Deus reelatus (христианское богословие)
Deus reelatus ( лат . «откровенный Бог») относится к христианской теологической концепции, придуманной Мартином Лютером , которая утверждает, что окончательное самораскрытие Бога зависит от его сокрытости . Особое внимание в работе Лютера уделяется Гейдельбергским тезисам 1518 года. [1] представлено во время Гейдельбергского диспута 1518 года. В христианском богословии Бог представлен как явленный или Deus revelatus через страдания Иисуса Христа на кресте . Споры по поводу этого термина ведутся в области философии религии , где он оспаривается такими философами, как Дж. Л. Шелленберг. [2] Этот термин обычно отличают от лютеровской концепции Deus absconditus , утверждающей фундаментальную непознаваемость сущности Бога. Однако Лютер предположил, что Бог — это откровение, которое использует туман, чтобы скрыть себя. [3] Это различие, которое пронизывает его богословие, стало предметом широкой интерпретации, что привело к разногласиям между богословами, которые считают эти термины либо противоположными, либо идентичными. Эти два противоречивых направления мысли представляют собой главную проблему при интерпретации учения Лютера о Боге-откровении. [4] В последние годы этот термин использовался для информирования современного анализа религиозных тем, таких как эволюция.
Явленный Бог
[ редактировать ]Христианское богословие
[ редактировать ]Концепция Лютера «Откровенного Бога» возникла в результате его личной борьбы с уверенностью в Божьей благодати, которую он подтвердил, взглянув на Крест Христов. Понятие непостижимости Бога впервые было введено Лютером в его «Лекциях о псалмах» . [4] Теология « deus revelatus » возникла для решения проблемы того, что если Бог и существует, то он недостаточно ясно выразил свое существование. [5] Термин «Откровенный Бог» можно найти в работах Лютера «Гейдельбергские тезисы» (1518 г.) и «О рабстве воли» (1525 г.). Богословие Лютера было пронизано теологией креста, что привело к концепции как Бога явленного ( deus reelatus ), так и Бога сокрытого ( deus absconditus ). В « Гейдельбергском тезисе» Лютер утверждает точку зрения на «deus revelatus» , живого Бога, пострадавшего на кресте, а в « О рабстве воли» Лютер изображает «deus absconditus», Бога скрытого величия. Христианская концепция Бога изображает абсолютное существо, которое праведно само по себе и тем самым становится угрозой для неправедных людей. Поэтому Он должен стать «Богом, который ищет оправдания неправедными в своих словах, великой уязвимостью, перед которой Бог склоняется низко, чтобы дать грешникам веру». [3]
Концепция Явленного Бога позже была названа Полсоном «Проповедованным Богом». [3] Явленный Бог — это одно существо и три личности, которые «активно желают, чтобы их нашли — во Христе, и Его распятом — оправданными в Его словах». [3] Таким образом, Лютер предположил, что окончательное самораскрытие Бога происходит в сокрытии, «а именно, в слабости, в безумии, в воплощении и на кресте». [1] Божественное величие и слава Бога есть «стыд и унижение», поскольку Он «оживляет посредством смерти, чьи страдания ведут к воскресению», таким образом возникает парадокс, посредством которого Бог сокрыт в Своем самооткровении. [1] Бог сокрыт «в страданиях, смирении и стыде крестных» и страдающих на земле, однако через веру грешники могут познать Бога любви и милосердия, явленного во Христе. [6] Такое откровение, ведущее к оправданию, тем не менее, требует проповедника, так: «Дух Святой посылает таких проповедников, чтобы благодать не была сокрыта настолько глубоко, чтобы мы никогда не нашли Христа сокрытым в отвратительном кресте». [3] Из-за этого богословие Лютера утверждает, что любой человек вне христианской общины веры не переживает своего самораскрытия и не знает своего отношения к ним. [1]
Лютер считал, что видимые аспекты Бога через его сокрытие были единственным достаточным объяснением Бога. Поэтому Лютер заявил, что богословам крайне важно сосредоточиться на кресте, чтобы «увидеть Бога таким, каким Бог хочет, чтобы его видели». [1] «Те, кто стремятся познать невидимое Божие, а именно, Божью славу, величие, мудрость и справедливость, через мудрость естественного откровения, Лютер наказывает как богословов славы». [1]
Эта концепция связана со свободой воли в христианском богословии, поскольку она приводит к вере в то, что «Бог должен оставаться скрытым [...] неспособность сделать это приведет к потере морально значимой свободы со стороны созданий». [5]
В Библии
[ редактировать ]Представление Лютера о Боге-откровении было заимствовано из конкретного места Писания христианской Библии, в котором подробно описывается, как только через Христа Бог решает быть раскрытым. Важные отрывки включают Иоанна 14:8-9, '8 Филипп сказал: «Господь, покажи нам Отца, и этого будет достаточно для нас». 9 Иисус ответил: «Разве ты не знаешь меня, Филипп, даже после того, как я пробыл среди вас такое долгое время? Любой, кто видел Меня, видел Отца. Как вы можете говорить: «Покажи нам Отца»?».
Дальнейшие важные отрывки
[ редактировать ]Источник: [1]
- Исход 33:18-23
- Рим 1:19-25
- 1 Кор. 1:17-31.
- 2 Фессалоникийцам 2:4
Философия религии
[ редактировать ]Явленный Бог вносит свой вклад в дебаты в философии религии, в результате чего такие философы, как Дж. Л. Шелленберг, использовали его для поддержки взглядов на атеизм. [5]
Линия аргументации Шелленберга пытается опровергнуть существование иудео-христианско-исламского Бога, заявляя, что если бы существовал совершенно любящий Бог, Он бы адекватно открыл Себя, чтобы позволить каждому человеку достичь личных отношений с Ним. Однако, поскольку «есть способные и невиновные неверующие […] не существует совершенно любящего Бога». [5]
Аргумент Шелленберга:
- Если есть Бог, он совершенно любящий
- Если существует совершенно любящий Бог, разумного неверия не возникает.
- Разумное неверие действительно имеет место
- Никакого совершенно любящего Бога не существует
- Бога нет
Похожие: «Скрытый Бог»
[ редактировать ]Похожая лютеранская концепция - это концепция Скрытого Бога, божества, чья благодать скрыта, которое часто считается взаимосвязанным с Явленным Богом. Изображение Лютера « deus absconditus» можно найти в его работе «Рабство воли» (De servo arbitio). Концепция Лютера утверждает, что первый случай сокрытия в христианской Библии произошел в Эдемском саду, где Адам и Ева пытались спрятаться от Бога. [7] После этого случая Бог остался сокрытым в том смысле, что Его воля и намерения остаются неизвестными никому, кроме него самого.
Есть два противоположных взгляда на значение изображения Лютера Скрытого Бога: [3]
- Его сокрытость является субъективным пределом человеческого познания.
- Бог по своей сути есть милосердие, поэтому поступки, кажущиеся злыми, можно отнести к атрибуту божественной любви.
Споры
[ редактировать ]Распространенной проблемой в богословских науках являются отношения между Явленным Богом и Сокрытым Богом. Возник спор относительно того, относятся ли « deus reelatus» и « deus absconditus» к двум различным направлениям богословия, которые имеют общую только концепцию сокрытости, или же они идентичны по форме. Утверждается, что, согласно его собственным сочинениям, «Лютер никогда не проповедовал двух или трех богов или сил; он не был манихеем или антитринитарием», [3] однако кажущийся парадокс оспаривается. Герриш образует две разные группы богословов в зависимости от того, считают ли они эти термины противоположными или идентичными.
Среди богословов, считающих эти термины противоположными, — Гендель, Теодосий Гарнак, два Ритчля, Рейнхольд Зееберг, Хирш, Элерт и Холл. Такие богословы утверждают дуалистическую природу этих терминов и заявляют, что два разных взгляда на Бога, которые они порождают, не могут быть примирены. Гендель утверждает: «Лютер предупреждает, что теолог и верующий должен различать Бога, проповедуемого или явленного, и Бога сокрытого, «то есть, между Словом Божьим и самим Богом»». [1] Работу Гарнака считали новым открытием концепции Скрытого и Явленного Бога, согласно которой «понятие сокрытости выражает двойное отношение Бога к миру: вне Христа Он является свободным, вседействующим, величественным Богом Закона». ; во Христе он милостивый Искупитель, связавший себя со своим Словом и Таинствами». [4] Этой позиции придерживался и Альтхаус, который заявил, что своей концепцией Явленного и Сокрытого Бога Лютер разделил Бога; «Бог, по тайной Своей воле, в значительной степени не согласен со Своим Словом, предлагающим благодать всем людям». [8]
Теологи, которые считают, что эти термины идентичны, - это Каттенбуш и Эрих Зееберг. Богословы утверждают, что одно-единственное событие откровения привело людей через веру к тому, чтобы увидеть Явленного Бога, а через простое чувственное восприятие увидеть Сокрытого Бога. Каттенбуш увековечил точку зрения этих двух терминов как тождественную, утверждая, что «Бог скрывается в своем откровении, так что откровение и сокрытость не противостоят друг другу, а совпадают». [4]
Современное богословское применение
[ редактировать ]Богословие Лютера остается актуальным во множестве современных богословских дебатов, таких как эволюционные дебаты.
Эволюционные дебаты
[ редактировать ]Богослов Шарлин Бернс исследовала значение насильственной эволюции применительно к христианскому богословию. Научные открытия продолжают раскрывать насилие как маркер происхождения мира, от «движения линий разломов на земле до исчезновения видов». [9] Бернс использует феноменологический подход для обсуждения насилия, присущего эволюции. [9] Бернс утверждает, что «Бог открывается не в страданиях Христа на кресте как таковых, а в том, что эти страдания стимулируют», и утверждает, что эволюция привела к тому, что человечество стало «разрушителями». [9] В заключение Бернс утверждает, что идея Бога, раскрывающегося через страдания Христа, иллюстрирует альтруистическую природу Бога, которой человечество призвано подражать на своей нынешней продвинутой стадии эволюции.
См. также
[ редактировать ]- обманчивый Бог
- Бог бездействует
- Этический монотеизм
- История христианского богословия
- Очерк богословия
- Философское богословие
- Теодицея
- Богословие Креста
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хендель, Курт К. (август 2008 г.). « Нет спасения вне церкви» в свете лютеровской диалектики о скрытом и явленном Боге». Течения в теологии и миссии . 35 (4): 248–258. Гейл А182929962 .
- ^ Шелленберг, Дж. Л. (1993). Божественная сокрытость и человеческий разум . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-2792-3 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Полсон, Стивен (2014). «Учение Лютера о Боге». В Колбе, Роберт; Дингель, Ирен; Батька, Любомир (ред.). Оксфордский справочник по теологии Мартина Лютера . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199604708.013.034 . ISBN 978-0-19-960470-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Джерриш, бакалавр наук (1973). « К неведомому Богу: Лютер и Кальвин о сокрытии Бога» . Журнал религии . 53 (3): 263–292. дои : 10.1086/486347 . JSTOR 1202133 . S2CID 170113518 .
- ^ Jump up to: а б с д Ховард-Снайдер, Дэниел; Мозер (2002). Божественная сокрытость: новые очерки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521006101 .
- ^ Стопа, Сася Эмили Матиасен (1 ноября 2018 г.). « 'Ищу убежища в Боге против Бога': Скрытый Бог в лютеранском богословии и постмодернистское ослабление Бога» . Открытое богословие . 4 (1): 658–674. дои : 10.1515/opth-2018-0049 . S2CID 172127916 .
- ^ Полсон, Стивен (1 октября 1999 г.). «Лютер о сокрытом Боге» . Слово и мир . 19 (4): 363–371.
- ^ Альтхаус, Пол (1966). Богословие Мартина Лютера . Крепость Пресс. ISBN 0800618556 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Бернс, Шарлин П.Е. (ноябрь 2006 г.). «Честность в отношении Бога: богословские размышления о насилии в эволюционной вселенной». Теология и наука . 4 (3): 279–290. дои : 10.1080/14746700600953389 . S2CID 144946281 .
Библиография
[ редактировать ]- Бернс, Шарлин П.Е. (ноябрь 2006 г.). «Честность в отношении Бога: богословские размышления о насилии в эволюционной вселенной». Теология и наука . 4 (3): 279–290. дои : 10.1080/14746700600953389 . S2CID 144946281 .
- Клаус Швамбах: Процесс оправдания и процесс освобождения. Эсхатологии Мартина Лютера и Леонардо Боффа в критическом разговоре , Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 1996, ISBN 3-525-56239-X
- Джерриш, бакалавр наук (1973). « К неведомому Богу: Лютер и Кальвин о сокрытии Бога» . Журнал религии . 53 (3): 263–292. дои : 10.1086/486347 . JSTOR 1202133 . S2CID 170113518 .
- Ганс Хюбнер: Библейское богословие Нового Завета, Том 1: Пролегомены , Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 1990, ISBN 3-525-53586-4
- Хендель, Курт К. (август 2008 г.). « Нет спасения вне церкви» в свете лютеровской диалектики о скрытом и явленном Боге». Течения в теологии и миссии . 35 (4): 248–258. Гейл А182929962 .
- Ховард-Снайдер Д. и Мозер П.К. (2002) Новые эссе о божественной сокрытии. Кембридж, Великобритания;: Издательство Кембриджского университета.
- Колб, Роберт (2009). Мартин Лютер: исповедник веры . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-920894-4 .
- Полсон, Стивен (2014). «Учение Лютера о Боге». В Колбе, Роберт; Дингель, Ирен; Батька, Любомир (ред.). Оксфордский справочник по теологии Мартина Лютера . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199604708.013.034 . ISBN 978-0-19-960470-8 .
- Полсон, Стивен (1 октября 1999 г.). «Лютер о сокрытом Боге» . Слово и мир . 19 (4): 363–371.
- Шелленберг, Дж. Л. (1993). Божественная сокрытость и человеческий разум . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-2792-3 .
- Стопа, Сася Эмили Матиасен (1 ноября 2018 г.). « 'Ищу убежища в Боге против Бога': Скрытый Бог в лютеранском богословии и постмодернистское ослабление Бога» . Открытое богословие . 4 (1): 658–674. дои : 10.1515/opth-2018-0049 . S2CID 172127916 .
- Веструччи, Андреа (2019). Богословие как свобода: О книге Мартина Лютера «De servo arbitio» . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-156975-3 .
- Леппин, Волкер (2005). «Deus absconditus и Deus reelatus. Трансформации средневекового богословия в учении о Боге «De servo arbitio» ». Берлинский богословский журнал . 22 (1): 55–69. doi : 10.15496/публикация-53935 . hdl : 10900/112559 .