остановки, прошлое и настоящее (1-е изд.). Спаркфорд Патрика Стивенса Лтд. : ISBN 978-1-85260-508-7 . OCLC 60251199 . ОЛ 11956311М .
- Джоуэтт, Алан (март 1989 г.). Атлас железных дорог Великобритании и Ирландии Джоуэтта: от предварительной группировки до наших дней (1-е изд.). Патрика Стивенса Лтд. Спаркфорд: ISBN 978-1-85260-086-0 . ОСЛК 22311137 .
- Джоветт, Алан (2000). Национализированный железнодорожный атлас Джоуэтта (1-е изд.). Пенрин, Корнуолл: Издательство Atlantic Transport. ISBN 978-0-906899-99-1 . OCLC 228266687 .
- Глен, Энн (2013). Эдинбург Уэверли . Lily Publications Ltd. (Великобритания). ISBN 9781907945250 . OCLC 858090434 .
- Мейган, Майкл (2014). Станция Эдинбург-Уэверли сквозь время . Издательство Эмберли . ISBN 9781445622163 . OCLC 883514283 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1846 заведений в Шотландии
- Памятники категории А в Эдинбурге
- Бывшие станции Северной Британской железной дороги
- Перечисленные железнодорожные станции Шотландии
- Станции, управляемые Network Rail
- Новый город, Эдинбург
- Железнодорожные вокзалы в Эдинбурге
- Железнодорожные вокзалы Великобритании открылись в 1846 году.
- Железнодорожные станции, обслуживаемые Avanti West Coast
- Железнодорожные станции, обслуживаемые Caledonian Sleeper
- Железнодорожные станции, обслуживаемые CrossCountry
- Железнодорожные станции, обслуживаемые Северо-Восточной железной дорогой Лондона.
- Железнодорожные станции, обслуживаемые Lumo
- Железнодорожные станции, обслуживаемые ScotRail
- Железнодорожные станции, обслуживаемые TransPennine Express
- Станции на главной линии Западного побережья