Река Конон
Река Конон | |
---|---|
![]() Река Конон от моста Мой | |
Расположение устья в Шотландском Хайленде | |
Расположение | |
Страна | Шотландия |
Физические характеристики | |
Источник | |
• расположение | Лох-Луичарт |
• координаты | 57 ° 34'57 "с.ш. 4 ° 41'49" з.д. / 57,5826 ° с.ш. 4,6969 ° з.д. |
Рот | |
• расположение | Морей Ферт |
• координаты | 57 ° 34'53 "N 4 ° 25'02" W / 57,5813 ° N 4,4171 ° W |
Система реки Конон | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Река Конон ( шотландский гэльский : Conann — река в горной местности Шотландии ) . Он начинается в Лох-Луичарте и течет в юго-восточном направлении, к которому впадает река Мейг в Скэтвелле, прежде чем пройти через Лох-Ахоначи. К нему присоединяется Черная вода у моста Мой и река Оррин у Уррея, прежде чем течь мимо моста Конон в Кромарти-Ферт (а оттуда в Морей-Ферт и Северное море ).
Река является частью гидроэлектростанции Конон с плотинами в Лох-Луичарте, Лох-Мейг и Лох-Ахоначи, а также электростанциями в Луичарте и Торр-Ачилти. Эта крупная схема была разработана Гидроэнергетическим советом Северной Шотландии в период с 1946 по 1961 год. До этого в 1920-х годах у водопада Конон была построена небольшая электростанция, а в 1920-х годах был введен в эксплуатацию частный проект поместья Брахан. 2015 год на острове Дангласс .
В речной системе ведется лов форели и лосося, но популяции этих рыб не всегда были такими здоровыми, как сейчас. Использование ловушек и фиксированных сетей на реке и в Кромарти-Ферте является предметом судебных исков с 1828 года. Строительство гидроэлектростанций привело к потере некоторых нерестилищ лосося, но рыба поднимается на плотинах. и рыбный проход у водопада Конон позволили рыбам добраться до реки Бран, которая ранее была для них недоступна, и около 100 миль (160 км) среды обитания, подходящей для молоди лосося, было открыто. развитый. Хотя сети в Ферте сейчас исчезли, на рыбу охотятся тюлени, которые живут в Ферте и охотятся вверх по реке до плотины Торр-Ачилти.
На реке есть несколько островов, в том числе остров Мой, остров Дангласс и остров Гарри. Говорят, что когда-то река была домом водяной лошади . [ 1 ]
Маршрут
[ редактировать ]Воды, образующие реку Конон, берут начало в Мойне Мор («Великий Мох»), возвышенном торфянике к западу от Ачнашина и к юго-востоку от Кинлочеве . Ряд источников на склонах Карн-Лойсгте и Карн-Бреак впадают в Лох-на-Мойне-Мор и Лох-ан-Фиарлайд, из которых Абхайн-Дубх («Черная река») течет на восток к миниатюрному озеру Лох-Кранн и гораздо большему озеру Лох-А'. Круас, глубина которого местами превышает 160 футов (49 м). Дорога A832 от Кинлочеве до Ачнашина проходит вдоль северного берега озера. С восточной оконечности озера водный путь переходит в реку Бран и пересекается Парламентским мостом в Ачнашине. [ 2 ] Это однопролетный мост, построенный из щебня в рамках десятилетнего проекта по строительству дороги от Ачнашина до Стром-Ферри между 1808 и 1819 годами. [ 3 ]
Эта дорога стала А890, но мост был заменен более широким чуть ниже по течению. К реке присоединяется Абхайнн-а-Чомайр, которая берет свое начало в лесах Гленкаррон и Гленуиг на северных склонах Кнок-на-Мойн и Карн-Горм, где ее называют Аллт-Гарагайн. Она течет на север и поворачивает на северо-восток возле деревни Ледгоуэн, где к ней соединяется дорога A890 и железнодорожная линия Кайл-оф-Лочалш . Он входит в небольшое озеро, к нему присоединяется Аллт-Мхартуин и входит в озеро Лох-Гоуэн. Он впадает в реку Бран прямо перед железнодорожным мостом на железнодорожной станции Ачнашин . Железная дорога и дорога A832 разделяют долину Бран и продолжаются на восток. Долина расширяется и превращается в Страт-Бран, и, пройдя железнодорожную станцию Ачанальт , река впадает в Лох-Ачанальт. [ 2 ]
Железная дорога переходит на южную сторону водного пути на крошечном участке реки под названием А-Файт, между озерами Лох-Ачанальт и Лох-а-Чулинн. На восточном конце озера есть плотина, а чуть ниже по течению находится электростанция Ачанальт. [ 2 ] Он расположен в высоком одноэтажном здании, спроектированном Джеймсом Ширером в 1952 году, построенном с одного конца в скале и построенном из случайных обломков. Рыболовный проход, состоящий из естественных и нескольких искусственных бетонных бассейнов, позволяет мигрирующей рыбе обходить электростанцию. [ 4 ] Река Груди впадает в реку Бран на своем левом берегу, и Бран пересекает железнодорожная линия недалеко от железнодорожной станции Лохлюичарт, прежде чем река впадает в озеро Лох-Луишар. Река от озера Лох-а-Чулинн до озера Луишар на современных картах называется рекой Бран. [ 2 ] но раньше называлась рекой Конон [ 5 ] а до этого называлась Река Конан [ 6 ]
Река Груди берет свое начало из ряда источников в предгорьях Меаллан Чуайч и до впадения в Лох-Фаннич известна как Абхайнн а' Чадха Бхуидхе. Большая часть стока из озера поступает через туннель к электростанции Груди-Бридж, но компенсационная вода поддерживает поток в реке, которая следует по юго-восточному течению и достигает дороги A832 у моста Груди, при этом электростанция находится непосредственно вверх по течению. моста. Некоторые из притоков Груди перекрыты плотинами, а длинный наземный трубопровод направляет часть их стока в Лох-Фаннич. [ 2 ]
Средняя часть
[ редактировать ]Железная дорога и дорога проходят вдоль северной окраины озера Лох-Луишар. Строительство плотины на восточной оконечности озера потребовало перемещения примерно 2 миль (3,2 км) железной дороги, поскольку уровень озера был поднят, и была построена новая станция, которая открылась 3 мая 1954 года. [ 7 ] Гидроэлектростанция Моссфорд зажата между автомобильной и железной дорогой немного дальше на восток, а вода из озера Лох-Фаннич проходит через станцию и сбрасывается в озеро Лох-Луичарт. В этом районе разбросаны дома, образующие деревню Лохлюхарт. Аллт-Койр-Муилид течет на юг и впадает в озеро возле деревни Корримойли, после чего автомобильная и железная дорога отделены от озера грядой холмов, самый высокий из которых - Кнок-на-х-лолер на высоте 1161 фут (354 м). . Озеро поворачивает на юг, а плотина находится к северу от Литл-Скатвелла. [ 2 ]
Ниже плотины Аллт-а-Глинн впадает в реку на ее правом берегу. Мост ведет второстепенную дорогу от Литл-Скатвелла, а сразу за ним находится электростанция Луишарта, питаемая водой из озера Лох-Луичарт по туннелю. Следующий приток — река Мейг, впадающая на правом берегу. Он берет свое начало в виде ряда источников и ручьев в Гленкарроне и лесу Гленуиг, недалеко от истока реки Бран, но на южных склонах холмов. Он проходит через Глеанн-Фьодхейг и направляется в северо-восточном направлении к озеру Лох-Беанначарайн. Второстепенная дорога проходит вдоль северного берега озера. [ 2 ] на восточной оконечности которого находится искусственный остров, на котором кранног . было построено доисторическое поселение [ 8 ] Ниже озера к реке присоединяется Олт Глеанн Хорейн на правом берегу, а затем к Олт Глеанн Мейних на левом берегу. Он поворачивает на восток возле деревни Далнакроич, где широкая долина известна как Стратконон. В Бридженде его пересекает мост с тремя арками, к которому ведет дамба с еще шестью арками. Постройка датируется началом-серединой 19 века. [ 9 ] По нему проходит второстепенная дорога, идущая вдоль Стратконона через реку к ее южному берегу. Затем река впадает в искусственное озеро Лох-Мейг, созданное плотиной на его восточном конце, и проходит через естественную арку, прежде чем впасть в Конон. [ 2 ]
Восточная часть
[ редактировать ]Река продолжает двигаться на восток и достигает озера Лох-Ахоначи. На его южном берегу находится электростанция Оррин, которая получает воду из водохранилища Оррин, искусственного озера на реке Оррин . Лох-Ахоначи было создано путем строительства бетонной гравитационной плотины на ее восточном конце. Он включает в себя рыбоход Борланд, позволяющий мигрирующим рыбам достигать верховьев реки, а также одноэтажный машинный зал и двухэтажный офисный блок, встроенный в конструкцию плотины. Архитектором был Джеймс Ширер, а здание датировано 1955 годом. [ 10 ] К югу от плотины находится поместье Фэйрберн, площадью 1100 акров (445 га) спроектированного ландшафта, созданное в конце 18 - начале 19 века, до того, как оно было реконструировано Джоном Стирлингом в конце 19 века. [ 11 ] Помимо реконструкции парка, в 1877–1878 годах он построил баронский особняк. Известный как Дом Фэйрберн, он был спроектирован Уордропом и Ридом, и большая его часть имеет три этажа, хотя есть и пятиэтажная башня. [ 12 ]

Черная Вода присоединяется на левом берегу реки, после чего дорога А832 пересекает мост Мой, идущий от пересечения с дорогой А835 на северном берегу реки до села Мэрибанк , на юге. Остров Мой образуется в месте разветвления канала. [ 2 ] а затем северный берег - это южная окраина поместья Брахама, 1295 акров (524 га) спроектированного ландшафта. Он был создан в 17 веке, улучшен в течение следующих двух столетий и содержит обширную коллекцию образцов деревьев и редких видов. [ 13 ] На левом берегу к реке присоединяется река Оррин, прежде чем она поворачивает на север, а на большом острове Дангласс сейчас находится гидроэлектростанция поместья Брахан. Железнодорожная станция Кононбридж находится недалеко от северной оконечности острова, а линия Крайнего Севера пересекает реку по железнодорожному мосту Кононбридж. Он был спроектирован Джозефом Митчеллом и построен в 1860–1862 годах. Имея пять арок и пролет 77 футов (23 м), он резко перекошен, и это было достигнуто за счет строительства каждого пролета в виде пяти узких пролетов, которые расположены в шахматном порядке для достижения перекоса. [ 14 ]
Железнодорожный мост — обычный предел приливов. Рядом с северным концом моста находится восьмиугольный пункт сбора пошлин, построенный Джозефом Митчеллом в 1828 году и использовавшийся для сбора пошлин с людей, пользующихся мостом Конон Томаса Телфорда , который с тех пор был снесен. [ 15 ] Дорога A862 теперь пересекает реку по новому мосту. Остров Гарри расположен на реке перед другим автодорожным мостом, по которому проходит магистральная дорога A835. Русло реки расширяется к югу от Дингуолла , становясь частью Кромарти-Ферт. К востоку от Дингуолла есть стрелковый полигон, и большая часть лимана отмечена как опасная зона. За пределами опасной зоны дорога А9 пересекает залив на мосту Кромарти. Он был открыт 12 апреля 1979 года, его длина составляет почти 1 милю (1,6 км). Палубу поддерживают 67 опор, спроектированных так, чтобы свести к минимуму изменения приливных потоков и защитить места нагула, которые являются важной средой обитания перелетных птиц. Программа технического обслуживания стоимостью 1,5 миллиона фунтов стерлингов завершилась в июне 2018 года. [ 16 ] За мостом Кромарти-Ферт несет воды Конона в море. [ 2 ]
Развитие гидроэнергетики
[ редактировать ]Дингуолл и Стратпеффер , оба немного севернее Конона, недалеко от его устья, снабжались гидроэлектроэнергией с 1903 года, когда 80-киловаттная станция была профинансирована полковником Э. У. Блант-Маккензи, мужем графини Кромарти. Он находился в Рэйвенс на Бен-Вайвисе. [ 17 ] В 1926 году компания Россширского электроснабжения взяла на себя управление этой системой и попыталась расширить ее деятельность. Они заняли 20 000 фунтов стерлингов в соответствии с Законом о торговых объектах , который профинансировал строительство плотины на восточной оконечности озера Лох-Луичарт и электростанции возле водопада Конон. Электростанция находилась на 120 футов (37 м) ниже уровня озера и содержала две генераторные установки по 500 кВт. Однако у компании возникли трудности с поддержанием системы, и в 1928 году она обратилась к Scottish Power за помощью в управлении и финансировании своей деятельности. Scottish Power взяла на себя управление компанией в 1931 году, когда они выкупили весь акционерный капитал, погасили стартовый кредит и увеличили размер капитала. мощность электростанции Лох-Луишар. [ 18 ] К 1933 году они построили линию электропередачи от станции вдоль берега Кромарти-Ферт и вверх по побережью до Дорноха . [ 19 ] и они снабжали электроэнергией территорию площадью около 340 квадратных миль (880 км2). 2 ) к 1938 году. [ 18 ]
Считается, что плотина для этой схемы находилась в том же месте, что и более поздняя плотина. От плотины к машинному залу шли две трубы: одна диаметром 3,3 фута (1,0 м), которая разделялась на две возле машинного зала, а вторая диаметром 5,6 фута (1,7 м). Бетонные опоры для трубы меньшего размера все еще видны на ландшафте, но большинство опор для трубы большего размера были разрушены во время строительства дороги. Машинный зал восстанавливался Гидроуправлением в 2008 году. [ 19 ]
Еще более ранняя схема была расположена у водопада Оррин на притоке реки Оррин. Джон Стирлинг из поместья Фэрберн использовал своих рабочих для строительства турбинного цеха у водопада Оррин и еще одного выше по течению. Проектом руководил г-н Багот из Глазго, и к 1898 году в Фэрберн-хаусе было электрическое освещение. Река падает примерно на 50 футов (15 м) через серию водопадов на водопаде Оррин и плотину высотой около 160 футов (49 м). ) Лонг был построен под углом к течению реки. Его максимальная высота составляла 11 футов (3,4 м), а на северном конце находилась рыбная лестница. Судя по всему, она заменила более раннюю плотину, остатки которой находятся чуть ниже по течению от нынешнего сооружения. Генераторный дом был построен компанией Gilbert Gilkes & Co Ltd из Кендала в 1926 году и, вероятно, заменил более раннее здание на том же месте. Установка была заброшена, вероятно, в 1961 году, когда большая часть потока Оррина была направлена через туннель к электростанции Оррин на берегу озера Лох-Ахоначи. Однако схема была отремонтирована в 1980-х годах и снова обеспечивает электроэнергией Fairburn House. [ 20 ] [ 21 ]
Схемы Гидроэлектрического совета Северной Шотландии
[ редактировать ]Долина Конон была одной из первых гидроэлектростанций, реализованных Гидроэлектрическим советом Северной Шотландии , хотя она строилась в три этапа между 1946 и 1961 годами. [ 22 ] После создания совета в 1943 году Эдвард Макколл составил список из 102 проектов, которые, по его мнению, могли быть реализованы, от небольших до огромных, включающих несколько соседних долин. исполнительный директор [ 23 ] Первоначальная схема долины Конон предусматривала использование воды из озера Лох-Фаннич, которая должна была течь по туннелю к электростанции Груди-Бридж на берегу реки Бран непосредственно перед тем, как она войдет в западную оконечность озера Лох-Луичарт. [ 24 ] Когда правление продвигало свою вторую схему, ту, что в Таммел-Гарри , члены Палаты общин попытались добиться заключения трибунала, который считал возражения против нее отмененными, но это было отклонено. В Палате лордов лорд Киннэрд хотел внести аналогичное предложение, но его уговорили не делать этого. Однако он инициировал дебаты по рассмотрению будущего правления, на которых различные члены палаты предположили, что гидроэлектроэнергия не нужна в Шотландии, поскольку вскоре она будет заменена атомной энергией. Лорду Киннэрду это не удалось, и во время дебатов лидер палаты лорд Вествуд объявил, что все возражения против схемы Фаннича были сняты после обсуждений между правлением и противниками. Таким образом, он стал третьим проектом совета директоров, когда он был утвержден в конце 1945 года. [ 25 ]
Проект включал строительство нескольких акведуков и туннелей для отвода дополнительного стока в Лох-Фаннич. Поверхность озера находилась на высоте около 820 футов (250 м) над исходной точкой боеприпасов (AOD), а поверхность озера Лох-Луихарт - на высоте 289 футов (88 м) по AOD. [ 26 ] Наклонный туннель был построен от точки над местом расположения электростанции до точки примерно в 90 футах (27 м) ниже озера Фанних. Оттуда его прогнали под озеро, пока между раскопками и водой не осталось всего 25 футов (7,6 м) камня. Камень был осторожно удален над туннелем, чтобы уменьшить толщину до 15 футов (4,6 м), и был выкопан большой отстойник, в который осядет последняя пробка породы после ее взрыва. В туннеле были построены две временные бетонные переборки и одна стальная переборка, чтобы защитить туннель и гарантировать, что обломки каменной пробки не будут смыты вниз по течению. Последний взрыв оказался успешным, и это был второй раз, когда подобная техника использовалась в Великобритании. Бальфур Битти выполнил работу, а также был ответственным за первое использование этой техники в Лох-Трейге для гидроэлектростанции Лочабер . [ 27 ]
Главный туннель имел длину около 3 миль (4,8 км). [ 28 ] На Лох-Фанниче не было построено плотины, поскольку уровень воды мог понизиться до 50 футов (15 м), но пять лет спустя была построена плотина, поднявшая уровень поверхности до 840 футов (260 м) по высоте. В нижнем конце туннеля вода подается на электростанцию Груди Бридж по стальному трубопроводу, проходящему над землей. Его диаметр составляет 8 футов (2,4 м), но по мере спуска по склону внутренний диаметр уменьшается, а стены становятся толще. Рядом с электростанцией он разделяется на два потока, каждый из которых питает турбину Фрэнсиса с вертикальным валом мощностью 12 МВт. Это был один из последних проектов, в которых использовался наземный трубопровод, поскольку правление впоследствии стремилось уменьшить визуальное воздействие своих схем. [ 29 ]
Здание электростанции облицовано красным песчаником Таррадейл и было спроектировано архитектором Джеймсом Ширером из Данфермлина . [ 30 ] Ширер ранее работал над другими проектами, в том числе над первым проектом, который будет сдан в эксплуатацию на мосту Ности , и обратился к Макколлу с предложением построить электростанцию из камня, чтобы она гармонировала с окружающей архитектурой. Макколл с готовностью согласился: [ 31 ] но когда дело дошло до проектирования конструкции Груди-Бридж, он почувствовал, что строительство из камня будет слишком медленным и будет стоить слишком дорого, и поэтому подготовил эскизы здания из бетона, стали и стекла. Макколл спросил, видел ли Ширер бетонные здания после того, как они подвергались воздействию шотландской погоды в течение 20 лет, и когда Ширер признался, что нет, Макколл организовал выходные, посещая здания, чтобы увидеть, как бетон выветривается. В результате использование местного камня для облицовки больших бетонных зданий стало политикой Совета, и, как следствие, электростанция Груди Бридж была модернизирована. [ 32 ]
Второй этап
[ редактировать ]
Вторая фаза схемы включала перекрытие плотиной реки Вайч, чтобы сформировать Лох-Вайч, и реки Гласкарнох, чтобы сформировать Лох-Гласкарнох, выше точки, в которой две реки стали Черной водой . Чтобы уменьшить количество используемого цемента, плотина Гласкарнох представляла собой бетонную гравитационную плотину с земляной насыпью. Он был построен Ридом и Малликом и имел длину 1753 фута (534 м) и максимальную высоту 141 фут (43 м). Плотина Вайх была меньше, длиной 843 фута (257 м) и высотой 123 фута (37 м), и была построена тем же подрядчиком. Поток в оба озера был увеличен за счет строительства акведуков и туннелей для сбора воды из других водотоков, а также туннеля, подающего воду из Лох-Вайха в Лох-Гласкарнох. Уровень поверхности Лох-Вайха составляет 840 футов (260 м) по высоте, а уровень Лох-Гласкарноха - 827 футов (252 м) по высоте. Туннель длиной 4,5 мили (7,2 км), проходящий прямо над плотиной Гласкарнох, подает воду на электростанцию Моссфорд на берегу озера Лох-Луичарт. [ 33 ]
Воды реки Бран, впадающей в озеро Лох-Луичарт, использовались путем строительства небольшой плотины через реку ниже Лох-Ачанальт и Лох-а-Чулинн для снабжения электростанции Ачанальт недалеко от станции Груди-Бридж. Такое расположение обеспечивает высоту 66 футов (20 м), а мощность станции - 2,4 МВт. [ 34 ] Гравитационная плотина была построена на восточной оконечности озера Лох-Луичарт с туннелем для подачи воды на электростанцию Луишарта на западной оконечности Лох-Ахоначи, которая может обеспечивать 34 МВт с высоты 184 футов (56 м). Дополнительная вода была получена путем строительства бетонной гравитационной и земляной плотины через реку Мейг, чтобы сформировать Лох-Мейг. Плотина была построена Дунканом Логаном (Подрядчики), ее длина составляла 585 футов (178 м), а высота - 86 футов (26 м). Туннель переносит воду из озера Лох-Мейг в озеро Лох-Луишар. Заключительной частью этого этапа было строительство плотины через реку Конон в Торр-Ачилти, чтобы создать Лох-Ахоначи. Гравитационная плотина имеет длину 808 футов (246 м) и высоту 76 футов (23 м). Уровень воды меняется всего на 2 фута (0,6 м), поскольку основная функция плотины - регулировать компенсационную воду в реке ниже, но сбросы подаются через электростанцию Торр Ахилти, которая может генерировать до 15 МВт. [ 35 ]
Третий этап
[ редактировать ]Третьим этапом проекта было изменение реки Оррин , которая падает примерно на 700 футов (210 м) на высоте 6 миль (9,7 км) выше места ее слияния с Кононом. Гравитационная плотина была построена в 8 милях (13 км) от соединения, ее длина составляла 1025 футов (312 м), а высота - 167 футов (51 м). Образовавшийся резервуар имеет длину почти 5 миль (8 км). Поскольку уровень воды примерно на 135 футов (41 м) выше, чем когда это была просто река, пришлось построить вторую плотину, чтобы предотвратить стекание воды по рукавам в долине. Это земляная плотина с бетонным ядром, такой же длины, как и основная плотина. Тоннель длиной более 3 миль (4,8 км) и стальной трубопровод доставляют воду на электростанцию Оррин на южном берегу Лох-Ахоначи. Этот этап обошелся в 2,8 миллиона фунтов стерлингов, из которых значительная сумма была необходима для продолжения рыболовства в долине. [ 36 ]
Из-за больших изменений уровня поверхности водоема единственным типом рыбохода, приемлемым для рыболовных интересов, был рыбоход Борланда. Это похоже на ходовой шлюз с верхним и нижним бьефом, соединенными наклонной шахтой. Вода, вытекающая из нижнего бассейна, привлекает мигрирующую рыбу, такую как лосось , а затем шлюзовой затвор закрывается, и шахта заполняется, позволяя рыбе достичь верхнего бассейна и двигаться вверх по течению. Молодь смолтов может проникнуть в верхний бассейн и сползти по шахте, покидая нерестилища. Рыболовный проход Борланд может учитывать изменения верхнего уровня поверхности на 20 футов (6,1 м), но поскольку уровень водохранилища Оррин варьируется гораздо больше, были построены четыре рыбохода. Подобные рыбоходы были также установлены на плотинах Торр-Ачилти, Луихарт, Мейг и Ачанальт, и, хотя ранее рыба не могла получить доступ к Конону над водопадом Конон, рыбоходы открыли для них около 20 миль (32 км) реки, поскольку далеко вверх по течению, как Ачнашин . В рамках проекта в верховья реки Бран было выпущено 200 000 мальков лосося. [ 37 ]
Частные схемы
[ редактировать ]
На острове Дангласс плотина в верхнем конце реки контролирует поток воды вдоль западной стороны острова, а на полпути вдоль восточного русла есть вторая плотина. [ 38 ] В 2015 году на плотине выше по течению были установлены две винтовые турбины Ахимеда для обеспечения электроэнергией поместья Брахан. Турбины производят максимум 100 кВт, а энергия, не используемая поместьем, продается в Национальную энергосистему. Турбины, введенные в эксплуатацию в октябре 2015 года, [ 39 ] предназначены для работы с высотой головы всего 5 футов (1,5 м). Поскольку уровень реки колеблется на 2,3 фута (0,7 м) в результате сбросов со старых гидроэлектростанций, расположенных выше по реке, винты установлены на разной высоте, чтобы обеспечить эффективное использование воды независимо от уровень реки. [ 40 ]
Рыбалка
[ редактировать ]В реке Конон и ее притоках ведется лов форели и лосося, но нынешнее здоровое состояние популяций рыб не отражает историю реки. Ловля лосося в реке и в заливе Кромарти, защищенном от открытого моря, была прибыльным занятием на протяжении нескольких столетий, и к началу 19 века в лимане было большое количество стационарных сетей, так как а также сети и фиксированные ловушки для лосося, называемые «круивами», в реке. Поместье Кромарти долго боролось в судах, чтобы помешать другим землевладельцам Риприи использовать сети для кольев. Оно длилось с 1828 по 1837 год, и в 1838 году суд согласился с их делом, запретив использование фиксированных моторных сетей в Ферте. В 1865 году это стало постановлением. Когда лов лосося стал более популярным, владельцы реки поняли, что очень немногие лососи достигают верховьев речной системы для нереста, так как очень много лосося ловится в ловушки в Брахане или ловится в сети в других местах. [ 41 ]
В 1890 году группа владельцев рек арендовала в Брахане суда и права на лов сетью. Некоторое время в этих местах не производилось отлова и использования сетей, но это привело к тому, что в Ферте было поймано гораздо больше рыбы. К 1901 году крейсы снова начали использоваться, но улов сокращался, и ловля на удочку стала нерентабельной. В 1920 году сэр Джон Стирлинг, лорд Робертс и другие основали компанию по ловле лосося Морей-Ферт. Компания выкупила права на рыбную ловлю в Ферте и устье реки Конон, и какое-то время ловля сетей не производилась, чтобы запасы могли восстановиться, после чего они возобновили ловлю рыбы. Они не смогли найти правильный баланс, поскольку в 1980-х годах запасы сократились. Среднее количество рыбы, пойманной в Ферте в период с 1977 по 1986 год, составляло 502 лосося и 1478 грилсов, взрослых лососей, которые провели в море всего один год, прежде чем вернуться в реку. Фонд охраны атлантического лосося купил права на рыбную ловлю в Ферте в 1991 году и законсервировал их. [ 41 ]
Конон и Черная вода были местом весеннего рыболовства, но обе реки стали менее дикими и более предсказуемыми после строительства гидроэлектростанции на водопаде Конон в 1920-х годах и крупных гидроэлектростанций, построенных между 1946 и 1961 годами. В период с 1962 по 1989 год в 1892 и 1922 годах произошло четыре крупных наводнения, при этом уровень воды на дороге от Мэрибанка до Мой-Бридж достиг 16 футов (4,9 м) в 1962 году. Впоследствии компенсационные потоки из озера Лох-Луичарт были увеличены, чтобы гарантировать, что у озера будет резервная мощность во время наводнения. Совет гидроэлектростанций Северной Шотландии выкупил все права на вылов лосося, за исключением тех, которые принадлежали сэру Джону Стирлингу из поместья Фэрберн, который отказался продавать. Совет установил рыбоподъемники на плотинах, в том числе рыбоходную лестницу на водопаде Конон, что позволило рыбе впервые достичь реки Бран и создало новые большие нерестилища. Они также создали инкубаторий большой мощности и гарантировали компенсационные потоки на Кононе круглый год, что не позволяло низкому уровню воды в летние месяцы ограничить рыболовство. [ 41 ]
Нерестилища Черной Воды были в значительной степени разрушены запрудами реки, а на дамбах нет рыбоподъемников. Рыболовушка в верховьях Черной воды используется для ловли взрослых лососей, которые используются для производства икры для инкубатория. Хотя рыбоподъемники означали, что взрослому лососю было легче вернуться на нерестилища над плотинами, они не очень подходили для смолтов, пытающихся вернуться в море, но были внесены изменения, чтобы улучшить эту ситуацию. Оррин и Мейг уже не очень доступны для взрослых лососей. Река Оррин особенно пострадала от грязи и ила, смытых вниз по течению во время строительства сооружений, а вспышка язвенного некроза кожи в 1967 году еще больше повлияла на рыбные запасы. За десять лет до 2006 года инкубаторий обрабатывал 2,6 миллиона икринок ежегодно, и за тот же период было введено в эксплуатацию около 100 миль (160 км) среды обитания, подходящей для молоди лосося. Хотя рыбные запасы, по-видимому, хорошо восстанавливаются, на них регулярно охотятся тюлени, поскольку в Ферте проживает около 400 особей, которые охотятся на реке вплоть до плотины Торр-Ачилти. В нижнем Кононе обитает большая популяция щуки, а в Бране — значительная популяция окуня. Норка также обосновалась в этом районе, особенно на Черной воде. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эш 1973 , с. 436.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Обзор боеприпасов, карты масштаба 1:25 000 и 1:50 000
- ^ Историческая среда Шотландии . «Ачаншин. Мост Ледгоуэн через реку Бран (здание, внесенное в список памятников архитектуры категории B) (LB1788)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Гидроэлектростанция долины Конон, электростанция Ачанальт и плотина, включая рыбный проход (здание, внесенное в список памятников архитектуры категории C) (LB51705)» .
- ^ Обзор боеприпасов, 6-дюймовая карта, 1888-1913 гг.
- ^ Обзор боеприпасов, 1-дюймовая карта, 1885-1900 гг.
- ^ Кук, BWC, изд. (июнь 1954 г.). «Перенос станции Лохлюхарт». Железнодорожный журнал . Том. 100, нет. 638. Вестминстер: Тотхилл Пресс. п. 432.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Лох-Беанначарайн, кранног (Запланированный памятник) (SM4003)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Мост Стратконон через реку Мейг в Бридженде (здание категории B, внесенное в список памятников архитектуры) (LB1780)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Гидроэлектростанция Конон-Вэлли, электростанция и плотина Торр-Ачилти (здание, внесенное в список объектов категории C) (LB51709)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Фэрберн (Сад и обозначенный ландшафт) (GDL00174)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Дом Фэйрберн (здание категории B, внесенное в список памятников архитектуры) (LB14031)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Брахан (Сад и обозначенный ландшафт) (GDL00068)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Железнодорожный мост Кононбридж (здание категории B, внесенное в список памятников архитектуры) (LB14903)» .
- ^ Историческая среда Шотландии . «Торговый дом Олд Кононбридж в Мэрибурге (здание категории B, внесенное в список памятников архитектуры) (LB7849)» .
- ^ «Мост Кромарти» . Транспорт Шотландии. Архивировано из оригинала 7 февраля 2023 года.
- ^ Пейн 1988 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Пейн 1988 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б «Дом Конон Фолс» . Кенмор. Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года.
- ^ Маршалл 2016 .
- ^ «Водопад Оррин» . Кенмор. Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года.
- ^ Пейн 1988 , с. 123.
- ^ Миллер 2002 , стр. 24, 26.
- ^ Миллер 2002 , с. 254.
- ^ Пейн 1988 , стр. 75–77.
- ^ Пейн 1988 , с. 125.
- ^ Пейн 1988 , с. 124.
- ^ Донкин 1952 , с. 280.
- ^ Пейн 1988 , стр. 124, 127.
- ^ «Электростанция Груди Бридж» . Справочник Шотландии. Архивировано из оригинала 27 января 2023 года.
- ^ Фрейзер 1956 , стр. 39–40.
- ^ Фрейзер 1956 , стр. 41–42.
- ^ Пейн 1988 , стр. 126–127.
- ^ Пейн 1988 , стр. 125–128.
- ^ Пейн 1988 , стр. 125–129.
- ^ Пейн 1988 , с. 129.
- ^ Пейн 1988 , стр. 132–133.
- ^ Обзор боеприпасов, карта масштаба 1:25 000.
- ^ «Брахан» . МаннПауэр Гидро. 2015. Архивировано из оригинала 27 января 2023 года.
- ^ «Эврика! Гидроэнергетика Архимеда приходит в поместье Брахан» . Эко Эволюция. 30 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 28 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Грэм-Стюарт 2005 .
Библиография
[ редактировать ]- Эш, Рассел (1973). Фольклор, мифы и легенды Британии . Ассоциация Ридерс Дайджест. п. 436. ИСБН 978-0-340-16597-3 .
- Донкин, С.Б.; и др. (май 1952 г.). «Обсуждение аспектов гражданского строительства гидроэнергетики в Шотландии» . Труды Института инженеров-строителей . 1 (3). Институт инженеров-строителей: 277–301. дои : 10.1680/iicep.1952.10954 . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года.
- Фрейзер, Норри, изд. (1956). Сэр Эдвард МакКолл – Создатель современной Шотландии . Эдинбург: Стэнли Пресс.
- Грэм-Стюарт, Эндрю (2005). «Конон» . Лососевые реки Северного Хайленда и Внешних Гебридских островов . Роберт Хейл. ISBN 978-0-7090-7589-9 . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года. Примечание. Интернет-копия не содержит номеров страниц.
- Маршалл, Мерил (2 декабря 2016 г.). «Открытие и запись викторианской гидростанции в Оррин-Фолс, Россшир» . Археологическое общество севера Шотландии. Архивировано из оригинала 20 марта 2022 года.
- Миллер, Джеймс (2002). Строители плотин — Сила из Гленса . Бирлинн. ISBN 978-1-84158-225-2 .
- Пейн, Питер Л. (1988). Гидро . Издательство Абердинского университета. ISBN 978-0-08-036584-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ривер Конон и Истер Росс, на Викискладе?