Капитан Ян
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
![]() Первое издание (голландский) | |
Автор | Ян де Хартог |
---|---|
Оригинальное название | Слава Голландии, роман о морской буксировке |
Переводчик | Карлос Пикок |
Язык | в |
Предмет | Буксиры |
Жанр | Роман |
Издатель | Эльзевир , Кливер-Хьюм Пресс |
Дата публикации | 1940 |
Опубликовано на английском языке | 1954 |
Страницы | 434 |
ISBN | 978-0933852839 |
ОКЛК | 31766673 |
823/.914 | |
Класс ЛК | PR6015.A674 C3 |
Веб-сайт | архив |
Капитан Ян ( голландский : Hollands Glorie ) — роман голландского писателя Яна де Хартога , вышедший в 1940 году . В книге высококвалифицированные моряки-буксиры изображены как современные преемники смелых мореплавателей Золотого века Голландии . В 1976 году по нему был снят голландский телесериал.
В некоторой степени вымышленная компания, изображенная в книге, вдохновлена реальной буксирной судоходной компанией Smit-Wijsmüller , в которой де Хартог устроился на временную работу в Эймейдене за несколько месяцев до немецкого вторжения, которое быстро подошло к концу. когда буксир был захвачен немцами.
На момент написания книга уже представляла собой исторический роман , изображающий время до рождения автора, уже обладавший определенной романтической патиной. Работа де Хартога в порту Амстердама могла бы дать ему возможность встретиться со старыми моряками поколения главных героев и услышать их воспоминания.
Книга была опубликована в 1940 году, всего за десять дней до того, как нацистская Германия вторглась и быстро оккупировала до сих пор нейтральные Нидерланды . В этих обстоятельствах книга с таким названием и темой сразу же стала бестселлером в оккупированной Голландии, став мощным символом голландского сопротивления оккупации. Как отмечает Институт Новых Нидерландов, «(...)Книга в одночасье стала бестселлером и поддерживала население Нидерландов во время пятилетней военной оккупации и страданий от ненавистного нацистского режима. По оценкам, было выпущено более миллиона экземпляров. «Holland's Glory» были проданы в период войны, учитывая, что все население Голландии тогда составляло менее 10 миллионов человек, проданный миллион копий - это огромная цифра». [ 1 ]
Фактически, в сюжете книги как таковом нет ничего политического, антигерманского или антинацистского, конфликт главных героев-моряков происходит главным образом с природой и с эксплуататорской, авторитарной судоходной компанией «Квел», которая требует от своих сотрудников феодальной верности. Это не помешало гестапо проявить живой интерес к ее автору, вынудив его скрываться, а затем бежать в Англию в 1943 году. Что касается самой книги, то, несмотря на ее запрет нацистами, подпольные типографии продолжали выпускать ее. забронировать в огромных количествах.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]
В 1890-х и 1900-х годах в Нидерландах наблюдался быстрый расцвет нового вида судоходства: океанских буксиров . В то время как до сих пор буксиры были исключительно местным делом и никогда не покидали берегов, новые виды регулярно пересекали океаны, буксируя земснаряды голландского производства , плавучие краны , лихтеры и шлюзовые затворы в Азию, Африку и Южную Америку – везде, где бы ни находились голландские инженеры. активно строят гавани и перекрывают реки плотинами.
Эти буксиры стали источником сильной национальной гордости голландцев – «Слава Голландии» по первоначальному названию. Капитаны буксиров были возведены в ранг национальных героев, газеты писали об их подвигах, а мальчики коллекционировали фотографии капитанов и мечтали стать одним из них. В книге рассказывается о Яне Ванделааре, мальчике, который вырос и реализовал эту мечту, хотя и дорогой ценой.
Ян Ванделаар, единственный ребенок вдовы рыбака, начинал матросом на медленном велосипедном судне по Северо-Голландскому каналу . Во время аварии он проявил смелость и инициативу и спас корабль. Это привлекло внимание любезного владельца, Минхеера ван Мюнстера, который посоветовал многообещающему юноше подготовиться к получению аттестата помощника капитана. Во время экзамена подруга Яна Нелли, дочь смотрителя шлюза, напряженно ждала, пока он выйдет сияющий и скажет ей, что он сдал экзамен. Будущее Яна казалось гарантированным: он станет офицером на одном из великолепных глубоководных буксиров и заработает достаточно, чтобы жениться на Нелли и купить аккуратный домик.
В возрасте двадцати четырех лет Ян получил место помощника капитана на « Яне ван Генте» под командованием знаменитого капитана Семенова — русского, давно проживавшего в Нидерландах. - в восьмимесячном путешествии на земснаряде в Вальпараисо , Чили . Само путешествие прошло без происшествий, Ян хорошо ладил со своим капитаном и товарищами по плаванию. Единственная опасность, с которой он столкнулся, была во время остановки в Бразилии, где голландско-бразильская община встретила приехавших моряков как герой; с некоторым трудом новобрачный Ян устоял перед энергичной попыткой соблазнения красивой голландско-бразильской девушки.
Однако, успешно обогнув мыс Горн , Ян и его товарищи по кораблю обнаружили тревожные новости, ожидающие их в пункте назначения в Чили. Их судоходную компанию перехватила «Квел» — агрессивная, хищническая компания, стремящаяся установить монополию в буксирном бизнесе, совершенно безжалостная как к конкурентам, так и к сотрудникам. Вместо легкомысленного патернализма ван Мюнстера новые боссы Яна представляют собой наиболее типичных представителей строителей капиталистических империй, которые полностью ожидают, что их сотрудники будут работать гораздо усерднее за меньшую плату.
Вернувшись в Нидерланды, Ян и его недовольные товарищи по плаванию пытаются выразить протест по поводу этого внезапного удара. Но они имеют слабое представление о том, как создать профсоюз , и отвергают советы, которые социалистический пытается им дать агитатор. Они считают, что достаточно собраться вечером, немного напиться и громко высказать свой протест. Ян Ванделаар особенно громко и яростно осуждает пресловутого г-на Квела. Слова Яна тщательно записывает шпион компании и передает, и новое начальство решает показать ему пример. Яна тут же увольняют, а также приказывают немедленно выплатить ссуду, предоставленную щедрым ван Мюнстером, а это означает, что аккуратный новый дом должен быть продан, а бедная Нелли должна вернуться к своим родителям.
После некоторого времени, проведенного на берегу, Квел предлагает Яну и некоторым другим «паршивым овцам» «последний шанс» на трудоустройство - они могут отправиться в путешествие в Северную Америку. Поскольку экипаж почти полностью состоит из тех, кто разозлил компанию Квел, они ожидают, что их поместят в какое-нибудь старое ржавое ведро, и ошеломлены, получив совершенно новый корабль, «бегущий как молния и плавно реагирующий на рулевое управление». Ян и остальные сразу же влюбляются в свой новый корабль. Это кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой – и это действительно так. На полпути через Атлантику Ян с ужасом осознает правду: новый корабль был намеренно спроектирован как плавучая смертельная ловушка, которая никогда не достигнет Америки. Как только запасы угля израсходуются, центр тяжести корабля станет слишком высоким, и он опрокинется при любом сильном шторме, не говоря уже о шторме. Квел аккуратно избавился бы от «нарушителей спокойствия» на борту и прикарманил бы страховку.
В момент кризиса, когда капитан погиб, а корабль тонет, Ян Ванделаар берет на себя руководство остатками команды и благополучно доставляет их к канадскому берегу. Тогда он находит выгодный, хотя и рискованный способ вернуться в Европу — отправиться в Данию на старом, устаревшем паруснике — под первым командованием «Капитана Яна». Но по возвращении в Нидерланды он узнает, что Нелли умерла при родах, оставив ему двоих осиротевших младенцев-близнецов. Вдобавок ко всему, коварному Квелу удается забрать большую часть награды, которую Ян и его команда получили за опасный обратный переход.
Полный ярости, Ян отправляется в главный офис Квела в Роттердаме , ворвавшись туда и избив человека, которого он принял за пресловутого мистера Квела, намереваясь убить его голыми руками. К счастью, он не убил человека, который на самом деле был всего лишь безобидным бухгалтером. Тем не менее приезжает полиция, и Ян оказывается в тюрьме. В этот самый низший период своей карьеры его посещает г-н Боймерс ван Хаафтен из голландской компании Harbourworks. До сих пор компания ван Хаафтена была клиентом Квела, не имея собственных буксиров, и он пока не готов идти на открытую конкуренцию с буксирным гигантом. Однако он готов незаметно помочь Яну Ванделаару начать собственный небольшой судоходный бизнес.
Таким образом, капитан Ян начинает свою независимую карьеру во главе верного экипажа - совсем маленького борющегося Давида, столкнувшегося с непримиримой враждебностью Квел Голиафа. Ему посчастливилось спасти яхту американского миллионера в Карибском море, получив за это значительную сумму. Это позволяет ему купить у мистера Кирса с острова Церлинг солидный, хотя и старый буксир. Это также заставляет Яна все чаще связываться с Рикки Кирс, дочерью человека, который продал ему корабль, молодой женщиной, выросшей в море. На самом деле она такой же хороший судовладелец, как и сам Ян, но в голландском обществе начала двадцатого века у женщины не было возможности сделать морскую карьеру.
С началом Первой мировой войны Ян решает покинуть европейские воды, кишащие подводными лодками, и переждать войну на Дальнем Востоке. На время его борьба с Квелом откладывается. Он вступает в партнерство с довольно подозрительным капитаном Рангом, который предлагает получить прибыльное спасение для Мойры , большого крейсерского корабля, который несколько лет назад потерпел крушение на южном берегу острова Новая Гвинея . Поскольку перемещение затонувшего корабля потребовало бы больших затрат рабочей силы, от его спасения отказались как от нерентабельного. Оказывается, Рангу пришла в голову циничная идея поймать в ловушку сотни папуасов и использовать их принудительный, неоплачиваемый труд. Потрясенный Ян умывает руки от этой схемы. Ранг действительно поднимает « Мойру» на плаву, но ужасной ценой того, что папуасские подневольные рабочие тонут во время шторма. В конце концов, Ранг наказывается «Высшим Правосудием» — его корабль поражает чума , и он умирает вместе со всей своей командой.
После окончания войны капитан Ян возвращается в Европу, и его буксирный бизнес процветает, и Квел сталкивается с ним на более равных условиях. Крупный контракт с Королевским военно-морским флотом , согласно которому Ян будет командовать буксирным конвоем, направляющимся в сухой док на Фолклендские острова , в случае успешного выполнения, прочно укрепит его позиции. Квел начинает тотальную войну, делая все возможное и используя все грязные уловки - добиваясь от поставщиков Яна поставок гнилой и отравленной еды, а когда это не удается, отправляет головорезов в прямые жестокие нападения. Все уловки Квела терпят неудачу, и Фолклендский конвой триумфально проходит - но в момент победы капитану Яну снова наносится жестокий удар. Радист, который должен был поддерживать связь между буксирами конвоев и предупреждать о приближающемся шторме, оказался агентом Квела, посланным саботировать рейс. Когда Ян пытается его задержать, радист достает пистолет, и его выстрел убивает Рикки, которая была активным партнером Яна в планировании конвоя и которая должна была выйти замуж за Яна в конце путешествия. А проводится захоронение в море , и «на дне Атлантики навсегда покоилось тело женщины, мужеству и дальновидности которой так многим были обязаны люди с буксиров».
Впоследствии Ян Ванделаар обладает информацией, доказывающей явно незаконную деятельность Квеля, чья публикация может полностью разрушить компанию - и у него есть очень много причин передать этот взрывчатый материал конкуренту Квела, ван Хаафтену из Harborworks Company, и " пусть волки растерзают друг друга». Но, поразмыслив, Ян понимает, что ван Хаафтен незаметно использовал Яна как кошачью лапу, и что, если Квел будет уничтожен, ван Хаафтен установит новую монополию - и он может быть таким же самодержавным и безжалостным, как Квел. Вместо этого капитан Ян предпочитает бороться с компанией Квел с позиции силы. Компания Яна объединяется с компанией Квеля при условии, что объединенная компания примет все требования Союза буксирников и что г-н Квел уйдет в отставку с поста главного директора компании. Все капитаны и матросы, которые были уволены или изгнаны во время борьбы, восстановлены в должности, а сам Ян становится коммодором всего буксирного флота Квела.
Что касается личной жизни, Ян смирился с тем, что никогда больше не найдет любви, и проведет остаток своих лет в одиночестве. Но журналист Конни Стюве из Maritime News , сочувственно сообщавшая о длительной борьбе Яна, решает более или менее в одностороннем порядке взять его в свои руки и в конечном итоге выйти за него замуж - и он соглашается.
В продолжении Де Хартога, «Капитан» , видно, что к 1930-м годам Квел вернулся к своим авторитарным грязным трюкам, и более молодому капитану пришлось сражаться с ними снова, в мрачных условиях Второй мировой войны .