Jump to content

Капитан Ян

(Перенаправлено из «Голландской славы »)
Капитан Ян: история океанских буксиров
Первое издание (голландский)
Автор Ян де Хартог
Оригинальное название Слава Голландии, роман о морской буксировке
Переводчик Карлос Пикок
Язык в
Предмет Буксиры
Жанр Роман
Издатель Эльзевир , Кливер-Хьюм Пресс
Дата публикации
1940
Опубликовано на английском языке
1954
Страницы 434
ISBN 978-0933852839
ОКЛК 31766673
823/.914
Класс ЛК PR6015.A674 C3
Веб-сайт архив .org /подробности /captain00deha / через Интернет-архив

Капитан Ян ( голландский : Hollands Glorie ) — роман голландского писателя Яна де Хартога , вышедший в 1940 году . В книге высококвалифицированные моряки-буксиры изображены как современные преемники смелых мореплавателей Золотого века Голландии . В 1976 году по нему был снят голландский телесериал.

В некоторой степени вымышленная компания, изображенная в книге, вдохновлена ​​реальной буксирной судоходной компанией Smit-Wijsmüller , в которой де Хартог устроился на временную работу в Эймейдене за несколько месяцев до немецкого вторжения, которое быстро подошло к концу. когда буксир был захвачен немцами.

На момент написания книга уже представляла собой исторический роман , изображающий время до рождения автора, уже обладавший определенной романтической патиной. Работа де Хартога в порту Амстердама могла бы дать ему возможность встретиться со старыми моряками поколения главных героев и услышать их воспоминания.

Книга была опубликована в 1940 году, всего за десять дней до того, как нацистская Германия вторглась и быстро оккупировала до сих пор нейтральные Нидерланды . В этих обстоятельствах книга с таким названием и темой сразу же стала бестселлером в оккупированной Голландии, став мощным символом голландского сопротивления оккупации. Как отмечает Институт Новых Нидерландов, «(...)Книга в одночасье стала бестселлером и поддерживала население Нидерландов во время пятилетней военной оккупации и страданий от ненавистного нацистского режима. По оценкам, было выпущено более миллиона экземпляров. «Holland's Glory» были проданы в период войны, учитывая, что все население Голландии тогда составляло менее 10 миллионов человек, проданный миллион копий - это огромная цифра». [ 1 ]

Фактически, в сюжете книги как таковом нет ничего политического, антигерманского или антинацистского, конфликт главных героев-моряков происходит главным образом с природой и с эксплуататорской, авторитарной судоходной компанией «Квел», которая требует от своих сотрудников феодальной верности. Это не помешало гестапо проявить живой интерес к ее автору, вынудив его скрываться, а затем бежать в Англию в 1943 году. Что касается самой книги, то, несмотря на ее запрет нацистами, подпольные типографии продолжали выпускать ее. забронировать в огромных количествах.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]
Реальный буксир «Титан» (позже «Дренте» ), находившийся в эксплуатации с 1894 по 1935 год, похож на лодки, на которых плавал Ян Ванделаар.

В 1890-х и 1900-х годах в Нидерландах наблюдался быстрый расцвет нового вида судоходства: океанских буксиров . В то время как до сих пор буксиры были исключительно местным делом и никогда не покидали берегов, новые виды регулярно пересекали океаны, буксируя земснаряды голландского производства , плавучие краны , лихтеры и шлюзовые затворы в Азию, Африку и Южную Америку – везде, где бы ни находились голландские инженеры. активно строят гавани и перекрывают реки плотинами.

Эти буксиры стали источником сильной национальной гордости голландцев – «Слава Голландии» по первоначальному названию. Капитаны буксиров были возведены в ранг национальных героев, газеты писали об их подвигах, а мальчики коллекционировали фотографии капитанов и мечтали стать одним из них. В книге рассказывается о Яне Ванделааре, мальчике, который вырос и реализовал эту мечту, хотя и дорогой ценой.

Ян Ванделаар, единственный ребенок вдовы рыбака, начинал матросом на медленном велосипедном судне по Северо-Голландскому каналу . Во время аварии он проявил смелость и инициативу и спас корабль. Это привлекло внимание любезного владельца, Минхеера ван Мюнстера, который посоветовал многообещающему юноше подготовиться к получению аттестата помощника капитана. Во время экзамена подруга Яна Нелли, дочь смотрителя шлюза, напряженно ждала, пока он выйдет сияющий и скажет ей, что он сдал экзамен. Будущее Яна казалось гарантированным: он станет офицером на одном из великолепных глубоководных буксиров и заработает достаточно, чтобы жениться на Нелли и купить аккуратный домик.

В возрасте двадцати четырех лет Ян получил место помощника капитана на « Яне ван Генте» под командованием знаменитого капитана Семенова — русского, давно проживавшего в Нидерландах. - в восьмимесячном путешествии на земснаряде в Вальпараисо , Чили . Само путешествие прошло без происшествий, Ян хорошо ладил со своим капитаном и товарищами по плаванию. Единственная опасность, с которой он столкнулся, была во время остановки в Бразилии, где голландско-бразильская община встретила приехавших моряков как герой; с некоторым трудом новобрачный Ян устоял перед энергичной попыткой соблазнения красивой голландско-бразильской девушки.

Однако, успешно обогнув мыс Горн , Ян и его товарищи по кораблю обнаружили тревожные новости, ожидающие их в пункте назначения в Чили. Их судоходную компанию перехватила «Квел» — агрессивная, хищническая компания, стремящаяся установить монополию в буксирном бизнесе, совершенно безжалостная как к конкурентам, так и к сотрудникам. Вместо легкомысленного патернализма ван Мюнстера новые боссы Яна представляют собой наиболее типичных представителей строителей капиталистических империй, которые полностью ожидают, что их сотрудники будут работать гораздо усерднее за меньшую плату.

Вернувшись в Нидерланды, Ян и его недовольные товарищи по плаванию пытаются выразить протест по поводу этого внезапного удара. Но они имеют слабое представление о том, как создать профсоюз , и отвергают советы, которые социалистический пытается им дать агитатор. Они считают, что достаточно собраться вечером, немного напиться и громко высказать свой протест. Ян Ванделаар особенно громко и яростно осуждает пресловутого г-на Квела. Слова Яна тщательно записывает шпион компании и передает, и новое начальство решает показать ему пример. Яна тут же увольняют, а также приказывают немедленно выплатить ссуду, предоставленную щедрым ван Мюнстером, а это означает, что аккуратный новый дом должен быть продан, а бедная Нелли должна вернуться к своим родителям.

После некоторого времени, проведенного на берегу, Квел предлагает Яну и некоторым другим «паршивым овцам» «последний шанс» на трудоустройство - они могут отправиться в путешествие в Северную Америку. Поскольку экипаж почти полностью состоит из тех, кто разозлил компанию Квел, они ожидают, что их поместят в какое-нибудь старое ржавое ведро, и ошеломлены, получив совершенно новый корабль, «бегущий как молния и плавно реагирующий на рулевое управление». Ян и остальные сразу же влюбляются в свой новый корабль. Это кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой – и это действительно так. На полпути через Атлантику Ян с ужасом осознает правду: новый корабль был намеренно спроектирован как плавучая смертельная ловушка, которая никогда не достигнет Америки. Как только запасы угля израсходуются, центр тяжести корабля станет слишком высоким, и он опрокинется при любом сильном шторме, не говоря уже о шторме. Квел аккуратно избавился бы от «нарушителей спокойствия» на борту и прикарманил бы страховку.

В момент кризиса, когда капитан погиб, а корабль тонет, Ян Ванделаар берет на себя руководство остатками команды и благополучно доставляет их к канадскому берегу. Тогда он находит выгодный, хотя и рискованный способ вернуться в Европу — отправиться в Данию на старом, устаревшем паруснике — под первым командованием «Капитана Яна». Но по возвращении в Нидерланды он узнает, что Нелли умерла при родах, оставив ему двоих осиротевших младенцев-близнецов. Вдобавок ко всему, коварному Квелу удается забрать большую часть награды, которую Ян и его команда получили за опасный обратный переход.

Полный ярости, Ян отправляется в главный офис Квела в Роттердаме , ворвавшись туда и избив человека, которого он принял за пресловутого мистера Квела, намереваясь убить его голыми руками. К счастью, он не убил человека, который на самом деле был всего лишь безобидным бухгалтером. Тем не менее приезжает полиция, и Ян оказывается в тюрьме. В этот самый низший период своей карьеры его посещает г-н Боймерс ван Хаафтен из голландской компании Harbourworks. До сих пор компания ван Хаафтена была клиентом Квела, не имея собственных буксиров, и он пока не готов идти на открытую конкуренцию с буксирным гигантом. Однако он готов незаметно помочь Яну Ванделаару начать собственный небольшой судоходный бизнес.

Таким образом, капитан Ян начинает свою независимую карьеру во главе верного экипажа - совсем маленького борющегося Давида, столкнувшегося с непримиримой враждебностью Квел Голиафа. Ему посчастливилось спасти яхту американского миллионера в Карибском море, получив за это значительную сумму. Это позволяет ему купить у мистера Кирса с острова Церлинг солидный, хотя и старый буксир. Это также заставляет Яна все чаще связываться с Рикки Кирс, дочерью человека, который продал ему корабль, молодой женщиной, выросшей в море. На самом деле она такой же хороший судовладелец, как и сам Ян, но в голландском обществе начала двадцатого века у женщины не было возможности сделать морскую карьеру.

С началом Первой мировой войны Ян решает покинуть европейские воды, кишащие подводными лодками, и переждать войну на Дальнем Востоке. На время его борьба с Квелом откладывается. Он вступает в партнерство с довольно подозрительным капитаном Рангом, который предлагает получить прибыльное спасение для Мойры , большого крейсерского корабля, который несколько лет назад потерпел крушение на южном берегу острова Новая Гвинея . Поскольку перемещение затонувшего корабля потребовало бы больших затрат рабочей силы, от его спасения отказались как от нерентабельного. Оказывается, Рангу пришла в голову циничная идея поймать в ловушку сотни папуасов и использовать их принудительный, неоплачиваемый труд. Потрясенный Ян умывает руки от этой схемы. Ранг действительно поднимает « Мойру» на плаву, но ужасной ценой того, что папуасские подневольные рабочие тонут во время шторма. В конце концов, Ранг наказывается «Высшим Правосудием» — его корабль поражает чума , и он умирает вместе со всей своей командой.

После окончания войны капитан Ян возвращается в Европу, и его буксирный бизнес процветает, и Квел сталкивается с ним на более равных условиях. Крупный контракт с Королевским военно-морским флотом , согласно которому Ян будет командовать буксирным конвоем, направляющимся в сухой док на Фолклендские острова , в случае успешного выполнения, прочно укрепит его позиции. Квел начинает тотальную войну, делая все возможное и используя все грязные уловки - добиваясь от поставщиков Яна поставок гнилой и отравленной еды, а когда это не удается, отправляет головорезов в прямые жестокие нападения. Все уловки Квела терпят неудачу, и Фолклендский конвой триумфально проходит - но в момент победы капитану Яну снова наносится жестокий удар. Радист, который должен был поддерживать связь между буксирами конвоев и предупреждать о приближающемся шторме, оказался агентом Квела, посланным саботировать рейс. Когда Ян пытается его задержать, радист достает пистолет, и его выстрел убивает Рикки, которая была активным партнером Яна в планировании конвоя и которая должна была выйти замуж за Яна в конце путешествия. А проводится захоронение в море , и «на дне Атлантики навсегда покоилось тело женщины, мужеству и дальновидности которой так многим были обязаны люди с буксиров».

Впоследствии Ян Ванделаар обладает информацией, доказывающей явно незаконную деятельность Квеля, чья публикация может полностью разрушить компанию - и у него есть очень много причин передать этот взрывчатый материал конкуренту Квела, ван Хаафтену из Harborworks Company, и " пусть волки растерзают друг друга». Но, поразмыслив, Ян понимает, что ван Хаафтен незаметно использовал Яна как кошачью лапу, и что, если Квел будет уничтожен, ван Хаафтен установит новую монополию - и он может быть таким же самодержавным и безжалостным, как Квел. Вместо этого капитан Ян предпочитает бороться с компанией Квел с позиции силы. Компания Яна объединяется с компанией Квеля при условии, что объединенная компания примет все требования Союза буксирников и что г-н Квел уйдет в отставку с поста главного директора компании. Все капитаны и матросы, которые были уволены или изгнаны во время борьбы, восстановлены в должности, а сам Ян становится коммодором всего буксирного флота Квела.

Что касается личной жизни, Ян смирился с тем, что никогда больше не найдет любви, и проведет остаток своих лет в одиночестве. Но журналист Конни Стюве из Maritime News , сочувственно сообщавшая о длительной борьбе Яна, решает более или менее в одностороннем порядке взять его в свои руки и в конечном итоге выйти за него замуж - и он соглашается.

В продолжении Де Хартога, «Капитан» , видно, что к 1930-м годам Квел вернулся к своим авторитарным грязным трюкам, и более молодому капитану пришлось сражаться с ними снова, в мрачных условиях Второй мировой войны .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ян де Хартог [1914-2002], Институт искусств и литературы Новых Нидерландов [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0c2bf8506c26497d7b9ca4f177f97af__1698578340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/af/c0c2bf8506c26497d7b9ca4f177f97af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Captain Jan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)